Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»
Цель:
Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с ребенком в домашних условиях.
Задачи:
1. Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
2. Развивать творческий подход родителей к выполнению логопедических упражнений при развитии фонематического слуха.
3. Воспитывать умение положительного взаимодействия на уровне родитель – ребенок при преодолении трудных задач.
Материалы и оборудование:
Бумажные листы формата А4, ножницы, клеящий карандаш, рекламные буклеты и старые методические пособия – раздаточный материал для каждого участника мастер-класса. Маленькие контейнеры-шумелки (10шт.), колокольчик,
Ход мероприятия:
1. Вводная часть.
— Уважаемые родители, вашему вниманию предоставляются игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
2. Теоретическая часть.
— Что же такое фонематический слух? Как Вы думаете?
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без этой особенности нельзя научиться слушать и понимать речь. Важно различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (воспринимать и различать все звуки речи на слух). При нарушениях фонематического слуха ребенок воспринимает, запоминает и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, слово «тапки» превращается в «папки», «лапки», фраза «Дай подушку» — в «Ай, ушко», «Под душ». В школе это уже приводит к низкой скорости чтения и письма, многочисленным ошибкам.
Что же помогает развитию фонематического слуха у дошкольников? Различные игры, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает), а потом и сам произносит звуки. Постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности развития фонематического слуха. Поэтому будем делать упражнение с постепенным усложнением.
Сначала развиваем способность узнавать неречевые звуки, развивая слуховое внимание и слуховую память.
— Закройте глаза и послушайте звуки за окном: «Что шумит? (деревья) Что гудит? (машина) Кто чирикает? (воробей) Кто разговаривает? (люди)». Дома предложите детям закрыть глазки и послушать мир вокруг, кто больше услышит.
— Посмотрите на контейнеры от киндер-сюрпризов, попробуйте по звуку найти одинаковые. Дома вместе с ребенком наполните непрозрачные контейнеры или пластиковые стаканчики любыми «звучащими» материалами (семечками, скрепками, пуговицами, фасолью, бубенчиками, конфеткой, печеньем). Пусть ребенок угадать по звуку, что внутри. Угадавшему приз – конфетка или печенье из стаканчика.
— Закройте глаза, прислушайтесь. С какой стороны доносится звук колокольчика? Справа или слева? Дома поиграйте в игру «жмурки» с детьми. Закрыв глазки ребенку повязкой, попросите его двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши.
— Возьмите карандаш на столе и повторите за мной отбиваемый ритм: I-II-III-I-II-III. Дома дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разным предметам из стекла, металла, дерева. Сравните звучание. С закрытыми глазами попробуйте отгадать, по какому предмету стучит карандаш. Повторите ударами карандаша ритм: I-II-I-II-I-II. Попросите ребенка повторить такой же ритм хлопков с паузами.
— Прислушайтесь, где зазвонил телефон, звук тихий, но надо найти его местоположение. Сложно? В домашних условиях можно спрятать тикающий будильник, пока ребёнок в другой комнате. Ребёнок должен прислушаться и определить, в каком месте спрятан будильник.
— Давайте, немножко отдохнем и послушаем звуки природы. Что Вы представляете, когда слышите эти звуки? (Дождь, море, лес, водопад). Для развития фонематического слуха у ребенка полезно слушать аудиозаписи природных звуков (шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных). Обсудите с ребенком услышанные звуки, чем звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать?
Дальше учим ребенка различать высоту, силу и тембр голоса.
— Произнесите имя своего ребенка: тихо-громко, радостно-грустно, сердито-доброжелательно. А дома поиграйте с воображаемым щенком. Как щенок лает, когда находится близко (громко)? А как он лает, когда далеко (тихо)? Ребенок сам «лает» по сигналу взрослого: «далеко» — «близко». Если щенок потерялся, он лает испугано, дрожа от страха. Когда хочет есть, жалобно скулит? А как щенок радостно лает?
Теперь пора различать слова, близкие по звуковому составу.
— Найдите из разложенных на столе картинок: мультифору, микрофлору, аудитора, аниматора, дистрибутора.Это слова для взрослых, для детей подберите картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Вы говорите слово, а ребёнок выбирает верную картинку.
— Помогите исправить мои ошибки, что я хотела сказать: «Безит коська от шобаки, колая рает на вшех». Сложно? С детьми можно брать короткие предложения Скажите, что у Вас устал язык, и попросите ребенка помочь правильно произнести предложения: «Коса ест траву. Шобака бежит домой. Вошадь везет телегу».
Учимся различать слоги и звуки.
— Какой слог лишний? Хлопните в ладоши, когда услышите: «ША, ЖА, ЗА, ЩА». Дома ребенок должен услышать, какой слог лишний в ряду: «ши-ши-ши-жи-ши». Услышав «жи», нужно хлопнуть.
— Лови звук. Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши. Например, поймать звук «Л» в ладошки: «К-З-В-У-Б-Л-Д».
— Хлопай-топай. Упражнение направлено на развитие переключаемости движений и соотнесение действия и звука. Давайте, попробуем. На звук «Р» поднимаем руки, на звук «С» опускаем руки вниз, на звук «Ж» хлопаем в ладоши, на звук «К» топаем ногами. Начали: «К-Ж-С-Р-К» Сложно? Представьте, как сложно ребенку, который только познает мир звуков. С ребенком проводите упрощенные упражнения: на звук «ш» дошкольник топает, а на звук «ж» хлопает в ладоши.
— Давайте выполним задание по русскому языку за второй класс. Какой звук есть во всех перечисленных словах: гроздья, стайки, ожерелье (звук «Й»). С такими упражнениями ребенок столкнется в школе, к этому надо подготовиться. Дошкольнику можно предлагать три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, например: камыш, шуба, мышь. Какой звук есть во всех этих словах?
— Все взрослые любят наводить порядок в шкафу, Давайте, научим этому своих детей. Разложите с ребенком картинки в разные шкафчики. Картинку со звуком «с» (сарафан) надо положить слева, со звуком «ш» (шарф) – вправо);
— Кто из Вас сможет вспомнить больше слов на звук «П»? Поиграйте с ребенком дома, кто сможет вспомнить больше слов, тот и выиграл.
— Игра в слова — разновидность игры в города. Вспомните, как в детстве мы играли в города: «Архангельск-Кострома-Астрахань-…» Дома поиграйте в слова с детьми. Надо подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин-…).
Учим детей определять количество слогов в слове.
— Возникла путаница, отгадайте слово: «нок-ре-бе» (ребенок). Поменяйте слоги местами и отгадайте вместе с ребенком слово (ма-зи – зима, ка-кош – кошка).
— Начинайте говорить слово, а ребенок его заканчивает: ва-…за, ня, ся; ру-ка, бин, ль).
3. Практическая часть.
— Наши дети всегда радуются подарку и совместной с родителями деятельности. Мы сейчас им сделаем небольшое логопедическое пособие своими руками, а дома Вы продолжите пополнять коллекцию пособий вместе с ребёнком.
Перед вами белый лист А4 и рекламные буклеты. Вспомните, какой звук вызывает у вашего ребенка наибольшие проблемы. Найдите и вырежьте картинки с этим звуком в названии. Какую сказку можно придумать с этими картинками? Приклейте их в нужном для сказки или рассказа порядке. Расскажите ребенку вашу сказку, придумайте вместе с ним новую на определенный звук. Для аппликации можно использовать старые журналы, рабочие тетради, рекламные буклеты. Это ваше личное самодельное логопедическое пособие. Оно бесценно, потому что развивает фонематический слух, мелкую моторику, психические процессы анализа и синтеза, зрительное восприятие и внимание, детское воображение и фантазию. Вы учите ребенка творить развиваясь, учиться играя. А итогом вашего творчества будет правильная речь ребенка и хорошие оценки по русскому языку.
Причины нарушений речи у детей
- Наследственность – умственная отсталость, нарушения слуха у родителей.
- Внутриутробные патологии (мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, получила травмы). Развиваются, когда плоду от 1 до 4 месяцев.
- Преждевременные роды и родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
- Болезни и травмы в первые годы жизни: рахит, коклюш, менингит, повреждения черепа или неба, воспаление среднего уха.
- Психологические причины: родители не общаются с ребенком, плохо обращаются с ним, слишком часто оставляют одного.
Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»
Автор:
Антикян Инна Владимировна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»,
гп. Андра, ХМАО-Югра, Тюменская область
Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»
как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда
с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
Все мы, практикующие педагоги, с сожалением можем отметить тот факт, что в последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.
Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в детский сад, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе учителя-логопеда с «особыми» детьми.
Исходя из опыта работы, могу сказать, что хороший, стойкий положительный результат коррекционной работы возможен только благодаря грамотно выстроенной совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И здесь моей основной задачей как специалиста является организация и координирование такой системы работы с педагогами ДОУ и семьей ребенка, в ходе которой все участники образовательного процесса будут активно задействованы и максимально заинтересованы в успехе!
Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, они неохотно посещают и участвуют со своими детьми в коллективных мероприятиях и проектах, реализуемых в ДОУ, предпочитая индивидуальные формы взаимодействия с учителем-логопедом.
Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом.
Так же мы можем наблюдать то, что далеко не все родители знают и задумываются над тем, насколько ценны для развития ребенка именно первые годы жизни, когда при грамотном комплексном медико-педагогическом воздействии и осознании родителями проблем в развитии ребенка, реально возможно их компенсировать и дать возможность малышу нормально жить и развиваться.
Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта, как «Логопедическая школа для родителей» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Целью данного проекта является вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.
Этот проект реализуется ежегодно на протяжении многих лет работы, изначально он был ориентирован на взаимодействие со всеми родителями детей, посещающих ДОУ.
Однако, в последние годы, наряду с традиционными ежегодными темами встреч, мастер-классами для родителей такими, как «Профилактика нарушений звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте. Осуществление взаимодействия детского сада и семьи» или «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» (Приложение 1), я включаю в годовое планирование и темы встреч, непосредственно направленные на оказание логопедической помощи семьям, воспитывающих «особых» детей.
С этой целью наиболее эффективным, на мой взгляд, является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.
По моим наблюдениям, многие мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, замыкаются по поводу развития своего ребенка, стесняются этой проблемы или, что хуже всего, могут не признать и не соглашаться с тем фактом, что проблема, действительно, существует и ее надо решать как можно быстрее, не упуская драгоценного времени.
В такой ситуации учителю-логопеду нужно быть тонким психологом и тактично, при этом аргументированно, разъяснить маме суть проблемы и возможные пути ее решения. Конечно, далеко не все зависит от учителя-логопеда, но мы, как специалисты, можем грамотно повлиять на отношение родителей к существующим проблемам в развитии их детей.
Безусловно, во многом, результат коррекционной работы зависит и от слаженности в работе всего педагогического коллектива. Здесь учитель-логопед также выступает координатором, куратором, так как, обладая специальными знаниями в области дефектологии, специальной педагогики психологии, он способен ознакомить педагогов со спецификой работы с детьми с особенностями развития с помощью проведения семинаров, мастер-классов и деловых игр.
Мероприятия, проходящие в «Логопедической школе для родителей» планируются заранее, но в течение года этот план подвергается коррекции, так как проект является открытым, личностно-ориентированным и призван оказывать реальную и действительно необходимую помощь родителям ребенка с ОВЗ.
Как это работает и каковы секреты успешного взаимного общения учителя-логопеда с семьями, воспитывающими «особых» детей?
Во-первых, мы должны помочь маме преодолеть неуверенность в своих силах, педагогических способностях и показать ей то, что, при желании, именно мама и может стать для ребенка лучшим педагогом: дефектологом, психологом, логопедом… но, если она, действительно будет заинтересована сделать все возможное для развития своего ребенка. На каждом индивидуальном занятии я делаю фото и видеосъемку фрагментов занятия и отправляю их родителям. Если что-то становится им непонятно, даю разъяснения и рекомендации.
Во-вторых, нам нужно постараться сделать родителей своими союзниками, чтобы вместе, помогая друг другу и ребенку, прийти к хорошему результату коррекционной работы. Поэтому приглашаем маму на открытые индивидуальные практические занятия, наглядно демонстрируя, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, как заинтересовать малыша и удержать его внимание. Очень часто помощником логопеда становятся старшие дети в семье или папы, которые, как известно, ближе к ребенку в плане интереса к игре и не настолько обременены домашними заботами. Также я предлагаю родителям изготавливать из подручного материала интересные развивающие пособия для ребенка, используя оригинальные идеи из сети Интернет.
В-третьих, мы будем показывать и рассказывать семье о каждом малейшем успехе ребенка и научим родителей отмечать успехи малыша, хвалить его и мотивировать к дальнейшим достижениям. Оказывается, далеко не все родители знают о том, насколько важна похвала для ребенка.
В-четвертых, мы можем ненавязчиво познакомить на наших встречах родителей детей с ОВЗ для того, чтобы они имели возможность в неформальной обстановке обсудить проблемы воспитания и поделиться друг с другом особыми приемами или просто высказаться на интересующие их темы.
В-пятых, когда мы видим, что и мама и ребенок уже обрели некоторую уверенность и готовность общаться с детьми и родителями в группе, мы постепенно привлекаем их к участию в микрогрупповых, общегрупповых, а, затем, и в общесадовских мероприятиях.
Например, Паша К., ребенок со II уровнем общего недоразвития речи, с помощью мамы участвовал в защите детско-родительского проекта «Наша авторская скороговорка» и с трудом преодолевая стеснение, все-таки произнес сочиненную родителями скороговорку.
А по окончании подготовительной к школе группы Паша, перейдя на III уровень развития речи, стал более уверенным, согласился поучаствовать в онлайн-олимпиаде и занял призовое место. Ребенок поборол страх публичных выступлений и с удовольствием принял участие в логопедическом квесте, стал активнее общаться со сверстниками и взрослыми.
Видя успехи своего ребенка и получая поддержку и помощь учителя-логопеда, родители становятся активными участниками коррекционно-логопедического процесса. Они принимают участие в мероприятиях, проектной деятельности в ДОУ.
По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.
Приложение 1.
План деятельности «Логопедической школы для родителей»
на 20__-20__ учебный год
Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам с 17.00 до 18.00
№ п/п | Месяц | Мероприятие | Тема, цель | Взаимодействие с коллегами |
1. | Сентябрь | Родительское собрание для родителей старших дошкольников, детей с ОВЗ. Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ. | «Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа» Цель. Рекомендации для родителей по проведению домашних логопедических занятий | Согласование времени проведения с воспитателями |
2. | Октябрь | Мастер-класс для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ. Буклеты для родителей Семинар-практикум для родителей детей старшей группы, детей с ОВЗ. Оформление родительского уголка. | «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей 4-5 лет через взаимодействие детского сада и семьи» Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи «Речь детей 4-5 лет» «Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях» «Артикуляционные и дыхательные упражнения» | Согласование времени проведения с воспитателями |
3. | Ноябрь | Семинар-практикум в подготовительной к школе группе Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы, детей с ОВЗ. Создание буклетов для родителей Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ | «Особенности коррекционной логопедической работы с детьми 6-7 лет» «Как развивать речь ребенка от 2-х до 4-х лет. Тактики стимулирования речи» «Что делать, если ребенок не говорит» «Игры для развития речевого слуха» | Согласование времени проведения с воспитателями |
4. | Декабрь | Конкурс чтецов в подготовительной к школе группе (совместно с 1 классом) Оформление родительского уголка Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ | «Зимушка-зима» Цель: приобщение детей и родителей к русской поэзии «Учим вместе. Новогодние деньки» «Особый ребенок в ДОУ» | Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей |
5. | Январь | Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы и детей с ОВЗ. Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ Оформление родительского уголка | «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков «Заикание появилось. Что делать?» Цель: Ознакомление родителей с симптомами заикания и приемами его устранения «Развиваем дыхание» Цель: Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания | Согласование времени проведения с воспитателями родителями |
6. | Февраль | Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ | «Жить интересно» «Как правильно научить ребенка читать» | |
7. | Март | Мастер-класс в подготовительной группе Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ | «Как подготовить руку ребенка к письму?» Цель. Ознакомление родителей с эффективными приемами подготовки руки к письму «Предшкольная подготовка детей. Готовим руку к письму» | Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы |
8. | Апрель | Открытое интегрированное развлечение Открытый показ НОД в средней группе | «Путешествие к звездам» «Весенние сюрпризы Смешариков» Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей | Совместно с инструктором по ФИЗО, воспитателями Совместно с музыкальным руководителем |
9. | Май | Совместное развлечение детей и родителей старшей группы, детей с ОВЗ. Итоговое мероприятие в подготовительной к школе группе, с участием детей с ОВЗ. Беседа с родителями | «День Рождения звука» Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей Логопедический квест «Путешествие в Королевство Правильной Речи» Цель: демонстрация родителям итогов речевых достижений детей Итоги логопедического обследования детей | Совместно с воспитателями старшей группы Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы |
10. | Июнь | Совместные досуги для родителей и детей -младшие дошкольники -старшие дошкольники | «День защиты детей» «Оранжевое лето» «День России» «Невероятное путешествие по неведомым дорожкам» | |
В течение года | Совместное с родителями проведение открытых индивидуальных занятий с детьми | Цель: повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития детей с ОВЗ | Согласование времени проведения с родителями |
Список литературы
- Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009
- Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004
Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0006086
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться
Мастер-класс для родителей старшей логопедической группы «Логопедические игры с мамой»
Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками
«Воздушный футбол»
. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).
«Поющая бутылочка»
Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
Обратите внимание!
Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Свеча.
Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
«Парашютик»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение:
На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).
Обратите внимание!
Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
Не сжимать язык зубами.
Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).
Л: Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз. В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.