ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ


Логомаг

мать:__________________________________________________________ ________________________________________________________________

отец:______________________________________________________________

_________________________________________________________________ 5.Семейный анамнез:

заболевания родителей; алкоголизм; наркомания; профессиональные

вредности; левшество: вынужденное, патологическое, наследственное;

посещал ли кто-либо из родителей логопедическую группу:___________ _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________

6. Течение беременности:

Возраст матери на момент родов___________________________________

От какой беременности по счету? _____________-____________________

Как завершены предыдущие?______________________________________

Токсикоз (в какой половине беременности?)________________________

Резус конфликт (да, нет)?__________________________________________

Угроза выкидыша (срок)?_________________________________________

Перенесенные заболевания во время беременности__________________ _________________________________________________________________

7. Роды:

На какой неделе?_________________________________________________

Родовспоможение (щипцы, кесарево, стимуляция, выдавливание)____

__________________________________________________________________

Длительность____________________________________________________

Асфиксия (обвитие пуповиной)____________________________________

Положение плода_________________________________________________

8. Постнатальный период:

Оценка по шкале Апгар___________________________________________

Когда закричал? _________________________________________________

Рост при рождении ____________________Вес______________________

Когда приложили к груди?________________________________________

Кормление (грудное, искусственное, донорское)_____________________

Срыгивание, подтекание из углов рта______________________________

На какие сутки выписали из роддома ______________________________

9. Развитие ребенка до трех лет:

Поведение________________________________________________________

Сон_____________________________________________________________

Психомоторное развитие:__________________________________________

стал держать головку _______________ползать________________________

сидеть ________________

вставать ________________ходить____________

Появление первых зубов __________________________________________

Заболевания. Наблюдение специалистов (кардиолог, невропатолог, ЛОР,

нефролог и другие) _____________________________________________

Речевое развитие ребенка:________________________________________

гуление ______________лепет ____________первые слова _____________

речь фразой _____________________________________________________

Навыки самообслуживания_________________________________________

10. Развитие ребенка после трех лет:

Заболевания____________________________________________________

Не прерывалось ли речевое развитие/если прерывалось, по какой причине,

как долго длилось, с какими последствиями/__________________________

________________________________________________________________

Как быстро наращивался словарный запас ____________________________

Посещает ли детское учреждение__________________________________

Игровая деятельность ____________________________________________

Любимая игрушка ________________________________________________

Применяет ли игрушки по назначению_______________________________

Контактность ____________________________________________________

11. Готов ли к школе

Понимание речи:

(выполнение инструкций ________ понимание предлогов _____________ числа _______________ рода _____________падежа ___________________)

Связная речь:

составление рассказа по картинке ___________________________________

составление рассказа по серии картин ______________________________

пересказ_________________ рассказ описание______________________

Обследование грамматического строя:

образование уменьшительно — ласкательных форм _____________________

прилагательных с существительными _____________________

согласование существительных с числительными ______________________

Состояние словаря :

предметный словарь ______________________________________________

словарь признаков ____________ глагольный словарь __________________

Развитие элементарных математических представлений:

_________________________________________________________________

12. Интерес к учебе

Любимый предмет

Анкета для родителей (сбор анамнеза)

Анкета для родителей

Уважаемые родители, просим Вас внимательно ознакомиться с вопросами и ответить на них. Ваши ответы будут использованы для улучшения работы по речевому развитию вашего ребенка в детском саду.

Общие сведения о родителях

Мать Ф.И.О. , возраст ______________________________________________________

Отец Ф.И.О., возраст ______________________________________________________

  1. От какой по счету беременности ребенок и от каких родов? __________________

2. Характер беременности (токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания)_________________________________________________

3. Роды — досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные (нужное подчеркнуть)

4. Стимуляция — механическая, химическая, электростимуляция (нужное подчеркнуть)

5. Когда закричал ______________________________________________________

6. Асфиксия — белая, синяя (нужное подчеркнуть)

7. Резус-фактор (совместимость) ________________________________________

8. Вес при рождении __________________ рост при рождении_____________________

9. Вскармливание:

а) когда принесли кормить – сразу, через несколько дней, ___________________

б) как взял грудь _______________________________________________________

в) как сосал ___________________________________________________________

г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания _______________________________

10. На какой день выписался из роддома ___________, если задержался, почему___________________________________________________________________

11. Голову держит с ______________________

12. Сидит с ______________________

13. Стоит с ______________________

14. Ходит с ______________________

15. Первые зубы ______________________

16. Перенесенные заболевания:

а) До года ______________________________________________________________

б) После года ___________________________________________________________

в) Инфекции ____________________________________________________________

г) Ушибы, травмы головы ________________________________________________

Судороги при высокой температуре ______________________________________

17. Во сколько месяцев у ребенка начали появляться:

а) Гуление ______________________

б) Лепет ________________________

в) Первые слова _________________

г) Первые фразы ___________________

18. Прерывалось ли речевое развитие ___________________________________

19. Речевая среда ___________________________________________

20. Занимался ли с логопедом ребенок раньше ____________________________

21. Отношение ребенка к своей речи _______________________________________

Благодарим за участие!

Задержка речевого развития

Шамшуро Елена журнал «Няня», 2001 год № 4

По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. В это было трудно поверить! Подозревая и раньше, что малышка «не как все», я уверяла себя, что в этом «виноват» ее темперамент, ее «индивидуальные особенности». Забив тревогу в 2 года и 8 месяцев, я начала нервно крутить диск телефона в попытке узнать, что я могу сделать, как и кто может помочь моей дочери, которой врачи поставили диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).

Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться. Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, — это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского логопеда, невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, отоларинголога, дефектолога и психолога. Специалисты склонны видеть причину недоразвития речи в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у половины таких детей обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Однако не надо бояться диагноза «ММД». На то они и «минимальные» нарушения, чтобы не мешать нормальному развитию ребенка. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития , специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. И еще. Малыши с ЗРР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью. Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые прежде всего должны насторожить взрослых. У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста. Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития , не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Здравствуйте, пальчики!

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2-3 раза в день с 1-2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением. Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений. В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте. Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2-3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала. Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются. Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника». На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?». Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия: подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета); подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины); распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету; соотношение геометрических фигур с формой предметов. Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было». При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал — «теперь ты», «можно», «начинай».

Учимся говорить Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников. В фонетике характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков. В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова. Преобладающими в грамматике являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др. Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок. Появление у них связной речи нередко задерживается до 3 лет и более. В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка. Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший логопед, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом. Обратите внимание: лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное — научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлыкает, — киска, а это пасется на лугу — корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы. В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» — «Это мальчик», «Что он делает?» — «Мальчик играет»; «Что это?» — «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит». Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»). Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например — «Что Таня достает из волшебного сундучка?» — «Куклу, кубики, бусы». — «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» — «На вертолетах — на вертолете; на машинах — на машине». — «Чего нет у Тани?» — «Автобуса, лодок» и др.) Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)». Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка — удочка, бочка — почка, бабочка — папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву. Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога — гора»). Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм. ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты! Дети с задержкой речевого развития должны посещать специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед из детской поликлиники.

Редактор: Мария Чулова (27.09.03)

Справочная > Развитие ребенка > развитие речи

Комментарии посетителей: средний балл: 9/10 Неизвестный аноним оценка: 10/10 03-11-2003 11:48:11 Замечательная статья с граммотной и очень востребованной, профессиональной консультацией. Эта информация постоянно запрашивается родителями. Отмечу и замечательную подачу материала. Е.Шестова (практикующий логопед 14 пр.кат.).

Яна Полей оценка: 10/10 11-08-2004 19:37:08 Я логопед, работаю в поликлинике…Мне статья понравилась, хорошо бы побольше родителей её прочитали. Маленькое замечание — в поликлинике, увы, тяжело организовать занятия для маленьких детей( до 4,5 лет) и практически не существует садов, где вели бы работу с малышами, часто даже 4-летнего ребёнка непросто пристроить в специализированный сад. А всё остальное рассказано просто великолепно — чётко, ясно, понятно для родителей. После такой статьи можно и к специалисту не идти:)) Так приятно обнаружить многие свои мысли и рекомендации…:) Конечно, если что-то беспокоит, да, даже, если на взгляд мамы всё хорошо, неплохо зайти в поликлинику, получить развёрнутую консультацию по домашней работе со своим ребёнком…и никто не мешает несколько раз подходить на такие консультации( я, например, назначаю прийти через 3 месяца или через 6, в зависимости от тяжести задержки и ответственности мамы).И никогда не надо ждать, что всё само наладится, лучше перебдить, чем упустить какой-то момент в развитии. Я бы ещё порекомендовала прийти хоть раз на консультацию маме, только ожидающей рождения ребёнка. В принципе, у хорошего специалиста найдётся, что сказать и этой маме, в качестве профилактических советов.Так что статья верная, правильная, я бы её даже на 10 с + оценила. С уважением, Яна Борисовна

15-11-2004 06:55:11 Да, написанное в этой статье, описывает мою ситуацию. Мы живем в Китае, ребенок ходит в китайский д.сад, при этом мой муж австриец гов: на немецком, а Я украинка говорю на русском. Дома мы разговариваем на английск языке. Наш сын Говорит на английском, китайском, русском, не так как все дети, но с успехом. Словарный запас слов очень мал, но ему только 4 года. Статья замечательная, будем работать вместе с малышом !
Для детей
— с задержкой речевого развития и другими проблемами речи

— со школьной неуспеваемостью и нарушением поведения

— с нарушением социальной адаптации

— с ДЦП и другими нарушениями опорно двигательной системы

— с нарушением интеллекта

организован консультативный прием, помогающий составить индивидуальный план комплекса коррекционных занятий и правильно выбрать специалиста (лечебный педагог, дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог, психиатр, врач ЛФК) для получения максимально эффективного результата .

Бесплатный консультативный прием ведет опытный невролог, лечебный педагог

Меланченко Елизавета Александровна

Подробная информация и предварительная запись по тел. +7(926) 013-80-40

Сбор анамнеза у детей

Анамнестические данные о детях собирают путем опроса родителей и родственников, а также людей, проводящих с ребенком много времени (няни, педагоги, воспитатели). В медицинской практике используется и опрос самого ребенка. Правильно собранный анамнез помогает выяснить особенности его иммунитета, физические и психические реакции на заболевание.

При сборе сведений о младенце выясняют, как проходила беременность и роды, чем переболела женщина в процессе беременности, своевременным ли был срок родов, правильно ли ребенок развивался; определяют особенности его нервной системы, аппетита, наличие прививок и многое другое.

Анамнез ребенка будет неполным, если имеется мало данных о его наследственности. Врач должен стараться собрать как можно больше сведений о родственниках пациента, и особенно о повторявшихся в роду случаях одной и той же болезни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]