Автоматизация (отработка) звуков. Правила, последовательность.


Методическая разработка по автоматизации звуков

Распространенность речевых нарушений среди дошкольников настолько велика, что открытие логопедических пунктов для детей с неправильным произношением звуков в дошкольных образовательных учреждениях очень актуально. Такой подход позволяет охватить логопедической помощью значительное число детей с различными нарушениями речи.

Поскольку основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков), мы предлагаем рассмотреть особенности содержания этапов логопедических занятий по автоматизации звуков.

Автоматизация поставленных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука. Научиться четко артикулировать его в различных по сложности речевых конструкциях, в следующей последовательности: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в связной, в спонтанной речи.

Автоматизация звуков осуществляется параллельно с развитием навыков фонематического восприятия. При анализе, синтезе и подборе слов или картинок используется весь речевой материал предыдущего этапа, используются все звуки, введенные в речь дошкольников

Речевой материал по автоматизации звуков учитывается при подборе лексикона и при усвоении детьми грамматических закономерностей родного языка.

На этапе формирования коммуникативных произносительных умений и навыков у ребенка воспитываются умения актуализировать все произносительные умения, знания, полученные ранее. Большое значение приобретает заучивание стихов на определенные лексические темы. Эти тексты обязательно включают все поставленные на логопедических занятиях звуки речи.

Как писал М. Е. Хватцев: «При автоматизации звуков путем длительной и разнообразной тренировки в связной речи в коре больших полушарий между определенными между определенными пунктами раздражений устанавливается прочная связь. Тогда звуковые рефлексы могут удерживаться в течение месяца ряда лет без дальнейшей тренировки и подкреплений».

Вместе с тем, произносительные навыки детей отрабатываются в различных инсценировках, спектаклях, в ходе проведения музыкальных и спортивных праздников. Поэтому, важное значение приобретает взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов детского сада (воспитателя, музыкального руководителя и педагога по физической культуре).

Для нормального звукопроизношения ребенку недостаточно овладеть системой фонем языка, фонематическим восприятием и иметь достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата. Ему необходимо использовать фонемы с учетом различных фонетических условий.

При подборе лингвистического материала для коррекции нарушений звукопроизношения необходимо учитывать многообразный неязыковой и, прежде всего, языковой контекст.

Под фонетическим (языковым) контекстом понимаются фонетические условия реализации определенного сегмента, а именно:

  1. Положение звука в слове (его абсолютном начале, конце или середине;
  2. Нахождение его в «сильной» или «слабой» позиции в слове;
  3. В соседстве с определенными звуками (место и ряд образования);
  4. В определенном типе слога (например: СГ, ГС, ССГ и др.);
  5. В словах «длинных» или «коротких».

В процессе автоматизации у детей вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ. А затем переходить к структуре «гласный — согласный» (ГС). В ряде случаев (например, при формировании звуков [л], [ц], [р], [рь]) допускается введение звука прежде в слог структуры ГС.

Особую трудность для ребенка представляет правильное произнесение стечений согласных. Поэтому формируемый звук в последнюю очередь отрабатывается в наиболее частотных вариантах сочетаний согласных звуков.

От закрепления звука в слогах рекомендуется перейти к его отработке в словах.

Порядок автоматизации звука в словах

Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка автоматизации звука в словах:

  • В начале слова,
  • В конце слова (если согласный глухой),
  • В середине слова,
  • В словах со стечением согласных.

В некоторых случаях звуки [р], [рь] формируются не в последовательности «в начале слова». «в конце». «в середине», а наоборот, поскольку эти фрикативные (а в конце слов они фрикативные) часто усваиваются лучше, чем дрожащие. От фрикативных же [р], [рь] успешно переходят к произнесению их основных – дрожащих вариантов.

В словах слоги типа СГ (как и другие типы слогов) отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, то есть, формируемый звук находится под ударением, а согласный перед ударным гласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений (чем дальше слог от ударения, тем больше он редуцируется).

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука

В связи с вышесказанным, мы предлагаем следующую структуру логопедического занятия на этапе автоматизации звука:

Тема: Звук …

Цели занятия:

Оборудование:

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Объявление темы занятия.
  4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
  5. Анализ артикуляции по плану.
  6. Характеристика звука.
  7. Связь звука с буквой.
  8. Развитие фонематического слуха.
  9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
  10. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ слов с графической записью.
  11. Закрепление звука в предложении. Его графический анализ.
  12. Закрепление звука в тексте.
  13. Домашнее задание.
  14. Итоги занятия.
  15. Оценка работы детей.

В зависимости от этапа автоматизации звука можно варьировать структурными элементами предложенной схемы занятия. Необходимо помнить, что занятия должны быть увлекательными: они должны быть тематическими, с присутствием сюрпризных моментов, наполнены различным красочным наглядным, дидактическим материалом. И не забывать об игре, ведь игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

Приведем пример логопедического занятия, соответствующего предложенной структуре.

Тема: Автоматизация звука [р].

Цели занятия: закрепить четкое произношение звука [р] и умение давать характеристику звука, развивать фонематическаие процессы, мелкую моторику, память.

Оборудование: конверты, рисунок «Яблоня», предметные картинки, разрезная азбука, схемы слов и предложений, схема артикуляционного уклада звука [р], скрепки, карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Сегодня у нас с тобой будут гости, но чтобы узнать кто они – мы с тобой должны отгадать загадки. Я загадаю тебе загадки, а ты попробуй их отгадать, если не получится – я тебе подскажу:

Чик – чирик! К зернышку прыг, Клюй, не робей. Живу во дворе, Это … (воробей)

Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. (сорока)

Окраской — сероватая Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая. Известная персона. Кто она? (ворона)

Да, к нам в гости прилетели: воробей, ворона и сорока. Повтори еще раз громко и красиво названия этих птиц.

Какой одинаковый звук ты слышишь в названиях этих птиц? Правильно! Сегодня мы будем повторять звук [р]. Произнеси этот звук правильно и красиво.

Давай поиграем с язычком, а наши гости будут за нами повторять.

Упражнения: «Грибок», «Лошадка», «Кучер», «Болтушка».

Когда произносим звук [р], в каком положении у нас находятся губы, зубки, язычок?

Звук [р] гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий?

Выложи букву Р из скрепок.

2. Птицы прилетели с нами поиграть и принесли нам какие – то конверты, но когда они садились на дерево растеряли свои конверты. Давай поможем добраться каждой птичке до своего конверта. Какой птичке первой ты поможешь добраться до конверта? Воробей будет прыгать с яблочка на яблочко, а ты будешь произносить слоги:

Ра – ра – ра ро-ро-ра Ро – ра – ро ро-ро-ро

И так с каждой птицей.

3. Посмотри, какой по цвету конверт нам принес воробей? (коричневый). А сорока? (оранжевый). И ворона? (разноцветный)

4. Давай посмотрим, что нам принесли в конвертах птички. Возьмем конвертик воробья: что там есть? (картинки). Доставай по одной картинке и называй их.

Выбери любые пять картинок, разложи их в линейку. Назови, какие картинки ты выбрал? Посмотри еще раз на картинки и попробуй их запомнить. Игра «Чего не стало?»

А еще нам воробей принес «пирамидку»: на верхнюю ступеньку пирамидки поставь картинки, названии которых три звука; на вторую ступеньку – картинки из четырех звуков; на нижнюю ступеньку помести картинки, в названии которых пять звуков.

5. Давай посмотрим, что нам принесла ворона. Игра «Словесная цепочка». Выбери любое слово из предложенных вороной, и выложи его из букв. Составь к нему схему.

6. Сорока предлагает нам показать ей, как ты красиво умеешь произносить звук [р]. Внимательно слушай и повторяй за мной:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – у мышонка дом – нора. Ро-ро-ро, ро-ро-ро – у ореха есть ядро. Ра-ра-ра, ра-ра-ра – дым

7. Еще наша белобока, хочет, чтобы ты научил ее грамотно разговаривать. Пока она к нам летела — уронила свой конвертик, в котором лежали предложения. Слова в этом предложении перемешались. Давай поможем сороке расставить все слова по местам:

Рак, в , живет, море. Ваза, роза, стоит, в. У, есть, бык, рога.

Выбери любое предложение, составь к нему схему.

8. А вот карточка, где слова в предложениях тоже перепутались. Поработай с ними дома.

9. Вспомни, какой звук мы сегодня повторяли? Где язычок, когда мы произносим этот звук? Горло работает?

10. Нашим гостям понравилось с тобой заниматься. А тебе их задания понравились? Какое было самое сложное?

Ты сегодня старался. Скажем спасибо нашим гостям. Ждем их снова к нам в гости.

Шкляева Екатерина Ивановна, учитель-логопед, МБДОУ№37, г. Ачинск

  1. Презентация [Слоговые таблицы для автоматизации звуков]
  2. Методическая разработка урока в первом классе для группы учащихся с ФФНР. Тема: звуки Б-Бь
  3. Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков
  4. Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, фразе, связном тексте [Дифференциация звуков Л – Р]
  5. Методическая разработка с презентацией: Логопедический праздник «Путешествие в Страну правильной речи»

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Последовательность работы над звуками

Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:

1) степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;

2) артикуляционной и акустической близостью звуков;

3) возможностью подбора речевого материала, включающего звуки.

1) Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).

По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них – [а], который образуется продвижением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка. Взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Самым лёгким взрывным звуком является [п], а [ф], [в], [х] – самые лёгкие среди фрикативных.

2) Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких по артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во времени.

3) Возможность подбора достаточного количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изучаются более трудные по артикуляции звуки: например, звук [ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] – более легкий.

Особенности постановки звуков

1) Основными методами коррекции звукопроизношения являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова).

2) Наиболее распространённым методом постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближённое произношение звука является для ребёнка с дизартрией определённой ступенью к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребёнок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).

3) Значительно более длительные сроки работы над каждым звуком (О.В. Правдина).

4) Необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам (О.В. Правдина).

5) Опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные аналиаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания).

6) Соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

7) Учёт влияния на звукопроизношение патологически усиленных позотонических рефлексов и его предупреждение с помощью специальных упражнений в рефлекс запрещающих позициях.

8) Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова подчёркивают, что основной задачей в работе над коррекцией речи при дизартрии является развитие речевой коммуникации, поэтому работа над звукопроизношением всегда должна облегчать, а не затруднять её.

Технология коррекции дыхания при дизартрии

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова выделяют следующие этапы работы над дыханием при дизартрии.

Первый этап: общие дыхательные упражнения

Цель: увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает его ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производят в нормальном дыхательном ри – сгибание ног, «два» – надавливание ими на подмышечные впадины, «три» – возвращение ног в исходное положение. Это упражнение способствует нормализации движений диафрагмы.

Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

Упражнение 3. Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина вдоха.

Одновременно с проведением общей дыхательной гимнастики очень важно научить детей правильно сморкаться. Овладение этим умением способствует формированию удлиненного произвольного выдоха. Для закрепления этой функции необходимо максимально опираться на ощущения.

Основные правила дыхательной гимнастики:

1. Нельзя переутомлять ребенка.

2. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу.

3. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота.

4. Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку.

5. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Второй этап: речевая дыхательная гимнастика

Упражнение 1. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, пока он его не попросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

Упражнение 2. Ребенка просят вдыхать через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1 – 2 сек. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

Упражнение 3. Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого медленным и продолжительным выдохом.

Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение 5 –10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед произносит различные гласные звуки. При этом он варьирует громкость и тональность голоса. Затем он просит ребенка подражать ему стимулирует к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными, взрывных согласных и других звуков.

Таким образом, ребёнка учат дышать через рот, вдыхать и выдыхать через нос, вдыхать через нос и произвольно выдыхать через рот.

Выработка речевого дыхания производится в разных положениях ребёнка: лёжа на спине, сидя, стоя. При тяжёлом двигательном поражении дыхательные упражнения проводятся в рефлекс запрещающих позициях.

В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гармошке, различных дудочках, дутьё в специальные бумажные трубочки.

Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания.

Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмические упражнения и игры.

На этих занятиях упражнения по развитию общей и артикуляционной моторики, дыхания и голоса проводятся под музыкальное сопровождение.

Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует общему и локальному мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений, согласованности и координации движений. Поэтому целый ряд движений, которые недоступны ребенку в обычной обстановке, могут быть им выполнены под музыкальное сопровождение.

Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при дизартрии ведётся поэтапно, с учётом нарушений иннервации мышц речевого аппарата и степени двигательного дефекта при ДЦП, а также развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

Г.В. Дедюхина предлагает использовать в коррекции нарушений дыхания при дизартрии аппарат В.Ф. Фролова.

Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста

Нина Дельцова

Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста

МЕТОДИКА ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дельцова Нина Михайловна

учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Оленёнок»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие»

направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речь — необходимая основа человеческого мышления; мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. С другой стороны, процесс постепенного овладения речью является одним из основных показателей нормального психического, а отчасти, и физического развития ребенка.

Нарушение речи может возникнуть в любом возрасте, но наиболее ранимой речь оказывается у детей. Ранимость детской речи связанна с тем, что длительно формирующаяся речь — один из сложных навыков человека.

Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. Если речь ребенка значительно отстает от возрастной нормы, то необходима комплексная коррекционная работа. Планируя восстановительную работу с ребёнком, необходимо учесть его психические и физические качества, для успешного овладения правильным звукопроизношением, так и анализу, и синтезу звукового состава слова.

В начале работы проходит отбор детей, нуждающихся в логопедической помощи. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо познакомиться с родителями, побеседовать о раннем развитии ребенка (Какие были роды? Когда закричал? Первые речевые звуки? И т. д.). Эти данные необходимы для дальнейшей работы с ребенком.

Те дети, которые нуждаются в логопедической помощи, проходят проверку на состояние нормального физического слуха, проверяю состояние артикуляционного аппарата и состояние фонематического слуха.

Выявив все недостатки, приступаю к коррекционным занятиям. При обучении необходимо учитывать индивидуальные речевые способности каждого ребенка; создать благоприятные условия для более успешного усвоения материала (красочные наглядные пособия, ласковый фон обращения, обязательная похвала ребенка).

Работу начинаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастики; готовя речевой аппарат к постановке звуков, проводим биоэнергопластику (координация слов и движений, что является эффективным средством речевого и умственного развития. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в стихах, она будет более интересной, детям это очень нравится, и, что позволяет детям лучше усваивать и повторять упражнения.

Упражнения вначале необходимо брать самые простые, чтобы они легче получались и давали результат, чтобы ребенок был заинтересован в успехе, что очень важно для дальнейшей работы. Дальше — от легкого переходим к трудному. Необходимо учитывать возможности каждого, подходить индивидуально. В результате проделанной работы речевой аппарат готов к постановке звуков. Начинаем со свистящих звуков («с»

,
«с’»
,
«з»
,
«з’»«ц»
,
«ц’»
).
Поставили звук, автоматизируем, дифференцируем, вводим в речь. При введении в речь используем слоги (прямые и обратные, слова, предложения, потешки, чистоговорки и небольшие стихотворения. Свистящие воспитаны, при произнесении свистящих ребенок хорошо удерживает язык за нижними резцами, губы держит в легкой улыбке.
Далее переходим к шипящим звукам («ш»

,
«ж»
,
«ч»
,
«щ»
, целиком меняем положение языка. Полностью изменяется артикуляционная гимнастика, язык необходимо удерживать вверху. Начинается работа с воспитания
звука «ш»
, а далее поэтапно, переходим к каждому недостающему
звуку, по мере их чистого произношения. После переходим к дифференциации воспитанных свистящих и шипящих звуков. Работа над свистящими и шипящими звуками закончена. Переходим к работе над звуками «л»
,
«л’»
,
«р»
,
«р’»
. Меняем артикуляционную гимнастику, необходимую для воспитания
звуков «л»
,
«л’»
. По мере чистоты произношения
звуков «л»
,
«л’»
, переходим к
постановке «р»
,
«р’»
, готовим речевой аппарат к их
постановке, меняем артикуляционную гимнастику. Звуки «л»
,
«л’»
,
«р»
,
«р’»поставлены, дальше работаем над дифференциацией полученных звуков («л»

«р»
,
«л’»

«р’»
); переходим к самостоятельной речи ребенка. Работаем над маленькими рассказами, пересказами и ответами на вопросы. Требования к родителям — следить за чистотой произносимых
звуков в самостоятельной речи ребенка в домашних условиях.
Цель логопедического воздействия — исправление неправильно произносимых звуков. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильного произнесения звуков, введения их в речь умение пользоваться в самостоятельной речи. Все это достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия. Средством логопедического воздействия является специальная методика исправления произношения. В работе преимущественно использую игровую форму. Лишь таким образом можно вызвать потребность ребенка в общении, интерес к упражнениям, что в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональное воздействие и способность развитию речевого подражания. Чем раньше начата коррекционная работа, тем больше оснований на благоприятный эффект ее. Не следует забывать, что пластичность нервной системы не беспредельна и значительно понижается с возрастом, поэтому работа по формированию речи должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

Изложенный материал имел отношение к звуковой стороне речи, преодолению неправильно произносимых звуков родного языка. Необходимо ко всему сказанному добавить, что развитие речи ребенка тесно связанно с его познавательным развитием.

Работая над звукопроизношением, мы накапливаем активный и пассивный словарь, воспитываем эстетические впечатления, вырабатываем литературные вкусы ребенка. Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда он пойдет в школу. Ребенок, родившись не умеет говорить, но стремление познать окружающею действительность у него появляется вместе с появлением на свет. Ребенок реагирует на звуки, на речь матери, своими органами чувств он понимает тон обращения к нему, фон настроения окружающих, чувствует их любовь, ласку и, подрастая, не любит обставиться один. Разговаривая с ребенком с первых дней, мы его побуждаем к познанию окружающего мира. Огромное значение имеет социальная среда, в которой растет ребенок. Развитие ребенка целиком и полностью зависит от его окружения, которое способствует его умственному и физическому развитию.

Начиная с младенческого возраста, окружающие ребенка люди, стараются разговаривать с ним, хотя ребенок еще не понимает смысла слов, но наше слово — это такая уникальная особенность человеческой речи, которая в дальнейшем пригодится ребенку в его речевом развитии, так как каждое слово, услышанное ребенком, навсегда остается в запасах коры головного мозга. Речь ребенка целиком зависит от речи окружающих его людей. И задача взрослых постоянно говорить чистой и правильной речью. Речь ребенка появляется, копируя речь взрослого.

Таким образом, работая над ответственным делом развития речи детей дошкольного возраста необходимо создание соответствующих условий, т. е системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Взрослея, совершенствуется мышление ребенка, активизируется его познавательная деятельность и развиваются его речевые способности.

Способы постановки звуков.

Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4—5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.

Приемы постановки звука.

По подражанию.

Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука
р
от
д,
повторяющегося на одном выдохе:
ддд, ддд, с
последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся
произношение звуковт
и
д
в сочетании
тд, тд
или
тдд, тдд
в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков
д к т
ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р

или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка
рв два этапа.
На первом этапе ставится фрикативный
р
без вибрации от звука
ж
при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) . Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки р

от слогового сочетания
за
с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога:
ззза.
В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного
р
в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук
р,
нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов
ра, ру, ры.
При постановке мягкого р

применяется тот же прием, но с помощью слога
зи,
а в дальнейшем
зе, зя, зё, зю.
Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р

сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]