Цели и задачи
Цели:
- изучаем с детьми букву Н;
- развиваем устную и письменную речь;
- совершенствуем фонематический слух — выделяем и анализируем звуки;
- учим познавательные тексты;
- формируем моторику рук.
Задачи занятия:
- научиться распознавать, правильно произносить, писать букву Н;
- через разгадывание загадок получить навыки анализа и логики, повысить интерес к изучению нового материала;
- посредством стихотворений тренировать память ребенка, воздействовать на возникновение новых нейронных связей в мозгу.
Знакомство с буквой Н
Для занятий понадобится картинка с изображением Н и носорога. Пригодятся счетные палочки, акварельная краска, пластилин, детские книги со стихами, загадками, шарадами. Закрепить материал помогут раскраски, цветные карандаши, бумага в клеточку.
Использование визуального канала с помощью зрения
Запоминание новых знаков у детей независимо от возраста происходит в первую очередь через органы зрения. Использование визуального канала необходимо для создания у ребенка ассоциации картинки со звуком. Задействовать этот канал в полную силу помогут упражнения для запоминания нужного образа.
Сначала взрослый показывает картинку из азбуки, изображающую символ Н, и говорит: «Это носорог — Н». Просит повторить сказанное, тем самым закрепляя связь картинки с образом. Через некоторое время воспитатель снова показывает фигуру Н. Ребенок должен вспомнить картинку, затем название животного, а потом букву.
Для запоминания образа Н рекомендуется разучить стихотворение из детской книжки с цветным изображением животного. Легко запоминается детьми четверостишие Лидии Гржибовской из «Веселой азбуки»: Носорог кричит друзьям: «Букву Н принес я вам! Букву Н вам надо знать, Чтобы Новый год встречать!».
После усвоения образа с картинкой следует переходить к запоминанию одной буквы. Для этого взрослый показывает фигуру Н в алфавите без картинок или вместе с учеником выкладывает ее из подручных средств: счетных палочек, карандашей, конфет. Закреплять знание и одновременно развивать воображение следует на совместных прогулках несложным упражнением: выложить символ Н из камушков, веточек, проволочек.
Следующий этап обучения через визуальный канал — нахождение нужной фигуры в середине слова. На прогулках ребенка просят найти изображение Н на вывесках, сделанными большими и понятными шрифтами. Со временем упражнение усложняется вопросом, в какой части стоит нужный символ — в начале, середине или конце. Можно делать упражнение дома, используя газеты, журналы, рекламные проспекты.
Для закрепления образа следует совместно нарисовать фигуру Н на листе бумаги и вырезать ее. Далее взрослый разрезает букву посередине, вертикально или горизонтально на 2 части и предлагает ребенку сложить ее вновь.
Картинка из азбуки для запоминания буквы Н.
Использование тактильных упражнений с помощью ощущений
Тактильные ощущения играют важную роль в познании маленьким человеком окружающего мира. Упражнения с помощью ощущений развивают творческое начало ребенка. Для изучения азбуки применяются специальные игры — упражнения, усиливающие связь между ощущением и мозгом, помогающие усвоению нового материала.
Медленно нарисовать пальцем на ладошке ребенка нужный буквенный символ, попросить его закрыть глаза и произнести звук «н».
Из ладошек и отставленного большого пальца изобразить фигуру Н.
Увлекательным занятием станет рисование Н на бумаге пальцем с помощью гуаши или акварельной краски.
Из пластилина или теста слепить фигурку Н.
На рассыпанной по ровной поверхности крупе нарисовать пальцем Н.
Использование звукового канала
Слышать и различать в словах твердые и мягкие звуки, а затем складывать их в слоги дети учатся, используя этот канал восприятия. Упражнения по звуковому методу выполняются как самостоятельно, так и одновременно с визуальными или тактильными.
Учитель медленно произносит ряд слогов, содержащих и не содержащих Н: не, за, ня, ма, ну, со, ню, хе, ни, нэ. Задача ребенка: топнуть ногой, когда слышит твердый звук [н], хлопнуть в ладоши при мягком [н’]. Постепенно упражнение с этим же условием усложняется. Вместо слогов взрослый говорит ряд слов: Наташа, нитки, Николай, барабан, Надежда, клиника, санки, коньки.
Для этих целей можно читать стихотворные тексты, легкие для понимания и запоминания детьми. Например, «Утром юный носорог моет уши, чистит рог».
Для ребят постарше дается задание запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н’] при прослушивании рассказа Георгия Юдина про Никиту. Это классический детский текст о том, как мальчик на Новый год стал себе делать из бумаги нос Буратино. Ничего у него не получилось. Никита придумал сделать рог на голове, как у носорога. Опять не справился. Обиделся на всех, решил, что лучше придет после Нового года и скажет, что был в костюме невидимки. Рассказ содержит много слов с «Н», поэтому считается подходящим для данного занятия.
Разделительный мягкий знак
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
- Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: вьюга, шью, братья.
- Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
- «Роль мягкого языка»,
- «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Задание для дошкольников: печатная буква Н
Пропись с печатной буквой Н.
Ребенок внимательно рассматривает фигуру Н. Учитель акцентирует его внимание на разной длине и расположении черточек. Ученик пишет несколько раз букву в воздухе, затем на бумаге в клеточку, на которой заранее поставлены опорные точки. Если упражнение вызывает трудность, то для написания предлагаются две вертикальные линии. Можно еще упростить упражнение, предоставив дошкольнику обвести уже написанную фигуру цветным карандашом.
Раскраска на букву У
Чтобы запоминание слов, начинающихся с буквы У прошло еще эффективнее, предлагаем воспользоваться творческим методом — раскрасить буквы и картинки слов на букву У для детей.
Сказки и шарады с буквой Н
Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:
«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая. Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет! Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать. Какая неуживчивая буква! Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?
Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался! Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной! И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой! Нужной! Нежной! Находчивой! Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»
Шарады:
Шарада Буквы Н
С «Н» — он детям ночью снится, С «К» — в жару дает напиться. (сон — сок) С «Р» — вас сыпью награждает, С «Н» — на скачках побеждает. (корь — конь) Я не пройду в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяю Л на С — И листья леса все завянут. (олень-осень)
«Звуки [Н], [Нь] и буква Н» — конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Конспект открытого занятия
Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н»
Подготовила: учитель-логопед I квалификационной категории Тимофеева Виктория Алексеевна
г. Бокситогорск,
2016-2017 г.
Цель:
закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь];
- Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах;
- Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;
- Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;
- Развивать умение согласовывать числительные с притяжательными прилагательными и существительными;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
- Развивать слуховое внимание;
- Развивать фонематическое внимание и восприятие;
- Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;
- Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;
- Формировать представления (элементов) опытно-экспериментальной деятельности;
- Развивать умение решать простые ребусы;
- Знакомить с русскими пословицами и поговорками;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия ««Звуки Н, Нь и буква Н», шесть зеркал (по количеству детей), салфетки бумажные, бубен, две аудиозаписи (звуки ухающей совы, звуки тройки лошадей с бубенцами), сова-рукавичка, мяч, ёлочка, деревянные бусины синего, красного и зелёного цветов разной величины и формы, шесть шнурков, шесть конвертов с квадратами «Танграм» (три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета), буквы разрезной азбуки, коробка детских конфет.
Ход занятия
- Организационный момент:
(ребята с учителем-логопедом заходят в зал)
— Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Ребята, встаньте в круг «Дружбы»:
Друг дружке улыбнитесь, Друг с дружкой подружитесь! Крепко-крепко.
(Ребята берутся за руки, сжимают руки)
(помощник по условному сигналу звонит в колокольчик)
— Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться … велел
(последнее слово дети вместе с логопедом повторяют). Пройдите и сядьте за столы.
- Артикуляционная гимнастика (с показом презентации):
Вы расселись по порядку, Дружно сделаем зарядку, Не ногами, не руками (топают, хлопают), А своими … язычками
(последнее слово дети вместе с логопедом повторяют)!
Примечание:
артикуляционная гимнастика выполняется под ритм бубна.
- Дидактическая игра « Чистоговорки-добавлялки»:
(слышны звуки ухающей совы)
— Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса)? Откуда они? Из леса? (логопед заглядывает за экран, показывается с совой-рукавичкой)
— Ребята, знакомьтесь – это Очень Мудрая Сова. По лесу разлетелась новость о том, что в нашем детском саду ребята подготовительной группы умеют играть в «Чистоговорки — добавлялки». Поиграем? (Да.)
(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)
- На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
- На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
- На! На! На! Россия – любимая …(страна).
- Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
- Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
- Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
- Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
- Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).
- Сообщение темы занятия:
— Молодцы! Какой звук слышен в словах: лун
а, стру
н
а, стра
н
а, д
н
о, брев
н
о, па
нн
о, ок
н
о, вол
н
а? (ответ ребёнка: Звук [Н]).
— Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью). — Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?
(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).
— А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)
— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?
(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).
— Правильно! Совунья приготовила для вас интересные игры со звуками [Н] — [Нь]. Поиграем? (Да.)
- Слоговая разминка со звуками [Н] — [Нь] с мячом:
— Ребята, встаньте за стульчиками, приготовьте ручки-лодочки. Слоговая разминка со звуками [Н] — [Нь].
На-ня-на Но-нё-но Ну-ню-ну Ны-ни-ны
Ан-ань-ан Он-онь-он Ун-унь-ун Ын-ынь-ын
— Молодцы! Садитесь на свои места.
- Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации):
— Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?
- Нитки, ночь,
низкий, Никита
- Сын,
конь, пень, огонь
- Батон, олень,
океан, трон
- Нос, ногти, носки, нитки
- Коньки,
санки, танки, конфеты
- Книга, линейка, карандаш,
земляника.
- Пальчиковая гимнастика «Следопыт»:
— Ребята, какое время года сейчас? (Зима.)
— Какого цвета зима? (Белого.)
— Почему всё вокруг белое? (Потому что всё покрыто снегом.)
— Что люди и животные оставляют на снегу? (Следы.)
— Сыграем с пальчиками в следопытов. (На слайде лесные полянки со следами на снегу.) (Выполнять в упражнении «Цепочка».)
Следопыт идёт по следу, След ведёт его по снегу.
- Дидактическая игра «Посчитай следы»:
— В зимнем лесу много снега. Поиграем вместе с Совушкой в следопытов? (Да.)
— Ребята, выходите из-за столов, встаньте полукругом.
(слайд со следами кабана)
— Ребята, кто это? (Это кабан.)
— Чьи это следы на снегу? (Это кабаньи следы на снегу.)
— Посчитайте по-очереди кабаньи следы на снегу. (Первый ребёнок начинает считать, следующий продолжает и т.д. по количеству детей.)
Пример:
один кабаний след на снегу, два кабаньих следа на снегу, три кабаньих следа на снегу и т.д.
— Молодцы! Хорошо посчитали кабаньи следы. Тсс! Всё, убежал кабан.
(На слайде лесные полянки со следами на снегу.)
- Физкультминутка:
— Ребята, мороз не велик, да стоять не велит (поговорка). Погреемся? (Да.)
Стихотворение с движением «Мороз»
Мёрзнут пальцы | (сжимание и разжимание кистей) |
Щиплет нос | (указательными пальцами дотронуться до кончика носа, остальные пальцы сжаты в кулачки) |
Лезет в валенки мороз | (прыжки по-очереди на одной ноге) |
Мы мороза не боимся | (руки на поясе, повороты в стороны) |
Продолжаем веселиться | (упражнение «Топать-хлопать») |
По сугробам мы шагаем, выше ноги поднимаем | (высоко поднимать ноги) |
Справа – хлоп и слева — хлоп | (хлопки руками) |
Посмотрите, там сугроб! | (указать рукой на «сугроб» из «снежных комков», дети ищут глазами «сугроб») |
- Отгадывание загадки:
(звучат звуки проезжающей тройки лошадей)
— Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:
Они красивы, грациозны, Стихия их – азарт погони, Беря барьеры виртуозно, Летят быстрее ветра
…
(Кони)
.
С. Устабеков
— Верно! Русская пословица гласит: «Домой и кони веселее бегут». Пора нам обратно в садик возвращаться. «До свидания» Сова. Закройте глаза; раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять! Открывайте глазки.
- Дидактическая игра «Украшение для ёлочки»:
— Ребята, пройдите и сядьте за столы (на столах стоят две металлические коробочки в виде ёлочных шаров, дополнительно лежат шесть тканевых салфеток). Какой зимний праздник скоро наступит? (Скоро наступит Новый год!)
— В Новый год принято украшать ёлочку. Изготовим украшение для ёлочки из деревянных бусин. Украшение непростое, а звуковое. Кто по лесу проехал мимо нас с вестью о приближающемся празднике? (Кони.) (слайд на экране).
— Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук [К]).
— Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину твёрдого звука [К]. Нанизывайте её.
— Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни». (Звук [О]).
— Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [О]. Нанизывайте её так, чтобы она была второй по счёту (слева направо счёт).
— Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и». (Звук [Нь]).
— Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину мягкого звука [Нь]. Нанизывайте её так, чтобы она была третьей по счёту (слева направо счёт).
— Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук [И]).
— Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [И]. Нанизывайте её так, чтобы она была последней по счёту (слева направо счёт).
Примечание:
По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
— Ребята, молодцы! Красивое украшение получилось, завяжите бусы бантиком и пойдемте украшать нашу ёлочку.
- Дидактическая игра-головоломка «Танграм» с элементом опытно-экспериментальной деятельности:
— Ребята, посмотрите, под ёлочкой лежат конверты. Наверное, Дедушка Мороз приготовил их для вас. Возьмите их и сядьте на свои места. Посмотрите, что внутри. (Ребята выкладывают на стол разрезной квадрат «Танграм»).
Примечание:
три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета.
— Это игра-головоломка «Танграм». Соберите квадрат так, чтобы получился символ как на картинке. (На экране слайд).
— Ребята, а теперь подставьте свои зеркала к верхней части квадрата, что вы видите? (Это буква-Н).
— Верно! (слайд презентации со стихотворением про букву-Н).
— А, вот, и новогодняя буква-Н. Прочитайте её три раза хором. (Н-Н-Н).
- Чтение простых слогов:
— Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком. Квадрат «Танграм» вам об этом напоминает!
— Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце: (поочередное чтение) АН, УН, ОН, ИН.
— Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале: (поочередное чтение) НА, НУ, НО, НИ.
- Дидактическая игра «Ребус»: (слайд на экране)
— Ребята, разгадайте ребус и вы узнаете имя нашей Очень Мудрой Совы, без которой наше занятие не было бы так увлекательно. Вспомните правило: имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. Будьте внимательны при решении ребуса.
— Расставьте буквы в соответствии с их порядковыми номерами. (У детей буквы разрезной азбуки).
4 | 2 | 3 | 1 |
а | и | н | Н |
— Молодцы! Прочитайте, как зовут сову (все дружно хлопают себе).
- Подведение итогов занятия:
— Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н. (Слайд с буквой-Н).
— Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей).
— Ребята, вы замечательно поработали, отлично справились с заданиями Очень Мудрой Совы Нины и Дедушки Мороза! Я от всей души поздравляю вас всех с наступающим праздником, растите умными, а этот сладкий подарок от Дедушки Мороза поделите между всеми ребятами вашей группы. Приятного аппетита и до новых встреч с нашими гостями. Скажите «До свидания!» и пойдёмте в группу.
Загадки, пословицы и поговорки
Загадки: «Нитки», «Нос» и слово «Нет» С этой буквы начинаются, А еще она в «коНфете», «НожНицах» и «дНе» встречается. (Буква Н)
Этой буквой по дорожке Ходят люди, мышки, кошки. А она, пройдя сквозь ушко, Шьет нам новую игрушку. (Буква Н — ноги, нитка)
Он приходит в зимний вечер, Зажигать на елке свечи. Он заводит хоровод — Это праздник …. (Новый Год)
Пословицы и поговорки: Не бросай друга в несчастье. На вкус и цвет товарищей нет. На любое незнание есть оправдание. Все можно, нельзя только на небо влезть. Ноги в руки и пошел. Береги нос в большой мороз. Хорошо там, где нас нет. Неделя год кормит.
Стихотворения про букву
Букву «Н» промолвить чтобы, Язычок приставишь к небу, Напоешь ее одну: Что за новость — ну и ну!
Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки, Может, норка возле норки? Нет нигде, Пропал и след. Норка — здесь, А норки — нет!
Нашла ножницы Наташа, Стала Нину подстригать, А ее подруга Маша Стала Надю наряжать.
Научусь я алфавиту, Буду буковки все знать, Открывая бодро книгу, Н скорей начну искать. Тут есть норка, носорог, Полосатенький енот, Нутрия и нерпа тут, Букву Н они все чтут.