Выбор тактики вскармливания недоношенных детей с функциональной незрелостью движений артикуляционного аппарата (часть 1)


Виды речевых расстройств и нарушений речи у детей

Самое известное речевое расстройство – это заикание, при котором естественный речевой поток прерывается аномальными остановками, или повторением части слов или звуков. Проблемы речевых расстройств в настоящее время встречаются почти у каждого четвертого ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитее внимания, памяти, воображения и мышления ребенка, письменной речи. Также нередко встречаются голосовые нарушения, к которым относят проблемы с ритмом, громкостью или качеством голоса. Связанными с речевыми нарушениями у детей являются проблемы с жеванием и глотанием.

Регулярные занятия с детским логопедом чаще всего позволяют успешно скорректировать возникшие речевые проблемы. Обращаться к специалисту необходимо сразу же при обнаружении соответствующих проблем у ребенка, чтобы искаженные навыки не успели закрепиться и сформировать устойчивую функциональную систему.

Своевременная корректировка речевых нарушений играет большую роль в общем психическом развитии ребенка, формированию правильных навыков общения с окружающими людьми и здоровой самооценки.

Показания к прохождению индивидуальных занятий с дефектологом

Дети с особенностями развития испытывают определенные сложности в изучении нового материала, контроле своих эмоций и поведения, умении выстраивать отношения со старшими людьми или ровесниками. Нередко они не могут усваивать знания так же легко, как окружающие ребята, теряется интерес к учебе. Особенности, связанные с темпом развития, заболеваниями приводят к тому, что учителя или родители других детей реагируют на них как на хулиганов и требуют «правильного» поведения.

Родители таких особенных детей в силу отсутствия специального образования не всегда могут понять, как им трудно учиться, адаптироваться. Растет уровень претензий к своему ребенку, к окружающим, к учебному заведению. Консультация дефектолога поможет мамам и папам:

  • объективно оценить причины трудностей в учебе, социализации;
  • понять, что они могут сделать для изменения ситуации;
  • получить информацию, какие занятия помогут в данном случае.

Не следует оценивать рекомендацию посетить специалиста как беглую оценку умственного состояния ребенка. Индивидуальные занятия с дефектологом показаны в следующих случаях:

  • дети с нарушениями слуха или зрения;
  • дети с расстройствами аутистического спектра;
  • дошкольники и школьники с нарушениями речи;
  • дети с приобретенными или врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • ребята с поражениями центральной, периферической нервной системы;
  • дети с задержкой психического, психомоторного развития;
  • пациенты с умственной отсталостью;
  • дети, испытывающие сложности с обучением в детском саду, школе.

Своевременное начало работы дает лучшие результаты: чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. Усвоение материала, коррекция необычного поведения проходят легче. И у родителей раньше появляется возможность принять ситуацию, не требовать от ребенка невыполнимого.

Оценивая поведение и развитие детей, следует обращать внимание на такие особенности, как:

  • отсутствие любой речи до 2 лет и малый словарный запас;
  • отсутствие любой фразовой речи после 2 лет;
  • ребенок от 2,5-3 лет не имитирует деятельность родителей, не повторяет простые действия по их просьбе (принести вещь, отбить ритм, показать язык);
  • нарушение произношения слов в возрасте 4 лет (говорит отдельные слоги, переставляет слоги, путает звуки);
  • дошкольник не составляет предложения, рассказ, речь аграмматична, нет союзов и предлогов,
  • ребенок от 4 лет не может выучить стихотворение, не называет предметы, не может классифицировать их, не знает, чем они различаются;
  • дошкольник или школьник не выполняет действия со счетом, не может научиться считать;
  • ребенок не может составить целое из частей (пазлы, разрезные картинки)
  • не развита или с задержкой развивается мелкая моторика.

Какие приемы используются при оказании логопедической помощи

Речевые терапевты и логопеды используют различные методы, в том числе:

Мероприятия по языковому вмешательству: специалист будет взаимодействовать с ребенком, играя и разговаривая, используя картинки, книги, предметы или игры, чтобы стимулировать развитие языка. Логопед помогает моделировать правильный словарный запас и грамматику, используя упражнения на повторение для развития языковых навыков.

  • Артикуляционная терапия: артикуляционные упражнения предполагают, логопед исправляет звуки и слоги в словах и предложениях, произносимых ребенком во время игровых занятий, чтения стишков, распевания песенок. Уровень игры соответствует возрасту и уровню развития ребенка, и связан с конкретными терапевтическими потребностями ребенка. Логопед показывает и учит физически ребенка, как издавать определенные звуки, такие как звук «Р», и может продемонстрировать, как двигать языком, чтобы издавать особые звуки.
  • Орально-моторная и глотательная терапия: логопед может использовать различные оральные упражнения — в том числе массаж лица и различные упражнения для языка, губ и челюстей — для укрепления мышц рта при приеме пищи, питье и глотании. Терапевт также может вводить различные текстуры пищи и предметы различной температуры для повышения проприоцептивной осведомленности ребенка во время процессов поедания пищи.
  • Массаж мягкого нёба

    Массаж направлен на активизацию тонуса мыши мягкого нёба и повышение нёбно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба. Общие рекомендации при проведении массажа следующие: массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки; массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц; массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки. Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.

    1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения в направлении от твердого нёба по всей поверхности мягкого нёб.
    2. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа налево, захватывающие язычно-нёбные дужки.
    3. Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.
    4. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях.
    5. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг. В

    послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям. Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с активными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стенки глотки.

    Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц.

    С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба. Имитировать жевание. Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движения (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении). Покашливать — это движение совершается многократно на одном выдохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца). Позевывать — это движение имитируется ребенком вслед за логопедом. Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.

    Что такое логопедический массаж

    Одним из эффективных методов коррекционного воздействия при речевых и глотательных нарушениях является логопедический массаж лица и смежных областей. Современная методика логопедического или терапевтического речевого массажа была разработана доктором Еленой Дьяковой в 2003 году для использования в речевой терапии.

    Логопедический массаж позволяет ускорить нормализацию нарушенных функций рото-лицевых и речевых мышц у ребенка, и ускорить их развитие. За последние 15 лет этот метод доказал свою эффективность и широко используется российскими и европейскими логопедами. Начиная с 2014 года, логопедический массаж был включен в обязательные образовательные программы для подготовки логопедов в России.

    Действие логопедического массажа основано на нормализации тонуса мышц, прямо или косвенно участвующих в процессах звукообразования и глотания, нормализации их кровоснабжения, устранении развившихся патологических блоков, ухудшающих кровоток и пережимающих нервные волокна. Также логопедический массаж позволяет сделать эластичнее связочный аппарат и устранить фасциальные нарушения. Логопедический массаж позволяет нормализовать многие компоненты речи: дыхание, вокализацию, артикуляцию, а также глотание, сосание, жевание и эмоциональное состояние детей, страдающих от нарушения речи или миофункциональных дисфункций.

    Противопоказания и условия проведения

    Несмотря на свою высокую эффективность при сравнительной простоте упражнений, массаж у логопеда имеет ряд противопоказаний. В частности, он не применяется при наличии инфекционных заболеваний, включая грипп. Очевидно, что нельзя выполнять массаж при герпесе и других заболеваниях кожи. К другим противопоказаниям относятся конъюнктивит и стоматит.

    Проводится логопедический массаж в хорошо проветриваемом помещении при комнатной температуре. Желательно проводить его каждый день или хотя бы через день циклами по 10-20 сеансов. Затем специалист индивидуально составляет план повторного курса массажа, при необходимости.

    Остались вопросы или хотите записать ребенка на первичную консультацию? Свяжитесь с нами по телефону. Также мы всегда рады вам в нашем центре по адресу Санкт-Петербург, пр. Ю. Гагарина, д. 77 (схема проезда указана в верхней части сайта).

    Как происходит коррекция речи при помощи логопедического массажа

    Мышцы рта, губ, щек, языка, челюсти и мимические мышцы лица, мышцы шеи, плеч и дыхательные мышцы образуют единую мышечную систему, участвующие в создании речевой функции ребенка — все это образует единую мышечную систему. Многочисленные исследования показали, что эластичность мышечных волокон, их объем, сила и сократительная функция, работоспособность значительно увеличиваются с помощью массажа.

    Не случайно услугами массажистов пользуются все профессиональные спортсмены. Кроме того, массаж позволяет снизить тонус спастических мышц и повысить тонус мышц вялых. Поэтому целенаправленное исследование состояние речевых мышц и прицельное массажное воздействие позволяет увеличить эффект от речевой терапии, усиленной логопедическим массажем. При этом сокращается время, необходимое для лечения.

    Логопедический массаж является максимально щадящим терапевтическим методом. Например, в случае лечения заикания, вызванного спазмами в мышцах речевого аппарата, специалист по логопедическому массажу начнет работу с наиболее удаленных от спазмированных мышц, чтобы вызвать рефлекторное постепенное снижение спастичности мышц целевой группы. Работая через тщательно выстроенную цепочку мышц, используя специальные техники массажа, специалист приступит к работе над основными мышцами, связанные с патологией, только тогда, когда они будут наиболее восприимчивы к воздействию, а ребенок не будет испытывать неприятных ощущений.

    Массаж мышц губ

    Расслабляющий массаж.

    1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине.
    2. Такие же движения производят по нижней губе от углов рта к середине.
    3. Движение совершают подушечками указательного и среднего пальцев поочередно правой и левой рукой. Движение начинается от козелка ушной раковины, пальцы легко скользят по щеке, а затем вокруг губ. При этом указательный палец скользит по коже верхней губы, а средний — по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта.
    4. Подушечками указательного и среднего пальцев поглаживают носогубные складки, двигаясь от крыльев носа к углам рта.
    5. Теми же пальцами производят легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. Массажные движения могут проводиться при различном положении рта: закрытом и слегка приоткрытом.

    Активизирующий массаж. Используются приемы растирания в виде полукружных и спиралевидных движений, разминания в виде перетирания и вибрации.

    1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят движения по верхней губе от середины к углам рта. Такие же движения — по нижней губе.
    2. Большими пальцами обеих рук производят движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, а затем указательными пальцами — от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются.
    3. Поглаживают носогубные складки, двигаясь от углов губ к крыльям носа.
    4. Большим и указательным пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю губу, сжимают ее и перетирают между пальцами. Захват осуществляется в центральной части губы.
    5. Большим и указательным пальцами захватывают кожу вокруг губ и осуществляют прием пощипывания.
    6. Концами указательного и среднего пальцев интенсивно постукивают вокруг губ.
    7. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами в направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы.
    8. Спиралевидные движения, производимые большим и указательным пальцами по верхней, а затем по нижней губе.
    9. Спиралевидное разминание области носогубной складки. Фаланга большого пальца находится в полости рта под носогубной складкой, указательный и средний пальцы располагаются сверху.
    10. Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами. Локализация точек.
    11. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Производится движение, направленное к середине так, что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Аналогичное движение осуществляется на нижней губе.
    12. Указательные и средние пальцы специалист располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке; обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные. Эти упражнения могут быть проведены при закрытом и открытом положениях рта.

    Эффекты логопедического массажа

      Нормализуется мышечный тонус ротовой, лицевой, голосовой и дыхательной мускулатуры.
    • Активируются группы мышц, которые не сокращаются в достаточной степени.
    • Увеличивается оральный диапазон движений.
    • Уменьшаются патологические неврологические симптомы, такие как синкинез, гиперкинетические расстройства, судороги и слюнотечение.
    • Стимулируются проприоцептивные и кинестетические ощущения, помогая облегчить движения, которые помогают мышцам формировать скоординированные, произвольные движения и устранять патологические функциональные модели речи.
    • Восстанавливается функциональный мышечный баланс во рту, на лице, шее и теле.
    • Нормализуются все компоненты речи: дыхание, вокализация, резонанс и артикуляция.
    • Преодолевается оральная защита.
    • Снижается повышенная чувствительность полости рта.
    • Нормализуется эмоциональное состояние ребенка.

    Какие методы и приемы логопедического массажа существуют

    Для логопедического массажа используются следующие основные приемы:

      Прикосновения: включают в себя разминания и поглаживания лица и шеи пальцами рук и предметами различной текстуры и температуры (кисти, мягкие игрушки, ткани, влажные бумажные полотенца, холодные губки).
    • Давление: включает в себя применение различных уровней давления (от «легкого» до «ощутимого») на ротовые структуры и лицо пальцами рук в стерильных перчатках.
    • Вибрация: включает использование различных вибрационных массажеров с различными насадками на наружных и внутренних оральных структурах: специальные вибраторы Five Vibe для гипочувствительных детей, Z-Vibe – для стимуляции оральных структур (например, десен). Также для стимуляции оральных структур используют вибрирующие зубные щетки. При отсутствии специальных вибраторов, приемы вибрации выполняются пальцами в перчатках.
    • Для самостоятельной стимуляции ротовых структур детям предлагаются специальные инструменты для жевания Grabber или Y-Chew.
    • Для работы с детьми младшего возраста используются зонды Preefer, Animal Tips которые могут обмакиваться в любимые детьми лакомства, чтобы малыш заинтересовался и сам активно включался в лечебный процесс.

    Стимуляция внутренних оральных структур при сенсорном массаже помогает ребенку, который слишком чувствителен к прикосновению, стать более спокойным и расслабленным. Обучение обратной связи о движениях и функциях речевой системы помогает ребенку улучшить осознание орально-моторных функций и «разбудить» свой ротик, увеличивая мышечную реакцию губ, языка и челюсти.

    Стимуляция с помощью вибрации оральных структур и костей черепа позволяет ребенку лучше чувствовать положение и роль всех элементов речевой системы, активирует его вестибулярную систему, помогает уменьшить боли из-за спазмов и снизить оральную чувствительность.

    Как проходит массаж языка при дизартрии.

    Массаж при дизартрии состоит из множества этапов. Рассмотрим главные из них.

    Перед началом сеанса специалист должен создать условия, в которых ребенок сможет чувствовать себя комфортно. После расслабления оральной мускулатуры, которое в свою очередь достигается при помощи легких поглаживаний лица, начинается основная часть логопедического массажа:

    • поглаживание губ, а также носогубных складок;
    • не сильные пощипывания по краю нижней челюсти;
    • поглаживания от мочек уха по щекам к носовым пазухам;
    • массаж губ;
    • поглаживание надбровных тканей от бровей к волосам;
    • массаж при помощи легких надавливающих движений от корней волос вниз.

    Каждое движение может повторятся от 5-8 раз. С каждым повтором поглаживания становятся немного сильнее, но ни в коем случае не болезненными.

    Каким детям и при каких нарушениях речи показан логопедический массаж

    Вам необходимо знать, что логопедический массаж не предназначен для замены какого-либо стандартного лечения заикания или других нарушений речи. Он применяется как дополнительный метод лечения, чтобы сделать традиционные формы логопедии более эффективными, и сократить сроки достижения положительного эффекта терапии.

    У логопедов и дефектологов ГК «ВИРИЛИС» есть большой опыт помощи детям при следующих состояниях и заболеваниях:

      Дислалия— нарушение произношения звуков, связанное с анатомическими особенностями речевого аппарата ребенка, либо возникших в результате неблагоприятных условий для развития речи или при нарушениях слуха.
    • Дисфония или афония — расстройство или отсутствие звукообразования из-за нарушений голосового аппарата. Может проявляться как полное отсутствие голоса, или в виде сохранения только шепотной речи.
    • Ринофония — нарушение тембра голоса при сохранении нормальной артикуляции произносимых звуков.
    • Ринолалия (гнусавость) — это нарушения тембра голоса и произношения звуков из-за врожденных анатомических дефектов (незаращение губы и альвеолярного отростка, расщелины десны, твердого и мягкого нёба), либо нарушений проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, хронических воспалительных процессах.
    • Дизартрия – нарушение произношения звуков из-за недостаточности иннервации речевого аппарата. При таких нарушениях характерна ограниченная подвижность мягкого нёба, языка или губ. Дизартрия может приводить к отклонениям в овладении звуками, и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, или даже к недоразвитию речи.
    • Заикание – нарушение плавности и произвольности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата и застойными очагами возбуждения в коре головного мозга.
    • Брадилалия (замедление темпа речи), тахилалия (ускорение темпа речи), парафразия (ускорение речи с грамматическими ошибками) и клаттеринг («проглатывание» окончаний слов).

    Заикание, логоневроз, запинки в речи, дизритмия

    Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями.

    Нейрологопедические занятия по коррекции заикания в нашем центре могут строиться на основе различных авторских методик: Чевелевой, Власовой и Рау, Шкловского, Волковой, Мироновой и др. Основными приемами логопедической работы при заикании являются дыхательно-голосовая гимнастика, релаксация напряженных артикуляционных мышц, речевые упражнения по ритмизации речи, нормализации ее темпа, выработке выразительной речевой интонации, логоритмические занятия.

    Дети с заиканием, логоневрозом и даже запинками в речи должны быть обязательно обследованы нейропсихологом и логопедом.

    Грамотная коррекция заикания, которая приводит к устойчивым результатам обязательно должна включать нейрокоррекционный комплекс мер (нейропсихологическую коррекцию, нейроакустические программы) и систему «правильных» логопедических занятий.

    Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры.

    Нужно обязательно помнить, что кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области неропсихологии и развития зон головного мозга.

    Именно там лежит корень проблем с запинками в речи.

    В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы и мозга.

    В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

    В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

    • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
    • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
    • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

    У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Поэтому игнорировать запинки и «запускать» эту проблему ОПАСНО.

    Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами – и всё это в последствие может привести к заиканию и запинкам в речи.

    Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

    Увеличение частоты случаев заикания напрямую связывается с внедрением в повседневную жизнь компьютерных игр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

    Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

    К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительные травматизации психики.

    К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. Специалисты указывают на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии.

    В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

    У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью.

    Массаж рта при нарушении сосания и глотания у новорожденных

    Неправильный захват груди младенцем при грудном вскармливании и нарушения глотания у грудничков могут приводить к отказам малыша от еды, застою пищи в глотке, постоянным срыгиваниям, плохому набору веса. Логопед, используя приемы логопедического орофациального массажа (массаж рта, губ, щек), может помочь в этом случае.

    Исследуя полость рта грудничка с помощью пальца в перчатке, специалист может оценить функции сосания, втягивания, положение языка, позиционирование гортани во время кормления. Корректирующие логопедического сеанса массажа для грудничков проводятся до кормления, чтобы ребенок не устал и длятся всего 2-5 минут. Массаж может сочетаться с процедурой «пальцевого кормления», когда грудное молоко поступает из бутылочки по трубочке к пальцу, который сосет малыш.

    Массаж внутренней поверхности щеки

    Массаж жевательных, щечных и скуловых, а особенно крыловидных мышц может проводиться при положении пальцев логопеда внутри полости рта ребенка. При массаже левой щеки логопед помещает большой палец правой руки в рот, остальные пальцы остаются снаружи. Массажные движения осуществляются большим пальцем по внутренней, а остальными пальцами — по наружной поверхности щеки. При массаже правой щеки в ротовую полость вводятся указательный и средний пальцы, большой палец находится на наружной поверхности щеки, осуществляя основные массажные движения. Массаж внутренней поверхности щеки может проводиться при различном положении рта: открытом и широко открытом — и при сомкнутых челюстях. В качестве основных приемов используются растирание и разминание.

    1. Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот.
    2. Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу.
    3. Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательной мышцы.
    4. Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта. Все пальцы при этом, кроме большого, располагаются у края скуловой кости. Большой палец — с внутренней стороны щеки.
    5. Растирающие спиралевидные движения. Все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, постепенно направляясь к углу рта.
    6. Спиралевидное растирание области височно-нижнечелюстного (скулового) сустава. В положении открытого рта найти «ямку» у мочки уха. Массировать область «ямки» указательным и средним пальцами. Большой палец служит в качестве опоры с внутренней стороны щеки.

    Противопоказания к логопедическому массажу

    Основные противопоказания для проведения логопедического массажа:

      Воспалительные заболевания кожи головы и шеи
    • Воспалительные заболевания ЛОР-органов
    • Лимфаденит (увеличенные и болезненные лимфатические узлы головы и шеи)
    • Стоматит или гингивит (воспалительные заболевания полости рта)
    • Травмы головы и шеи
    • Острые аллергические реакции
    • Онкологические заболевания
    • Конъюнктивит, блефарит
    • Судорожный синдром
    • Психические заболевания

    Противопоказания

    Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

    Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

    Нельзя его делать при сильной пульсации артерий, повышенном давлении, плохом физическом самочувствии.

    При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

    Вызов логопеда на дом, проведение логопедического массажа на дому

    Вызов логопеда на дом является лучшим вариантом для оказания помощи ребенку:

      Врач приедет быстро, в согласованное для визита время, ребенка не придется везти в клинику и ждать в очереди.
    • Безопасная и привычная домашняя обстановка способствует спокойному поведению ребенка без страхов, слез и капризов.
    • Транспортировка в клинику может быть затруднена при интоксикации, нарушениях у ребенка дыхательной функции.
    • Дома исключен контакт с больными детьми в клинике, что особенно важно для часто болеющих детей.
    • В спокойных домашних условиях детский доктор уделит больше времени как ребенку, так и родителям, без спешки подробно ответит на любые вопросы по лечению, проведению процедуры логопедического массажа.

    Проведение в домашних условиях

    Массаж − серьезное воздействие на организм. Человек, который его делает, обязан иметь соответствующее медицинское образование, постоянно повышать квалификацию. Логопеды могут делать только логопедический массаж, как зондовый, так и ручной.

    Не стоит пытаться проводить его самостоятельно. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений. Не всегда нужен полный комплект зондов, часто достаточно 4-5.

    Детям проще переносить процедуру в другом помещении. Психологически им спокойнее потерпеть дискомфорт какое-то время.

    Степень воздействия инструментов выбирает специалист. Основные техники:

    • давление;
    • скольжение;
    • сжатие;
    • растирание.

    Выбор техники делает логопед. Родителю без специальных знаний сложно будет подобрать ее. Зондовым массажем можно навредить — порвать уздечку, вызвать гипертонус, усилить рвотный рефлекс и т. п.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]