Варианты логопедических заключений при обследовании детей дошкольного возраста


Логопедическое представление на ПМПк

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПМПк.

  1. Речевая среда и социальные условия:

• Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).

  • Недостатки речи у близких.
  • 2- язычие.
  • Наследственные заболевания.
  • Уровень родителей низкий.
  • Процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания.
  • Не уделяется достаточного внимания внешнему виду.
  • Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно одет, небрежно одевается, «грязнуля»).
  • Родители не интересуются жизнью класса.

2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости):

  • Плохо развита мелкая моторика рук.
  • Нарушений ручной моторики не наблюдается.
  • Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)
  • Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.
  • Пробы Хэда выполняет правильно; с единичными ошибками, медленно.
  • Оптико-кинестетическая организация движений сформирована; недостаточно сформирована: движения выполняет с ошибками, замедленно.
  • При выполнении упражнений на динамическую организацию движений также наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки).

3. Общая моторика:

  • Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).
  • Появляются сопутствующие движения.
  • Нарушения координации движения выполнены не одновременно, неточно.
  • Отмечается общая заторможенность движений.
  • Характерное двигательное беспокойство.
  • Медлителен в движениях.
  • Нарушена общая координация. Неуклюжий.

4. Артикуляционный аппарат:

— Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий.

— Строение лица не нарушено (нарушено)

-Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)

— Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена (тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы).

— Строение губ нормальное или отклонения (массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)

— Тонус губ не нарушен или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)

— Подвижность губ не нарушена или нарушена (малоподвижные, излишне подвижные)

— Строение зубов нормальное; нарушения — крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.

— Подъязычная связка укорочена

— Прикус правильный; нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.

— Строение твердого нёба не нарушено

— Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено

— Строение языка не нарушено.

— Отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.

— Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.

Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка (вправо, влево); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.

— Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.

5. Устная речь.

Общее звучание речи:

  • Невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).
  • Ритм нормальный. Излишне растянута.
  • Темп речи замедленный (быстрый).
  • Выразительная.
  • Не торопливая (чрезмерно быстрая).
  • Малоразговорчив.
  • Паузы и ударения употребляет правильно.
  • Говорит односложно.
  • Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи (аграмматизм).
  • Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.
  • Разборчивость речи не нарушена.
  • Несколько снижена разборчивость речи.
  • Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.
  • Словесное ударение употребляет правильно.
  • Логическое ударение отсутствует.
  • Паузы в речи использует излишне часто.
  • Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.

(Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)

• Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).

6. Понимание речи:

  • Затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
  • Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта.
  • Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.
  • Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.

7. Словарный запас:

  • Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
  • Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)
  • Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
  • Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
  • Знаком с редко употребляемой лексикой.
  • Не сформированы отношения антонимии и синонимии.
  • Низкий уровень практических обобщений.
  • Трудности понимания и употребления лексики.

8. Грамматический строй речи:

а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

г) Грубые нарушения.

  • В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.
  • Составляет предложения по опорным словам.
  • Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и)
  • Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).
  • Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
  • Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ. (У девочки красная платье)
  • Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)
  • Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю — землю освещает солнце)
  • Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).
  • Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных
  • Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего школьного возраста.
  • Понимает и употребляет предлоги.
  • Использует приставки при образовании сущ. и гл.
  • Общая бедность и недифференцированность грамматических средств языка.
  • Примитивность синтаксических конструкций.

Виды нарушений:

  1. изменение существительных по падежам;
  2. согласование существительных с числительными 1,2,5.
  3. образование множественного числа существительных,
  4. образование прилагательных от существительных,
  5. образование приставочных глаголов;
  6. понимание предложно-падежных конструкций (другие)

9. Фонематическое восприятие (не нарушено/нарушено), звуковой анализ и синтез:

  • Нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез).
  • Дифференциация звуков не нарушена. Неустойчивый навык. Единичные или множественные ошибки. Невозможность выполнения заданий.
  • Правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот- кит).
  • При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки.
  • Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
  • Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
  • Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускал многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук «З» слышится перед звуком «К»)
  • Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
  • Фонематический синтез сформирован. Правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков (р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, паста, ворона).
  • Фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы. Придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков.

10. Состояние языкового анализа и синтеза

Правильно/неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами: «Катя идет гулять» (2). «На столе лежит книга» (3). «Дети катаются на коньках» (5). «Летом бывает очень жарко» (3) и т.п.

Допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении «на столе стояла синяя ваза» слово «ваза» стоит после слова «столе» и т.п.

Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.

11. Состояние звукопроизношения

  • Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм/боковой сигматизм шипящих/ увулярный ротацизм.
  • В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается. Звукопроизношение не нарушено.
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм.

12. Звуко-слоговая структура речи:

  • Сохранна. Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.
  • Правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры.
  • Невозможность воспроизведения слов.
  • Нарушение во фразовой речи; переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски, повторения.
  • Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).

Произношение слов сложного слогового состава.

  1. сокращение групп согласных: ( +/ — )
  2. Прекращение звучания согласного на конце слова: ( +/ — )
  3. Опускание начального согласного звука: ( +/ — )
  4. добавление лишнего согласного в слог: ( +/ — )
  5. перестановка звуков в слове: ( +/ -)
  6. уподобление слога: ( +/ — )
  7. сокращение числа слогов: ( +/ — )
  8. добавление числа слогов: ( +/ — )

13. Состояние зрительной функции

1) Состояние биологического зрения по данным медицинской карты в норме.

2) Состояние высших зрительно-пространственных функций:

а) схема тела сформирована;

б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева);

в) не все пробы Хэда выполнил правильно (трудности в определении правых и левых частей тела сидящего напротив человека);

г) правильно составил картинки разрезанные на 6-8 частей, начиная с 8 допускал единичные ошибки;

д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено конструирование и реконструирование геометрических фигур по представлению. По словесной инструкции не справился со многими заданиями.

3) Состояние речезрительных функций (по альбому оптических и зрительных проб): все печатные и рукописные буквы называет правильно.

Узнает заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные, написанные зеркально и пунктиром буквы, графически сходные буквы.

Конструирование букв выполняет в целом правильно, допускает лишь единичные ошибки.

Допускает ошибки в реконструировании букв из элементов.

Нарушены представления о структуре зрительного образа рукописных букв (не может устно объяснить из каких элементов состоит буква «в», чем отличаются «т» и «п».

14. Рассказ по серии сюжетных картинок

Критерий смысловой целостности

  • Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
  • Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.
  • Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.
  • Отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.

Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.
Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.
Рассказ не оформлен.
  1. Пересказ прослушанного текста

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

1) Критерии смысловой целостности.

Воспроизведены все смысловые звенья
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями
Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.
Невыполнение.

2) Критерии лексико-грамматического оформления

Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.
Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.
Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.
Пересказ недоступен.

3) Критерии самостоятельности выполнения.

Самостоятельный пересказ после первого предъявления.
Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.
Пересказ по вопросам.
Даже по вопросам пересказ недоступен.

16. Характеристика чтения.

Техника чтения:

  • Побуквенное
  • Послоговое
  • Соответствует / не соответствует возрасту
  • Автоматизированное / неавтоматизированное
  1. Дыхание при чтении:
  • Правильное /неправильное
  • С интонациями
  • Нарушение ритма дыхания.
  1. Выразительность.
  • Монотонное / выразительное.
  1. Понимание прочитанного.

В полном объёме /затруднено.

17. Характеристика письма.

  • Отсутствие орфографических ошибок.
  • При списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные).
  • В диктантах и изложениях многочисленные ошибки.
  • Графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы. Сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки. Трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных. Устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, Э, С. Замены букв У – Ч, д-б,д-в.
  • Невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).
  • Специфические ошибки: персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» — поплавок; контаминации (слипание) слов. Отсутствие выделения начала предложения. Пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Нарушение порядка букв. Тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» — «ручьи»)

Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.

  • Орфографические ошибки
  • Умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).
  • Темп письма медленный.

Заключения:

  • Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
  • Второе полугодие первого класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
  • Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.

Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

Заключение для ЗПР:

  • (1 КЛ.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР ( ФФН,ФН).
  • Темп плавности судорожного (несуд.) характера.
  • (2-3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
  • (Перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.

Логопедическое заключение может быть:

· ФНР,

· ФФНР,

· ОНР-3,

· НВОНР,

· ЛГНР,

· Звукопроизношение в норме, речь в пределах возрастной нормы.

Рекомендации:

На основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.

Направления логокоррекционной работы, рекомендуемые на основании диагностического логопедического обследования.

(подчеркнуть направления, проводимые в течение коррекционного курса; кружком обвести все необходимые для пациента направления работы).

1.Развитие слухового восприятия.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость; определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.

3.Развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.

4. Стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

5. Работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).

6. Коррекция звукопроизношения:_____________________________

7. Воспитание кинестезий, необходимых для речи.

8.Развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).

9.Развитие грамматического строя речи.

10. Развитие понимания речи.

11. Развитие слухо-зрительного внимания.

12.Развитие памяти (слухоречевой, зрительной).

13. Формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

14. Формирование элементарных математических представлений.

15. Развитие крупной /мелкой моторики

Логопедическая диагностика в течение продолжительного вре­мени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов. Логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических за­ключений имеет место доминирование диагноза общего недораз­вития речи (ОНР). На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные ло­гопедические классификации классификациями клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции на­рушений речи. Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с пробле­мой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплек­тованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференци­рованному логопедическому воздействию. Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психи­ческий, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в кото­ром переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысло­вой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом. В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые рас­стройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедическо­го воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи. Психолого-педагогическая классификация ориентирована на вы­явление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симп­томологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида. Таким образом, определение симптомологического уровня на­рушений речи решает прежде всего практические задачи комплек­тования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии. Известно, что при одной и той же патологии (форме рече­вого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии. В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи. Логопедическая диагностика должна идти от общего к частно­му: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению ме­ханизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта. Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воз­действия. В процессе постановки логопедического заключения необходи­мыми являются медицинские данные, клинические характеристи­ки, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объясне­ние причин возникновения речевых расстройств, на лечение ре­бенка, а не на систему коррекции, развития речи. В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классифика­ции. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонемати­ческого развития отпадает основание говорить об ОНР. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико- грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализа­ции орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с ОНР, НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходи­мо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации. Резюме. Для комплектования речевых групп детских садов, на­правления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассмат­риваться в рамках существующих в логопедии классификаций (пси­холого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Обследование дошкольников с нормальным интеллектом В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций. 1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нару­шений речи: — Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова). — Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фо­нематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений. — Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаще всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи. — Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн). Варианты пересечения двух классификаций. • Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): — дислалия, — дизартрия или стертая дизартрия, — нарушения голоса, — ринолалия. • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): — дислалия, — дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия. • Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР): выход из моторной (сенсорной) алалии, по типу задержки речевого развития, при ЗПР, невыясненного патогенеза. • Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР): моторная алалия, сенсорная алалия, — сенсомоторная алалия, дизартрия или стертая дизартрия, по типу задержки речевого развития, при ЗПР, — невыясненного патогенеза.

Нарушение темпа и ритма речи: заикание, тахилалия, — брадилалия, — спотыкание (полтерн). Примерные формулировки логопедического заключения Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия. Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия. Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание. Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия. Общее недоразвитие речи. Детская афазия. Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия. Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание. Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии. Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия. Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия. Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия. Обследование дошкольников с умственной отсталостью Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968), определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторо­не, при нормальном слухе и интеллекте». В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются сле­дующие формулировки логопедического заключения (для дошколь­ников 5—7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умствен­ной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и дву-словными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического воспри­ятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных син­таксических конструкциях, в нарушении согласования прилага­тельного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа). 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющие­ся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существитель­ного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последова­тельности событий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопе­дического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопеди­ческом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии. Примерные формулировки логопедического заключения • ОНР (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. • Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. • НОНР. По типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син­теза, аграмматическая дисграфия. • Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия. Обследование школьников с умственной отсталостью 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа). 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ ной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического вос­приятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значитель­ные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых зве­ньев, нарушение последовательности событий); выраженная дис­лексия, дисграфия. 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформи­рованы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; сло­варный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь еди­ничные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласова­ния прилагательного и существительного в косвенных падежах мно­жественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звень­ев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия. В логопедическом заключении определяются: 1) степень си­стемного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нару­шения письменной речи. Примерные формулировки логопедического заключения • Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисгра­фия на почве нарушения языкового анализа и синтеза). • Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]