Задержка психического развития (ЗПР)
– сниженное интеллектуальное функционирование, ограничение адаптивного восприятия, когда отдельные психические функции (мышление, внимание и память) отстают в развитии от установленных психологических норм для определенного возраста. Число лиц с ЗПР составляет 15-16% в детской популяции.
Умственно отсталые люди получают низкий балл по тестам интеллекта (IQ), но влияние на функционирование повседневной жизни зависит от тяжести заболевания и связанных с этим нарушений. Симптомы ЗПР у детей включают недостаточный уровень развития речи и моторики, мышления и памяти, регуляции и саморегуляции поведения. Около 85% детей с легкой степенью отставания в развитии при своевременно принятых мерах обычно учатся говорить и становятся независимыми.
Общие сведения
Вызвано ЗПР у детей может быть большим количеством причин (в том числе выраженными врожденными синдромами), а симптомы умственной отсталости проявляются не только в снижении когнитивных способностей, но и в других физических и психических отклонениях.
Задержка психического развития характеризуется нарушением интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Данное состояние сопровождается трудностями в обучении. Речь идет преимущественно о психолого-педагогической категории, но в ее основе также могут лежать органические нарушения.
Психические изменения умственно отсталых детей стабильны и не прогрессируют, поэтому психосоматические осложнения маловероятны. Диагноз устанавливается дошкольникам в возрасте 4-5 лет или в процессе школьного обучения. Главная трудность для таких пациентов – отсутствие возможности полноценной адаптации в обществе.
Клиническая картина
Родителям должны быть известны основные симптомы ЗПР, характерные для того или иного возраста.
1 год
ЗПР не диагностируется в 1 год. Но ряд тревожных звоночков могут указывать на склонность к ней:
- по сравнению со сверстниками малыш стал поздно держать голову, садиться, ползать, поворачиваться, вставать на ножки, гулить, ходить;
- плохо держит предметы;
- не может скоординировать движения;
- мало двигается;
- неэмоционален.
При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития малыша и при возникновении сомнений консультироваться с педиатром или невропатологом.
2 года
На отклонения указывают:
- незнание собственного имени;
- отсутствие реакции на простейшие вопросы;
- обильное слюнотечение;
- нарушения сна;
- капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия;
- сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.
3 года
- Бедный словарный запас (не более 20 слов);
- дефекты речи;
- отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела);
- неспособность оформить связную речь;
- сложности с выполнением элементарных заданий;
- неразвитое воображение;
- однотипность действий в игре;
- невозможность сконцентрироваться;
- быстрая утомляемость;
- агрессивность, истерия.
4 года
В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам.
Физические:
- слабый тонус мышц;
- кинетоз;
- нарушения мочеиспускания;
- головные боли;
- быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.
Познавательные:
- невозможность говорить связно;
- бедный лексический запас;
- рассеянное внимание;
- плохая память;
- неспособность запоминать информацию наглядно или на слух;
- отсутствие базовых знаний о мире;
- несформированность познавательной мотивации.
Социальные:
- агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим;
- замкнутость, аутизм, погруженность в себя;
- нежелание участвовать в совместных играх;
- инфантилизм;
- перемены настроения.
Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются. Появляются вторичные признаки: развиваются психосоматические заболевания и внутренние комплексы, ухудшаются когнитивные способности, наблюдается социальная дезадаптация.
В младшем школьном возрасте задержка психического развития проявляется уже более отчётливо. Такие дети отличаются от сверстников и поведением, и способностями к обучению. Если родители и воспитатели в детском саду упустили данный момент и отправили такого ребёнка в школу, учитель уже не может не обратить на это внимание. Ему требуется освоение минимальной стандартной программы, без которого он не может перевести такого ученика в другой класс. Поэтому на данном этапе организуется медико-педагогическая комиссия, ставится диагноз и начинается психокоррекционная работа.
Причины ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста является следствием множества различных факторов, которые в конечном итоге приводят к дефекту нейробиологического и функционального развития мозга. Следует выделить биологические и социальные факторы.
Наиболее частыми причинами задержки психического развития у детей
являются:
· Нарушения эмбрионального развития: краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция, ВИЧ. Не менее опасна дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков, курение. Накладывают свой отпечаток отравления фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации.
· Перинатальные проблемы: недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга, энцефалит.
· Тяжелые соматические заболевания ребенка: рахит, нейроинфекции, грипп. Также причиной может стать эпилепсия.
Причиной ЗПР в некоторых случаях является наследственность. Данное заболевание в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение. Практически неизбежна врожденная психическая задержка при многих генетических заболеваниях, например: синдром Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге, Дауна.
Задержка развития ребенка вторичного характера развивается на фоне нарушений зрения или слуха. Причиной может стать дефект речи, а также выраженный дефицит общения и сенсорной информации.
Умственная отсталость или слабоумие могут быть вызваны аномальным развитием головного мозга:
· недостаточный размер мозга (микроцефалия);
· полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга (гидранэнцефалия);
· недоразвитие головного мозга (лиссэнцефалия);
· гипоплазия мозжечка (понтоцеребеллярная гипоплазия).
Часто патогенез нарушений психического развития заключается в нарушениях обмена веществ или выработке ферментов (фенилкетонурия). Послеродовая умственная отсталость у детей также может быть обусловлена разрушением красных кровяных клеток – гемолитической болезнью новорожденного. Возникает в результате резус-конфликта во время беременности и приводит к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.
Среди социальных факторов следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общаться с другими людьми (например, по причине инвалидности), авторитарное воспитание (беспрекословное подчинение). Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.
Что делать родителям
Психологи и педагоги, работающие непосредственно с детьми, у которых наблюдается ЗПР, дают полезные рекомендации родителям, позволяющие ускорить развитие.
Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях.
Усилиями одних только домашних занятий проблему ЗПР не решить. Поэтому второй шаг родителей, желающих помочь своему ребёнку, — обращение за квалифицированной помощью к профильным специалистам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту. С учётом индивидуальных особенностей они дадут рекомендации, что именно нужно делать.
Общие советы:
- Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
- Уделять ребёнку больше внимания, организовывать совместное времяпрепровождение, общаться, задействовать других родственников.
- Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
- Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
- Общаться с другими родителями таких же детей (например, через сообщества в соцсетях).
- Организовывать общение с ровесниками.
- Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все.
- Поручать домашние дела, уход за животными, обучать самообслуживанию.
- Не повышать голоса, быть терпеливыми, что бы ни произошло.
- Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.
Классификация
Классификация интеллектуальных показателей человека основана на измерении IQ. В зависимости от объема отсутствующих когнитивных способностей различают три степени олигофрении, которые применяются независимо от этиологии заболевания:
· Легкая степень (CIE 10-F70).
Уровень интеллектуального развития (CI) колеблется от 50-69. Пациенты имеют минимальное сенсомоторное замедление. В дошкольном возрасте могут развивать коммуникативные навыки, приобретать некоторые знания, а в более позднем возрасте – и профессиональные навыки.
· Средняя степень (F71-F72).
Могут понимать чужую речь, а в возрасте 5-6 лет формулируют короткие фразы. Мышление ограниченно, примитивно. Требуется много усилий, чтобы научить чтению, письму, арифметике и навыкам самообслуживания.
· Тяжелая степень (F73).
Мышление в этой форме почти полностью блокируется (IQ ниже 20), все действия ограничиваются рефлексами. Такие дети не могут учиться (за исключением некоторых разработок двигательных навыков), им требуется постоянный уход.
Этиопатогенетическая классификация ЗПР включает четыре типа заболевания. Для конституционального генеза характерно замедление созревания ЦНС, что сопровождается психофизическим и психическим инфантилизмом. Такой вид ЗПР, как соматогенный, обусловлен длительными и тяжелыми соматическими нарушениями детей в раннем возрасте (хроническая диспепсия, бронхиальная астма, сердечная или почечная недостаточность и пр.), что приводит к нарушению развития и созревания центральной нервной системы.
ЗПР психогенного генеза связана с неблагоприятными социальными условиями (жестокое обращение, безнадзорность). Из-за дефицита внимания формируется импульсивность и психическая неустойчивость. При повышенной заботе происходит воспитание в ребенке эгоцентризма и безынициативности.
Для ЗПР церебрально-органического генеза отмечается органическое поражение головного мозга. Данный тип заболевания встречается чаще всего. Нарушения затрагивают отдельные сферы психики или же проявляются в различных областях. Характеризуется несформированностью познавательной деятельности или эмоционально-волевой сферы.
Упражнения для развития внимания
Существует большое количество методов развития. При применении игр на практике допустимо менять условие и подстраивать под способности ребенка. Некоторые делаются индивидуально, другие предназначены для группы детей.
Упражнение №1 Группе детей доступным способом (карточки, картинки, монитор) показывают набор слов или картинок. В соревновании побеждает тот, кто сможет больше записать (запомнить). Также можно присуждать победу за грамотность. Обязательное награждение за успехи.
Упражнение №2 Ребенку предлагается набор картинок, которые необходимо запомнить. Требуется назвать как можно больше предметов, желательно в правильной последовательности.
Упражнение №3 Засекается 1 минута и за это время ребенку предлагается назвать как можно большое число предметов вокруг себя. Можно усложнить и называть предметы, например, только желтого цвета, или те, которые начинаются с буквы «О». Помимо этого, полезно давать решать загадки, лабиринты, квесты. Например, устроить игру, в которой ребенок должен искать записки-подсказки, а в конце его ожидает приз. Концентрацию развивают и обычные школьные упражнения. Математика, чтение, диктанты, заучивание стихов. Чтобы ребенок не потерял интерес, рекомендуется превращать интеллектуальные упражнения в игры на развитие внимания. Для этого заранее продумывается история (путешествие, перевоплощение в мага) по ходу которой ребенок будет выполнять задания.
Характеристика детей с ЗПР
Осложнения ЗПР варьируются в зависимости от конкретной причины. У детей с синдромом Дауна количество сердечно-сосудистых осложнений больше, чем у других пациентов. Умственная отсталость в мягкой форме, позволяет человеку интегрироваться и работать нормально. Люди с более серьезной задержкой могут иметь плохую физическую работоспособность и нуждаются в заботе всю свою жизнь.
Восприятие
Восприятие, наблюдение объектов, событий, ситуаций дети с ЗПР выполняют в недостаточно дифференцированной форме. Им трудно разделить характеристики тех или иных объектов, а также проводить сравнения и осознавать отношения, существующие между объектами.
Качество памяти
Качество памяти значительно снижается из-за слабости мышления. Это мешает детям с отставанием в развитии отделять существенное от несущественного, т. е. связывать друг с другом изолированные элементы и использовать случайные и вспомогательные ассоциации.
Таким детям трудно учиться и запоминать, что затрудняет перенос извлеченных уроков в новые ситуации. По этой причине в организуемых мероприятиях должны учитываться средства обучения, способствующие повышению эффективности запоминания.
Речевые навыки
Речь детей с задержкой развития развивается с задержкой. Словарный запас невелик. Они недостаточно разбираются в значении слов, мало обобщают из-за сложностей в развитии языка, а также трудностей в функции, регулирующей мышление и критическое суждение.
Мышление
Мышление формируется в условиях неполного сенсорного восприятия, отсутствия развития языка, ограниченной практической деятельности. По этой причине психические функции развиваются медленно и обладают особыми характеристиками.
Эмоциональная сфера
Личностно-волевая сфера характеризуется своей незрелостью, вызвана недостаточным развитием познавательной деятельности, поэтому дети с ЗПР ограничены в выражении своих впечатлений, чувств и эмоций. Они могут либо интенсивно реагировать на незначительный мотив, либо слабо проявлять себя на серьезные жизненные события.
Неадекватные, поверхностные отношения чувств, характерные для детей с задержкой психического развития, как и неспособность подавить свои желания. Они переходят из одного настроения в другое, в некоторых случаях без мотивирующих причин. Им присущи элементы инфантилизма и импульсивности, а также трудности в запретах.
Детям с ЗПР трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности, они проявляют беспокойство и слабо мотивированы. Когда с ними не обращаются должным образом, реагируют на разочарования в школе мятежным, агрессивным поведением или большой отстраненностью. Их развитие вне школы или на более поздней стадии во многом определяется тем, как они относятся к своей среде и к окружающим их людям.
Если ребенок с ЗПР находит понимание, сочувствие, помощь и уважение, тогда возможно полноценное развитие в пределах своих возможностей. Но когда больные дети становятся жертвами насмешек, отвержения, нетерпимости, это приводит к серьезным изменениям в поведении и различным декомпенсациям.
Развитие навыков работы с узорами
Упражнение «Повтори по образцу».
Этот вариант задания подойдет для формирования навыка выполнения сложных узоров, идентичных друг другу. Прорисовка каждого узора будет требовать высокой концентрации внимания от ребенка с ЗПР, подразумевая выполнение действий в определенном порядке:
- анализ отдельных элементов узора;
- выбор положения для каждого из них;
- сохранение последовательности действий на протяжении долгого времени.
Педагог должен в первую очередь обращать внимание не на то, как ученик справляется с воспроизведением образца, а на то, сколько времени он способен работать, не допуская ошибок. Именно этот показатель позволит проанализировать уровень внимательности. Начинать работать над воспроизведением узоров необходимо с нескольких минут, постепенно можно увеличивать время и усложнять узоры.
Чтобы закрепить навыки работы с узорами, можно предложить детям сыграть роль учителя и проверить готовые узоры других ребят, выделяя ошибки. Кстати, проверять можно не только узоры, но и диктанты детей, примеры и прочие задания.
Диагностика
Дифференциальный диагноз умственной отсталости должен выполняться персоналом, специализирующимся на использовании стандартизированных психометрических методов. В раннем детстве первые признаки ЗПР редко проявляются и могут быть четко выражены только через 4-5 лет.
На сегодняшний день диагностика умственной отсталости проводится путем сбора анамнеза (акушерские данные о течение беременности и информации о заболеваниях родственников), общей психологической и психометрической оценки пациента. Это дает возможность оценить соматическое состояние, установить наличие не только физических (визуально определенных) признаков умственной отсталости, определить уровень интеллектуального развития и соответствие их нормам, а также понаблюдать за психическим поведением и реакцией.
Для точного определения специфической формы ЗПР могут потребоваться:
· общий, биохимический и серологический анализ крови;
· кровь на сифилис и другие инфекции;
· анализ мочи.
Генетическое тестирование проводится для выявления врожденных причин заболевания.
Инструментальная диагностика задержки развития включает:
· энцефалограмму;
· компьютерную томографию;
· МРТ головного мозга.
Необходима дифференциальная диагностика. Несмотря на некоторые характерные физические дефекты, многие неврологические нарушения (парезы, судороги, трофические и рефлекторные расстройства, эпилептиформные судороги) наблюдаются при других нервно-психических патологиях.
Даже когда очевиден факт заторможенности и неадекватности, необходима тщательная профессиональная оценка умственных способностей детей, чтобы отличить легкую форму ЗПР от эмоционально-поведенческих (психиатрических) расстройств.
Коррекция задержки психического развития
Лечение начинается со своевременного выявления проблемы. В зависимости от степени психической дисфункции ребенку будет предложено выполнять стандартное школьное задание, предназначенное для детей аналогичного возраста. Коррекция задержки психического развития проводится путем образовательного вмешательства, оптимизированного в зависимости от степени умственной отсталости. Дети должны быть интегрированы в социальную, образовательную и культурную жизнь с остальной частью населения.
Если причиной умственной отсталости является гипотиреоз, резус-конфликт, фенилкетонурия, возможно этиологическое лечение ЗПР с помощью гормональных препаратов, переливания крови ребенку, специальной диеты без белка. В большинстве случаев этиологического лечения не существует.
Пациентов с интеллектуальными нарушениями лечат симптоматической терапией. Назначаются препараты для снижения интенсивности психотических расстройств: нейролептики, а также медикаменты для стабилизации настроения (что помогает корректировать поведение).
Снижают уровень тревоги, прекращают кризисы и улучшают сон с помощью психоактивных веществ с транквилизаторами. Негативные последствия их применения выражаются в мышечной слабости, повышенной сонливости, нарушении координации движений и речи, снижении остроты зрения. Длительное употребление этих препаратов может поставить под угрозу внимание и память, вплоть до развития антероградной амнезии.
Одна из основных ролей в коррекции интеллектуальной недостаточности отдается когнитивно-поведенческой терапии, т. е. медико-коррекционной педагогике. Для воспитания детей с ЗПР в специализированных школах и школах-интернатах используются специально разработанные методы адаптации детей к обществу.
Реабилитация пациентов с ЗПР, особенно с генетически определенными формами психической патологии, заключается не столько в их лечении, сколько в обучении программам и прививании элементарных домашних и, по возможности, простейших социальных навыков. Эксперты утверждают, что умеренная умственная отсталость у детей может быть исправлена, и, несмотря на инвалидность, такие пациенты могут выполнять простую работу и заботиться о себе.
Прогноз и профилактика
Согласно статистике, четверть дефектов психического развития связана с хромосомными аномалиями, поэтому профилактика возможна только при не врожденных патологиях.
Основные профилактические мероприятия:
· в плановый период подготовки к беременности необходимо пройти полное обследование на наличие инфекций, устранить все очаги воспаления и вылечить существующие хронические заболевания;
· проверить состояние щитовидной железы и уровень гормонов;
· некоторые виды умственной отсталости можно предотвратить с помощью генетического консультирования будущих родителей для выявления нарушений, потенциально опасных для нормального развития эмбриона и плода;
· во время беременности женщины должны регулярно посещать своего врача, вовремя сдавать необходимые анализы и проходить УЗИ.
Важной профилактической мерой задержки темпов развития является раннее выявление определенных обменных процессов, приводящих к умственной отсталости. Если в течение первого месяца жизни обнаружить врожденный гипотиреоз, поражающий новорожденного, можно предотвратить развитие дисфункций. Если не выявить и до трехмесячного возраста не лечить проблему, то 20% детей с дефицитом гормонов щитовидной железы будут психически инвалидами.
Задержка психического развития (ЗПР) – лечение в клинике «РебенОК» в Москве
В медицинском центре работают опытные врачи, которые определяют причины задержки развития и принимают эффективные меры для их устранения. В работе принимают участие педиатры, детские неврологи, психологи, а также дефектологи и логопеды. Коррекция требует длительного периода и начинается с дошкольного возраста.
Пациентам с отставанием в психическом развитии в клинике «РебенОК» проводится коррекция речи на индивидуальных логопедических занятиях. Медицинская помощь включает медикаментозную терапию, которая назначается в соответствии с церебрально-органическими и соматическими нарушениями. Также назначается массаж, ЛФК и физиотерапия.
ЗПР это диагноз, который поддается лечению. Главное вовремя начать принимать меры. Записывайтесь в клинику «РебенОК» в Москве, где работают лучшие врачи и используются новые методики лечения, разработанные на основании международных протоколов.
Литература:
1. Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Журнал «Концепт», 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspektnyy-analiz-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 02.09.2021)
2. Борисова П.В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Журнал «Концепт», 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-agressivnogo-povedeniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.09.2021)
3. Макаров И.В., Емелина Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии №1, 2022. URL: https://psychiatr.ru/files/magazines/2018_04_scp_1276.pdf
4. Филлипова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Медицинский журнал прикладных и фундаментальных исследований №10 (ч.2), 2015. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7480 (дата обращения: 02.09.2021)
5. Зотов А.Г. К вопросу лечения детей с задержкой психического развития // Регулярные выпуски «РМЖ», №20. URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/K_voprosu_lecheniya_detey_s_zaderghkoy_psihicheskogo_razvitiya/ (дата обращения: 02.09.2021)