Отличные скороговорки для дикции: Pxhere Правильная артикуляция — обязательное условие качественного межличностного общения. Чтобы добиться верного произношения звуков, нужно тренировать речевой аппарат. Лучшие помощники в этом деле — скороговорки для дикции. Их заучивают и повторяют с детьми, но они пригодятся и взрослым, особенно тем, чья профессия связана с риторикой, — учителям, дикторам, актерам, пиар-менеджерам и т. д. Предлагаем подборку скороговорок, с помощью которых добьетесь идеальной артикуляции.
Советы для удачного становления дикции
Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.
- Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
- Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
- При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
- Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
- Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.
Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.
Улучшение дикции у детей
Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.
Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:
- Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
- Произнести звук О, максимально растянув губы.
- Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
- Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.
Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:
- на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
- задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
- произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».
Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.
- Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:
«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»
- Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.
Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.
Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.
При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.
Как улучшить дикцию в любом возрасте
Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.
Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.
От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».
Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.
В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:
- Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
- Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
- Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
- У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
- Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
- Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.
Улучшение дикции у взрослого
Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:
- при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
- при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
- начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
- следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.
Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.
Иностранные скороговорки
Польза скороговорок на иностранном языке очевидна. С их помощью совершенствуется произношение. Слова в английских скороговорках подобраны таким образом, чтобы говорить не только быстро и четко, но еще и с правильным акцентом. Это отличное дополнение для изучения языка. Работа над такими скороговорками необходима не только людям, осваивающим иностранный язык, но и тем, кто владеет им на хорошем уровне и выступает перед публикой на международных конференциях, симпозиумах. Скороговорки существуют на разных иностранных языках.
- Английские скороговорки:
«Betty Botta bought some butter, “But, she said, this butter’s bitter, But a bit of better butter will make my batter better”. So, she bought a bit of butter better than the bitter butter, And it made her batter better. So, it was batter Betty Botta’s bought a bit of better butter».
***
«How many cans can a cannibal nibble if a cannibal can nibble cans? As many cans as a cannibal can nibble if a cannibal can nibble cans».
- Испанские скороговорки:
Pancha plancha con cuatro planchas. Con cuantas planchas Pancha plancha? (Панчо гладит четырьмя утюгами. Сколькими утюгами гладит Панчо?)
***
Del pelo al codo y del codo al pelo, del codo al pelo y del pelo al codo. (От волос до локтя и от локтя до волос, от локтя до волос и от волос до локтя).
Улучшение дикции у подростков
Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.
Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.
Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.
В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.
Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.