Определение 1
Сенсорное воспитание – это способы развития сенсорного восприятия окружающего мира: определения цвета, формы, величины и иных признаков объектов, отличающих их от иных объектов.
Сенсорное воспитание лежит в основе общего развития подрастающего поколения. Оно необходимо для адекватного познания устройства окружающего мира и его объектов.
Особенно важно сенсорное воспитание детей, имеющих различные речевые дефекты развития. Это обусловлено тем, что нарушения речи могут быть вызваны отклонениями в функционировании психических процессов и работе головного мозга, а, следовательно, наблюдаются отклонения в сенсорном восприятии. Это приводит к необходимости построения особой модели сенсорного воспитания детей с речевыми дефектами.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Особенности сенсорного развития ребенка с речевыми дефектами
Сенсорное развитие имеет важное значение в дошкольном возрасте. Оно определяет эффективность подготовки дошкольника к дальнейшему этапу его жизнедеятельности – обучению в школе, поскольку сенсорное развитие отвечает за эффективность восприятия окружающего мира.
Сенсорное развитие реализуется в течение всего дошкольного этапа. При этом, оно имеет свои особенности становления в разные возрастные периоды.
Что касается детей с речевыми дефектами, то их сенсорное развитие отличается рядом специфических черт. К ним относятся:
- Снижение темпов восприятия окружающего мира;
- Неточное восприятие, обусловленное сбоями в работе визуального и тактильного восприятия, вызванными речевыми отклонениями;
- Исследование объектов окружающего мира приобретает длительный и затруднительный характер. Исследование объектов осуществляется на основании ряда практических действий, совершения большого количества ошибок;
- Несвоевременное формирование эталонных представлений: трудности освоения оттенков цвета, параметров величины объектов: высота, глубина, длина;
- Полноценный образ объекта, целостное восприятие его свойств формируется в сознании дошкольника в замедленном темпе;
- Плохо развитая способность определения свойств объектов на основе тактильного восприятия: ребенок практически не может правильно сформировать представление об объекте, который он не видит;
- Сложности визуального восприятия объектов окружающего мира, находящихся в нестандартной обстановке;
- Проблемы пространственного ориентирования, подлежащие быстрой компенсации.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сенсорное воспитание детей с нарушением речи 450 ₽ Реферат Сенсорное воспитание детей с нарушением речи 240 ₽ Контрольная работа Сенсорное воспитание детей с нарушением речи 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Сенсорное развитие дошкольника с различными речевыми патологиями приобретает неравномерный характер. Оно отстает от своего нормального развития и не активизируется в сензитивные периоды. Это требует организации системы воспитания, ориентированной на сенсорное развитие дошкольника в условиях наличия того или иного речевого дефекта.
Сенсорика развития дошкольников
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей сенсорного развития дошкольников без патологии речи ………………………………………………6
- Научно – теоретические основы изучения сенсорных функций……..…………………………………………………………6
- Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте………………………………………………………………10
Глава 2. Особенности сенсорного развития дошкольников с ОНР…………19
- Характеристика детей с общим недоразвитием речи ……………19
- Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………31
Библиография…………………………………………………………………….33
Введение
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве; развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Исследованиями в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста занимались многие ученые (Б.Г. Ананьев, М.Э. Бернадская и И.В. Блинникова, А.В. Запорожец, О.Г. Солнцева и мн. др.). В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Л.А. Венгер и Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова, и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии Б. Ананьевым, Л. Выготским, Л. Венгером, А.Н. Леонтьевым и др.
Актуальность настоящего исследования несомненна. На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Г.А. Урунтаева, подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский.
Таким образом, проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает все большее значение.
Объектом данного исследования является общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
Предметом данного исследования являются особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Учитывая объект, предмет и цель был поставлен ряд конкретных задач:
- Изучить психолого – педагогическую, логопедическую, лингвистическую, психолингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть понятие сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
- Изучить особенности сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим методам работы:
— изучение теоретико – методологической литературы по теме исследования;
— анализ;
— сравнение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении указаны цели, основные задачи, методы исследования.
В первой главе раскрыты научно – теоретические основы изучения сенсорных функций, а также общие понятия сенсорного развития дошкольников на основе трудов отечественных и зарубежных педагогов.
Во второй главе дается характеристика детей с общим недоразвитием речи, а также рассматриваются особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.
В заключении на основе изучения и анализа психолого – педагогической, логопедической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы сформулированы основные выводы.
В библиографии указана психолого – педагогическая, логопедическая, лингвистическая, психолингвистическая и методическая литература.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи
- Научно – теоретические основы изучения сенсорных функций
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса [1, с.15]. Для общего развития ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Эти ощущения развиваются и формируются естественным путем, но, чем больше разнообразной информации поступает к ребенку, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта.
Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей [19, с.57]:
1) ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;
2) развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивает систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и учится ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т.д.).
3) развитие восприятия происходит в процессе содержательной деятельности: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем – с более сложными видами деятельности: изобразительной, конструктивной, игровой, трудовой, учебной. Сенсорное развитие ребенка и развитие различных видов его деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания: на основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь, а восприятие является фундаментом для мышления. Особенно это проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка с миром.
Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Различают следующие виды восприятия:
— восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы, прежде всего, по форме;
— восприятие цвета;
— восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
— восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения; формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
— восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра);
— восприятие движений тела – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
— восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
— восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия[24, с. 77].
По мнению Д.Б. Эльконина, освоение эталонных значений качеств и свойств проходит в три периода:
— первый период – с момента рождения и до трех лет – период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, имеющих существенное значение для непосредственного двигательного приспособления — форму, величину предметов, расстояние и т.д.;
— второй период — от трех до пяти лет – ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образцы свойств предметов соотносятся с определенными предметами, например, овал определяется через форму огурца;
— третий период – старше пяти лет – на основе накопления опыта и его обобщения под руководством взрослого происходит усвоение детьми общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета (трава зеленая, яблоки как шар, крыша домика треугольная, карандаш деревянный) [25, с.253].
Это освоение общественно выработанных эталонов и овладение перцептивными действиями меняет характер восприятия: ребенок получает возможность самостоятельного обобщенного познания окружающего, формирования расчлененных и полных представлений;
Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития.
Первым периодом сенсомоторного развития она считает младенчество, когда высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.
Ко второму периоду сенсомоторного развития Г.А. Урунтаева относит раннее детство и отмечает, что восприятие и зрительно – двигательные действия в этот период остаются очень несовершенными.
Третьим периодом Г.А. Урунтаева считает дошкольный возраст, когда сенсорное развитие опирается на особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом [21, с.153].
К старшему дошкольному возрасту, как отмечает И.В. Носко, обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним задачей, меняется характер ориентировочно – исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 5 – 7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих [20, с.62].
- Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
Модель сенсорного воспитания дошкольника с речевыми дефектами
Сенсорное воспитание детей с различными речевыми патологиями реализуется на основании специальной программы, включающей коррекционные мероприятия по устранению или сглаживанию речевого нарушения и активизации сенсорного восприятия.
Период сенсорного обучения ребенка с речевыми отклонениями является более длительным и трудоемким. Дети совершают множество ошибок при назывании признаков объектов. Они не могут легко перенести сенсорные эталоны, которые они выучили, на реальные объекты. Это требует длительной отработки, выполнения большого количества тренировочных упражнений.
Модель сенсорного воспитания дошкольников с речевыми нарушениями может быть представлена, как процесс познания дошкольником свойств объектов через их восприятие в движении. Это означает, что для восприятия активизируется работа двигательного анализатора. Процесс восприятия становится реальным действием, реализуемым ребенком для познания свойств объекта.
Восприятие объектов осуществляется в несколько этапов:
- Проведение визуального осмотра объекта: ребенок обводит глазами контур объекта.
- Очертив объект визуально, ребенок сравнивает его с формами, которые ему известно и относит данный объект к одной из форм.
- Разделение объекта на части и визуальный осмотр с очерчиванием контуров каждой части.
- Определение пространственного расположения каждой части объекта по отношению к его основополагающей детали: расположен «выше», «левее», «справа», «сбоку» и т.д.
- Знакомство с цветовой гаммой объекта и его частей. Ребенок называет цвет всего объекта и каждой его части. Если имеется преобладающий цвет, то это стоит отметить, а также обозначить все цвета и оттенки, имеющиеся у данного объекта.
- Определение пространственной ориентации, рассматриваемого объекта.
Данная модель ориентирована на развитие сенсорного восприятия у детей с хорошо развитым визуальным восприятием. Если имеются отклонения в данной области, то следует обводить контуры объектов, посредством тактильного восприятия.
Замечание 1
Все занятия проводятся в игровой форме и включают в себе логопедическую коррекцию имеющегося речевого дефекта.
Нарушение сенсорное у детей
Общие сведения
Сенсорная система является частью нервной системы, ответственна за восприятие. Она состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга. Сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему ребенка об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела.
Нарушение сенсорное у детей
При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях, к грубому недоразвитию речи. Дети с умственной отсталостью могут также иметь и другие физические нарушения и нарушения развития, которые могут глубоко влиять на их психическое и физическое здоровье. Подобные отклонения обычно связанны со степенью интеллектуального нарушения. Если у ребенка возникает сенсорное нарушение, необходимо обращаться за помощью к неврологу или психологу.
Причины сенсорного нарушения
Нарушение сенсорное у детей связано с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения:
- слуха;
- зрения;
- опорно-двигательной функции.
Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности (краснуха, цитомегаловирус), венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у недоношенных детей.
Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).
Лечение сенсорных нарушений у детей
Для коррекции сенсорнорной регуляции существуют комплексы специальных упражнений, которые направлены на улучшение интеграции между каналами сенсорной системы. Одним из наиболее эффективных методов является «сенсорная диета». Он заключается в растирании тела ребенка каждые 2-3 часа специальными щеточками.
Метод изменения порогов чувствительности состоит в постепенном приучивании ребенка к стимулу касания при помощи ежедневных упражнений. Специалисты часто рекомендуют именно этот метод коррекции родителям. Также очень полезны:
- растирание тела губкой (например, во время купания);
- массаж тела;
- ползание под одеялом;
- подтаскивание одеяла, на котором лежит ребёнок, по полу;
- толкание малышом тяжёлых предметов (больших диванных пуфиков, коляски для кукол или детского стульчика, нагруженных книгами для тяжести);
- перетягивание каната;
- лазание по тренажёрным стенкам в парке или в спортзале;
- прыганье на диване или на батуте;
- бой подушками;
- хождение на руках (ноги поддерживаются взрослым);
- подъём по лестнице на четвереньках;
- подражание особенным движениям и прыжкам разных животных.
Помимо этого можно использовать такие упражнения, как кувырки (со страховкой), прыжки со скакалкой, упражнения.
Отлично развивает моторику работа с пластичными материалами (тесто, пластелин, глина, гипс), а также игры с песком. Приучайте ребенка к работе по дому (вытирание пыли, мытьё посуды, поливка цветов и другой уход за комнатными растениями) или на приусадебном участке (посадка растений и деревьев, уход за ними, проращивание семян). Уход за животными, игры и общение с ними еще один отличный способ развить сенсорику.
Сенсорные эталоны
Согласно последним исследованиям, ощущение и восприятие — это особые действия анализатора, направленные на изучение объекта и его свойств. Развивать анализаторы ребенка — значит обучать его действиям по обследованию объекта, которые в психологии называются перцептивными действиями. Через акты восприятия ребенок воспринимает новые качества и свойства предмета: поглаживая, узнает о поверхности (гладкая, шершавая); нажимая, определяет твердость (мягкость, упругость) и т.д. Задача сенсорного воспитания состоит в том, чтобы вовремя научить ребенка этим действиям. Обобщенные способы взгляда на объекты важны для формирования сравнительных операций, обобщения, для развития мыслительных процессов.
Сенсорные стандарты — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством в ходе истории его развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики были выработаны системы тех сенсорных качеств, которые наиболее важны для той или иной деятельности: Системы измерения веса, длины, направления, геометрических фигур, цвета, размера; нормы фонетического произношения, система тонов в высоте тона и т.д. Каждый сенсорный стандарт имеет свои словесные обозначения: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на посохе, плоскостные и объемные геометрические формы и т.д.
Изучение сенсорных стандартов — длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого приходится на школьные годы. Нужны ли ребенку дошкольного возраста сенсорные стандарты? А.В. Запорожец считает, что комплекс мер, стандартов необходимо давать в дошкольном возрасте. Поскольку дети владеют этими стандартами, они будут относить к ним любое воспринимаемое качество, давая ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок более полно и глубоко познает различные качества определенных объектов, его восприятие становится целенаправленным и организованным.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки для сенсорных норм. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предматрицы. В этот период у малыша проявляются индивидуальные характеристики предметов, которые необходимы для его движений (некоторые особенности формы, размера предметов, расстояния и т.д.).
В дошкольном возрасте ребенок использует так называемые предметные эталоны: он соотносит образы свойств предметов с определенными объектами (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат определяет по форме сумки, платка). Обычно этот период длится до рубежа между пятым и шестым годами жизни, но он может затянуться, если взрослые «вживляют» предметные стандарты в деятельность ребенка. Между тем, исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста могут соотносить свойства предметов с освоенными общими эталонами: солнце в виде шара, лимон, огурец овальной формы. Для ребенка этого возраста семь цветов спектра и их оттенки служат эталонами цвета, система геометрических фигур — эталонами формы, «сетка фонем» родного языка, тональная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и другие — эталонами слухового восприятия. Согласно системе М. Монтессори, чувства и восприятия у детей развивались с помощью специальных материалов в классе. Домашняя система сенсорного воспитания основана на признании необходимости развития детского восприятия в процессе осмысленной деятельности, которая организуется не только в классе, но и в повседневной жизни. Например, когда следует знакомить детей со свойствами воды? Действительно ли необходимо выполнять для этого конкретного класса? Конечно, нет! Во время умывания, игры с водой в групповой комнате, в помещении, где воспитатель обучает воспитанников обзорной деятельности, которая помогает им изучить свойства воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, ее форму, текучая, меняется по температуре, замерзает на холоде, в ней плавают и тонут различные предметы и т.д.).
На первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметного восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметно-практической деятельности. В будущем самые богатые возможности для сенсорного развития скрыты в таких видах деятельности, как игра, труд, конструирование, графика.