Конспект НОД по обучению грамоте «Звук Г. Буква Г»(подготовительная к школе группа)

Цель занятия: изучаем букву Г, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Г, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Г по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:


Гуси


Груша


Грибы


Горох

  • Скажи, как кричат гуси?
  • ГА — какой тут первый звук?
  • Какой первый звук в слове гуси?
  • Какой звук есть и в слове груша, и в слове вагон?
  • В начале, в конце или в середине слова находится звук [Г] в слове Груша? — Вагон? — Гром? — Рога?

Когда мы произносим звук [Г], спинка языка стукает глубоко во рту по небу, а кончик языка — за нижними зубами. Произнеси: Г! Спинка языка стукает по небу и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда произносим звук [Г].

  1. Гласный или согласный звук [Г]?
  2. Звонкий или глухой?
  3. Почему?

Задание: печатная буква Г для дошкольников

Напиши букву Г в воздухе. Нарисуй вертикальную палочку, добавь горизонтальную палочку сверху.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать

Артикуляция звука Г

При произнесении звука Г работают голосовые связки. Без их дрожания звук не будет создаваться правильным образом.

Связки в процессе дрожания передают воздушный поток, находящийся в гортани.

Сам по себе Г является заднеязычным (гортанным), взрывным.

Воздух прорывается через плотный затвор между задней частью языка и мягким нёбом и происходит шум.

Произношение звука в окончаниях -ого, -его очень своеобразно. Мы слышим, да и произносим здесь звук Г как [в] — красивого (так пишем) — красиво[в]о (так говорим).

Очень распространенное звучание Г в таких словах, как «ага, угу» в виде украинского гортанного Г.

Продолжи фразу

Силачом я стать хочу. Прихожу я к силачу: — Расскажите вот о чем — Как вы стали силачом? Улыбнулся он в ответ: — Очень просто. Много лет Ежедневно, встав с постели, Поднимаю я… (гантели). Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, И зовется птица … (грач).

Михаил играл в футбол И забил в ворота … (гол).

Очень я го-го-горжусь, Что не утка я, а … (гусь). Лодки по морю плывут, Люди веслами … (гребут).

Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь — Чистоплотный серый … (гусь).

На вербе с треском рвутся почки. На речке лед трещит в ночи. И гнезда вьют без проволочки На ветках первые … (грачи).

На жарком солнышке подсох И рвется из стручков … (горох).

Цели и задачи

Цели:

  • изучаем с детьми букву Н;
  • развиваем устную и письменную речь;
  • совершенствуем фонематический слух — выделяем и анализируем звуки;
  • учим познавательные тексты;
  • формируем моторику рук.

Задачи занятия:

  • научиться распознавать, правильно произносить, писать букву Н;
  • через разгадывание загадок получить навыки анализа и логики, повысить интерес к изучению нового материала;
  • посредством стихотворений тренировать память ребенка, воздействовать на возникновение новых нейронных связей в мозгу.

Сказка про букву Г

Генерал Гена Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало — настоящий генерал получился! Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют. — Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел! А галчата как загалдят: — Это ты-то генерал? А где твоя сабля? — А вот же, под крылом,— говорит Гена. — А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе. — Эх вы, глупенькие,— грустно сказал Гена. — Нет у вас фантазии. (Г. Юдин)

Конспект “Звук и буква В” план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.

Загадки для детей на букву Г

Без команды в строй встают, Отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, Кто так любит дисциплину? (Гусыня с гусятами) Длинная шея, красные лапки, Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

Ящик на коленях пляшет — То поет, то горько плачет. (Гармонь)

Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать все равно не может. (Гусеница)

Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады и огороды Всей округи полила. (Гроза)

Четыре синих солнца У бабушки на кухне. Четыре синих солнца Горели и потухли. Поспели ши, шипят блины, До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

Вот по небу мчится конь — Из-под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит. (Гром)

Он качалка и кровать, Хорошо на нем лежать. Он в саду или в лесу Покачает на весу. (Гамак)

Маленький, удаленький Сквозь землю прошел, Красную шапочку нашел. (Гриб подосиновик)

Без рук, без топорёнка Построена избенка. (Гнездо)

Что за плод! Шкатулочка с секретом! Семена — стекляшечки на вид, Все прозрачные, все розового цвета. Потрясешь — как странно — не звенит. (Гранат) Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета)

Бьют Ермилку по затылку. Он не плачет, Только носик прячет. (Гвоздь)

По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки. Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть — нет головы. (Гриб)

На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У нее теперь ангина. (Град)

Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (Градусник)

Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Стоят в один ряд Острые пальчики — Цап-царапки: Подбирай охапки. (Грабли)

Два братца через дорогу живут, А друг друга не видят. (Глаза)

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

Постройка букв — увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек — малюток в твердом переплете. Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!

Веселые стихи про букву Г для детей

Скажи погромче Слово «гром» — Грохочет слово, Словно гром. (А. Барто) По узкой тропинке Гусиным шажком Гусиное войско Шагает гуськом. (А. Санин)

Вот гуси с выводком гусят Галдят, шипят как змеи. Грузовику они грозят, Вытягивая шеи. Но не страшна грузовику Гусей горластых стая. Гудком грозит он гусаку, Дорогу расчищая. (С. Маршак)

Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. (Б. Тимофеев)

Гусята у водицы Гогочут, голосят. Глядит не наглядится Гусыня на гусят. Глядит не наглядится, Гусятами гордится: — Га-га! Гусята эти Горластей всех на свете! (В. Лунин)

Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела, По-гусиному шипела. Гулял по улице щенок — Не то Пушок, не то Дружок. Гулял в метель и солнцепёк И под дождем гулял, И если даже шел снежок Гулял по улице щенок. Гулял в жару, в мороз И в сырость. Гулял, гулял, гулял И — вырос. (В. Левин) Голодно, холодно, Галки, воробьи! Голодно, голуби — Гуленьки мои! Прилетайте в гости, Полны у нас горсти. Клюйте, гостюйте, Не пугайтесь, клюйте! Гуль-гуль-гуль! (Е. Благинина)

Грач качался в гамаке. Гуси — в волнах на реке. Мимо голуби летели И на веточку присели, Веточка качается — Неплохо получается. (А. Пудваль)

Грустный клоун — Бегемот Грустным голосом Поет Песню грустную — Прегрустную: — Я люблю лягушку Вкусную. (Г. Сатир)

Рекомендации по знакомству с алфавитом

Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

  • Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий — учим буквы, играя.
  • Знакомство с алфавитом — достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
  • Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не «бэ», м, р, с, но не «эм, эр, эс»). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а — а- а.
  • Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а — арбуз, о — осень, у — улитка и т. д.
  • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
  • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]