Абсолютно все родители хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим, успешным, умным, хорошо учился в школе и имел много друзей. Важную роль в достижении этих целей имеет своевременное развитие речи.
Дети, имеющие речевые проблемы, становятся замкнутыми, мало общаются со сверстниками, как следствие, начинают отставать и в интеллектуальном развитии. Не лучше ли вовремя справиться с нарушениями и помочь ребенку адаптироваться в обществе?
Когда пора к логопеду?
Мнение, что логопед работает только со старшими дошкольниками, уже устарело. Наиболее подходящим возрастом для выявления речевых проблем и работы по их коррекции, считается 2-3 года. Уже у таких малышей специалист легко может определить наличие нарушений в развитии речи.
Всем известно, что проблему легче предупредить, чем исправить. Если речевые нарушения не исправлять в раннем возрасте, они только усугубляются, создавая условия для отставания и в формировании высшей психической деятельности.
Если вы заметили, что:
- у младенца в полгода не появляется гуление и лепет;
- годовалый малыш не начинает произносить первые слова;
- двух-трехлетка не строит простые предложения;
- у ребенка маленький словарный запас;
- плохо выговариваются звуки;
- есть проблемы с вниманием, памятью,
запишитесь на консультацию к логопеду!
Чем поможет логопед ребенку?
Специалист оценит логопедический уровень ребенка, выявит имеющиеся проблемы в речевом и неречевом развитии, наметит план коррекционной работы.
Логопед поможет ребенку:
- Научиться правильно произносить звуки родного языка. Значит ребенок сможет хорошо общаться с друзьями, его будут понимать и взрослые, и сверстники, он не будет испытывать неловкость и неудобство из-за искаженного звукопроизношения.
- Различать на слух звуки, что способствует правильному письму, устранит ошибки при чтении и написании текста, предупредит возникновение дислексии и дисграфии.
- Научиться красиво рассказывать, строить связную речь, без чего невозможно ни общение, ни изучение школьных предметов, требующих пересказа и устных ответов.
- Улучшить работу мелкой моторики, координировать движения пальцев, а значит впоследствии научиться красиво писать и рисовать. Кроме того, такая работа стимулирует общее формирование речевых навыков.
- Развить память, воображение, образное мышление, без которых невозможно изучение точных наук.
Организация логопедической помощи детям
светлана тюрина
Организация логопедической помощи детям
Речь — одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало»
протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи, что нередко ведет к нарушению самосознания и самооценки ребенка, В свою очередь,отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи: замкнутость, неуверенность в себе, негативизм — в известной мере усугубляют речевой дефект, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.
В соответствии с принципом психолого-педагогической классификации, предложенной Р. Е. Левиной, речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы.
Первая группа — фонетические нарушения речи. Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.
Вторая группа — фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.
Третья группа — общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на смысловую сторону речи.
Необходимый объем помощи ребенку зависит от характера и степени проявления речевых нарушений у него. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном дошкольном учреждении. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах детских садов, специальных школах. Зачисление детей в специальные речевые группы, классы производится на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии.
Коррекционная работа с детьми в этих учреждениях направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых (фронтальных)
логопедических занятий. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных детей с нарушениями речи могут быть скомплектованы следующие группы (количество детей в городских и сельских общеобразовательных учреждениях указано в скобках):
• с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленные им (4-5; 3-4, периодичность логопедических занятий не менее 3 раз в неделю;
• с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (5-6; 4-5, периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю;
• фонетические нарушения (6-7, 4-5, периодичность логопедических занятий 1-2 раза в неделю.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся с детьми,имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР II уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия)
. Периодичность
логопедических занятий не менее 3 раз в неделю.
Предельная наполняемость речевых групп для детей дошкольного возраста с ОНР с 3 до 7 лет до 10 человек, для детей с ФФН – до 12 человек. Предельная наполняемость специальных речевых классов не более 12 человек. Одновременно в логопедическом пункте городской местности занимаются не более 25 человек, в сельской – не более 20.
В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения; со II уровнем недоразвития речи — с 3-4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития – с 4-5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – с 4-5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией – на 3 года.
Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5-6 звуков.
Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют в дошкольное учреждение с 4-5 лет. Срок их обучения – полгода.
Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, на логопункте общеобразовательной школы примерно 4-9 мес. (от одного полугодия до целого учебного года)
. Срок коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи — примерно 1,5-2 года.
Состав учащихся специальной (коррекционной)
школы для детей с тяжелыми нарушениями речи пересматривается в конце каждого учебного года. Педагогический совет школы на основании заключения медико-педагогической комиссии решает вопрос о переводе некоторых учащихся в массовую школу
(по мере устранения, ослабления речевого дефекта)
или специальную школу другого типа, если речевое недоразвитие этих учащихся имело вторичный характер и было вызвано снижением слуха или интеллекта.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим одной из главных задач коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи,необходимо:
• сформировать полноценные фонематические процессы;
• сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
• сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
• скорригировать дефекты произношения.
На этом, как правило, исчерпывается работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие. Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает нормализацию лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи.
Содержание занятий по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи направлено на активную работу по:
• уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
• уточнению значений используемых синтаксических конструкций;
• дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания предполагает:
• программирование смысловой структуры высказывания,
• установление связности и последовательности высказывания,
• отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Эти цели реализуются в определенной последовательности:
1. Формирование практических представлений о тексте.
2. Развитие умений и навыков анализировать текст.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.
Практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Когда бы ребенок не начал обучение, логопедическая работа должна быть построена с учетом его возрастных и индивидуальных способностей в соответствии с видом нарушения.
Литература:
1. Поваляева М. А. Справочник логопеда. –Ростов-на-Дону: «Феникс»
,
2002. – 448 с.
2. Ястребова А. В, Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47 с.
Зачем нужна консультация логопеда родителям?
Как правило, на консультацию логопеды просят обязательно прийти родителей ребенка. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы получить необходимую информацию о течении беременности и родов, о том, как развивался ребенок в ранний период жизни.
На основе этой информации логопед делает выводы о возможных причинах нарушений и, следовательно, планирует тактику коррекционной работы. Во-вторых, важно, чтобы члены семьи правильно понимали, что происходит с ребенком, умели заниматься дома и помогать развитию речи.
Что расскажет логопед родителям:
- Объяснит, каков уровень речевого развития у ребенка, соответствует ли он возрастным нормам.
- В случае наличия нарушений речи, расскажет о планах по коррекции, даст рекомендации по занятиям в центре и дома.
- Предложит варианты посещения специалистов для проведения уроков.
- Поможет разобраться в том, как помогать ребенку в развитии речи дома, как выполнять данные логопедом задания, как выражать поддержку и создавать благоприятный климат в семье.
- Даст рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка, укажет, на какие моменты обращать особое внимание.
Помимо прочего, логопед ответит на возникшие вопросы родителей о проходящих занятиях, о динамике коррекционной работы, о сроках коррекции.
Как ускорить коррекционный процесс
Для успешного исправления речевых дефектов понадобится не только помощь опытных логопедов, но и, возможно, поход к детскому психологу. Но даже при всей вовлечённости высокопрофессиональных специалистов роль родителей очень важна. Соблюдение некоторых правил родителями поможет ребёнку быстрее преодолеть возникшие сложности:
- регулярное выполнение домашних заданий;
- регулярное посещение логопедических уроков;
- ответственное выполнение предписаний логопеда;
- соблюдение рекомендаций врача, в том числе медикаментозного лечения;
- контролирование речи ребёнка.
Следует помнить, что дети усваивают ту информацию, которая им представляется интересной, и выполняют задания, которые им нравится выполнять. Поэтому не превращайте логопедические занятия в скучный обучающий процесс, внесите элемент игры и участвуйте в них с искренним интересом.
Софья Рогозинская
Как проходят занятия?
Основным правилом при коррекционной логопедической работе является комфортное психологическое состояние ребенка.
Все занятия с дошкольниками проводятся в форме игры и не занимают более 45 минут. Для того чтобы дети не уставали, во время урока виды деятельности часто меняются. Это позволяет логопеду провести всестороннюю работу за один урок, проведя все необходимые упражнения — от артикуляционной гимнастики до дидактических игр. Определить заранее, как много времени займет коррекция, довольно сложно. Все дети индивидуальны, поэтому только после консультации и начала занятий специалист может предсказать примерные сроки.
Крайне важно, чтобы дома ребенок продолжал заниматься и поддерживал выработанные навыки. Именно поэтому участие родителей в процессе работы просто необходимо. Чем последовательнее и активнее будет проходить работа, тем быстрее ребенок справится с проблемой.