«Игры с буквами»
Подготовила В.В.Минакова, учитель-дефектолог.
«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее «Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом. Например. «Т»( можно любую) Т. П В С М Т Т К ИН В Л Т Л Т С Б Д Т С Ч Е К Р Т Ф Ю Т Ь Б Т Т
«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв Например: «З». Т П З Ш Л Х З Р
«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами П Т В В Р С В Д И М В Ч В В Т В
«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву «Г»: П Г Т Р Т Г П П Г.
«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы «Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы «Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.
«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.
«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)
«Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.
«Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).
«Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.
«Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.
«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например: буква «Н» состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.
«Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, а затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например: согнуть из проволоки букву «О», а затем «превратить» ее в букву «С»; выложить из палочек букву «Н», а потом «превратить» ее в букву «П» и т. д.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т»
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т»
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Т
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры.
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать
Тигр — это та же кошка,
Только дикая немножко.
Тигр учит каратэ,
Так он учит букву. (Т)
Воспитатель: назовите первый звук в словах и определите каким бывает звук т
Топор, тарелка, торт (ответы детей) тесто, тигр, телевизор (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, слышится звуки Т (ТЬ) Звук Т- согласный, он не поется и мы во рту, когда его произносим, чувствуем преграды. А значит звук Т- согласный, глухой, бывает мягким и твердым.
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «Т».
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня пойдет Артем.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС) дети пишут букву Т, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим и зеленым цветом, в кармане пишут букву Т.)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Артём букву Т на четвертом этаже, под буквой П.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Ответы детей: синюю и зеленую без колокольчика
Воспитатель: почему?
Ответы детей: потому что звук Т- согласный, глухой бывает мягким и твердым.
1. Игровое упражнение «Найди свое место»
Цель: учить находить место звука в слова и прописывать букву Т в первой части дети по картинкам находят место буквы, а второй части каждый рисует свою картинку.
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Воспитатель: ребята, теперь выполняем второе упражнение, прописываем букву Т, большую и маленькую в воздухе пальцами, потом ручкой в тетради, а чтобы закрепить знания пишем 6 зеленым и 6 синим цветом.
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Графический диктант»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Дорисуй картину»
Цель: учить находить изображение буквы Т и обводить по точкам картинки; учить находить в картинке слова со звуком Т, закрепить знания лексической темы «Домашние животные»
Какую Артем допустил ошибку, разукрасив колокольчик, так как п-глухой звук.
5. Игровое упражнение «Каждой вещи — свое место» («Вешалка»)
Цели. Закрепляем обобщающие понятия верхняя одежда, обувь, головные уборы. Учим находить на картинке предметы, в названиях которых есть звук Т, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость; закрепляем умение определять количество слогов в слове и подбирать к слову его слоговую схему.
Ход игры. Ребенок рассматривает и называет предметы на картинке, группирует эти предметы по обобщающим признакам: одежда, обувь, головные уборы; уточняет, какой из предметов не попал ни в какую группу и почему. (Бант не относится ни к одной группе предметов, так как он является украшением.) Ребенок объясняет, зачем для всех етих предметов нужна вешалка и как они на ней располагаются. Нужно определить, какой из предметов одежды обычно не вешают на вешалку в прихожей и где его хранят. (Платье хранят в шкафу.) Ребенок стрелками указывает, где на вешалке будет находиться каждая вещь; раскрашивает только те предметы, в названиях которых есть Т (остаются неразрешенными плащ, сапоги, шапка); определяет, в какой части олова находится Т и какой он (согласный, глухой, твердый или мягкий).
Ребенок рассматривает схемы под картинками и объясняет их значение. Затем к каждой схеме подбирает олова из предложенных в игре, объясняя, почему он подобрал к схеме именно это слово.
6. Игровое упражнение «Тапки»
Цели. Закрепляем умение выделять в слова первый звук и сопоставлять его с буквой. Учим определять количество слогов в написанном слове, не прочитывая его (выделять гласные буквы и из этого делать вывод о количестве слогов в данном слове). Закрепляем умение обводить изображение предмета по точкам.
Ход игры. Ребенок пытается узнать предметы, выполненные в точечном изображении (тапки); проверяет свою догадку, обведя картинку по точкам и раскрасив ее.
Ребенок выделяет первый звук в слове тапки и вспоминает, какой буквой этот звук обозначается. Взрослый объясняет, что рядом с картинкой написано слово тапки, но одна буква в нем не написана. «Какой буквы не хватает в слове?» Ребенок должен догадаться, объяснить, почему именно Т, и дописать слово.
Рассмотрев написанное слово, ребенок называет в нем гласные по порядку слева направо и определяет количество слогов, опираясь на правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Количество слогов можно проверить с помощью руки, произнося слово медленно (см. стр. 5). Игра «оканчивается зарисовкой слоговой схемы под словом тапки и написанием над ней гласных.
Игровое упражнение «Найди спрятавшуюся букву Т»
Цели. Закрепляем образ буквы Т, учим выделять ее из ряда похожих фигур. Тренируем ребенка в самостоятельном написании этой буквы.
Ход игры. Ребенок рассматривает предложенные фигуры на рисунке, узнает среди них Т т и обводит буквы кружками, после чего сам записывает Т т в пустых клетках, комментируя свои движения.