Виды изобразительно-выразительных средств
- Тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.
- Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции.
- Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Лексические средства: архаизмы, неологизмы, окказионализмы,диалектизмы, варваризмы, экзотизмы и др.
- Строфика, размер, ритм.
В этой статье мы расскажем Вам о тропах и о том, какие задания могут быть с ними связаны.
Применение фразеологизмов
Отдельного внимания стоят фразеологизмы — меткие устойчивые выражения, характерные для одного определённого языка.
В нашем случае — русского. Наравне с другими языковыми единицами они составляют важную лексическую часть в предложениях, самостоятельны и имеют свои непрямые значения.
Состоят они из двух и более слов, которые образуют единообразную смысловую конструкцию.
Уместность зависит от контекста или жизненной ситуации. Почти на любое событие, поведение или характер найдётся выразительный комментарий.
Например:
- Играть в жмурки — что-то утаивать, обманывать.
- Сложа руки — ничего не делая.
- Кот наплакал — очень мало.
- На козе не подъедешь — о неприступном, не знающем веселья человеке.
Бывает трудно понять суть завуалированного словосочетания, к тому же стойких конструкций исторически сложилось так много, что все их запомнить невозможно.
Фразеологизмам посвящены целые тома словарей с толкованием и примерами употребления. Это не только отражение богатой культуры народа, но и кладезь исследований для лингвистов и просто заинтересованных людей.
Аллегория
Аллегория — троп; образное выражение; перенос значений с одного предмета на другой; — обособление понятий посредством художественного образа.
Функции аллегории
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
Примеры: | |
Аллегории могут вводиться автором из старых басен и сказок, поскольку они возникли на основе мифов. | |
Лиса | коварство |
Волк | жадность |
Змея | коварство |
Птица | свобода, освобождение |
Весы, Фемида | справедливость, беспристрастность |
Коса, Аид | смерть |
Стилевые черты художественного стиля
В связи с задачами и особенностями художественного стиля укажем его характерные стилевые черты:
- Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
- Выразительность. Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
- Эмоциональность. Художественный текст наполнен эмоциями.
- Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
- Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
- Упорядоченный текст. Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.
Гипербола
Гипербола — троп; образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления.
Гипербола — изобразительно-выразительное средство, противоположное литоте.
Функции гиперболы
- достижение комического или сатирического эффекта;
- акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
«Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой.»; «У меня да и у вас, в запасе вечность…»; «В сто сорок солнц закат пылал«; «Коли проснусь до солнышка Да разогнусь о полночи, Так гору сокрушу« |
Что такое художественный стиль речи?
В процессе использования языка в различных сферах общественной жизни сформировались его функциональные разновидности, отличающиеся своими задачами, характерными признаками, жанрами и выбором языковых средств.
Среди книжных стилей речи, востребованных в науке, политике, деловых отношениях и в бытовом общении, особое место занимает художественный стиль речи, который используется в словесном творчестве.
Его своеобразие проявляется в непосредственном воздействии на чувства, мысли и мировоззрение читателя с помощью созданных художественных образов.
Художественный стиль речи используется с целью изобразить предмет так, чтобы наиболее полно передать чувства, впечатления и вызвать сопереживание героям произведения.
Определение
Художественный стиль речи — это функциональная разновидность литературного языка, которая воздействует на чувства читателя с помощью художественных образов.
Вот какое определение, что такое художественный стиль речи в литературе, приводит Википедия:
Определение
Литературно-худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Литота
Литота — троп; образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления.
Функции литоты
- акцентирование на незначительности какого-то явления;
- создание особой выразительности;
- достижение комического или сатирического эффекта.
Примеры: |
«Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой«; «Я иду отверженный, бездомный И бедней последних бедняков« |
Особенности художественного стиля
1) Единство коммуникативной и эстетической функций является характерной особенностью художественного стиля речи.
В художественном произведении слова играют двойную роль. С одной стороны, они выполняют свою прямую номинативную функцию, называя предмет или явление, о котором повествуется в художественном произведении. С другой стороны, слова служат средством создания художественного образа, вызывающего определенный эмоциональный и эстетический отклик у читателя.
2) В зависимости от предмета изображения и задачи писателя в художественном произведении переплетаются языковые средства различных стилей речи. Если художник слова обратился к изображению проблем трудящихся в сфере науки, действие разворачивается в стенах научно-исследовательского института или лаборатории, то его персонажи говорят на языке науки, используют множество терминов и оборотов, характерных для научного стиля речи.
Нередко автор прибегает к разговорному стилю речи, чтобы отобразить речь героев как средство их характеристики.
3) В художественной литературе широко используются образно-выразительные средства речи: тропы и стилистические фигуры.
4) В произведении ощущается присутствие художественного образа автора.
Автор самовыражается, используя все богатство русского литературного языка, чтобы донести до читателя свои мысли, рассуждения и свою точку зрения о явлении или персонаже произведения. Творческая индивидуальность автора проявляется в выборе слов и словосочетаний, построении синтаксических конструкций и особой интонации рассказчика. Эти средства создают неповторимый авторский стиль художественного произведения. Так читатель отличает художественный стиль произведений А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.
Метафора
Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.
Обычно выражается через существительное или глагол.
Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.
Функции метафоры
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел); «И солнца желтые мечи Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи); «Лес полон тишины. И желтых листьев. Покинули природу птичьи стаи: концертный зал остался без артистов» (лес как концертный зал); «Сегодня прошёл замечательный дождик – Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик) |
Литература и цензура: уловки русских классиков
Русские писатели применяли иносказание для того, чтобы обойти цензуру. Особенно часто можно встретить такой прием в произведениях Салтыкова-Щедрина, который взаимодействовал со своим читателем, скрывая истинный смысл от цензоров. Сказка «Премудрый пескарь» весьма богата с художественной стороны — в ней прослеживается не только желание обмануть цензуру, но и вскрыть сущность некоторых жизненных явлений.
Рисуя образ «мелкой рыбешки», жалкой и трусливой, писатель как нельзя лучше отразил сущность иного обывателя. Меткая характеристика попадает прямо в цель, иллюстрируя породу мелочного и никчемного гражданина посредством пескаря.
Наделяя рыбу человеческими качествами, Салтыков-Щедрин в своем произведении затрагивает философскую проблему поиска смысла жизни и предназначения человека.
Еще одним примером иносказания является поэма «Мертвые души», где скрытый смысл заложен даже в фамилиях персонажей — Собакевич, Плюшкин. В этом произведении есть целый аллюзорный мир, показывающий всю Россию в разрезе вместе с ее пороками и недостатками.
Жизненный уклад того времени, в котором жил Гоголь, описан весьма образно — чего стоит один только аллегорический мир умерших или сбежавших от своих хозяев крестьян! Этот мир как бы противопоставляется миру живущих, подчеркивая тем самым бедность нравов основных персонажей.
В зарубежной литературе тоже есть немало произведений, в которых используется иносказание. Например, Данте изобразил в своей «Божественной комедии» человеческие страсти в виде животных:
- пантера — чувственность;
- лев — гордость и честолюбие;
- волчица — алчность.
Полна аллегориями и средневековая восточная поэзия — Алишер Навои в «Семи планетах» рассказывает о любви и параллельно в иносказательной форме обличает тогдашних правителей. Султан Хусейн-Мерзы и его придворные подвергаются завуалированной критике — автор изобличает иносказательными литературными средствами тиранию, корыстолюбие, невежественность и жестокость.
Таким образом, иносказание — это способ придать произведению яркость, самобытность, выразительность и оригинальность. Посредством скрытого намека можно выразить идею ярче, а образ — колоритнее, что не всегда удается при использовании обычного повествования.
Метонимия
Метонимия — троп; образное выражение; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Функции метонимии
- заметное укорочение авторской мысли;
- усиление выразительности.
Примеры: |
«Египет по домам пошел» (не Египет, а жители Египта); «Измученный безумством Мельпомены, Я в этой жизни жажду только мира…» ( не самой Мельпоменой, а трагедией, играемой в театре (Мельпомена — муза трагедии)). «Поле Геи никто не оскорбит» (поле Геи — сама Земля (Гея — богиня Земли)); «Не то на серебре, – на золоте едал» (не на золоте в прямом смысла, а на посуде из золота); «Акварель в тисках старинного багета казалась тусклой» (багет — рама из багета); «Послышав запах пенного» (пенное — спиртное). |
Функции художественного стиля
Кроме непосредственного воздействия на читателя, этот стиль речи обладает эстетической функцией, направленной на формирование у читателя или слушателя чувства прекрасного. Особенно ярко эстетическая функция проявляется в поэтическом творчестве.
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.
А. С. Пушкин. 19 октября.
Буквально в нескольких строках художник слова мастерски рисует зримую картину поздней осени и передает читателю чувство грусти, вызванное увяданием природы.
Эстетическое чувство вызывают строки, описывающие наступление весны и возрождение природы. Понаблюдаем, как образно и эмоционально автор изобразил рождение весеннего ручейка:
Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел. Тонкий черный налет появился на нем. Сугроб стал оседать, меняя форму, покрылся хрупкой ледяной коркой, корка трескалась и ломалась. Оседал-оседал сугроб и стал маленький, некрасивый, весь черный, и потек из-под него тоненький прозрачный ручеек. Ручеек потек через двор, проложил себе русло во льду и выбежал за ворота. А там уже струился, завиваясь на ледяных порогах, широкий ручей. Маленький ручеек влился в большой ручей и с ним устремился к реке. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли об лёд, по всем улицам пели капели песню весны (В. Панова).
Итак, художественный стиль обладает тремя функциями:
- эстетическая функция
- функция воздействия
- коммуникативная функция.
Эстетическая функция проявляется в формировании у читателя яркого впечатления, чувства прекрасного с помощью созданного автором художественного образа.
Функция воздействия реализуется через чувства, эмоции, которые вызывают художественные образы произведения. Её цель — реакция читателя, живой отклик.
Коммуникативная функция — это взаимодействие автора с читателем. С помощью художественных средств и образов автор стремится поделиться с читателем своей точкой зрения, мыслями, чувствами, жизненным опытом.
Функции художественного стиля прочно связаны между собой.
Художественный стиль имеет характерные особенности, отличающие его от других стилей речи.
Оксюморон
Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.
Функции оксюморона
- акцентирование внимания читателей;
- необычное отражение чувств;
- выражает мысли поэта/лирического героя о представленном явлении
Примеры: |
«Он так богато врет тебе и так бедно!»; «Наступило вечное мгновенье«; «У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность, … Грабителю вручаю — ключ, Белилами румяню бледность.»; «Мне и тогда на земле Не было места! Мне и тогда на земле Всюду был дом.»; «А у меня в глазах навек Горячий снег, кровавый снег» |
Роль тропа в художественном произведении
Тропы служат не только для уточнения деталей, признаков и других характеристик явления. Они, как художественные средства, раскрывают особенности творческого мышления автора произведения, который с помощью различных тропов достигает образности картины окружающего мира. Чтобы наглядно пояснить это, вспомним, как в своих «Заметках об искусстве» художник Н. Жуков так писал о многообразии способов образно-художественного воплощения предмета или объекта действительности:
Как передать словами впечатление от очень толстого человека? Можно сказать, что он непомерно толст. Можно сказать иначе: он с трудом передвигался. Или: с трудом входил в дверь. Или ещё: был так толст, что напоминал шар. Можно определить толщину, сказав, что человек был низкого роста, он весил 130 кг. Существуют сотни способов определить комплекцию. Но вот как убедительно может быть передано ощущение полного тела через деталь: он был так толст, что щёки его были видны со спины. И сразу чувствуешь, как ординарны были предыдущие примеры и как меток глаз художника, ухвативший главное в образе человека, стоявшего перед ним.
Как видим, художественный троп (он был так толст, что щеки его были видны из-за спины) помог автору создать зримый и яркий образ. С его помощью лаконично передана сущность явления.
Использование тропов сообщает описываемому явлению то значение, новый оттенок смысла, который нужен в данной речевой ситуации автору, а также передает его личностную оценку явления.
Олицетворение
Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).
Функции олицетворения
- усиление образности;
- создание выразительности;
- отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
Примеры: |
«Впервые луна эти цепи и трепет … Лепит никем не лепленный бюст»; «Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится,»; «И улицы старинной Праги Молчат, одна другой извилистей, Но заиграют, как овраги.» «Лицом поворотясь на юг, Сосна на солнце жмурится«. |
Перифраз
Перифраз — троп; образное выражение; замена названия явления или имени лица посредством описания их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Функции перифраза
- обозначение лица, явления, предмета;
- выражение авторской позиции;
- насыщенность речи путем избежания повтора.
Примеры: |
«Здесь за ордою шла орда. Неся на Русь пожар и цепи!» (пожар и цепи — война); «Так сказать, невольник чести… пулею сражен…» (невольник чести — Пушкин); «Плачет вьюгой Волжская Твердыня, Но ослепшим избам не помочь» (Волжская Твердыня — Волгоград) |
Жанры художественного стиля речи
В произведениях художественной литературы описываются самые разные события и явления старины и современности. В соответствии с этим жанровый диапазон художественного стиля достаточно широк. Художественный стиль речи используется в прозе, поэзии, драматическом искусстве и реализуется в них в виде жанров:
- рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея;
- стихотворение, эпиграмма, ода, басня, романс, поэма;
- драма, трагедия, комедия, фарс.
Подстили и жанры художественного стиля
Эпический (описываются сюжетные линии). А. Куприн. Изумруд (рассказ). |
|
|
Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев). А. Фет. Вечер (стихотворение). |
|
|
Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев). М. Горький. На дне (драма). |
|
|
Комбинированный (сочетание стилей). А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика). |
|
|
Повтор
Повтор — троп; образное выражение; частичный или полный повтор слова, выражения, строки.
Функции повтора
- усиление звукописи;
- усиление качества предмета, явления;
- акцентирование на количестве, длительности;
- достижение эмоционального воздействия.
Примеры: |
«Спят на борту грузовики, спят краны.»; «И тихо кружится корабль, мы, звезды, и кружится весь океан круг за кругом.»; «Но не сердитесь на меня вы, Надя, и не сердитесь на меня вы, Марта.»; «Мы русские. Мы дети Волги.» |
Синекдоха
Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.
Синекдоха — разновидность метонимии.
Функции синекдохи
- насыщенность речи путем избежания повтора;
- усиление образности;
- демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
Примеры: |
«Работая локтем, мы бежали» (локтем вместо локтями); «Мы все глядим в Наполеоны» (все хотим быть известны, как Наполеон); «Воды Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки); «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» (ликовали французы, а не один француз). |
Разновидности тропов
Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.
Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.
Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.
Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.
В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.
Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.
Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. | Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос. |
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. | Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце. |
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. | Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья. |
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. | Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение). |
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. | Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин. |
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. | Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом. |
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. | Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике. |
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. | Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок. |
Сравнение
Сравнение — троп; образное выражение; сопоставление одного предмета/явления с другим.
Обычно, сравнение достигается при помощи союзов как, так, точно, будто, подобно, что, словно и т. д.
Функции сравнения
- создание насыщенности речи;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
«Я уезжаю от бездонности, как будто есть чему-то дно»: «Еще мои воспринимания меня, как струи, обдают»; «На меня ты, подбодряя словно, глянула»; «Я жил подобно глупому щенку«; «И плывут, серебрясь, по топору струги, струги, будто чайки поутру…». |
Синтаксические средства выразительности
Эти приёмы называют стилистическими или риторическими фигурами. Они призваны сделать изложение более ярким, насыщенным и придать ему образность. Благодаря специальным конструкциям повествование приобретает нужную эмоциональную окраску. Так писателю или поэту легче донести до читателя творческий замысел.
Античные ораторы воспринимали фигуры, как украшение, несвойственное повседневной речи. Современные филологи склоняются к тому, что стилистические средства — часть языка, без них невозможно представить себе даже повседневное общение, а не только литературные произведения.
Теоретически фигуры и тропы в русском языке — это разные категории, но не всегда удаётся их разграничить. Бывает так, что по некоторым признаками средство может быть отнесено к обеим категориям.
Упрощённо можно разделить так: троп — одно слово, фигура — словосочетание, но есть много исключений.
Поскольку существует несколько грамматических школ, различаются и способы классификации фигур. За основу можно брать ту, что больше нравится — это не будет нарушением языковых норм.
Классический способ группировки предполагает разделение на такие группы:
- фигуры слова;
- фигуры мысли.
Средства делятся внутри каждой группы.
Фигуры слова
Отличие этого синтаксического средства — в неизменности конструкции.
Фраза используется в одном виде.
Если изменить, убрать или добавить любое слово, контекстный смысл будет искажён или утрачен.
Список часто употребляемых фигур:
- Прибавление. Повторение одного слова несколько раз с целью усиления. Части речи отбирают тщательно, иначе не получится достичь нужного эффекта. Вариант применения: «Всё выше, и выше, и выше».
- Плеоназм. Употребление рядом синонимов — лексем, близких или одинаковых по смыслу. Пример: «Он его целует и лобызает».
- Эллипсис. Пропуск несущественных лексем. Говоря «шампанское», принято обходиться без слова «вино», а вспоминая об оливье, никому не приходит в голову уточнять, что речь идёт о салате.
- Аллегория. Используют, когда необходимо иносказательно передать смысл, например, указать на пороки, не обозначая их. Так, ослом называют глупца, лисой — хитрого человека, волком — жадного. Мастером метафорических оборотов был И. А. Крылов.
- Пролепсис. Изобразительное средство реализуется двумя способами. 1 — о грядущем событии рассказывается так, как будто оно уже произошло. 2 — называется и объект, и местоимение, относящееся к нему, например: «Петров — он известный лодырь».
- Убавление. Сознательный пропуск одного из членов предложения. Примеры: «Решения Партии — в жизнь!», «Пятилетку — за 4 года!». На месте пропущенных слов стоит тире. Во времена СССР убавление использовалось при составлении лозунгов. Сейчас эта фигура востребована, когда нужно художественно подчеркнуть торжественность.
Сложные риторические приемы
Чтобы применять некоторые фигуры, нужно быть настоящим мастером пера. Многие русские писатели и журналисты в совершенстве освоили такие конструкции, поэтому их произведения вызывают всю гамму эмоций. Сложные стилистические приёмы:
- Перестановка. Нарушение принятой последовательности лексем, инверсия. Цель — придать нужную окраску. В обычной последовательности высказывание может быть нейтральным. Оно же, если применить инверсию, становится торжественным, насмешливым или саркастичным. Пример: «Скоро мы получим ответ» — «Получим скоро мы ответ» — «Ответ получим скоро мы».
- Градация. Усиление выразительности с помощью последовательного употребления нескольких слов с усиливающейся значимостью. Варианты: «Найду, догоню, доконаю, замучу!», «Готов растерзать, раздавить, уничтожить». Градация может быть восходящей и нисходящей. Это тот случай, когда языковое средство может быть представлено фигурой слова и речевой схемой. Второе используется в «Сказке о рыбаке и рыбке». Старуха прошла путь от бедной крестьянки до вольной царицы — это восходящая развёрнутая градация.
- Полисиндетон. Применяют одинаковые союзы, обычно состоящие из одной буквы, например «и дождь, и снег, и ветер». Средство помогает автору усилить смысл.
- Апосиопеза. Намеренная недомолвка для создания интриги, когда присутствует скрытый смысл, но указывать на него прямо нежелательно. Часто обозначается многоточиями, вместо которых читатель может подставить слово или вывод. «Если мы не начнём работать лучше, то…»
- Аллитерация. Представляет собой намеренно частое употребление одинаковых согласных букв. Этим приёмом часто пользовался Маяковский, например: «Бей, барабан! Барабан, барабань!» (политический стих).
Редкие конструкции
Отличие этих приёмов в том, что с их помощью лучше всего удаётся сделать высказывание пафосным, торжественным или подчеркнуть официоз.
Иногда применяют с целью окраски высказывания в насмешливый оттенок.
Стилистические средства:
- Апокойну. Конструкция, в которой несколько разнородных дополнений относятся к одному управляющему члену предложения: «Он любил котиков и плотно поесть».
- Киклос. Кольцевая конструкция, в которой повторяются 2 одинаковых слова. Варианты: «Товарищи, выходим, не останавливаемся, товарищи!», «Митинг, который не привёл к результатам, не митинг».
- Гомеотелевтон. Фигура, основанная на звуковом повторе и ритмике. Часто используется в рекламных целях. «Ваша киска купила бы…» — увидев или услышав эту фразу, человек вспомнит название популярного кошачьего корма. Рифма стала обыденным средством, употребляющимся в повседневном дискурсе.
- Хиазм. Выражение, которое можно условно поделить на левую и правую части, причём они симметричны относительно друг друга. Хиазм может быть простым, синтаксически осложнённым или представлять собой хиастический каламбур. В последнем случае изменяется значение слов. «Жить, чтобы есть, а не есть, чтобы жить». «Мы забываем то, что хочется запомнить, и помним то, что желаем забыть». «Внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти».
- Изоколон. Представляет собой полный параллелизм. В двух или более фразах изменяется только одно слово, а остальные повторяются в одинаковом порядке. Другой вариант — меняются слова, но сохраняется порядок частей речи. Примеры: «Я лугами иду, я лесами иду», «В тонкие пелёнки пеленала, в тёплые сапожки обувала».
- Парентеза. Стилистический приём, основанный на использовании вводных элементов. Примеры: «Эта девушка (мы случайно познакомились с ней на выставке) оказалась интересным собеседником», «Ты, должно быть, утомился».
- Литота (преуменьшение). Приём используется поэтами, писателями, а также журналистами и дипломатами, когда нужно сказать о чём-то обтекаемо. Способы реализации могут быть разными — от уменьшительных форм прилагательных до создания сложных конструкций. Примеры: «Восставшие пытаются показать, что они не очень довольны новыми законами», «Мэр купил маленький замок».
Речевые схемы
Речевые схемы, или фигуры мысли, образуют отдельную группу синтаксических средств художественной выразительности.
Они делятся на положительные, используемые с целью достичь нужного эффекта, и отрицательные, которые делают речь неблагозвучной, алогичной или наделяют её другими недостатками.
Виды синтаксических средств:
- риторический вопрос;
- восклицание;
- обращение;
- оксюморон.
Пример риторического вопроса: «Петя, зачем же ты разбил вазу?». Восклицание: «Какое прекрасное лето!». Обращение: «О, родина, о, Русь моя!».
Примеры употребления оксюморона: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь, плохой хороший человек.
Следует различать оксюморон и стилистические конструкции, подчёркивающие свойства, нехарактерные для объекта.
Например: сладостные мучения (для кого-то они могут быть такими), горький мёд (когда в продукте есть привкус горечи). По некоторым классификациям к фигурам мысли относят также умолчание (апосиопезу).