(упражнения для развития межполушарного взаимодействия)


Что это такое?

Нейропсихологическая коррекция (или, сокращенно, нейрокоррекция) — это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей в возрасте от 2 до 16 лет. Особенно эффективна в работе с детьми, которых можно назвать:

  • гиперактивными, импульсивными;
  • чрезмерно утомляемыми;
  • неловкими, неаккуратными, рассеянными;
  • имеющими трудности в области мышления, речи, пространственных представлений, внимания и памяти;
  • плохо успевающими в школе из-за проблем с письмом, чтением, счетом.

Как известно, детский мозг формируется на протяжении всего онтогенеза (всей его жизни). Этот процесс имеет свой порядок, в нем есть ряд строго определенных стадий. Когда эти стадии по тем или иным причинам (трудные роды, болезни, особенности развития или неблагоприятное воздействие среды, в которой дети растут) нарушаются, развитие психических функций мозга оказывается также нарушенным.

Некоторые психические функции могут сформироваться в искаженном виде, либо не сформироваться вообще. В таких случаях ребенку и показана диагностика и нейрокоррекция психических функций и поведения.

Через специально составленный и подобранный комплекс двигательных и когнитивных упражнений специалист-нейропсихолог последовательно активирует каждую зону мозга ребенка. Эти упражнения — движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивания, ползание — повторяют естественные движения, которые совершает нормально развивающийся младенец. Когда ребенок осваивает их, структуры его мозга наконец начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента рождения.

Для того, чтобы метод приносил результаты, все двигательные упражнения должны выполняться тщательно, в строгой последовательности и обязательно в сочетании с когнитивными упражнениями, индивидуально и под контролем специалиста. Только тогда они становятся базой для активации высших психических функций — эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления, процессов саморегуляции и др.

Через управление своим телом и своими движениями, а через также овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.

Причины недоразвития речи

Недоразвитие речи относится к полиэтиологическому дефекту, который может быть как самостоятельной патологией и как следствие более сложных дефектов, среди которых алалия, дизартрия, ринолалия и др.

Рисунок 1. Структура речевого дефекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К чистому дефекту речи относится несформированное звукопроизношение и фонематическое восприятие, ограниченный словарный запас и несовершенный грамматический строй языка.

Причинами общего недоразвития речи могут быть:

  • отсутствие правильных условий формирования речи ребенка в семье – дефицит общения, глухие родители, няня-иностранка, плохо владеющая русским языком;
  • речевое недоразвитие детей, воспитывающихся в детских домах;
  • использование разных языков в семье и в детском дошкольном учреждении;
  • неблагоприятные социальные условия.

Причины общего недоразвития речи носят биологический и социальный характер.

Среди биологических факторов может быть интоксикация матери во время беременности, групповая несовместимость крови матери и плода, патология натального периода, травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Стойким вариантом общего недоразвития речи является недоразвитие по причине раннего органического поражениеямозга, к тому же это наиболее сложное поражение.

Замечание 2

Таким образом, причины, вызывающие речевые нарушения достаточно сложны и многообразны. Типичные проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии и дизартрии. При ринолалии и заикании проявления недоразвития речи встречаются реже.

Рисунок 2. Уровни недоразвития речи детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Компоненты методики

Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:

  1. Двигательная коррекция;
  2. Когнитивная, или познавательная коррекция.

Первый компонент, уже описанный выше, служит для стимуляции регуляции движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений детей.

Второй же компонент, когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка.

Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейрокоррекции проводятся в игровой форме. В курс двигательной коррекции входят не менее 25 занятий. Одно занятие длится от 40 до 60 минут, в зависимости от возраста.
Записаться на прием Адреса и телефоны отделений в Москве Задать вопрос Отзывы

Влияют ли травмы на поведение и эмоции

Практика показывает, что характер и стиль поведения человека напрямую зависит от его эмоциональных и аффективных аспектов. Именно от них зависят желания, чувства, потребности организма и прочее. Если пациент получает травму головного мозга, то у него могут развиться патологии поведенческой регуляции и проблемы с контролем своих действий. Человек может стать импульсивным, агрессивным и раздражительным, может потерять интерес к работе или жизни.

У некоторых пациентов развивается общее безразличие ко всему, что раньше интересовало (хобби, работа, семья), они могут отказываться от еды или принятия гигиенических процедур. Часть людей испытывает депрессию, они могут не контролировать свои эмоции. Нередко развивается инфантилизм, то есть деятельность и интересы пациента не совпадают с его возрастом). Наблюдается и общая расторможенность. Например, они могут стать чересчур разговорчивыми, но при этом не контролировать слова и выражения. Часто такие люди не соблюдают правила субординации, не могут отслеживать межличностные отношения и соблюдать дистанции там, где это необходимо.

Способы и методы лечения

Нейропсихологическая реабилитация подразумевает использование классических и инновационных методов клинической психологии. При этом они подстраиваются под конкретного пациента с учетом его особенностей, уровня развития и серьезности травмы.

Дополнительно используются различные терапевтические процедуры, в основе которых лежат базовые нейропсихологические методы, основанные на том, что проблемы ЦНС не должны мешать человеку полноценно жить и развиваться. Используя их, можно вернуть пациента к социальной жизни.

Например, если в результате травмы у больного ухудшилась память, то специалист проводит соответствующую коррекцию и помогает ее улучшить. Если лечение не дает результата, то врач рекомендует человеку использовать механизмы компенсации, в частности – дневник или ежедневник. Если в них записывать все важные события и задачи, то пациент сможет жить полноценной жизнью.

Правильно проведенная нейропсихологическая коррекция приведет к тому, что неповрежденные части мозга помогут пациенту восстановить когнитивные способности тем или иным способом. Они могут принять на себя функции поврежденных частей, восполнить их или компенсировать потерю. Но чтобы это стало реальностью, нужно обращаться только к грамотным специалистам. Они смогут распознать патологии, составить индивидуальную программу реабилитации и реализовать ее так, чтобы оказать реальную помощь.

Дополнительные цели

Если говорить о том, какие цели, помимо основных, несет нейропсихология, то можно выделить:

  • Возможность обнаружить серьезные психоневрологические заболевания на ранних этапах их развития. Речь идет о таких болезнях, как Альцгеймер, деменция и пр. Соответственно, специалист сможет разработать соответствующие программы реабилитации или стимуляции для сдерживания болезни.
  • Определение уровня травмирования мозга и появления нарушений когнитивных функций. Подобные исследования проводятся в ситуациях, когда пациент пострадал в результате действий или бездействий других лиц. На основе изысканий можно составлять иски с целью получения справедливой компенсации за причиненный ущерб здоровью. Эти исследования часто практикуются в юридической сфере.
  • Изучение пациента и его когнитивных способностей с целью определения наличия повреждения мозговой активности. Подобные исследования проводятся для того, чтобы выяснить, когда именно возникли нарушения и есть ли они, или же пациент преувеличивает их наличие или попросту симулирует.
  • Постановка дифференциального диагноза. Нейропсихология позволяет понять, есть ли симптомы, которые наблюдаются у пациента, приобретенными в результате травмирования головного мозга, или же они развились раньше на фоне психологического состояния. Нередко заболевания развиваются раньше, а травма их усиливает и делает видимыми.

Внимание: выгоду от подобных исследований и вмешательства получает как пациент, так и его семья. Также они необходимы и для третьих лиц, которые являются участниками событий, предшествующих получению травмы.

Особенности исследования

Рассмотрим, как проходит процесс нейропсихологического обследования и последующей коррекции. Сначала специалист оценивает состояние своего пациента, проводит его детальную диагностику. Она помогает понять, какие именно нарушения присутствуют, из-за чего они возникли, какие последствия могут быть в дальнейшем, возможно ли лечение и какой вообще прогноз от проводимых действий.

После сбора анамнеза и диагностики нейропсихолог разрабатывает индивидуальную программу с учетом особенностей пациента. Она включает в себя проведение различных реабилитационных мероприятий с терапевтическими целями. После того, как программа будет выполнена, специалист оценивает результат и делает соответствующие выводы. Он ориентируется на то, какие цели были достигнуты, какой статус у больного, нужно ли продолжать коррекцию и пр.

Для того, чтобы понять, что именно случилось с человеком и нужна ли ему помощь, нейропсихолог использует несколько разных методов. Он проводит беседу с пациентом, с его близкими и семьей, получает необходимую информацию из медицинских выписок и карт, проводит разнообразные тесты, а также наблюдает за пострадавшим в различных ситуациях. При этом он не должен провоцировать его, а просто наблюдать и делать выводы.

Нужно ли привлекать семью

Если человек получил травму и у него наблюдаются проблемы с высшей нервной деятельностью, то процесс коррекции и исправления разрабатывается логопедом и нейропсихологом индивидуально. Обычно сначала проводятся тесты, а затем различные упражнения, которые помогают нормализовать процесс.

Привлечение родных и близких показывает хорошие результаты. Пациенты восстанавливаются быстрее, реабилитационный период длится меньше. Поэтому обязательно проконсультируйтесь со специалистом -вполне возможно, что он предложит вам участие в групповых занятиях, чтобы повысить продуктивность и эффективность работы.

Внимание: нейропсихология подразумевает комплексный подход к процессу восстановления. Поэтому кроме семейной терапии может понадобиться физическая зарядка и упражнения, укрепляющие связь между полушариями головного мозга.

Отметим, что семья может заниматься с пациентом и в домашних условиях. Для этого нужно получить консультации специалиста и строго следовать им. Подобный расширенный подход поможет восстановиться быстрее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]