В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? Расскажем о важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи и правилах употребления.
Мягкий знак Ь, ь – это одна из двух букв русского алфавита, 30‑я по счету, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.
История мягкого знака
На этапе зарождения великого и могучего русского языка наш привычный мягкий знак использовался как очень краткий вариант буквы и. Со временем мягкий знак утратил это свое предназначение, но, как и буква и, продолжил смягчать впереди стоящий согласный.
В церновнославянском диалекте концепция применения буквы ь почти такая же, как и в традиционном русском, за исключением некоторых деталей. Во-первых, на церковнославянском мягкий знак, вопреки правилам и канонам русского языка, пишется после шипящих букв на конце существительных м.р. (ковшь, стражь). Во-вторых, мягкий знак в церковнославянском писался в конце любых кратких страдательных причастий (видимь, услышань).
В некоторых случаях допустимо было не ставить мягкий знак между согласными там, где он должен быть. Например, вместо слова тьма могли написать тма, и так далее.
Немного теории
Если спросить большинство взрослых людей о том что представляет собой мягкий знак, который является разделительным, то большинство из них начнут заминаться и ответят что-то вроде: «Ну это буква, которая должна стоять в середине слова и что-то разделять». Такой ответ является отчасти правильным, однако чтобы быть более подкованным в этом вопросе, необходимо как следует изучить правила русского языка, а также сопоставить и с конкретными примерами.
Итак, разделительным мягким знаком считается буква, которая разделяет слово на две части и стоит перед гласной буквой, которая обозначает два звука, например, перед «я» [й’а] или «е» [й’э].
Особенностью произношения таких слов является то, что они разделяются на две части, каждая из которых кажется самостоятельной: «мышьяк» [мыш’й’ак] — так и хочется написать сначала «мышь», после чего поставить пробел и написать «як». То же самое касается и других слов с видоизмененной буквой «ерь»: «статья», «вьюга», «пьёт» — независимо от того, какой частью речи они являются. Самое главное, чтобы после него находилась гласная буква, а перед — любая согласная кроме «й».
Что касается расположения буквы в предложении, то она должна находиться в середине слова за исключением тех позиций, когда она стоит сразу после приставки. В этом случае необходимо поставить твердый знак: «подъезд», «съесть», «подъехать» — как и в предыдущем случае, часть речи не будет иметь значения. Однако правило актуально лишь тогда, когда после приставки находится буква «я», «ю», «ё», «е». Во всех остальных случаях будет писаться знак, обозначающий мягкость в корне предложения. Таким образом можно даже проверять правильность морфемного разбора слова.
Смягчающий знак
Чтобы не перепутать «ь», который выполняет функцию разделения, с тем, который смягчает звук, необходимо также разобраться и во второй части правила русского языка. Итак, смягчающим знаком называется тот, чтостоит после согласной букв и используется для смягчения звука. В качестве примера можно привести огромное количество слов:
- треугольник;
- портфель;
- сажать;
- сильный;
- дождь;
- коваль и так далее.
Из примеров понятно, что эта буква может стоять далеко не только при шипящих звуках в конце слова: «тишь», но и в корне, если в нем требуется провести смягчение. Также как и в предыдущем случае, «ь» не обозначает звука, а лишь придает мягкость той букве, которая находится перед ним.
Важно учитывать, что если смягчающая буква находится в конце звука после шипящей, то стоит обращать внимание не только на часть речи, но и род слова. В качестве примера стоит разобрать два простых предложения: «Я услышал детский плач» и «Плачь девочка, ведь это иногда полезно». В первом случае слово «плач» употреблено в роли существительного в мужском падеже, поэтому после шипящей не стоит ставить смягчающей буквы. А вот во втором случае речь идет о глаголе, стоящем в повелительном наклонении, поэтому поставить «ь» все-таки нужно. Так что лишь взглянув на наличие или отсутствие буквы можно также быстро найти необходимую часть речи, если этого требует задание.
Роль и значение мягкого знака в русском языке
Разделительный Ь используется в корне слова между его частями. Как уже было сказано, в русском языке ь не имеет звука, но выполняет три основных функции.
Такие как:
- Показатель мягкости согласного.
- Показатель грамматической формы (3 склонение женского рода или инфинитивы, отвечающие на вопрос «что делает/что делать?»).
- Разделение согласной буквы от следующей за ней гласной.
Зачастую, людям известна только одна функция — показатель мягкости, из-за этого допускаются ошибки в таких словах как, например, «статья» или «вьюга».
Роль одной буквы
Мягкий знак – одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) – что-то среднее между Е и И.
В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова – просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень – пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.
Правописание мягкого знака Ьсостоит в соблюдении 4 групп правил:
1) разделительный мягкий знак: правописание;
2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных;
3) мягкий знак после шипящих;
4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.
Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ). А может быть разделительным.
Что разделяет мягкий знак?
Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:
Советуем к прочтению 76 отказов
Статья – [стат’й’а´]
Пьёт – [п’йо´т]
Вьюга [вйу´га]
Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – [й’э], ё – ]й’о], ю – [й’у], я – [й’а].
В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного перед Е, Ё, Ю, Я, иногда и перед И (если слышится звук [й]). При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!
Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.
Мягкий знак для смягчения в конце слова
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце слова возможно лишь в том случае, если предшествующий согласный – не шипящий. И в самом деле, ведь все шипящие или постоянно твердые и смягчить их невозможно, либо всегда мягкие – тогда мягкий знак излишен.
Другими словами, мягкий знак пишется на конце слов там, где слышится мягкий согласный, если только этот согласный не шипящий и не Й.
Приведем примеры: пень, голень, полынь, капель, егерь, заводь.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Игры с буквами и словами «Игры с буквами и словами» — это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки! Купить
Обозначение мягкости согласных
- На конце слова знак Ь пишется после любого мягкого согласного, например: конь (ср. окон), уголь (ср. угол), фонарь, ударь (ср. удар).
- В середине слова мягкий знак пишется:
- после мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, мальчик, пильщик;
- после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;
- между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким, например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
Примеры слов с мягким знаком
Любое правило легче всего разбирать на конкретном примере. Рассмотрим, в каких словах мягкий знак употребляется в середине (корне) слова, а в каких в конце.
В середине слова
- курьёзный;
- серьёзный;
- пьедестал;
- компьютер;
- интерьер;
- барьер;
- вьюнок;
- пьеса;
- бурьян;
- каньон;
- бульон;
- соловьиное;
- воробьиное;
- подьячий.
В конце слова
- деревья;
- перья;
- семья;
- ателье;
- платье;
- мышьяк;
- многоборье;
- интервью;
- веселье;
- клочья;
- сучья;
- тряпье;
- ничья.
Теперь вы знаете, в каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак, а в каких нет. В начале изучения данной темы лучше проговаривать слово в голове, и, если слышно, будто оно делится на две части — сверять его с представленными выше правилами.
В последствии, употребление разделительного мягкого знака в словах дойдет до автоматизма и уже не будет казаться такой сложной задачей.
Слово на мягкий знак начинается: пример
Слово на мягкий знак не начинается
Ни для кого не секрет, что каждой букве алфавита соответствует определенный звук. Но в русском алфавите есть непростые буквы, у которых отсутствует звук, а также они не обозначают его. Одной из таких букв является разделительный мягкий знак. При написании он выглядит так – «Ь». Как правило, мягкий знак располагается после согласной, и никак иначе, и предназначен для ее смягчения.
Одним из требований в написании мягкого знака является то, что его нельзя прописывать после приставок, а также в начале слов. Именно поэтому, в русском языке примеров слов, начинающихся на разделительный мягкий знак не существует.
Тест по теме
- /10
Вопрос 1 из 10Мягкий знак в русском языке может
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Наталия Барсукова
8/10
- Татьяна Кутукова
7/10
- Надежда Зайцева
9/10
- Сергей Ефремов
9/10
- Елена Скопина
8/10
Особенности употребления в иностранных словах
Разделительный мягкий знак (правило употребления приведено в следующем разделе) будет придавать два звука букве далеко не во всех случаях. Ведь если взять в качестве примера слово «батальон», то можно увидеть, что буква «о» имеет один одноименный звук, а знак лишь придает «н» мягкость. Однако «ь» все равно является разделительным, поскольку он находится в середине слова. Однако такая особенность наблюдается лишь в тех словах, которые изначально были заимствованы из другого языка. Вот несколько интересных примеров:
- павильон;
- котильон;
- каньон;
- почтальон;
- шампиньон;
- медальон;
- бульон.
Советуем к прочтению Психология писательства
Для русского языка употребление «ь» перед гласной буквой «о» является нетипичным, поэтому практически во всех случаях таким образом можно почти безошибочно определить, где в тексте находится слово, заимствованное из иностранного языка. Это можно назвать негласной четвертой ролью этой интересной буквы.
Однако не стоит забывать, что русская орфография может со временем видоизменяться, поэтому список заимствованных слов с каждым годом становится все обширнее.
Цель: закреплять знания о функциях мягкого знака.
Задачи:
Коррекционные:
- закреплять знания учеников о мягком знаке и его роли в словах;
- совершенствовать умение дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и разделения;
- закреплять умение изменять существительные единственного числа Именительного падежа в существительные единственного числа Родительного падежа.
Образовательные:
- обогащать словарный запас и систематизировать знания детей по теме «Животные жарких (южных) стран;
- совершенствовать умение отгадывать загадки;
- закреплять умение работать со схемами слов.
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, мышление, память;
- совершенствовать языковой анализ и синтез;
- развивать фонематические представления;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать взаимопомощь;
- воспитывать любовь к животным;
- совершенствовать дисциплину на занятии.
Оборудование: игровое поле«Коврограф Ларчик», кораблик «Брызг-брызг» Ларчик», цветные флажки к кораблику с прикреплёнными словами (примерные слова: колье, оладьи, жердь, жильцы, зверьки, зимовье, грильяж, гусь, гостья, семья, свинья, серьги, февраль, фонарь, фильм, фасоль), пособие «Разноцветные квадраты», цифры из картона на липкой ленте, картинки с животными и птицами, обитающими в жарких странах (примерные картинки: попугай, носорог, тушканчик, крокодил, жираф, страус, зебра, антилопа, черепаха, обезьяна, лев, бегемот, тигр, слон), узкий скотч, ножницы.
Для каждого ученика: листы формата А-4 с изображённым кораблём, пособие «Яблонька», рабочие тетради в клетку, простые карандаши и ручки, раздаточный материал (карточки и наборы букв, кружков и полосок для составления звуковой схемы слов), «Игровизор с маркером», листы-вкладыши.
Ход занятия
1. Организационный этап
Перед детьми на доске расположен «Коврограф Ларчик» (˂Рисунок 1˃), в верхней части посередине коврографа прикреплён кораблик «Брызг-брызг» без флажков, за каждой мачтой расположен цветной квадрат (за первой мачтой – красный квадрат, за второй мачтой – оранжевый квадрат, за третьей мачтой – жёлтый квадрат, за четвёртой мачтой – зелёный квадрат, за пятой мачтой – голубой квадрат, за шестой мачтой – синий квадрат, за седьмой мачтой – фиолетовый квадрат). Под корабликом размещены цифры, в нижней части коврографа расположены цветные флажки, к которым прикреплены полоски со словами. Остальные флажки расположены слева за пределами поля (˂Рисунок 1˃).
Рисунок 1
Логопед приветствует детей, просит занять свои места и проверить готовность к занятию.
Ученики приветствуют учителя-логопеда, занимают свои места в классе, проверяют готовность к занятию.
Логопед: Сегодня мы с вами будем путешествовать. На чём можно отправиться в путешествие?
Примерные ответы детей: на велосипеде, пешком, на автомобиле, на самолёте, на корабле, на поезде и т.д.
Логопед: Мы отправимся в путешествие на остров на кораблике с названием «Брызг-брызг». Но чтобы кораблик поплыл, необходимо на каждую мачту прикрепить флажки.
2. Актуализация опорных знаний, повторение изученного. Развитие звукового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения, развитие зрительного внимания, мышления
Логопед: На нашем кораблике несколько мачт, определите их количество.
Ученик: На кораблике 7 мачт.
Логопед: Внимательно посмотрите на кораблик и цифры, подумайте и скажите, сколько будет флажков на каждой мачте и какими флажками мы их украсим.
Примерные ответы детей: на первой мачте будет 1 красный флажок, на второй мачте будут 2 флажка оранжевого цвета, на третьей – 3 флажка жёлтого цвета, на четвёртую мачту прикрепим 4 зелёных флажка, на пятую мачту – 5 голубых флажков, шестую мачту украсим 6 синими флажками, а на седьмой будет 7 фиолетовых флажков.
Логопед: А теперь соберите флажки для каждой мачты и сначала прикрепите флажки со словами.
Дети по очереди выходят к доске и под каждой цифрой собирают соответствующие флажки со словами (˂Рисунок 2˃ и ˂Рисунок 3˃).
Рисунок 2
Рисунок 3
Логопед: Как вы думаете, почему слова под каждой мачтой начинаются на определённую букву?
Примерные ответы детей: по первой букве названия цвета каждого квадрата.
3. Введение в тему урока. Закрепление умения различать функции мягкого знака, совершенствование звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, памяти
Логопед: Внимательно прочитайте слова, подумайте и скажите, какая буква встречается во всех словах.
Примерный ответ детей: буква мягкий знак.
Логопед: Давайте вспомним, что мы знаем про мягкий знак.
Примерные ответы детей:
- мягкий знак – это буква, которая не обозначает звука;
- мягкий знак в русском языке служит для смягчения согласных, если находится в конце слова и между согласными буквами;
- мягкий знак будет разделять слово, если после него стоит гласная буква.
Логопед: Чтобы доплыть до острова, нужно правильно записать эти слова (перед каждым ребёнком кладёт на парту лист с изображённым корабликом и ручку). Ещё раз внимательно посмотрите на них и запомните (дети смотрят на слова и запоминают, затем логопед закрывает слова на коврографе). Сейчас я по порядку продиктую слова, а вы запишите их на мачтах своего кораблика. Диктует слова, а дети записывают их на мачтах корабликов.
Логопед: Чтобы узнать, кто из вас доплыл на остров на кораблике, необходимо проверить написанные вами слова.
Далее логопед открывает слова, дети сверяют записи со словами на коврографе. На месте допущенной ошибки на листе с корабликом карандашом делают отверстие.
Логопед: Доплыть до острова смогли только те ребята, которые допустили не более 4-х ошибок. А теперь найдите и прочтите слова, в которых мягкий знак выполняет только функцию смягчения.
Выслушиваются примерные ответы детей.
4. Применение теоретических положений при выполнении упражнений. Развитие языкового анализа и синтеза. Развитие фонематических представлений, звукового анализа и синтеза, мышления, мелкой моторики пальцев рук
Логопед: Мы с вами приплыли на остров, на котором растут необычные фруктовые деревья. Это яблоньки с буквами. С помощью шнурков составьте по 2 слова с мягким знаком и назовите их.
Логопед раздаёт каждому ребёнку пособие «Яблонька» (˂Рисунок 4˃).
Рисунок 4
Дети продевают шнурок сквозь отверстия и закручивают его вокруг нужной буквы, затем из букв составляют слова с мягким знаком и называют слово (˂Рисунок 5˃).
Рисунок 5
5. Применение теоретических положений при выполнении упражнений. Развитие зрительного внимания, мышления, словаря, звукового анализа и синтеза, закрепление умения отгадывать загадки. Совершенствование графомоторных навыков.
На доске прикреплены картинки с животными и птицами, обитающими в жарких странах.
Логопед: На острове живёт очень много животных и птиц. Посмотрите на картинки и назовите их (˂Рисунок 6˃).
Рисунок 6
Дети по очереди называют картинки.
Логопед: Кого мы увидели на острове?
Примерные ответы детей: мы увидели попугая, слона, зебру, носорога и т.д. (по картинкам).
Затем логопед на парту перед каждым ребёнком ставит коробку с буквами и полосками и предлагает отгадать загадки.
Логопед: А теперь внимательно послушайте загадки про животных, которых мы ещё встретили на острове, но их изображений нет на доске. Отгадайте загадки и составьте из букв слова-отгадки, а затем поделите слово на слоги для переноса. Подумайте и скажите, какую функцию выполняет мягкий знак в каждом отгаданном слове.
Загадки
С очень длинным языком, Может быть, он вам знаком? Муравьям наносит вред – Он заморский……..муравьед
Уж очень вид у них чудной: У папы – локоны волной, А мама ходит стриженой – На что она обижена? Недаром часто злиться На всех мамаша……львица
Она стройна и длиннонога, Имеет два красивых рога, В степях, пустынях обитает, Травой, листвой себя питает Машину все так называют…..газель
6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Развитие звукового анализа и синтеза, памяти, мышления.
На парте перед детьми лежат карточки и ручки.
Логопед: У каждого животного и птицы есть детёныши. Давайте вспомним и запишем некоторых из них.
Далее по очереди каждый ученик читает слово на карточке, называет и записывает детёныша животного или птицы.
Логопед: Подчеркните слова с мягким знаком, определите, какую функцию он выполняет в этих словах.
Выслушиваются ответы детей.
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. Развитие звукобуквенного синтеза, зрительного внимания, мышления
Перед каждым ребёнком на парте лежит пособие «Игровизор» с листами-вкладышами и маркеры (˂Рисунок 7˃, ˂Рисунок 8˃).
Рисунок 7
Рисунок 8
Логопед: Ребята, наше путешествие на кораблике подходит к концу. Чтобы вернуться обратно домой, нам необходимо вспомнить и найти в таблицах с буквами 10 названий животных далёких стран. Прочитайте слова и подчеркните их.
Дети выполняют задание, поочерёдно находят в таблицах и называют слова (˂Рисунок 9˃).
Рисунок 9
8. Итог занятия. Рефлексия
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.
- О какой букве мы сегодня с вами говорили?
- Какие функции в русском языке выполняет эта буква?
- Вспомните, какие слова — названия животных или птиц, обитающих в жарких странах – пишутся с мягким знаком.
Притяжательные прилагательные
Среди примеров «ь» часто встречаются слова, которые образованы путем склонения и постановки в косвенные падежи притяжательных прилагательных. Однако стоит помнить, что эта часть речи может склоняться далеко не во всех случаях. Хотя в русском языке все-таки можно отыскать несколько интересных слов, которые будут поддаваться данному правилу, например, «казачий». Если попытаться просклонять притяжательное прилагательное, то можно увидеть следующую картину:
- именительный — казачий;
- родительный — казачьего;
- дательный — казачьему;
- винительный — казачий;
- творительный — казачьим;
- предложный — о казачьем;
Особое внимание стоит обратить на дательный, творительный и предложный падежи, ведь именно в них в большинстве случаев начинающие писатели и совершают распространенные ошибки, просто забыв о том, что необходимо поставить «ь». Однако стоит понимать, что склоняться могут не все притяжательные прилагательные и уж тем более далеко не всегда в состав корня будет входить буква, перед которой необходимо поставить «ь».
Остальные случаи
Мягкий знак употребляется:
- в творительном падеже множественного числа некоторых существительных (например: детьми, людьми, четырьмя)
- числительное восемь во всех падежах (например: восьми, восемью, восьмью);
- в неопределённой форме глагола: возить — возиться, брить — бриться;
- в повелительном наклонении глаголов (см.Примечание 1): приготовь, приготовьте, приготовьтесь.
- в конце следующих числительных (им. и вин. падеж) пять, шесть. семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать;
- перед буквой О в некоторых числительных: секстильон, квадрильон, квинтильон, септильон и др.
Примечания:
(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 ‑го лица ед. числа — ляг и форму 2‑го лицами, ч. — лягте.
(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.
(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями (дочерями, костями, плетями), а устаревшие формы (дочерьми, костьми, плетьми) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах (лечь костьми, бить плетьми).
(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.
(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь.
(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3‑га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится?
(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший, нянька и нянчить.
(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.
Слова-исключения с разделительным мягким знаком
В исконно русских слова разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. Но в иноязычных словах (особенно французских) он может стоять перед буквой о:
- почтальон;
- бульон;
- медальон;
- каньон;
- котильон;
- батальон;
- павильон;
- компаньон.
Запоминаем! При переносе разделительный мягкий знак остается на предыдущей строке: обезь-яна, курь-ёзный.
Всегда твёрдые согласные
Отдельно выделяют звуки, которые являются всегда твёрдыми. Рассмотрим, что происходит, если после согласных Ж, Ш, Ц стоит мягкий знак или гласная Е, Ё, И, Ю, Я:
Звук Ж
- Е: жена, жетон, пожелание, женщина, поражение, жертва, жезл, расположение, жерло;
- Ё: жёлудь, дирижёр, жёрдочка, жёсткость, жёлчь;
- И: жизнь, джип, пружина, джин, чижи, проживание, жир, живот, лыжи;
- Ю: жури, жульен;
- Ь: дрожь, ложь, молодёжь, мужья, настежь, упряжь, блажь, рожь, ружьё.
Звук Ш
- Е: шея, шерсть, прошение, крушение, шейк, шеренга, дюшес, шелуха, шельма;
- Ё: шёлк, шёпот, тушёнка, шёрстка, пшёнка, решётка, дешёвка;
- И: шины, расширение, ширина, прошивка, шило, ширма, ошибка, тишина, шиповник;
- Ю: парашют, брошюра;
- Ь: мышь, чушь, роскошь, брошь, тишь, глушь, ретушь, плешь, тушь.
Немного о переносе
Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? Это стоит рассмотреть отдельно. Слова с мягким знаком в середине слова часто вызывают трудности, когда требуется перенести слово на другую строчку. И в текстах делается много ошибок такого рода.
Перенос слов с мягким знаком в середине осуществляется следующим образом: для начала нужно поделить на слоги слово, которое требуется перенести. Помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Шаг 1. Пример: о-безь-я-на.
Важно помнить, что при переносе слова с разделительным мягким знаком на другую строчку отделять мягкий знак от впереди стоящего согласного нельзя — перенос должен осуществляться только с ним.
Шаг 2. Пример: обезь-яна (пример правильного переноса).
Важная деталь: если мягкий знак расположен в конце слова, переность его на другую строчку нельзя.
Неправильный пример: свекров-ь, любов-ь, медвед-ь.
Правильный пример: свек-ровь, лю-бовь, мед-ведь.
При переносе нельзя оставлять на строчке одну букву. Это правило относится не только к словам с мягким знаком в середине слова, но и к любым другим имеет отношение.
Разделительный ь и ъ знак: карточки
Карточка 1
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
С высоких гор бегут руч..и. В тенистых лесах громко чирикали вороб..и. В колхозных садах хорошо поют солов..и. Шофер пред..явил документы сотруднику милиции. Перед взором туристов раскинулась необ..ятная степь. От..езд в лагерь был назначен на раннее утро.
2. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
В…езд в город, на стене об…явление, лис..и следы, пред…явите документы, раз…ыскал товарища, войти в под.ъезд, раз…яснил задание, раз…яренный зверь, под…емный кран, вы…езд из города,необ…ятная степь.
3. Сделай фонетический разбор слова варенье.
Карточка 2
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Мы пол..ем сегодня цветы. Вся наша сем..я вышла в сад б..лить дерев..я. Олен…и рога ценятся дорого. С..едобные грибы дети клали в к..рзинку. Бревна на д..р..вянном м..сту раз..ехались. Рабочий пред..явил пропуск контролеру.
2.Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки.
Езда (от-, под-, по-, раз-, вы-, за-). Ел (по-, с-, об-, под-, раз-, пере-).
3. Сделай фонетический разбор слова деревья.
Карточка 3
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Грус..ные раздум..я т..снились в голове старого почтал..она. Ни..кие кол..я отд..ляли поле от сада. Сильная в..юга задержала путешественников. Отряд внимательно выслушал об..явление об от..езде в город. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс.
2. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки.
Дядя Ил.я поехал на (с)езд и взял меня (по)г..стить у бабушки. К (под)езду (под)ехал автомобиль. Мы (вы)ехали на дорогу и через час (в)ехали в город.
3. Сделай фонетический разбор слова въехать.
Карточка 4
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Почтал..он принес журналы. Эскадрил..я самолетов взлетела с аэродрома. Крест.яне любили ст..пное привол..е. Полын..я зам..рзала очень медленно. В подземел..е было темно и сыро. К закату солнца небо раз..яснилось. Вз..ерошенные птицы уселись на ёлку. В..селый м..лыш бойко с..ехал с горки.
2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
3. Сделай фонетический разбор слова обезьяна.
Карточка 5
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Рыжие мурав..и большие друз..я леса. Мурав..и одного муравейника за день с..едают более тридцати тысяч гусениц. На дальних раз..ездах гудят пассажирские поезда. С..ежившись от холода щенок лежал в бу..ке. Л..сная п..ляна была об..ята густым туманом.
Выпиши однокоренные слова, обозначь корень.
2. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
(Лиса) лисья нора, (птица)………………………………. перо, (волк)…………………… следы, (собака)………………………. конура, (коза)………………………….. молоко, (медведь)………………………… лапа, (заяц)……………………………. шапка, (белка)………………………………. шкурка.
3. Сделай фонетический разбор слова муравьи.
Карточка 6
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Из-за безд..рож..я машина не могла под..ехать к под..езду. Суч..я старых дерев..ев были кривыми и толстыми. Вожатый раз..яснил план су..отника. В..сной птицы в..ют гнёзда, а ос..н..ю пок..дают р..дные края. На старом м..сту бревна раз..ехались, и машины пошли в об..езд.
2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.
Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья, хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина, ручьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.
3. Сделай фонетический разбор слова перья.
Карточка 7
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Туристы от..ехали от города и под..ехали к бурной реке. Автобус в..ехал в село, дети бросились в об..ятия тети Тат..яны. Большая бад..я стояла на сиден..е шофера. Полоз..я санок сделаны из металла. Необ..ятной силы стремительный поток воды мчался по ущел…ю.
2.Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Выдели приставки.
1. Вся сем….я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду ле..ть. 3. По плат..ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер…..ями, а человек учен……ем. 6. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 7. От бездел..я не бывает весел..я. 8. С чем под..ехал, с тем и от..ехал. 9. В лес с..ездили за с..едобными грибами.
3. Сделай фонетический разбор слова здоровье.
Карточка 8
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна посылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их зам..раживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.
2.Запиши по 5 слов в три столбика:
- с разделительным мягким знаком;
- с мягким знаком – показателем мягкости согласного;
- с разделительным твердым знаком.
3. Сделай фонетический разбор слова воробьи.
Карточка 9
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
В с..дах нач..лся с..ем яблок. Жил..е старого шахтера было чистым. С гряз..ю и пыл..ю в кла..е ведется б..рьба. Кр..новщик об..яснил р..бятам, как работает под..емный кран. У под..езда маленький к..тенок с..ежился от хол..да. Раз..яренный вал воды мчался по д..лине. К закату небо раз..яснилось, слышны были трели сол..в..я.
2.Раздели слова на группы.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтал..он, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян, медал..он, птич..и.
3. Сделай фонетический разбор слова бельё.
Карточка 10
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Девочки на уроках труда ш..ют для кукол плат..я. Д.рога была завалена, машины поехали в об..езд. Отец об..яснил сыну устройство велосипеда. Родник б..ет под высокой г..рой. Натал..я п..ет х..лодную, чистую воду. Вороб..и сели на дерев..я и сл..жили крыл..я. Мал..чики нашли ежа под старой ел..ю. От холода в..р..б..ишка с..еж..лся. Гусеницы с..едают м..л..дые лист..я абрикос.
2.Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.
1. Саша ………………… пирог. 2. К дому……………………………….. машина. 3. Весной по дорожкам потекли ……………………………………. . 4. Илья любит пенки с …………………. 5. Птицы …………………. . гнезда на …………………………………. и кустарниках. 5. Дожди часто ……………………………….. осенью.
3. Сделай фонетический разбор слова семья.
Карточка 11
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Дар..я повесила бел..е во дв..ре. Мама работает в ател..е, она ш..ет плат..е. Радост..ю в праз..ник об..ята наша ст..лица Москва. Ветер вз..ерошил волосы мальчишкам. Сухие, с..ежившиеся лист..я в..ются и бессильно падают на землю. В л..сные тихие сумерки мы вышли к железнод..рожному раз..езду. Недалеко шумел необ..ятной силы стремительный горный поток. Неслись по ветру вз..ерошенные галки. В..ется у..кая стежка, ув..дящая путника в ст..пное раздол..е. Если орел часто б..ет крыл..ями, то крыл..я ломаются.
2 Спиши, раскрывая скобки.
1. (С)ели (с)прыгнула белоч.ка. 2. Гости (с)ели вкусный торт. 3. Черви (под)ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под)ели. 5. Машина (под)ехала (к)под(езду).
3. Сделай фонетический разбор слова вьюга.
Карточка 12
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Об..ятые солнечным светом сосны красовались на лужайке. Из чашки не выл..ется то, чего в ней нет. Высокий бур..ян рос вдоль старой изгороди. Ноч..ю был сильный м..ро… Со всех концов нашей страны в Артек на с..езд с..ехались делегаты. Над л..сами необ..ятными песни звонкие л..тят. Умей отличать с..едобные гр..бы и яг..ды от ..довитых. По радио об..явили посадку на самолет. В прошлое в..скресен..е мы с..ездили в горо… Мальчик об..яснил друз..ям, как под..ехать к парку.
2.Придумай и запиши по 3 слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: с-, под-, об-, раз-, в-, от-.
3. Сделай фонетический разбор слова жильё.
Карточка 13
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Поз..ней осен..ю м..няет белка свое рыженькое плат..е на серую зимнюю шубку. Об..езд был проложен по берегу реки. Об..явление о поездке жители встретили .радос..но. Суд..я об..явил результаты соревнований. Сторо.. Ил .я хорошо знал заяч .. и лис..и следы. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс. Белич..и шкурки мел..кали в тени дерев..ев. У лукомор..я ду.. з..леный.
2.Спиши, распределив слова в 3 группы. Дай название каждой группе.
Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал..чик, пал..то, бел..ё, мурав..и, гост..я, дерев..я, в..юга, под..ём, огон..ки, почтал..он, об..ём, печен..е, с..ёмка, пис..мо, мал..чик, под..езд, с..ел, обез..янка, дожд.. .
3. Сделай фонетический разбор слова коренья.
Эти карточки-задания на отработку правописания разделительного Ь и Ъ знаков можно использовать дома, в качестве тренировочных упражнений, или же учителем в классе для проверки знаний учащихся.
Надеюсь, что данный материал будет для вас полезен.
Рекомендую также ознакомиться с карточками по русскому языку на все орфограммы.
С уважением, Ольга Наумова
Как не ошибиться с написанием мягкого знака в середине и конце слова?
Мягкий знак, стоящий в конце слова, нужен для того, чтобы смягчать впереди стоящий согласный.
Советуем к прочтению Полная версия тайм-менеджмента для писателей и фрилансеров
Примеры: уголь, соль, моль, тюль, боль, удаль, штиль, утиль, учитель, пароль.
Звуки ч, ж, ш по канонам русского языка мягкими быть не могут априори, но мягкий знак в некоторых случаях после них может ставиться. Он не смягчает впереди стоящий согласный, а нужен для сохранения грамматической формы. Давайте разберемся, при каких случаях это может происходить:
- Существительные женского рода (рожь, тишь, мышь).
- Глаголы во всех формах (стечь, беречь, строишь, моешь).
- У наречий, оканчивающихся на ч и ш (навзничь, сплошь) и у одного наречия на ж (настежь).
Когда не нужно ставить мягкий знак после шипящих:
- Существительные мужского рода (камыш, гараж, страж).
- Краткие прилагательные (хорош, пригож, свеж).
- Наречия на ж кроме настежь (невтерпеж, замуж, уж).
- Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа (груш, туч, куч).
Мягкий знак после шипящих
После шипящих мягкий знак пишется:
- в именах существительных женского рода единственного числа (им. и вин. падеж), например: речь, тишь, рожь, мышь, дочь, ночь;
- в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;
- в неопределенной форме глаголов: беречь — беречься, стричь — стричься;
- во 2‑м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
- в наречиях, например: невмочь, сплошь (исключения: уж, замуж, невтерпёж);
- в частицах вишь, бишь, лишь, ишь (исключения: уж, аж).
Алгоритм для самопроверки
Дабы научиться правильно различать слова с разделительными знаками (твердым и мягким), а также смягчающими буквами, следует разобрать несколько примеров на практике, используя определенный алгоритм действий. Вот небольшая инструкция, которая будет особенно полезной для начинающих писателей и учеников средних классов:
- Выписать слово на тетрадь и взять в руки карандаш.
- Взглянуть на характеристику слова и его роль в предложении.
- Определить часть речи с помощью вопроса и значения конструкции.
- Провести морфемный разбор, пытаясь видоизменить не или иные части (корень, суффикс, приставку).
- Вспомнить о возможных исключениях.
- Сделать выводы и написать правильную букву.
Как показывает практика, правила значительно быстрее запоминаются учащимся в том случае, если он провел кое-какие задания, предназначенные для закрепления материала. Так что стоит разобрать на практике один-два интересных примера, используя описанный алгоритм действий. Можно даже выполнять упражнение сразу с двумя словами, чтобы было более интересно: «из…езженный» и «кальян»:
- Выписав примеры на тетрадь, необходимо для начала определить часть речи. Первое — причастие, второе — существительное.
- Далее необходимо провести разбор по составу определить, где у слов кончается корень и начинаются приставки. В случае с «кальяном» все более-менее просто — корнем является все слово. А вот первый пример может вызвать затруднения. Хотя достаточно вспомнить от чего образовываются причастия — «ездить» — то есть корнем является «езж» (происходит чередование, далее идет стандартный суффикс «енн», а впереди стоит приставка «из».
- Согласно правилам, необходимо написать в первом примере разделительный твердый знак, а во втором — мягкий.
- Слова также не являются исключениями.
Найти разделительный «ь» не так уж сложно, как может показаться с первого взгляда. Самое главное — помнить то, что гласят правила, а также как можно больше практиковаться с различными примерами. В этом случае даже самые хитрые конструкции не смогут поставить писателя в замешательство.
Правописание с примерами
Большинство вопросов, возникающих у учеников по поводу употребления разделительных букв, связаны с тем, какую именно из них следует написать в слове. Ведь если после «ъ» или «ь» стоят буквы «е», «ё», «и», «я», «ю», то можно легко ошибиться в их написании. Вот несколько примеров: «коньяк» и «объявление». И если с первым случаем все более-менее понятно (употребить «ъ» в нем как-то непривычно), то со вторым — обязательно возникнет ряд трудностей, ведь здесь может вполне неплохо смотреться и «ь».
Чтобы проверить правильное написание слов, вовсе не обязательно искать таблицы с орфограммами и пытаться найти нужное слово. Достаточно просто провести морфемный разбор и обратить внимание на ту часть, в которой находится интересующая ученика буква. Лишь так ученик сможет понять, в каких случаях пишется мягкий знак. Вот выписка из правил:
- «Ъ» будет ставиться в тех случаях, если она находится сразу после приставки, а корень начинается на букву «е», «ю», «я», «ё», «и». Особенно следует обратить внимание на вот такой пример: «сверхинтересный» — ведь именно потому, что после приставки «сверх» отсутствует»ъ», корень начинается с буквы «и», а не «ы». Таким образом с помощью одного и того же правила можно проверять правописание слов для самых различных заданий.
- «Ь» пишется тогда, когда он находится в корне слова или перед союзом или окончанием: «птичьи» (гнезда, например). Несмотря на то, что корень слова «птиц» (чередование со звуком «ч»), разделительная буква будет все равно относиться к основе. Помнить об этом следует не только в тех случаях, когда необходимо провести морфемный разбор, но и тогда, когда следует перенести слово с одной строчки на другую. Важно помнить, что отрывать «ь» от корня нельзя, поэтому вниз переносится окончание или суффикс.
- Ну а что касается слов иноязычного происхождения, то их правописание и порядок расположения букв следует проверять с помощью специального словаря. Ведь в русском языке стало появляться все больше не только существительных, но и глаголов, которые были заимствованы из других языков. Ярким примером служит слово «взимать», которое употребляется вообще без разделительных букв, хотя по всем правилам здесь должен был присутствовать разделительный твердый знак.
Однако в любом случае начать выполнять то или иное упражнение следует с морфемного разбора, поскольку это отличный вариант для определения того, какую именно букву следует поставить в слове (ну или таким образом можно провести проверочную работу).
Чтобы понять, в какой части слова относится знак, следует попытаться видоизменить корень, убрать приставку или поставить другой суффикс. Однако не стоит забывать о том, что некоторые буквы могут чередоваться — это весьма усложняет задачу начинающим писателям.