Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков
- Предварительно потренируйтесь произносить тот дефектный звук, который раньше был у ребенка. Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно выговаривая поставленный звук), затем — правильно (иногда — наоборот). Ребенок «угадывает», когда вы произнесли слово правильно.
- Ребенок должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше (иногда — наоборот). Вы «угадываете», когда он произнес правильно, а когда — нет. Время от времени вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обнаруживать и исправлять.
- Вы произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить» ваше произношение — произнести слово правильно.
- Вы произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за вами так, как он произносил его раньше (дефектно), а затем «исправить» свое произношение.
- Ребенок должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его раньше (дефектно), затем — опять правильно.
Разграничение произношения звуков при замене звуков
Работа по разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с] и [ш]. Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш] ребенок произносил звук [с]. Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буквами. Можно использовать и другие символы: например, звук [с] (старое произношение) может обозначаться черным кружком, а звук [ш] (новое произношение) — красным.
Дифференциация звуков в изолированном положении. Когда вы показываете ребенку буквы [с] или [ш] (или заменяющие их символы) — он должен произносить соответствующие звуки.
Дифференциация звуков в слогах. Вы очень медленно произносите слоги, среди которых встречаются слоги со звуками [с] и [ш], [ра], [ши], [ло], [су], [рэ], [ша] и т. п. Богда ребенок слышит один из дифференцируемых звуков, он должен показывать вам картинку с соответствующей буквой и называть тот звук, который услышал.
Дифференциация звуков в словах.
- Вы медленно произносите слова, где звуки [с] или [ш] стоят в начале слова (сад, сын, шуба, сон, шаг и т. п.), ребенок должен назвать тот звук, с которого начинается слово. Следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово.
- Вы произносите простые слова, где звуки [с] или [ш] находятся в середине слова: каша, коса, усы, душа, уши, лиса и т. п. Задание для ребенка — такое же, как и в предыдущем случае.
- Вы произносите простые слова, где звуки [с] и [ш] стоят в конце слова: лес, ковш, лис, мышь, душ, мыс и т. п. Задание такое же, как в предыдущих случаях. Обязательно следите за тем, чтобы среди слов не попадалось таких, в которых одновременно присутствуют оба дифференцируемых звука.
- Ребенок должен придумывать слова, которые начинаются на звук [с] или [ш].
- Вы называете пары слов, отличающихся друг от друга только одним звуком ([с] или [ш]), например: миска — мишка, коска — кошка, каска — кашка, мыс — мышь, и т. п. Назвав пару таких слов (например, коска — кошка), вы задаете ребенку вопросы, например: «Что может быть заплетено у девочки на голове?», «Кто говорит мяу?». Ребенок должен ответить на ваш вопрос, употребив правильное слово.
- Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть сразу оба дифференцируемых звука: шоссе, суша, самшит, шест и т. п.
- Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть оба дифференцируемых звука (как в предыдущем упражнении) и слова, в которых один и тот же звук встречается дважды (например: шашлык, соска, шашки и т. п.). В последнем случае ребенок часто заменяет повторяющийся звук на другой (например: шашлык — сашлык или шаслык, соска — сошка или шоска и т. п.).
Дифференциация звуков в предложениях. Ребенок должен повторять за вами предложения, в которых в большом количестве, в том числе и в одном слове, встречаются дифференцируемые звуки: Саша шагает по шоссе. Кошка съела мышку. В саду растет самшит.
Дифференциация звуков по картинкам
- Ребёнок должен разложить картинки, в названиях которых есть звуки звуки [c] [ш] на две кучки: в одну — со звуком [с], в другую — со звуком [ш].
- Ребенок должен выбрать из кучки картинок те, в названии которых есть звук [с] (среди картинок должны быть и картинки, в названиях которых есть звук [ш]). Затем из этой же кучки нужно выбрать те картинки, в названии которых есть звук [ш].
Автоматизация звука [Л]. «Котенок-шалун» | Логопед по Скайпу
Содержание
Игра на автоматизацию звука [Л] «Котенок—шалун»
( по материалам книги Шинкарёва Л.Н.«Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста» )
Цель игры:
- Автоматизация звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л], [Ль].
- Дифференциация звуков [C]- [З] — [Ш]- [Ж]; [Р]- [Л]- [Ль].
- Развитие лексико-грамматического строя речи, в частности, тренировка в употреблении падежных конструкций
Материал:
Кружочки из цветного картона, раскрашенные «под клубочки
«.
Картинки на клубочки вырезаются отдельно и приклеиваются.
Правила игры «Котенок—шалун»
Клубочки раскладываются на столе. Ребенку объясняем, что котенок разбросал бабушкины клубочки. Чтобы бабушка не огорчилась, их надо собрать.
Вы можете собрать клубочки в любую красивую коробочку, или разложить возле сидящей в кресле бабушки, изображенной на сюжетной картинке.
Для тренировки в различении (дифференциации) звуков можно предложить ребенку собрать клубочки с картинками, содержащими разные звуки (например, звуки [C] — [Ш] или [Р] — [Л]) в разные стопки или разные коробки.
Можно задать вопрос: «Какие картинки ты собрал?», «Какую картинку спрятал котёнок?», тренируя в употреблении винительного падежа.
На обратной стороне клубочков имеются предметные картинки, которые ребенок должен правильно назвать.
Приложение к игре: см. ниже
Игру подготовила:
учитель-логопед
Людмила Федирко
МДОУ Детский сад №1 с. Акша
Советую прочитать дополнительно по этой теме
logopedrunet.ru
ТЕКСТЫ И КАРТИНКИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [л], [л ], [р], [р ] Выпуск 4
Транскрипт
1 Н. В. Нищева ТЕКСТЫ И КАРТИНКИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [л], [л ], [р], [р ] Выпуск 4 Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2018
2 ББК Н 71 Н 71 Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [л], [л ], [р], [р ]. Учебно-методическое пособие. Выпуск 4. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с., цв. ил. (Кабинет логопеда). ISBN В пособии представлены картинки и тексты для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей. Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных организаций и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития. ISBN Нищева Н. В., 2022 ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2017
3 От автора В последнее время все у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С ], [З], [З ], [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), звуков [Ч], [Щ], сонорных ([Р], [Р ], [Л], [Л ]) и йотированных звуков. Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребенка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребенок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности. Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развернутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). В настоящем пособии представлены тексты для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Процесс автоматизации звука в тексте является наиболее сложным этапом работы. К этому этапу можно переходить только тогда, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях. С детьми, умеющими читать, тексты можно не просто проговаривать, но и читать. Приступая к заучиванию или пересказу текстов, необходимо отработать с ребенком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук. Опираясь на принцип фонетической доступности, педагоги и родители должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие еще не поставленных или не автоматизированных у ребенка звуков. Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребенку установку на то, что его речь должна быть четкой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука. К дифференциации (различению) поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, можно приступать только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребенком правильно в любом звукосочетании. В этой работе следует опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Картинки к текстам могут выступать в качестве зрительной опоры. Можно использовать картинки и для составления рассказов вместе с ребенком по опорным словам. Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: сначала различаем звуки в слогах, затем в словах, потом в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Именно постепенность и последовательность обеспечивают затем дифференциацию звуков в спонтанной речи. Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребенка.
4 4
5 5 Автоматизация звука [Л] Володина шутка Николай шёл в школу. За ним бежал пёс Лоцман и тащил в зубах сумку. Увидел это Володя и захотел подшутить над Николаем. Он подошёл к Лоцману и дал ему косточку. Лоцман взял косточку, а сумку оставил. Володя подумал: «Вот Николай удивится, когда увидит в зубах Лоцмана косточку вместо сумки». Слова, произношение которых следует отработать для пересказа текста: Николай, шёл, в школу, бежал, Лоцман, тащил, увидел, Володя, захотел, над Николаем, подошёл, к Лоцману, дал, взял, оставил, подумал.
6 12
7 13 Дифференциация звуков [Л] [Л ] На фестивале Алик и Илья ходили на фестиваль мультфильмов. Мальчики увидели мультфильмы про кота Леопольда, Белоснежку, Золушку, Щелкунчика, оленёнка Бэмби. На фестивале было весело. Мальчики смеялись от души. Слова, произношение которых следует отработать для пересказа текста: Алик, Илья, ходили, на фестиваль, мультфильмов, мальчики, увидели, мультфильмы, Леопольда, оленёнка, на фестивале, весело, смеялись.
8 Учебное издание Нищева Наталия Валентиновна Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [л], [л ], [р], [р ]. Выпуск 4 Главный редактор С. Д. Ермолаев Редактор В. М. Нищев Художник П. Ю. Благов Корректор Н. И. Григорьева Дизайнер А. В. Чипчикова ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб., а/я 45. Тел.: (812) Представительство в Москве: МОО «Разум», Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (499) , Подписано в печать Формат / 16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура SchoolBook. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 1900 экз. Заказ Отпечатано в типографии ООО «Первый ИПХ» СПб., ул. Менделеевская, д. 9. Тел.: (812) Служба «Книга почтой»: ООО «АРОС-СПб», , Санкт-Петербург, а/я 37 Тел.: (812) ,
Автоматизация звука Л
Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.
Артикуляционная поза: губы раскрыты, лучше растянуть в «улыбку», так чтобы зубы были обнажены, зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой», кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних рез¬цов и образует с ними плотную смычку, боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух, корень языка поднят.
Произносить чётко звук [л] в слогах сначала по вертикали, затем по горизонтали: ла ал ала лал ло ол оло лол лу ул улу лул лы ыл ылы лыл
Закрепляем произношение звука Л в конце слов:
овал бокал канал обвал пенал подвал вокзал металл капитал самосвал угол укол стол ствол сокол козёл котёл костёл футбол буйвол узел дятел Павел пепел факел новосёл осёл стул баскетбол
Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»
Бал — мал — зал. Обвал — металл — бокал. Копал — кивал — зевал. Вол — гол — кол. Котёл — козёл — щегол. Осёл — чехол — футбол. Факел — дятел — пепел. Шумел — шипел — шагал.
Звук Л в конце слова в ряду слов
Перечень слов: Зал, канал, бокал, подвал, Бал, пенал, коралл, шакал.
Перечень слов: Стол, котел, козел, щегол, Вол, осел, футбол, чехол.
Закрепляем произношение звука Л в начале слов:
лак лавка лама лампа лапша лапоть ласка латка ладонь лавина ласточка лампада лоб лом ловкий лодка локоть лось лоза ловить ломать ломоть лоток луг луна лужа лужок Лука лужайка лук лубок лупа лукошко лубяной лукавый
Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»
Лавка — лапа — лампа. Лакомство — лодочник — лавочник. Локоть — ложка — лодка. Лук — лупа — лужа. Луша — лунка — лучик.
Звук Л в начале слова в ряду слов
Перечень слов: Лапы, лодка, лампочка, локоть, лапоть, ласточка.
Перечень слов: ландыш, лавка, лампа, ложка, лось, лопата, лак, ладошка.
Перечень слов: лук, лучи, луна, лужайка, лошадь, лотос, лобик, лайка.
Закрепляем произношение звука Л в середине слов:
пила пиала юла скала акула кулак салат халат талант малахит балка белка булка галка палка вилка полка иголка фиалка заколка булавка бутылка колонка палатка лопатка метёлка солонка болонка скакалка копилка посылка носилки улов полоть колоть молоть
волосы голова золото молоко голод голос холод колос баллон болото солома колонна холодный полоскать половина молоток
валун колун шалун тулуп голубь голубок голубка белуга Калуга жёлуди палуба
вилы пилы каникулы алый милый белый колыбель полынь улыбка Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»
Дела — зола — пила. Халат — салат — скала. Колос — голос — волос. Палатки-булавки — салазки. Болото — Володя — поломка. Голодный — холодный — колодец. Улыбка — булыжник — волынка.
Звук Л в середине слова в ряду слов
Перечень слов: школа, яблоко, юла, мыло, молоко, пила.
Перечень слов: балкон, колпак, иголка, полка, Фиалка, галка и футболка.
Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков на странице Автоматизация звуков.
logopediy-dly-detey.ru
Игры на дифференциацию звуков С-Ш
Различение звуков С-Ш на слух и в произношении.
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский. Цель: дифференциация звуков Ж-З. Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки С-Ш в своей речи,употреблять их правильно. 2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей. Описание: Звуки С-Ш ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа по дифференциации звуков С-Ш помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Первый этапРазличение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.
1. Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Внимательно послушай незаконченные предложения. Из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение.
Положили в плошку … (кашку или каску). Пожарный надевает … (кашку или каску). Сладко спит в берлоге … (миска или мишка). На столе с салатом … (миска или мишка). Кличка нашей кошки … (Машка или маска). Кашу следует … (шалить или солить). У борца большая … (шило или сила). В булочной большая … (шайка или сайка). 2. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С-Ш.
Играем с детьми в разные звукоподражательные игры. Типа: — Лес шумит (качают поднятыми вверх руками и протяжно произносят звук Ш-Ш-Ш). — Насос (имитируют движения человека, качающего шину, произнося звук С-С-С). — Змейка (сложить вместе ладошки, водить ими со стороны в сторону и шипеть). — Из крана льется вода — моем ручки (имитируем мытье рук и свистим — льется вода). — Шина спустила (Ш-ш-ш-ш — приседаем), надо накачать (упражнение «Насос».)
3. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра «Повторялки» — четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.
са-ша со-шо су-шу сы-ши ша-са шо-со шу-су ши-сы са-ша-са со-шо-со су-шу-су сы-ши-сы ша-са-ша шо-со-шо шу-су-шу ши-сы-ши 4. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с разными гласными звуками.
На этих слогах так же проводится игра «Повторялки»
са-шо су-ши сы-ша сэ-шо шу-са ши-со ша-сы со-ша су-ши-са сы-ша-су сэ-шо-са ши-су-шо шо-сы-шу шэ-су-шо ша-су-ши шу-сы-шэ 5. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра «Запоминалки» — берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, сыр-шакал- салат-мешок-сумка-шляпа. Затем берутся слова с обоими звуками, типа солнышко-сушки-шестерка-штангист-шоссе-старушка.Второй этапРазличение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков С-Ш в самостоятельно составленных предложениях.
Игра «Придумай предложение». Данная игра проводится на материале тех же картинок, которых шла речь ранее. Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка, затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.
2. Дифференциация звуков С-Ш в рифмовках.
Игра «Повторялки» — повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
Береги нос в большой мороз. Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес. Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске. Купался Иванушка у серого камушка. Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки. Сварила Маша вкусную кашу. Хороши в дорожку пирожки с горошком. У большого шалаша слон качает малыша. 3. Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.
Игра «Театр». Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение. Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова.
— Пылесос, пылесос! Ты куда суешь свой нос? — Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Вашей пылью я дышу! — Мышка,мышка, что не спишь? Что соломкою шуршишь? — Я боюсь уснуть сестрица, Кот усатый мне приснится! — Шел по лесу шустрый Мишка, На него свалилась шишка. — А на нас, а на нас Пусть сорвется ананас! 4. Дифференциация звуков С-Ш в рассказах.
Читаем рассказ, а проводим беседу и просим ребенка пересказать его.
СОСЕД Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед — Мишка — и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!» ТЯЖЕЛАЯ НОША Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, — решила свинья, — пол мешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. «Нет, не обманул мишка, — думает свинья, — мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей 5 — 7 лет Логопедический досуг в подготовительной группе Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков Дидактическая игра для дошкольников 4-7 лет
Похожие статьи:
Скороговорки на отработку звуков русского языка
Рассказы с картинками для автоматизации звука «Л»
Рассказы с картинками для автоматизации звука «Л» помогут детям научиться правильно говорить звук в предложениях и легко запоминать текст для пересказа.
Просмотр содержимого документа «Алла и Слава.»
Просмотр содержимого документа «Белка и дятел»
Просмотр содержимого документа «Волчата»
Просмотр содержимого документа «Голубая лампа»
Просмотр содержимого документа «Кукла для Ланы»
Просмотр содержимого документа «Лосиха и лосёнок»
Просмотр содержимого документа «Лунтик и Мила»
Просмотр содержимого документа «Человек паук»
kopilkaurokov.ru
Примерные слова для дифференциации звуков
Слова для дифференциации звуков [с — ш]: Саша, шоссе, суша, сушка, шесть, шест, шерсть, шустрость, дюшес, фашист, шествие, костяшка, шелест, самшит, штангист, пустошь, ушастик, шанс, пастушка, машинист, шершень, шашлык, шашка, шишка, соска, сосиска, суслик, самса, свинопас, космос. Слова для дифференциации звуков [з — ж]: жезл, зажигалка, желтизна, жизнь, зажим, зажигание, железо, заживление, визажист, жижа, жужелица, ажиотаж, заноза, зазор, зазноба, зазнайка, зразы. Слова для дифференциации звуков [ц — с]: цистерна, цитрус, царство, лестница, пустынница, гостиница, станция, специалист, солнце, станица, абсцесс, устрица, процесс, самец, цаца, муха цеце, концепция, Цицерон, царица, стансы, Стае, соска, иконостас. Слова для дифференциации звуков [л — р]: рулон, орлы, горло, лорнет, Лара, оверлок, Карл, Клара, сверло, каравелла, коралл, берлога, мармелад, карнавал, Фрол, флора, формула, ларчик, шарлатан, капрал, аврал, рапира, рессора, рокировка, Аврора, курорт, колокол, балалайка, металлолом, головоломка. Слова для дифференциации звуков [л — и]: лайка, лай, яблоко, Ялта, балалайка, оладьи, одеяло, юла, ёлка, слайд, слойка, далай-лама, Ямайка, яйцо, колокол, головоломка. Слова для дифференциации звуков [л’ — и]: линейка, лейка, ель, лилия, улей, клей, шлейф, аллея, ясли, ваятель, Юля, кальян, Лия, ялик, литий, альянс, флейта, колея, Ямайка, яйцо, Лиля, ляля. Слова для дифференциации звуков [р — и]: рай, рой, Рая, яркость, ярмарка, ярмо, район, край, покрой, тройка, Ермак, мойра, сайра, юрта, фейерверк, Бейрут. Слова для дифференциации звуков [р’ — й]: прерия, рейка, корейка, Юрий, гурия, ария, Мария, боярин, мэрия, Австрия, фурия, ремейк, Фридрих, рефрен, референт, передряга, секретарь, перекресток. Слова для дифференциации звуков [р’ — л’]: солярий, малярия, кавалерист, апрель, клирик, перелесок, пилигрим, гриль, прелесть, лирика, прель, прилив, лекарь, переплет, перепелка. Слова для дифференциации звуков [т’ — ч]: учитель, птичка, течь, печать, мечеть, картечь, аптечка, чтение, четверть, птенчик, почтение, тенечек, тетя, тетива, тетерев, точечка, чучело, почемучка, черчение, чечетка.
Звукотаблица на звук Л
Слова – подсказки: | сЛон, | игоЛка, | акуЛа, | футбоЛка, |
пЛатье, | Лошадь, | метЛа, | беЛка, | |
осеЛ, | еЛка, | воЛк, | Ложка, | |
Лук, | крокодиЛ, | Лопата, | пчеЛа |
1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, иголка, акула, футболка, белка, метелка, лошадь, платье …)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ(а)»:
Я встаЛ(а) на сЛона Я встаЛ(а) на игоЛку Я встаЛ(а) на акуЛу и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у сЛона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя живой – неживой: сЛон — живой, игоЛка неживая и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один сЛон, два сЛона, пять сЛонов ; одна игоЛка , две игоЛки, пять игоЛок и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно:
сЛон – сЛоник, игоЛка – игоЛочка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в голубой цвет.
8. Показывай и называй сЛон – жеЛтый, игоЛка – гоЛубая, акуЛа – жеЛтая и т.д.
9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над …., под… и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сЛон и игоЛка – сЛон вдевает нитку в игоЛку)
Следи за правильным произношением звука Л!
Автор материала: Инга Дидковская
Также по теме: «Автоматизация звуков»
logoped18.ru
Автоматизация звука [Л]
Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.
Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).
1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]
Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__
2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце
Образец: пол__, у-гол__
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине
Образец: пол__ка, и-гол__ка
|
|
|
|
4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э
5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале
Образец: л__ак, л__а-па
|
|
|
|
|
6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине
Образец: ка-л__ач, са-л__ат
|
|
|
|
7) Произносить (читать) слоги
Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы
|
|
Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]
Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__
|
|
|
|
9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]
Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__
|
|
|
|
10) Произносить (читать) словосочетания
Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат
- Голубое платье.
- Светлая луна.
- Плохая лодка.
- Жёлтый платок.
- Сломанная пила.
- Холодный подвал.
- Голодный волк.
- Толстая палка.
- Тяжёлый молоток.
- Спелая клубника.
- Тёплое пальто.
- Колкая ёлка.
- Оловянный солдатик.
- Золотой колос.
- Голубые глаза.
- Шёлковая блузка.
- Глубокий колодец.
11) Проспрягать предложения
- Я ел (а) молочную лапшу.
- Я купил (а) блокнот и мел.
- Я сломал (а) велосипед.
- Я плыл (а) на лодке по волнам.
- Я ел (а) спелую клубнику.
Образец:
- Я пил(-а) холодное молоко.
- Ты пил(-а) холодное молоко.
- Он (она) пил(-а) холодное молоко.
- Мы пили холодное молоко.
- Вы пили холодное молоко.
- Они пили холодное молоко.
12) Произносить (читать) предложения
Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко
- У стола стоял стол.
- Володя уехал в колхоз.
- Алла купила белое платье.
- Мила несла голубой флаг.
- По волнам плывёт лодка.
- Клава захлопала в ладоши.
- Клуша подмела пол.
- У слона белые клыки.
- Белка сидела около дупла.
- Клава купила лук и свёклу.
- Мила ела клубнику из лукошка.
- Николай сломал велосипед.
- Володя забыл, куда положил пенал.
13) Произносить (читать) чистоговорки
- Сел и всё съел.
- Около кола колокола.
- Клава ловко лук полола.
- Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
- Кол около стола, стол около кола.
- Палку толкал лапкой Полкан.
- В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
- Не велик соловей, а голосок золотой.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
- Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
- Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
- Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.
14) Произносить (читать) и пересказывать текст
Шалун
У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».
15) Произносить (читать) стихотворения
Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой белка не была.
Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб.
Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лала, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну, а маленькая Света, Ела сладкие конфеты.
— Заяц белый, Заяц белый! Ты куда За лыком бегал? Заяц белый Отвечал: — Я не бегал, Я скакал.