Методическая разработка по развитию речи по лексической теме » Посуда»


Ход занятия для изучения темы «Посуда»

1. Занятие «Волшебный мешочек»

— У меня есть вот такой красивый мешочек, и в нем что-то лежит. Посмотрим, что внутри? Дети по очереди из мешка достают предметы. Дети (3-4 года) — по одному предмету, называют его и ставят на стол. Постарше стараются на ощупь отгадать предмет, достают и ставят его на стол.

2. Беседа

— Как одним словом можно назвать все эти предметы? — Для чего она нам нужна? Для детей (3-4 лет) называют конкретный предмет и спрашивают для чего нам нужен.

3. Занятие «Накорми Машу»

— К нам в гости пришла кукла Маша. А как принято, гостей обязательно нужно чем-нибудь угощать. — Приготовим обед для нашей гостьи. Что нам для этого понадобится? (Кастрюля, половник, сковорода) Посуда, которая нужна нам для приготовления еды называется кухонной. — Давайте накормим Машу нашим обедом. Что мы для этого возьмем? (Тарелка глубокая, мелкая тарелка, вилка, ложка) Посуда, из которой мы едим называется столовой, а с помощью чего – столовыми приборами. — Ну и после обеда Машу можно напоить вкусным чаем. Возьмите ту посуду, которая нам для этого понадобится (чайник, блюдце, чашка, чайная ложка). Она называется чайной.

4. Физкуль

5. Занятие «В чем хранится?»

На доску вывешиваются иллюстрации. Дети (5-7 лет) сами говорят ответ. Младшим помогает взрослый. — Сахар (в сахарнице) — Соль — Перец — Масло — Хлеб — Конфеты — Соус — Супница

6. Занятие «Из чего посуда сделана»

Взрослый выставляет на стол тарелки (салатники). — Чем похожи все эти предметы? (форма, предназначение) — Чем отличаются? (цвет, материал изготовления) — Посуду изготавливают из разных материалов.

Скажите, как называется посуда из: Стекла Дерева Фарфора Пластмассы Металла (Старшие дети сами называют, младшие с помощью взрослого) — Если уронить стеклянную тарелку, что с ней произойдет? — Если уронить ложку на пол, что с ней произойдет?

7. Занятие «Собери осколки»

Детям раздаются картинки с предметами, разрезанные на несколько частей. Нужно собрать картинки. — Вот и я сегодня была не осторожна и разбила несколько предметов. Соберите картинки и узнаете, что у меня разбилось.

8. К. Чуковский «Федорино горе»

— Вспомним сказку «Федорино горе». — Что случилось с Федорой? — Почему от нее убежала посуда? — Как надо ухаживать за тарелками, вилками, ложками?

9. Итог занятия

— Сегодня мы с вами говорили о посуде, о том, что она очень важна и необходима в нашей жизни. Узнали, что она бывает чайная, кухонная, столовая. Делают ее из различных материалов, поэтому она бывает стеклянная, фарфоровая, деревянная, металлическая. Из одних материалов она прочная, а из других хрупкая и ее можно разбить. С посудой нужно обращаться очень аккуратно, мыть ее и убирать на свои места.

Загадки про посуду для детей: 22 лучших

Сайт «Мама может все!» собрал самые лучшие загадки про посуду для детей. Каждый день мы по много раз забегаем на кухню или выпить чашку чая, или съесть что-нибудь вкусненькое. Попробуем угадать предметы, которые спрятались за «словесной шторкой» и живут на полках нашей уютной кухни.

***

Ловко скачет В кастрюлях горячих! Таким ковшом Еду хорошо Делить по тарелкам Глубоким и мелким! (Половник)

***

Её беру за ушко, Хотя она послушна И горько не плачет, Когда в ней чай горячий! (Чашка)

***

Тот «закипающий артист» На кухне поднимает свист! (Чайник)

***

Без проблемы быстро, точно, Хлеб разрежет на кусочки! Предмета с тонким лезвием, Нет за столом полезнее! (Нож)

***

Мой котёнок это место Языком натрёт до блеска, Не найдёшь следов сметанки Ни снаружи ни с изнанки! (Блюдце)

***

Она колючая как ёж И с нею аппетит хорош, Приспособлений лучше нет Для поедания котлет! (Вилка)

***

Гораздо больше кружки, С металлической дужкой, В колодец на цепи За водицей летит! (Ведро)

***

Когда из носа пар струёй, Готовим чашки всей семьёй, И за одно мгновение Пять блюдец под варение! Кто дарит нам событие С названьем чаепитие? (Самовар или чайник)

***

Всегда у них уменье есть Бумагу резать, ткань и жесть! Они бывают к месту — Фигурно резать тесто! (Ножницы кулинарные)

***

У чашки из фарфора Подставочка с узором, Прекрасная пара В руках антиквара! (Блюдце, а вместе — чайная пара)

***

«Тарелка» для утки С прожаренной грудкой, Овальная часто В узорах цветастых! (Блюдо)

***

У чая есть «подружка», Изогнутое ушко, Что в пальцах аккуратно Мне так держать приятно? (Чашку)

***

У кастрюли очень ловко Я орудую шумовкой! Что за приспособление При сваренных пельменях? (Большая ложка, чтоб доставать из кипятка)

***

Столовый набор, Цветастый узор, А сбоку на тарелках Зайцы да белки, Мы кушаем часто Из той «посудной сказки»! (Столовый сервиз)

***

Не сабля, не топор, На кухне с давних пор Всё исправно режет, Чёрствое и свежее! (Нож)

***

Очень круглых очертаний, По бокам сплошные грани, Взяв ту ёмкость за бока, Можно выпить молока! (Стакан)

***

Стоит на клеёнке Из бересты плетёнка, А там лежат послушно Ржаные горбушки! (Хлебница)

***

И мелкие, и ёмкие, С цветочками, каёмками, В них вилки или ложки Резвятся словно кошки! (Тарелки)

***

Что с глубокой старины На «спине» печёт блины, Вкусные тонкие, Не толще клеёнки? (Сковорода)

***

Что за «домик» для щей, Для супов, овощей? Та кормилица наша За миг нам сварит кашу! (Кастрюля)

***

С названием известным, Каталка для теста! (Скалка)

***

На тонкой ножке чаша, Нет на скатерти краше, Под разные вина В момент беседы длинной! (Фужер)

Автор : Кузьминов В.

Дидактическая игра «Посуда»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Посуда»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • одна фарфоровая глубокая тарелка;
  • три металлические блестящие кастрюли;
  • два высоких блестящих стакана;
  • пять деревянных больших ложек;
  • четыре металлических острых ножа;
  • шесть пластмассовых красных мисок;
  • одна берестяная желтая хлебница;
  • семь фарфоровых берестяных чашек.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — четыре).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – нож).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько ножей? — четыре ножа).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (четыре ножа (каких?) – металлических, острых).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Четыре металлических острых ножа.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – миску.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Ножей – четыре, а мисок – шесть. Нож — металлический, а миска — пластмассовая и т.д.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]