Логоритмика в комплексной терапии заикания у взрослых


ЛОГОРИТМИКА. Г.А.Волкова

Транскрипт

1

2 ЛОГОРИТМИКА это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. «Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними». Г.А.Волкова

3 АКТУАЛЬНОСТЬ Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из наиболее актуальных проблем нашего времени. Наиболее доступным средством ее решения является физическая культура, двигательная активность. Занятия с детьми с элементами логоритмики: Наполнятся интересным и содержательным материалом, яркими впечатлениями, радостью общения, творчества; Обеспечат интегрированный подход к реализации программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО; Приобщат воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

4 ЦЕЛЬ: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

5 ЗАДАЧИ: Развивать артикуляционный аппарат Совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма Закреплять умение ориентироваться в пространстве Воспитывать музыкальный слух, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, речь Развивать общую и мелкую моторику

6 СОТРУДНИЧЕСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ: Логоритмические занятия рассматриваются как интегрированные с участием всех специалистов и педагогов ДОУ. Каждый педагог ведет работу не обособленно, а дополняя и углубляя достижения других. Инструктор по физкультуре занимается формированием правильных двигательных умений и навыков, развитием общей моторики, координации движений, ловкости. Проводит работу над регуляцией дыхания. Учитель-логопед проводит работу над исправлением звукопроизношения, развивает фонематический слух, дыхание и просодические компоненты речи. Задает лексическую тему, что способствует расширению словарного запаса. Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи, и движения. Музыкальный руководитель — подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

7 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: Организационный момент; Ритмическая разминка; Музыкально-ритмические упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением, регулирующие мышечный тонус; Слушание музыки. Пение; Упражнения, направленные на развитие мимической, артикуляционной и мелкой моторики; Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания; Игра; Релаксация; Подведение итогов.

8 СРЕДСТВА ЛОГОРИТМИКИ: Вводная ходьба, ориентирование в пространстве Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса Артикуляционные упражнения Ритмические игры Подвижные игры, хороводы, физминутки Коммуникативные игры Игра на музыкальных инструментах Пальчиковые игры, сказки Чистоговорки, речевые игры Пение песен,вокализов Упражнения на развитие внимания и памяти

9 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ укрепление физического и психического здоровья; совершенствование основных движений развитие познавательной активности; расширение представлений об окружающем мире развитие доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам; воспитание культуры речевого общения и поведения.

10 ВЫВОД: Практика показывает, что физкультурные занятия с элементами логоритмики развивают речь и слуховой аппарат, способствуют регуляции дыхания, повышают общий тонус, что выражается в исправлении дефектов речи, а также улучшении внимания и памяти.

11 ЛИТЕРАТУРА: Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: Педагогика, 2008 Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: СПб.: Детство-пресс, 1999 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика-м.: Педагогика, 2002 Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. /учебнометодическое пособие. СПб: ООО «Издательство Детство — пресс», 2014 Копылова С.Ф. Физкультурные занятия с элементами логоритмики. Волгоград: Учитель, 20012

12

13

14 Спасибо за внимание!

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Так же большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле. Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым. И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

Уже в начале XX в. появляются системы ритмического воспитания, направленные на развитие пластичности движений с помощью ритмичной музыки. Яркий пример— известная всему миру система музыкально-ритмического воспитания, разработанная швейцарским педагогом и композитором Ж.Е. Далькрозом. По его мнению, под воздействием внешней ритмической стимуляции целенаправленно воспитывается «внутренний ритм» (под этим можно понимать чувство ритма), способствующий формированию физической и духовной красоты человека. Именно Ж.Е. Далькроз формулирует некоторые положения, которые в дальнейшем были развиты в представления о том, что ритм является самостоятельной сущностью биологических систем и оказывает значительное влияние на все жизнеобеспечивающие системы организма, в т.ч. и на высшие психические функции.

Работы педагогов начала XX века В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Ю. А. Флоренской и других позволили создать логопедическую ритмику, которая представляет собой одну из важных логопедических технологий. Логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, а все вместе способствует плавности речевого высказывания.

Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние.

В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др.).

По мнению Г. А. Волковой и др., они направляются на преодоление речевого нарушения путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Это одна из форм кинезотерапии, представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков) , направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи.

Состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика родного языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждой нации. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков. Поэтому такие виды речи, как стихотворения, перечисление дней недели и месяцев быстро запоминаются дошкольниками путем их ритмического повторения. В дошкольном детстве по мере накопления словаря и развития лексико-грамматического структурирования у ребенка появляется способность произносить законченную в смысловом и интонационном плане фразу на едином выдохе, постепенно исчезает физиологическая неритмичность речевого высказывания, приводя к плавности речи. Речевой ритм относится к наиболее сложным видам ритмической активности ЦНС. Он участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, слова и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников, открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые оказывают благотворное влияния на организм ребенка. Логоритмика способствует результативному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, активизации и расширения словарного запаса детей. Известно, что у детей, страдающих общим недоразвитием речи, часто имеются нарушения и слухового восприятия, и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воссоздания ритмической структуры стихотворных текстов, слов. Решение данной задачи упрощается за счет взаимосвязи и тесного взаимодействия трех компонентов: ритма, слова и движения. Определенные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз положительно влияют и на состояние речевой моторики. Логоритмическая деятельность способствует развитию слуховых функций, пространственных представлений, творческих, интеллектуальных способностей, способствует развитию эмпатии, развитию коммуникативных навыков, коррекции речевой функциональной системы.

Цели и задачи логоритмики находят отражение в современной ситуации в ДОУ. В связи с пересмотром системы образования в целом, и внедрением ФГОС, результаты освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребёнка.

Логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта. В совместной непосредственно образовательной деятельности по логоритмики развиваются высшие психические функции детей: восприятие, память, мышление и речь, а также эмоционально-волевая сфера. Логоритмическая деятельность развивает умения, способности детей, помогает ребёнку, приближая его к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования. Непосредственная образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном и позволяет педагогу организовать целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Элементы логоритмических упражнений можно использовать благодаря гибкому режиму ДОУ в течение всего дня и на улице, во время непосредственной образовательной деятельности, как физкультминутки, перед сном или после сна в виде дыхательных упражнений, а поскольку логоритмические упражнения носят тематический характер, то при их подборе можно опираться на комплексно — тематическое планирование сада.

Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма. Задачи логопедической ритмики: оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятия о пространственной организации тела. К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи. Оздоровительную направленность логоритмического воздействия включает

  • Общеразвивающие упражнения.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Гимнастика для глаз.
  • Простейшие элементы мссажа.
  • Развитие певческого голоса, певческого дыхания.

Коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью работы при устранении различных нарушений речи. )

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

В логоритмике используют следующие методы и приемы:

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы:

1) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (фотографий, телепередач и т. п.) ;

2) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Напр., при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

3) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна и т. п.

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают осмысливать поставленную задачу и выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений детьми;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;

5) вопросы детям до выполнения им движения для осознания последовательности действий, проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, игровых действий и т. п.;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в 1, 5 — 2 минуты вызывает воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов 9) режних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.

Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

Как и у любой науки у логоритмики есть свои принципы.

  • принцип систематичности (последовательное изложение материала, использование различных вариантов упражнений, поэтапность и обоснованность использования материала);

Элементы логопедичекой ритмики включаются в логопедические занятия каждый день. Один раз в неделю проводятся логоритмические занятия. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

  • принцип сознательности и активности (проявление активного и осознанного отношения ребенка к деятельности; к детской активности побуждает эмоциональностью, музыкальная образность, разнообразие игр, игровых упражнений, приемов);
  • принцип наглядности (реализуется с помощью наглядного показа движения, иллюстраций, образное слово помогает представить детям определенный образ);
  • принцип доступности и индивидуализации (учитывается возраст детей их индивидуальные особенности).
  • принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».)
  • принцип развития (необходимо учитывать индивидуальные возможности развития личности ребенка)
  • принцип всестороннего воздействия (логоритмические упражнения оказывают влияние на весь организм ребенка)

Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

  • принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка); Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.
  • принцип комплексности (совокупность воздействия разными средствами).

Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.

Учитель — логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Учитель – дефектолог подбирает и выполняет упражнения в соответствии с направлениями коррекционной работы и логопедическими темами

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.

Родители разучивают речевой материал с ребенком дома

Главная форма работы – это индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду:

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке) .

9. Игры малой подвижности (в группе) .

10. Логоритмические досуги.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно — эстетические и этические чувства. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений, которые делятся на две группы:

1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

Развитие неречевых процессов Ходьба и маршировка (вводные и заключительные упражнения) Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие. Регуляция мышечного тонуса. У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети — речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Развитие внимания и памяти. Счетные упражнения. У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая. Развитие чувства музыкального размера (метра) Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал. Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке. Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом. Развитие чувства музыкального темпа.Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.

Развитие чувства музыкального ритма. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки. Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.Игра на музыкальных инструментах На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование способствует развитию творческих способностей. Пальчиковые игры Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку. Подвижные игрыОсновная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

Слушание музыки Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д. Развитие речи и коррекция речевых нарушений

Развитие дыхания- один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Развитие голоса Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека. Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот). Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д. Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией. Темп речи Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков. Интонационная выразительность речи Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент). Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный. Пение При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.

Речь с движением Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Мимика Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. АртикуляцияК подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти. Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.

Фонематическое восприятие Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие, как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими – либо музыкальными образами. ГрамматикаНа логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются детьми дошкольного возраста. Лексика В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

  • Ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • Упражнения регулируемые мышечный тонус;
  • Упражнения активизирующие внимание;
  • Упражнения регулирующие мышечный тонус;
  • Упражнения на развитие координации движения;
  • Упражнения на координацию речи с движением;
  • На координацию пения с движением;
  • Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
  • Счетные упражнения;
  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • Упражнения формирующие чувства ритма;
  • Упражнения формирующие чувство музыкального темпа;
  • На развитие мелкой моторики;
  • На развитие речевых и мимических движений;
  • Ритмические упражнения;
  • Пение;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Музыкальная самостоятельная деятельность;
  • Игры (статические, малоподвижные, подвижные);
  • Упражнения для развития творческой инициативы.

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

В структуру занятия не всегда включают все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности. Поэтому важно включать логоритмические игры и упражнения в различные виды деятельности. Таким образом, эффективное использование логоритмических игр и упражнений способствует развитию всех компонентов устной речи детей младшего дошкольного возраста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]