Логопедические игры по лексическим темам
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: нет лошади, много коров, нет свиньи, много коз и т.д.
«БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.
Например: кот – котик – котище, собака – собачка – собачище и т.д.
«ОГРОМНЫЙ»
Задачи: образование существительных с увеличительным суффиксом -ИЩ
Например: кот – котище, корова – коровище
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов
Например: кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д.
«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: у вороны – воронята, у совят – сова.
«НАЗОВИ СЕМЬЮ»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: папа – кот, мама – кошка, дети – котята. Это кошачья семья.
«МНОГО»
Задачи: закрепление в активном словаре существительных
Например: много коров – стадо, много коней – табун, много собак – свора.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.
«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: она ловит мышей, мурлыкает, мяукает, лакает – это кошка.
«КТО КАК КРИЧИТ?»
Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.
Например: корова – мычит, овца – блеет, коза – блеет и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: длинный хвост, острые рога, усатая мордочка.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
Например: она рогатая, большая, пёстрая – корова. Он высокий, быстрый, красивый – конь и т.д.
«ЧЕЙ?»
Задачи: образование притяжательных прилагательных от существительных.
Например: козий пух, коровье молоко, собачья морда и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом [а] по образцу. Усвоение слов-антонимов.
Например: у лошади хвост длинный, а у свиньи…(короткий) и т.д. Кошка низкая, а лошадь…(высокая) и т.д.
«КАКОЙ ХВОСТИК?»
Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: мягонький, пушистенький
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»
Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.
Например: у лошади длинная грива, она длинногривая; у козы длинная шерсть, она длинношерстная.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: котёнок спрятался пол кровать, на полку, в ящик, за кресло, вылез из-под кровати, из-под кресла, из ящика, спрыгнул со стола и т.д.
«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»
Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».
Например: собака живёт в конуре, корова живёт в сарае, кошка живёт в доме и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: у кошки два котёнка, у козы три козлёнка, у овцы пять ягнят и т.д.
Примерный перечень лексических тем со словарем для углубленного изучения в ДОУ
Татьяна Бойчук
Примерный перечень лексических тем со словарем для углубленного изучения в ДОУ
Примерный перечень лексических тем со словарем для углубленного изучения в ДОУ
Дата Тема недели
Сентябрь
1 неделя Диагностика детей
2 неделя Диагностика детей
3 неделя Диагностика детей
4 неделя «Грибы»
Существительные: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберезовик, моховик, мухомор, рыжик.
Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать.
Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный.
Наречия: рядом, близко, далеко.
Октябрь
1 неделя «Овощи»
Существительные: редька, баклажан, хрен, чеснок, пастернак, тмин, салат, ботва, стручок, урожай.
Глаголы: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, окапывать, подкапывать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать.
Прилагательные: зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, большой, маленький, хрустящий. Овощной, пузатая (тыква, пупырчатый, толстокожий.
2 неделя «Фрукты»
Существительные: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, айва, авокадо, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.
Глаголы: расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, созреть, дозреть.
Прилагательные: красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное (яблоко, лимонный, вишневый, малиновый (сок, абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье)
.
3 неделя «Ягоды. Домашние заготовки»
Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, морошка, рябина, голубика, костяника, сироп, джем, желе, салат, соленье.
Глаголы: варить, резать, рубить, квасить, консервировать, солить, мариновать, сушить.
Прилагательные: соленый, квашеный, маринованный, моченый, вареный, сушеный.
4 неделя «Осень. Деревья»
Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, береза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клен, лиственница, ольха, ива, каштан, ель, сосна.
Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья, пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.
Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, золотая (осень, сырые (дни, промозглый, проливной, моросящий.
Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.
Ноябрь
1 неделя «Дикие животные и их детеныши»
Существительные: волк, заяц, еж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, рысь, енот, белка, бобр, олень, ласка, куница, ондатра, выдра, барсук, клыки, плутовка.
Глаголы: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.
Прилагательные: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.
2 неделя «Дикие животные готовятся к зиме»
Существительные: Дупло, берлога, нора, логово.Глаголы: запасать, рыть, строить, залегать, впадать (в спячку, ловить, охотиться, грызть, гнать, догонять, сосать
(о медведе – сосет лапу)
. красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.
3 неделя «Перелетные птицы»
Существительные: ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, косяк, клин, перья, пух, крыло, клюв.
Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать.
Прилагательные: пуховый, журавлиный, утиный, гусиный, лебединая (песня, верность)
.
4 неделя «Зимующие птицы»
Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь.
Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные: красногрудый (снегирь, перелетные (птицы)
.
Декабрь
1 неделя «Домашние животные и их детеныши»
Существительные: Кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пес, бык, козел, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора. Котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, буренка.
Глаголы: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, резвиться, играть, выводить, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить.
Прилагательные: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый.
2 неделя «Домашние птицы»
Существительные: куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята.
Глаголы: выводить, высиживать, плавать, кормиться, разводить.
Прилагательные: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый.
3 неделя «Зима. Зимняя одежда»
Существительные: мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, варежки сапоги, валенки, шапка, вьюга, узор, иней, поземка, метель, стужа, оттепель, дубленка, пуховик, рукавицы, перчатки.
Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать.
Прилагательные: стылый, ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жесткий, прозрачный, резкий, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, суровый, студеный.
4 неделя «Зимние забавы. Подготовка к новому году. Праздник Нового года»
Существительные: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки (лыжные, лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол, крепления (лыжные, полозья, трамплин, лом, прорубь, трасса, клюшка, шайба, слалом.
Существительные: праздник (Новый год, карнавал, елка, украшения (елочные)
.
Глаголы: танцевать, праздновать.
Глаголы: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, рубить (лед, приземляться, разгоняться, скрипеть (о полозьях, хрустеть (о снеге)
.
Прилагательные: лыжный, быстрый, острый (лед, коньки, зимний, скользкий, санный, искристый, липкий, подледная (рыбалка)
.
Прилагательные: новогодний.
Январь
1 неделя —
2 неделя «Человек. Части тела»
Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, причёска, челка, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, закалка.
Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить.
Прилагательные: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, плечистый, голенастый, лобный, глазной, одноглазый, одноногий, лохматый, кудрявый.
3 неделя «Транспорт»
Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.
Глаголы: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить, выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.
Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской, автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.
4 неделя «ПДД. Транспорт на улицах моего города»
Существительные: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, улица,
переход, фара, светофор, кабина, поворот, салон, двигатель, обгон, авария, тротуар, кювет, тормоз, кузов, сирена, перекрёсток, топливо.
Глаголы: подходить, останавливаться, пропускать, перебегать.
Прилагательные: скорая (помощь, пожарная, милицейская (машины, аварийная (машина, верховая (езда)
.
Февраль
1 неделя «Материалы и инструменты»
Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, гвоздь, дрова, гайка, винт, железо, медь, золото, серебро, пуз, вата, шерсть, ситец, капрон.
Глаголы: забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать.
Прилагательные: кожаный, металлический, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный.
2 неделя «Профессии. Строительство»
Существительные: стройка, каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, экскаваторщик, сварщик, плотник, стекольщик, мастер, архитектор, кладка, кирпич, стена, панель, блок, крыша, краска, кран, фундамент, цемент, трактор, бульдозер, свая, котлован, паркетчик, паркет, плиточник.
Глаголы: поднимать, класть, управлять, красить, собирать, монтировать, строить, разравнивать, возводить, устанавливать, строгать, стеклить, сваривать, благоустраивать.
Прилагательные: высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, деревянный, городской, деревенский, высотный, комфортабельный, железобетонный, многоэтажный.
Наречия: красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.
3 неделя «Защитники Отечества»
Существительные: солдат, Родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель.
Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.
Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный.
4 неделя «Времена года. Календарь. Весна»
Существительные: зима, весна, лето, осень, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, утро, день, вечер, ночь, сосулька, оттепель, проталина.
Глаголы: греть, мерзнуть, висеть, расти, удлиняться, укорачиваться, щебетать, чирикать, пригревать, отогревать, нагревать, замерзать, примерзать, подмерзать, оттаять, наступать, отступать, св6еркать, звенеть.
Прилагательные: весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, суровый, яркий, рыхлый.
Наречия: тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.
Март
1 неделя «Мамин день. Семья»
Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, племянник, дядя, тетя.
Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, накрывать (на стол, мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить.
Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.
2 неделя «Ранние признаки весны. Первые цветы»
Существительные: первоцвет, ледоход, лужа, ручей, верба, почка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, нарцисс, гиацинт, бутон, лепесток, лист, мимоза, тюльпан.
Глаголы: таять, греть, расцветать, распускаться, набухать.
Освобождаться (от снега, льда, оседать, обветриться, пахнуть.
Прилагательные: яркий, рыхлый, маленький, мелкий, душистый, гладкий, хрупкий, нежный, пушистый.
3 неделя «Электроприборы. Ателье»
Существительные: щелк, хлопок, шерсть, трикотаж, заказчик,
примерка, катушка, нитка, иголка, ножницы, фасон, размер, утюг, холодильник, кофемолка, пылесос, мясорубка, часы, рукав, воротник, карман, телевизор, закройщик, швея, лен, капрон, пуговица, шаблон, миксер, тостер, электрочайник.
Глаголы: облегчать, ускорять, кроить, шить, примерять, гладить, вязать, вешать, складывать, стирать, готовить, варить, жарить, наметывать, строчить, ткать, застегивать, расстегивать, отстегивать, пристегивать, отпарывать, вышивать, зашивать, пришивать, перевешивать.
Прилагательные: разноцветная, узкая, широкая, удобная, ситцевая, льняная, шелковая, шерстяная, вязаная, сезонная, легкая, стиральная, швейная.
4 неделя «Весна в природе»
Существительные: март, апрель, май, месяц, солнце, небо, журчание, звон, капель, смола, грач.
Глаголы: просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться, пробуждаться, вылезать, выводить, выкармливать, натаскивать.
Прилагательные: ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый, яркий.
Апрель
1 неделя «Труд людей весной»
Существительные: лопата, грабли, теплица, грядка, огород, сад, клумба, семена, саженцы, рассада, посадка, поле, трактор, тракторист, лейка, парник.
Глаголы: сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, удобрять, копать, пересаживать, рассаживать, отсаживать, перекапывать, закапывать, откапывать, окапывать.
Прилагательные: ранний, поздний, яровая (пшеница)
.
2 неделя «Космос»
Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита.
Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать.
Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.
3 неделя «Возвращение птиц. Насекомые»
Существительные: ласточка, соловей, дрозд, грач, скворец, журавль, жаворонок, стриж, цапля, жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, муха, гусеница, яйцо, гнездо, щегол, кукушка, чибис, кулик, выпь, зяблик, трясогузка, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка.
Глаголы: летать, виться, порхать, парить, нестись, откладывать, вить, зимовать, выводить, курлыкать, щебетать, куковать, чирикать, щелкать, звенеть.
Прилагательные: быстрый, перелетный, голосистый, трудолюбивый, веселый, звонкий, проворный, дружный, заботливый, задорный.
4 неделя «Посуда. Продукты питания»
Существительные: сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварешка, кастрюля, сковорода, молоко, масло, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, ветчина, сосиска, сарделька, хлеб, булка, пирог, пирожное, компот, варенье, конфета, суп, салат, крупа, дуршлаг, скалка, противень, простокваша, кофейник, миска, вкус, запах, аромат, специи, соус.
Глаголы: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть.
Прилагательные: молочный, мясной, хлебобулочный, сливочный, растительный, копченый, подсолнечный, льняной, соевый, кукурузный, хлопковый, оливковый, кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, сладкий, соленый, кислый, жирный, вкусный, теплый, холодный, горячий.
Май
1 неделя «Животные жарких стран»
Существительные: лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, газель, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, гепард, пустыня, охота, джунгли, саванна, Африка, Австралия, кенгуру, коала, утконос, попугай, варан.
Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.
Прилагательные: полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый.
2 неделя «Мой город»
Существительные: город, Барнаул, адрес, улица,
переулок, проспект, бульвар, площадь, река, парк, театр, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, подъезд, вокзал, новостройка, сквер, стадион, шоссе, тротуар, благоустройство, район, музей, церковь.
Глаголы: жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Прилагательные: городской, сельский, барнаульский, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой.
3 неделя Диагностика
4 неделя Диагностика
Список лексических тем для лого-занятий в подготовительной группе
Задача педагога — объяснить детям понятие «звук», «слово», «громче», «тише», и все, что связано с восприятием звуков. Можно выбрать разные темы: «Посуда», «Космос», «Животные».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников
Открытый урок отличается от обычного прежде всего тем, что на нем присутствуют проверяющие, поэтому воспитатель должен позаботиться о создании игровой, ненапряженной обстановки для детей.
Лексическая тема «Семья»
Чтобы расширить словарный запас детей в ДОУ, воспитатель проводит занятие. Лексическая тема «Моя семья» в средней группе подходит для открытого урока. Также она может быть выбрана для занятия в подготовительной группе.
Вопросы, которые может задавать логопед детям в ходе урока:
- «У тебя есть старший брат или сестра?»;
- «Какая посуда твоя любимая: чашка или тарелка?»;
- «Как называется страна, где живешь ты и твоя семья?».
Основная задача педагога — расширить словарный запас детей. Если на уроке присутствует родитель с целью проверки качества образования, то обязательно проводится презентация, а также используется раздаточный материал.
Важно! Рисование — отличный способ развития мелкой моторики и внимательности у детей. На уроке «Семья» дети могут нарисовать своих родителей и себя, а потом рассказать о том, кого изобразили на рисунке.
Логопедическое занятие на тему «Защитники Отечества»
Логопедия нужна как для развития речи, так и для общего воспитания детей. Цель открытого занятия по теме «Защитник Отечества» заключается в развитии патриотизма и понимания того, почему защитников называют героями.
Ход урока:
- Вводная часть, объявление темы.
- Беседа о празднике «День защитника Отечества».
- Физкультурная минутка.
- Продолжение беседы. Воспитатель задает вопросы: «Знаете ли вы, кто такие защитники нашей Родины», «Как называется профессия человека, который управляет танком»?
Важно! Открывать урок нужно объявлением темы и ее пояснением. Также педагог указывает воспитанникам на то, что в кабинете присутствуют «гости», которые будут внимательно наблюдать за «путешествием».
Логопедическое занятие на тему «Одежда» в подготовительной группе
Урок по теме «одежда» проводится для того, чтобы познакомить дошкольника с бытом и научить распознавать разные элементы одежды: носки, майки, штаны, юбки, платья.
Ход занятия:
- Вводная часть. Знакомство с наблюдателями и пожелание доброго утра друг другу.
- Упражнение: «А в моем шкафу…». Ребенок рассказывает, что лежит у него в шкафу: ботинки, штаны, майка, кофта.
- Упражнение «Что на картинке?». Педагог показывает карточку, на которой нарисована девочка в платье или мальчик в шортах и майке, а дети называют предметы одежды.
- В середине урока проводится физическая разминка.
- Конец урока — время для подведения итогов. Дошкольники работают с интерактивной доской и делают зарисовки в тетради. Это необходимо для закрепления полученных знаний.
Когда проводится аттестация, логопед должен показать, чему воспитанники научились за год. Главная задача — правильно открыть и провести урок, сохраняя положительный настрой у детей.
Игры по звуковой культуре речи в средней и подготовительной группах
Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Мебель»
Коррекционно-развивающая задача урока по теме «Мебель» заключается в развитии творчества, мышления, мелкой моторики и речи. Для занятия потребуются картинки с изображениями мебели, скатерти, мяч, куклы, слайды.
Во время занятия логопед загадывает детям загадки, а потом демонстрирует слайды, задавая вопрос: «Какой предмет мебели изображен на этой картинке?»
В конце занятия проводится дидактическая игра. В гости пришла «Бабушка Маша», и дети должны объяснить ей, какая мебель находится в кабинете: металлическая, пластиковая, деревянная.
Лексическая тема «Зима» в подготовительной логопедической группе
Для открытого урока подойдет лексическая тема зима в ДОУ подготовительной логопедической группе. Заранее логопед составляет конспект и готовит несколько дидактических игр для детей:
- «Найди овощ, который растет зимой»;
- «Что зимой падает на землю? (снег). А бывает дождь? А солнце?»
- «Новый год». На карточках дети показывают атрибуты праздника и рассказывают, как встречают новый год у них дома.
Важно! Главная задача урока — научить ребенка определять времена года, понимать, что такое зима. Кроме того, все задания выполняются коллективно, воспитанники сада взаимодействуют друг с другом на занятии.
«Перелетные птицы» — тема для весеннего логопедического занятия в подготовительной группе
Когда наступает весна, дети изучают тему перелетных птиц в детском саду, при этом может быть проведен открытый урок для оценки соответствия программы стандарту ФГОС.
Ход занятия:
- Логопед загадывает детям загадку, и в ответ на разгадку спрашивает, перелетная ли это птица, или нет.
- Используется демонстрационный материал, с помощью которого детям показывают всех птиц, улетающих на зиму в теплые края.
- В ходе урока логопед следит за речью детей, а также время от времени задает вопрос, какая буква стоит в слове первая — гласная или согласная.
- В середине урока выполняется пальчиковая гимнастика и легкая разминка.
- Для закрепления полученных знаний детям предлагают назвать всех перелетных птиц: грач, лебедь, соловей, кукушка.
Дополнительная информация! Занятие обязательно должно проходить в игровой форме, чтобы дети не скучали, а с интересом вливались в происходящее и отвечали на вопросы. Дополнительно дети могут принести на урок домашний рисунок с изображением птицы.
Лексическая тема «Животные севера» для подготовительной группы
Чтобы пойти в первый класс, ребенок должен знать, какое животное в каком районе обитает, что такое жаркий климат или север. Во время урока по теме «Животные севера» дошкольники узнают о таких животных, как пингвин, белый медведь, тюлень, северный олень. Для закрепления полученных знаний дома ребята могут посмотреть семейный или документальный фильм.
В ходе занятия логопед вводит детей в мир крайнего севера, загадывая загадки, читая стихи. Дается задание — найти на карте Москву, Санкт-Петербург, а потом и Крайний Север.
В качестве физической разминки дети изображают, как плавают пингвины и тюлени, и пытаются «ходить по снегу».
Открытые уроки — хорошая возможность дать оценку деятельности логопеда в садике и скорректировать программу в случае необходимости.
Как организовать логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ
На первом этапе выбирается лексическая тема занятия «Семья» в подготовительной группе или любая другая тема. Задача логопеда — составить конспект и включить в план урока задания на развитие речи, моторики, памяти и внимания.
Организовывать логопедическое занятие ДОУ «Защитники Отечества» необходимо в соответствие со стандартами ФГОС. Проверяющие дадут оценку не только деятельности педагога, но и соответствию программы основным требованиям образовательной системы в РФ.
Специфика и подготовка открытого логозанятия
После определения темы занятия, например, «Транспорт в городе», логопед составляет план занятия — конспект. Необходимо предусмотреть 3-4 игровых действия и несколько вопросов следующего типа: «На столе лежит фрукт. Ты знаешь, что это? Яблоко или груша?».
При составлении плана обязательно принимаются во внимание цели и задачи логопедического урока:
- обучение синтезу слов и звуковому анализу;
- развитие двигательных навыков;
- коррекция и развитие слуха, ориентировки в звуковой системе русского языка;
- развитие зрительного восприятия, ориентации в пространстве;
- воспитание усидчивости и аккуратности.
Дополнительная информация! Важный организационный момент — подготовка необходимого демонстрационного и раздаточного материала. Для открытого занятия подойдет следующее: карточки с буквами и звуками, конверты с заданиями, картинки, игрушки-удочки, рыбки, маркеры и карандаши для рисования.
В помощь логопеду: план-конспект занятия с упражнениями по ФГОС
Конспект — это подробное описание хода занятия по пунктам. Используя свои записи, логопед проводит открытое занятие, при этом ни одно задание не будет пропущено.
Ход открытого урока:
- Вводная часть. Под музыку дети заходят в класс, после чего логопед говорит им, что сегодня присутствуют гости и называет тему урока.
- Психофизическая разминка. Перед началом занятия дети играют в игру с мячиком. Все встают в круг, после чего педагог объявляет, что в руках у них волшебный мячик, который подарит всем хорошее настроение. Нужно обращаться друг к другу по имени и передавать мячик.
- Дыхательная гимнастика. Дети «стоят на корабле и дышат свежим морским воздухом».
- Упражнение на развитие зрительного внимания. Воспитатель показывает картинки, и дети говорят, что на них изображено.
- Затем следует основная часть урока. Логопед говорит начало слова, а дети его заканчивают, например: пара-ход, вело-сипед.
- Для развития звукового синтеза и анализа выполняется упражнение «сбор цветов». Ребенок должен собрать цветы с лепестками, где «л» находится в начале слова, затем в середине и в конце.
- Конец занятия — физическая разминка и закрепление результата, подведение итогов.
Важно! Если в группе есть дети с ограниченными возможностями или ребята, которым необходима коррекция речи, для них должны быть разработаны индивидуальные задания.