Гнозис и его расстройство
«Гнозис» — это термин, который переводится с греческого языка как «узнавание». Следовательно, нарушения его являются нарушениями узнавания, которое осуществляется по чувственным восприятиям. Ориентировка человека в окружающем мире непосредственно связана с определением пространственной соотнесенности, величины, формы предметов, а также с пониманием значения, заключенного в названии каждого из них. Запас сведений о мире формируется из анализа и синтеза различных потоков сенсорных импульсов, а затем откладывается в нашей памяти. Если высшие гностические механизмы поражены, рецепторный аппарат, а также передача сенсорных импульсов сохраняются. Однако интерпретация их, сверка полученных данных с хранящимися в памяти образами нарушаются, что приводит к агнозии, при которой расстраивается гнозис. Это приводит к тому, что восприятие предметов сохраняется, но при этом ощущение их «знакоместа» теряется. В результате окружающий мир, который ранее был знаком человеку в деталях, делается чуждым, лишенным значения, непонятным.
Гнозис — это то, что следует представлять себе не просто как распознавание, сопоставление образа. Это процесс его непрерывного уточнения, обновления, конкретизации. Образ хранится в матрице памяти. Обновление его происходит из-за повторного сопоставления с полученной информацией.
Зрительные агнозии
Зрительный гнозис нарушается, когда пораженными оказываются затылочные отделы коры. В результате больной видит некоторый предмет, но не может его узнать. При этом может быть несколько вариантов. В некоторых случаях зрительный гнозис работает следующим образом: человек способен верно определить внешние свойства данного предмета (величина, форма, цвет), но не может его узнать. К примеру, больной описывает яблоко как «нечто розовое, круглое». Если дать человеку этот предмет в руки, он узнает его при ощупывании. Таким образом, нарушен предметный гнозис. В других случаях больной не способен различить знакомые лица. Тогда некоторые больные с этим расстройством запоминают людей по таким признакам, как родинка, одежда и т. д. Существуют и другие случаи агнозии, когда человек узнает предмет, может назвать его функцию и свойства, однако не способен вспомнить его название. Их относят к речевым расстройствам.
В некоторых случаях, когда нарушен зрительно-пространственный гнозис, может страдать зрительная память, пространственная ориентировка. Фактически можно говорить о том, что механизмы памяти нарушены уже при неузнавании человеком предмета. Ведь в этом случае его нельзя сличить с образом, находящимся в гностической матрице. Имеются и случаи, при которых при повторном осмотре предмета человек понимает, что уже его видел, но все еще не может его узнать. Больной, пространственная ориентировка которого нарушена, не просто не узнает дома, лица и т. д., ранее ему знакомые, а может ходить много раз по одному и тому же месту, не догадываясь об этом. При зрительных агнозиях часто теряется возможность определения цифр, букв. Утрачивается в некоторых случаях и способность к чтению. Бывают и другие варианты того, как проявляется нарушение зрительного гнозиса. Больные при этих расстройствах часто сами говорят: «Не вижу», «Не знаю». Однако они видят предметы, поскольку не натыкаются на них, обходят их.
Как снижаются память, внимание и скорость реакции с возрастом
Для отдельных возрастных групп разработаны свои нормативы памяти, внимания и скорости реакции, скорости решения стандартизованных задач. Общая динамика такова, что с детства и до 20-25 лет отмечается рост объема памяти и внимания, ускорение процессов обучения. После 35 лет в среднем отмечается постепенное снижение когнитивных способностей, но показатели остаются в рамках популяционной нормы. Темп снижения ВМФ в первую очередь зависит от интенсивности и разнообразия повседневной умственной нагрузки — чем она выше, тем дольше сохраняется высокий интеллект. С другой стороны, депрессия, повышенная тревога, вредные привычки, хронический стресс и недостаток сна могут существенно снижать внимание, скорость реакции и объем кратковременной памяти. У людей среднего возраста именно эти причины чаще приводят к обратимому снижению когнитивных функций.
Первая когнитивная функция, которая страдает в ходе естественного старения — запоминание новой информации и усвоение новых навыков.
Это наиболее заметно у пожилых людей и проявляется в «старомодности», приверженности знакомым приборам и способам общения, трудностях освоения новых возможностей.
Снижение когнитивных функций в пожилом возрасте
Как правило, пожилой человек сам начинает замечать свои «проблемы с памятью» — на начальном этапе жалобы формулируются не только как забывчивость (фамилии, названия), рассеянность, трудности в подборе слов, но и как «тяжесть или несвежесть в голове». Иногда психологические трудности ориентации в изменчивой жизненной ситуации воспринимаются человеком как общее чувство неуверенности и даже головокружения. Пожилому человеку бывает трудно освоить новый телефон/смартфон, новую программу. Со стороны можно заметить сужение круга интересов и круга общения, нежелание смотреть и неполное понимание новых фильмов, спектаклей. Тревожным признаком может стать трудность освоения нового непривычного маршрута, ориентации в незнакомом месте. Родственники могут замечать рассеянность, забывчивость пожилого человека. По мере развития когнитивного снижения теряется и собственная критика человека. Тогда уже больше жалоб высказывают родственники пациента, которым становится очевидна его неспособность себя обслуживать. Это могут быть несвойственная ранее человеку неряшливость дома и в одежде, отказ от приготовления пищи, трудности в обращении с деньгами, невозможность самостоятельно пользоваться общественным транспортом.
Читайте также: 15 интригующих фактов об уране
Критерием развития деменции как тяжелой формы когнитивных нарушений является зависимость человека от посторонней помощи.
По тяжести симптомов когнитивные нарушения подразделяют на умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) и деменцию (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) разной степени — легкой, умеренной и тяжелой.
Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений. В этом случае пациент жалуется на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но нейропсихологическое тестирование не выявляет нарушение общего когнитивного статуса. Эти симптомы могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, ситуационного переутомления или первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (болезни Альцгеймера).
Слуховые агнозии
Они возникают тогда, когда височная доля поражена в районе извилины Гешля. Человек при этом не может узнать звуки, знакомые ему ранее: шум воды, звон колокольчика, тиканье часов и др. Слуховой гнозис в этом случае нарушен. Амузия наблюдается тогда, когда больной не способен определять музыкальные мелодии. Направления звуков нельзя различить также при слуховой агнозии. При некоторых ее видах больной не может определить и их частоту.
Стереогноз, стереогнозис
Сложные виды чувствительности локализованы в коре полушарий головного мозга на уровне верхней теменной дольки, где отсутствует соматотопика. К сложным видам чувствительности относятся стереогностическая чувствительность (стереогноз, стереогнозис), двумерно-пространственная чувствительность, чувство локализации и дискриминации. Зрительная проекционная зона (зрительная зона коры) занимает область шпорной борозды – внутренняя поверхность затылочной доли. Слуховая проекционная зона (слуховая зона коры) занимает центр верхней височной извилины и извилину Гешля. Вестибулярная проекционная зона находится рядом со слуховой. Обонятельная проекционная зона локализуется на внутренней поверхности височной доли, в извилине гиппокампа. Вкусовая проекционная зона находится рядом с последней, а также в области покрышки и островка Reili.
Сенситивные агнозии
Бывают и сенситивные агнозии, которые возникают в результате нарушения узнавания температурных, болевых, тактильных, проприоцептивных образов, а также их сочетаний. Эти расстройства появляются в случае поражения теменной области. К ним относится, например, расстройство схемы тела, или астереогноз. В некоторых случаях человек не просто не способен определить на ощупь некоторый предмет, но и составить представление о его форме, особенности поверхности. Анозогнозия также относится к сенситивным агнозиям. При ней человек не осознает своего дефекта, к примеру, паралича. К сенситивной агнозии можно отнести фантомные нарушения.
Значение, роль коры больших полушарий головного мозга человека
В статье мы рассмотрим локализацию функций, участки, анализаторы, поля, участки,
области зоны коры больших полушарий головного мозга человека (мужчины, женщины). Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, рефлексологи выделяют 4 основных положения, применительно к практической деятельности невропатолога, современного учения о локализации функций в коре головного мозга.
Когда появляются апраксии
Когда корковые механизмы, которые участвуют в осуществлении данных процессов, поражаются, появляются апраксии – особые двигательные расстройства. При этом нет ни нарушений координации или тонуса, ни параличей, возможно даже осуществлять простые произвольные движения. Однако более сложные двигательные акты, чисто человеческие, нарушаются. В результате этого больной не может выполнять такие простые действия, как зажигание спички, причесывание, застегивание пуговиц, рукопожатие и др. Апраксия появляется главным образом тогда, когда поражено доминантное полушарие (теменно-височно-затылочная область). Тем не менее обе половины тела человека страдают при этом.
Апраксия может появиться также в случае нарушений в работе субдоминантного правого полушария (если речь идет о правшах) и связывающего оба полушария человека мозолистого тела. В данном случае она определяется лишь слева. В результате апраксии страдает план действия. Другими словами, оказывается нарушенной непрерывная цепочка, в которую складываются двигательные автоматизмы. Из-за этого больной, пытаясь выполнить то или иное задание, совершает множество лишних движений.
Парапраксия
В некоторых случаях выявляется парапраксия. При ней выполняется действие, которое только отдаленно напоминает задание. Наблюдаются также разновидности персеверации. В этом случае человек застревает на определенных действиях. К примеру, больному предлагают осуществить манящее движение рукой. Затем его просят погрозить пальцем, однако человек вновь выполняет первое движение.
В отдельных случаях апраксии сохраняются обычные, бытовые действия, однако профессиональные навыки утрачиваются. К примеру, теряется умение пользоваться отверткой, рубанком и т. д.
Моторная апраксия
В этом случае человек не способен выполнять необходимые действия по заданию, а возможно, и по подражанию. Например, его просят зашнуровать ботинок, разрезать ножницами бумагу или разлиновать ее с помощью линейки и карандаша и т.д. Больной понимает задание, однако не способен его выполнить. Он не в состоянии даже повторить движение, если ему показать наглядно, как это делается. В некоторых случаях человек не может осуществить даже самое простое действие, такое как хлопание в ладоши, поворот или приседание. Моторная афазия, которую называют также речевой апраксией, или афазией Брока, является одной из разновидностей этого нарушения.
VI. Праксис. Исследованию праксиса предшествует тщательное знакомство с данными клинического анализа двигательных функций: силы и точности движений, состояния мышечного тонуса, наличия гиперкииезов и т. д. не только в конечностях (руках), но и артикуляторного аппарата.
35. Идеаторный и идеомоторный праксис исследуют далее, предлагая больному выполнять действия с реальными предметами, например: зажечь спичку, причесаться, расстегнуть и застегнуть пуговицу и т. д.; действия с воображаемыми предметами, например: показать, как пилят дрова, забивают гвозди, размешивают сахар в чашке; символические действия: попрощаться, поманить пальцем, отдать воинское приветствие и др.
36. Конструктивный праксис. Складывание из палочек по образцу простых и более сложных геометрических фигур: квадрата, ромба, сложной ломаной линии из 10 линейных отрезков (комплексная фигура Рея). Рисование (без образца) по заданию: домик, человечек, звезда, куб, ромашка, циферблат. Рисование геометрических фигур с перевертыванием их на 180°, например треугольника с заштрихованным углом, трапеции с треугольником внутри и т. д.
37. Динамический праксис (по А. Р. Лурия). Проба «кулак— ладонь — ребро» выполняется по зрительному показу одной (здоровой) рукой; при этом больному предлагается последовательно ударять по столу кистью руки, сжатой в кулак, плашмя и ребром: кулак — ладонь — ребро; ребро — кулак — ладонь; ладонь — ребро — кулак и т. д. Проба на реципрокную координацию движений (по Н. И. Озерецкому), при которой больному предлагается одновременно сжимать в кулак одну руку и распрямлять другую; эти движения чередуются несколько раз. Проба проводится при отсутствии у больных явлений пареза. Проба па усвоение заданной последовательности движений пальцев рук (постукивание по столу) по зрительному показу, например: II—III—IV пальцы; I—V—I пальцы и другие варианты. Проба на усвоение заданной последовательности движений пальцев по пропрпоцептивпому показу (глаза испытуемого закрыты, порядок движений демонстрируется с помощью пассивных движений пальцев экспериментатором), например: I — III — II пальцы; II — I — IV пальцы и т. д. Воспроизведение заданного графического стереотипа, например: заполнить строчку как можно быстрее следующей серией: XX000XX000XX. . . или 6660066600. .. Могут быть и другие варианты проб на динамический праксис, при выполнении которых обращается особое внимание на дезавтоматизацию двигательного акта, персеверации, эхопраксии.
38. Оральный праксис. Простые движения губ и языка: высунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.
При оценке результатов выполнения проб по разделу «праксис» необходимо выяснить, какие нарушения могут быть обусловлены речевыми расстройствами (неудержанис ряда, отчуждение смысла слов и т. д.). Следует также охарактеризовать особенности двигательных операций (дискоординаторные нарушения, персеверакои, эхопраксии, истощасмость и т. д.), их адекватность в отношении заданной экспериментатором ситуации (например, в ответ на предложение поманить пальцем, грозить им и т. п.). Учитывается способность испытуемого правильно opi ептировать одежду по отношению к собственному телу (аир ксия одевания), а также ошибки в левом (чаще) или правом (реже) поле зрения и другие особенности тонких целенаправленных движений и действий.
VII. Неречевой слуховой гнозис. Пробы на узнавание неречевых звуков, включая музыкальные мелодии и ритмы, проводят чаще всего в процессе исследования речевой функции, но выделяются в самостоятельный раздел. При этом, так же как и при исследовании различных сторон речи, предварительно знакомятся с состоянием более элементарных сторон слуха п слуховым вниманием.
39. Узнавание знакомых звуков и их последовательностей: шелест бумаги, звон монет, хлопание в ладоши и др.
40. Узнавание (идентификация) ритмов. Экспериментатор задает ритм постукиванием по столу — испытуемый должен найти идентичный среди других на схеме.
41. Узнавание мелодий известных песен, пропеваемых экспериментатором.
42. Воспроизведение предъявленных на слух ритмических последовательностей. В одном из вариантов опыта больному может быть предложено при этом зажать язык между зубами.
43. Воспроизведение любых, знакомых испытуемому мелодий.
VIII. Схема тела.
44. Право-левая ориентировка. Испытуемого просят показать: свою левую руку, правую руку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым), левую руку экспериментатора (сидит напротив испытуемого со скрещенными на груди руками).
45. Пальцевой гнозис. Испытуемого просят показать пальцы по вербальной инструкции: указательный палец, мизинец, средний, большой, мизинец, безымянный. По подражанию: показывают III палец, V палец, II палец, III палец, IV палец, I палец. При этом экспериментатор показывает пальцы попеременно то левой, то правой руки, изменяя каждый раз положение кисти в пространстве. Нередко также используется проба, когда больному предлагается узнать при закрытых глазах, какие пальцы двигаются пассивно врачом.
46. Воспроизведение позы пальцев по подражанию. Экспериментатор при этом сидит напротив испытуемого.
47. Воспроизведение соотносительного положения кистей двух рук. Экспериментатор при этом также сидит напротив испытуемого. Последние две пробы в равной степени имеют отношение и к исследованию праксиса, в частности зрительно-пространственной организации движений. При анализе ошибок следует учитывать данные исследования праксиса, в частности рисунки «лица», «ромашки» и др., в которых могут отмечаться ошибки в левом поле зрения. Учитываются также данные клинико-психологического наблюдения за больным (не-осознание им паралича и других дефектов — анозогнозии, нарушений чувствительности и других расстройств). Необходимо также отмечать нарушения называния пальцев рук в исследованиях пальцевого гнозиса.
чтение и счет – предыдущая | следующая – гнозис
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание
Конструктивная апраксия
Переходим к следующей разновидности апраксии, конструктивной. В этом случае больной способен выполнять как по устному приказу, так и по подражанию различные действия. Однако он не может осуществить новый двигательный акт, составить целое из частей. К примеру, он не способен составить определенную фигуру из спичек, сложить пирамиду и т. д.
Особенности обследования
Заметим, что некоторые виды апраксии наблюдаются при расстройствах гнозиса. У человека нарушена схема тела, или он не узнает предмет, поэтому не может выполнять задания или же не совсем правильно либо неуверенно их выполняет.
Необходимо учитывать, что праксис всегда формируется на протяжении развития ребенка. Поэтому то, что дети младшего возраста не могут выполнять простых действий (застегивание пуговиц, причесывание и т. д.), — естественное явление.
Теперь вы знаете, что подразумевается под такими терминами, как «гнозис» и «праксис», что это особые механизмы, нарушения в работе которых приводят к соответствующим расстройствам. Умение правильно определить причину нарушений является залогом успешной работы психиатра.
Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией
Библиографическое описание:
Матвиенко, Е. Н. Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией / Е. Н. Матвиенко, О. Д. Минаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12847/ (дата обращения: 03.01.2022).
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
В основу системы диагностики можно выделить следующие принципы [2]:
- Принцип комплексного подхода. При обследовании необходимо взаимодействие всех специалистов. Направление: медицинское, педагогическое и психологическое.
- Принцип системного подходаопирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение коммуникативных компонентов предполагает выявление всех нарушенных сторон речевой функциональной системы: (фонетики, фонематики, лексики, грамматики, синтаксиса).
- Онтогенетический принцип предполагает разработку обследования с учетом последовательности появления форм коммуникации и функций речи, а также видов деятельности в онтогенезе.
- Принцип учета ведущего вида деятельности. При проведении обследования детей с алалией, необходимо отталкиваться от эмоциональной включенности ребенка, соответственно все задания должны предъявляться в интересной игровой форме.
- Принцип этиопатогенетический предполагает структуру нарушения, причины, что первично, а что вторично?
- Принцип динамичности предусматривает изучение ребёнка.
Моторная алалия— системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [2].
Изучение праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией проводится по нейропсихологической методике Л. С. Цветковой [3].
Под неречевыми методами обследования подразумевается исследование двигательных функций: гнозиса и праксиса. Исследования неречевые методы можно выявить нарушения теменной доли, премоторных и заднелобных отделов, затылочных отделов.
Гнозис (gnosis) — (греч. происх.) узнавание [1]. При помощи чувственного (обоняние, зрение, вкус, осязание, слух) восприятия, человек способен к узнаванию окружающих предметов.
Термин праксис (praxis) — (греч. происх.) способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий [1]. Следует обратить внимание на то, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).
Изучение гнозиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:
Диагностическая система представлена в таблице.
Таблица 1
Система обследования гнозиса удошкольников смоторной алалией
№ | Содержание методик |
I | Изучение гнозиса |
1 | Восприятие предметных, реалистических изображений Инструкция «Что здесь нарисовано?». Важно отметить на этом этапе, ребёнок следит глазами снизу вверх и/или справа налево (вектора восприятия). Далее к методике открывается рисунок и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные два, потом три изображения. Нами представлены несколько вариантов картинок, при исследовании используется вариант 1, 2, 3. |
2 | Перечеркнутые изображения Инструкция «Что здесь нарисовано?» |
3 | Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). Инструкция: «Что здесь нарисовано?». Вариант 1. Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2, |
4 | Незавершенные изображения Инструкция: «Что здесь нарисовано?» |
5 | Химерные изображения Инструкция: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок не сразу замечает «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?» Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2, 3. |
6 | Лицевой гнозис Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей. Инструкция: «Кто здесь изображен?» Экспериментатор после перечисления задает более трудные вопросы: экспериментатор показывает «Чем отличаются эти люди?»; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д. |
Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи эксперементатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — выполняет задание после стимулирующей помощи, подсказок и наводящих вопросов; 3 балла — невыполнение задания. |
Изучение праксиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:
Диагностическая система представлена в таблице.
Таблица 2
Система обследования праксиса удошкольников смоторной алалией
№ | Содержание методик |
I | Изучение кинестетического праксиса. |
1 | Праксис поз по зрительному образцу Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз: — указательный и большой (безымянный, средний) пальцы сложены в колечко; — рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед; — рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т. п. Обследуя правую и левую руку. |
2 | Праксис поз по кинестетическому образцу. Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу. |
3 | Перенос поз по кинестетическому образцу. Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую). |
4 | Оральный праксис. Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор выполняет следующие действия: — улыбается, вытягивает губы в трубочку; — надувает щеки; — высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам; — хмурится, поднимает брови и т. п. Каждое движение воспроизводится ребенком. Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Дотянись языком до носа» или «Нахмурься». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т. п. |
II | Изучение кинетического (динамического) праксиса |
1 | «Кулак— ребро— ладонь». Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор выполняет ряд движений: — кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе; — меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения. Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом экспериментатор предлагает ребёнку выполнить упражнение в более быстром темпе. Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. |
2 | Графическая проба «Заборчик» Инструкция: Экспериментатор рисует ребенку образец: Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги». |
3 | Реципрокная координация рук. Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я». Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте. Экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом самостоятельно без помощи взрослого. |
4 | Оральный кинетический праксис. Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор, например: — улыбается и хмурится; — несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком; — дотрагивается языком до левого, затем — правого угла рта, потом надувает щеки. |
Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи экспериментатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — задание выполняет после стимулирующей помощи; 3 балла — невыполнение задания. |
Обобщая результаты обследования, мы пишем заключение.
Литература:
- Лалаева, Р.И., Парамонова, Л.Г., Шаховская, С. Н. Логопедия в таблицах и схемах — М.: Парадигма, 2017–216 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
- Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей — М.: Когито-центр, 2008. — 128с.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: инструкция, моторная алалия, экспериментатор, балл, вариант картинок, ребенок, рука, диагностическая система, кинестетический образец, сам ребенок.