Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы расскажем Вам об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:

  • Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
  • Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
  • Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
  • Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Речевое дыхание у большинства детей дошкольного возраста несовершенно. Но зачастую родителям сложно это заметить из-за того, что они общаются с малышом постоянно.

Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания малыша:

Возраст ребенка Количество слов на выдохе
2-3 года 2-3 слова
3-4 года 3-5 слов
4-6 лет 4-6 слов
6-7 лет 5-7 слов

Дыхательная гимнастика. Памятка для пациентов COVID-19

Выполнение комплекса позволит вам поддержать дыхательную систему организма, способствуя восстановлению функции внешнего дыхания.

Кроме того, оздоровительное и трофическое действие физических упражнений оказывает стимулирующее влияние на весь организм в целом. Такие упражнения способствуют улучшению газообмена (в щадящем режиме), укреплению мышц, принимающих участия в акте дыхания, увеличению подвижности диафрагмы и грудной клетки, а также повышают адаптацию к физическим нагрузкам.

Упражнения, исходные положения и особенности их выполнения, дозировка и темп выполнения будут зависеть от периода выздоровления и степени вашей подготовленности. Для этого в комплексе предложены различные условия и рекомендации.

Начиная заниматься, необходимо помнить и соблюдать следующие правила:
  1. Приступить к выполнению упражнений следует только после купирования острого состояния; в позитивном настроении.
  2. Во время выполнения упражнений не должно ощущаться состояние «нехватки воздуха», резкого и сильного сердцебиения, головокружения.
  3. Комплекс следует выполнять в хорошо проветренном помещении.
  4. Через 40-60 минут после принятия пищи!!! Нельзя выполнять на голодный желудок.
  5. Исходное положение может быть любым: сидя, стоя, лежа.
  6. Вне зависимости от периода, темп выполнения упражнений – медленный, средний.
  7. Во всех упражнениях вдох поверхностный (неглубокий) выполняется через нос, выдох – через рот.
  8. Пульс (ЧСС) не должен учащаться более, чем на 10 уд/мин.
  9. Не включать в занятия надувание воздушных шаров.

I период. До купирования всех острых симптомов нарушения функции внешнего дыхания (нехватки воздуха, ощущения сдавления грудной клетки, приступов «неудержимого кашля») исходное положение ТОЛЬКО лежа на животе;

II период. После исчезновения острых симптомов (первого периода) и далее ежедневно, при условии восстановления функции дыхания и самочувствия выполнять упражнения ТОЛЬКО в положении сидя с плотно прижатой спиной к спинке стула и напряженной брюшной стенкой (втянутым животом);

III период. При отсутствии ухудшения самочувствия после занятия, равномерности частоты пульса и дыхания возможно использования исходного положения лежа на спине, стоя с опорой, стоя и в ходьбе.

Методические указания Упражнения Дозировка
I период. И.п. – лежа на животе, голова в сторону, с опорой на щеку или прямо, руки вдоль туловища, ноги врозь.
Активно напрягать и втягивать живот диафрагмой внутрь – вверх. Медленный вдох на 2 счета, выдох на 4 счета. 4-6-8 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек — 1 мин.
Активно напрягать и втягивать живот диафрагмой внутрь – вверх. Медленный вдох на 2 счета, выдох на 4 счета – прогнуться слегка в грудном отделе (круглая спина), задержаться на 2 счета. Медленно вдыхая (неглубоко) вернуться в и.п., расслабиться. 5-7 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек — 1 мин.
Активно напрягать и втягивать живот диафрагмой внутрь – вверх. Медленный вдох на 2 счета, выдох на 4 счета – прогнуться слегка в грудном отделе (круглая спина), опираясь на ладони – задержаться на 2 счета. Медленно вдыхая (неглубоко) вернуться в и.п., расслабиться. 4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек – 1 мин.
II период. И.п. – сидя на стуле.
Сидя на стуле (как на коне), обхватив руками и прижав грудь к спинке стула. Живот напряжен, диафрагма подтянута внутрь – вверх ПОСТОЯННО! Медленный неполный вдох на 4 счета, одновременно прижимаясь грудью к спинке стула, помогая себе руками, на выдохе расслабиться. 6-8 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек
Сидя, опираясь спиной на спинку стула. Живот втянут, руки на бедрах, ноги расслаблены. Дыхание свободное, нефорсированное. Сутулясь вперед – медленный неполный вдох на 4 счета, выпрямляя спину, прогнуться – выдох на 4 счета. Расслабиться. 4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию.
Сидя, опираясь спиной на спинку стула, живот втянут, руки свободно свисают, ноги расслаблены. Дыхание свободное, нефорсированное. Выполнять на 4 счета вдох, одновременно обхватив себя руками скрестно за грудную клетку, расслабить хват — спокойно выдох. 4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек., или по самочувствию.
Сидя, опираясь спиной на спинку стула, живот втянут, руки скрестно обхватывают грудную клетку в области диафрагмы, ноги расслаблены. Дыхание свободное, нефорсированное. Выполнять на 1-2 отведение правой руки в сторону – назад, левой обхватить себя за грудную клетку – вдох. Вернуться в и.п. – выполнить свободный выдох. Повторить то же левой рукой в левую сторону. 4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию.
Сидя, опираясь спиной на спинку стула. Живот втянут, руки согнуты и прижаты к груди, предплечья параллельно, кисти в кулак под подбородок, ноги расслаблены. Дыхание свободное, нефорсированное. Выполнять на 1 счет – толчкообразный выдох через рот, подтягивая диафрагму внутрь – вверх, напрягая живот и прижимая руки к груди. Расслабиться, свободно поверхностно вдохнуть. 6-8 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию
Сидя на стуле. Руками держаться за сиденье. Выполнять на 2 счета прогибаясь, сведение лопаток – поверхностный вдох, наклониться туловищем вперед, слегка округлив спину, выполнить выдох. 4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию
III период. И.п. – лежа на спине; стоя на коленях с упором на руки; стоя с опорой; стоя; в ходьбе
Лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнять легкий обычный вдох на 2 счета, сомкнуть губы и медленно протяжно выдыхать так, будто задуваете свечку. Живот должен втянуться максимально. 4-6 раз, дыхание не форсировать – не доводить до головокружения
Лежа на спине, руки в стороны. На счет 1,2 развести руки в стороны – вдох, «обнять себя за плечи» — выдох на 5,6,7,8. 6-8 раз, интервал отдыха между повторениями 10-15 сек, или по самочувствию.
Лежа на спине, руки вдоль туловища. Дыхание свободное. Выполнять одновременное сжатие «кисти в кулак» и сгибание – разгибание в голеностопных суставах. 10-12 повторений
Лежа на спине, руки вдоль туловища, кисти «в замок». На 1,2 – выполнять одновременное поднимание рук вверх – вдох, на 3,4 вернуться в и.п. – выдох. 6-8 раз
Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты. Развести руки в стороны – вдох на 1,2, подтянуть колени к груди, обхватив руками – выдох 3,4. Вернуться в и.п., расслабиться. 4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию.
Стоя на коленях с упором на руки Дышать «животом», выпячивая его на вдохе и расслабляя (втягивая живот) на выдохе. Дыхание свободное, без напряжения. 3-6 повторений
Ходьба на месте Выполнять сочетанные с дыханием шаги. На 1-4 шаг плавный непрерывный вдох, на 5-8 шаг плавный медленный выдох. В течение 1-1,5 минуты
Ходьба на месте Выполнять на 1-2 шаг неглубокий вдох; 3-4 шаг задержку дыхания на вдохе; 5-6 шаг – выдох; 7-8 шаг задержка дыхания на выдохе. В течение 1-1,5 минуты

Дозированная ходьба: начинать в медленном темпе с 30-40 шагов в минуту, в постепенно нарастающем темпе (не в течении одного занятия!!!) – 60-80-100 шагов в минуту. Обязательно контролировать ЧСС (считать пульс) не менее 3 раз: в начале, в середине и в конце занятия. Пульс после занятия должен вернуться к исходным значениям.

Как правильно дышать?

При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

  • Короткий вдох через нос;
  • Плавный выдох, воздух выходит через рот;
  • Выдох осуществляется до конца;
  • После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания.

Физиологическое дыхание Речевое дыхание
Непроизвольное Произвольное
Вдох – выдох — пауза Вдох – пауза — выдох
Вдох и выдох осуществляется одним импульсом. Вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими (в зависимости от содержания высказывания).

Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:

  1. Формирование правильного выдоха;
  2. Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).

Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:

  • Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
  • Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
  • Сформировать внятную связную речь;
  • Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.

Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».

Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…

Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчак и, широко открывая рот, щелкать языком.

Упражнение №6 Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.

Упражнение №7 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

Упражнение №8 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений

  • Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
  • Все упражнения стоит выполнять до еды;
  • Одежда не должна сковывать движения малыша;
  • Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
  • Вдох должен происходить через нос;
  • Выдох должен быть длинным и плавным;
  • Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
  • Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.

Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.

Дополнительные специальные упражнения

Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать до тех нор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение.

Упражнение № 2. То же упражнение выполнять с попоротом головы сначала вправо, затем плево. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя. Голову слегка запрокидывают назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы установятся впереди верхних.

Упражнение № 3 (с вестибулярной пластинкой). Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, 1 пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами.

Упражнение № 4. Проложить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу удерживают до 30—50 минут во время спокойных игр, рисования, чтении, или когда ребенок смотрит телевизор.

Упражнение № 5. Выполнять предыдущее упражнение, заменить полоску бумаги металлическим диском диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально, необходимо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Упражнение выполняется до утомления (от 30 сек до нескольких минут).

Упражнение № 6 (с пластмассовой пластинкой). Ребенок нажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм, шириной 30—35 мм. длиной 60—120 мм. и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.

Упражнение № 7. Небольшие ватные валики закладывают в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»).

Упражнения для развития силы и длительности выдоха

  • Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
  • Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
  • Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
  • Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
  • Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.

  • Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.
  • Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.
  • Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
  • Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.

Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов

Чтобы научить малыша правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите крохе спеть «песенки», имитирующие различные звуки:

  • «А-а-а!» — плачет малыш;
  • «У-у-у!» — летит самолет;
  • «Ы-ы-ы!» — гудит пароход;
  • «О-о-о» — вздыхает зайка;
  • «Ф-ф-ф» — сдувается шарик;
  • «Ш-ш-ш» — шипит змея;
  • «С-с-с» — работает насос;
  • «Би-би!» — сигналит машина;
  • «Ту-ту» — едет паровоз;
  • «Ля-ля-ля» — поёт кукла;
  • «Топ-топ-топ» — идет мишка;
  • «Кап-кап-кап» — какает дождь.

Чтобы увлечь ребенка, создайте игровую ситуацию, используя на занятиях любимые игрушки малыша. Подкрепляйте речь соответствующими действиями, и пусть кроха повторяет за Вами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]