Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией

Что мы понимаем под нарушением речи? Вопрос требует размышлений, потому что не так уж просто определиться, что считать речью и в каком возрасте речь должна сформироваться у ребенка. Ученые, занимающиеся изучением коммуникаций, пришли к выводу, что общаться между собой могут многие животные. Свой язык есть у дельфинов, собак, приматов. Но речь как средство вербальной коммуникации доступна только человеку. Конечно, при условии, что он привык общаться с самых ранних лет. Чтобы у вас не вырос Маугли, помогайте вашему ребенку развивать речь! Нужно ли бить тревогу, если ребенок в 2 года не может построить связное предложение или это нормально для его возраста? Но ведь ваши родители вам рассказывают, что вы-то в его годы… Да и сын подруги уже без устали целыми днями болтает с родителями. Как понять, где индивидуальные нормы, а где отклонения и нарушения развития речи? Об этом мы расскажем ниже.

Этапы развития и формирования речи у ребенка

Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать. Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому — глобальная «гаджетизация» и переход людей к виртуальным способам общения.

ВозрастНавыки
до 6 месяцев
  • улыбки, смех, гуление, привлечение внимания к себе звуками;
  • реагирование на просьбы и требования;
  • реакция на музыку
6-9 месяцев
  • отдельные слоги: «ма», «ба», «да»
  • понимание простой речи, обращенной к ребенку
  • появление указательного жеста
9 месяцев-1 год
  • жестикуляция в ответ на приветствия и прощания, умение помахать рукой;
  • лепетание слов, состоящих из повторяющихся одинаковых слогов (хотя бы и без понимания значений этих слов, но уже с выраженной артикуляцией) — «мама», «папа», «баба»;
  • первые слова;
1-1.5 года
  • расширение активного словарного запаса;
  • первые словосочетания (которые еще не всегда можно понять)
1.5-2 года
  • простейшие реплики из 2-3 слов (“Мама, дай!”)
  • к 2 годам речь является основным средством общения со взрослыми
2-3 года
  • «контекстная речь»;
  • разговорные фразы с применением грамматических правил и всех частей речи (хотя возможны ошибки в согласованиях падежей, родов и лиц — «я спим»)
  • Словарный запас достигает 1200-1300 слов
  • К 3 годам речь речь служит основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми
3-5 лет
  • словотворчество;
  • понимание морфем (приставки, суффиксы);
  • длинные тирады
  • К 5 годам — четкое произношение всех букв и слов, составление длинных предложений

Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок — из числа тех, кто «медленно запрягает, да быстро мчит». Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло. Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие. И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию.

Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее
нарушение речи
(общее недоразвитие речи — ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи

часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность. Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь. Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.

Сферы и области ответственности специалистов по речевым проблемам распределяются так:

  • Логопед
    : Консультирует с 1,5 лет, проводит занятия с 2 лет. На консультации ставит итоговый диагноз, если это болезнь, направляет к неврологу при подозрениях на нарушения соответствующего характера;
  • Педагог-дефектолог
    : работает с неговорящими детьми; при задержках психоречевого развития и доречевых болезнях (алалии, расстройства аутистического спектра) помогает “запустить” речь и развить остальные познавательные функции до уровня возрастной нормы.

Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых

— из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда
нарушение речи у школьников
и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У РЕБЕНКА

По мнению специалистов, нарушения развития речи у детей можно определить уже в первые недели их жизни. Если ребенок кричит слабо, подолгу и монотонно, то нужно внимательно следить за его развитием. Другие признаки расстройств речевой деятельности: • К концу 4 недели ребенок тихий, пассивный. Он не кричит, когда хочет кушать или ощущает дискомфорт; • К концу 4 месяца малыш проявляет мало эмоций, когда родители и близкие с ним общаются. Он не улыбается, когда мама или папа нежно с ним разговаривают; • 5 месяцев – ребенок не произносит отдельные звуки или слоги. Когда родители называют предмет и указывают на него, то малыш не пытается найти его взглядом. Например, на вопрос «Где свет?», он не поднимает глаза на лампочку; • 7 месяцев – дети не пытаются обратить на себя внимание родителей, издавая определенные звуки; • 9 месяцев – словарный запас малыша не пополнился словами, состоящими из одинаковых слогов. Например, ма-ма, па-па, дай-дай и т. д.; • 10 месяцев – ребенок не может произносить 8 слогов или звукосочетаний. Кроме того, он не машет головой, подтверждая слово «нет», а также не прощается, двигая рукой. • 12 месяцев – не понимает смысла слов, а просто повторяет их, не прислушивается к музыке. Он не понимает простых требований, например, «Дай ложку»; • 15 месяцев – не произносит осмысленно слова «мама», «папа»; • 19 месяцев – не понимает смысла простых слов, не умеет находить части тела, которые называют взрослые; • 29 месяцев – не понимает значение слов, которые обозначают размер (большой-маленький). Если родители заметили подобные признаки у своего ребенка, то нужно обратиться к специалистам. Отоларинголог проверит слух ребенка, невропатолог определит нарушения работы ЦНС, детский психолог, дефектолог или психиатр оценит состояние невербального интеллекта, а логопед установит окончательный диагноз.

Виды нарушений речи у детей и взрослых

В логопедии принято несколько основных типизаций — по похожим проявлениям и источникам. Это помогает понять, в каком направлении искать источник проблемы и пути коррекции нарушения речи. Клинико-педагогическая классификация

  • Нарушения ритма и темпа: Заикание (отклонение, известное с незапамятных времен. По свидетельству историков, древнегреческий оратор Демосфен когда-то страдал заиканием, но упорно тренировался в произнесении речей, набивая рот мелкой галькой. Научившись четко говорить с камнями во рту, он развил великолепную артикуляцию и уверенность в себе, избавившись тем самым от недуга. Логопеды до сих пор практикуют данный метод коррекции нарушений речи).
  • Дислалия (в устной речи ребенок неверно произносит или искажает отдельные звуки).
  • Дизартрия (органы артикуляции (губы, язык) имеют критические ограничения подвижности).
  • Ринолалия (снижено резонирование в носовой полости).
  • Прочие расстройства артикуляции: полтерн, тахилалия, брадилалия.
  • Голосовые нарушения:
      Афония (потеря звонкого голоса, человек говорит шепотом. Проблема с голосовыми связками).
  • Дисфония (охриплость или гнусавость, возникает из-за ларингита и других воспалений гортани либо из-за функциональных аномалий.
  • Ринофония или палатолалия (гнусавость из-за проблем с мягким нёбом, его мышечной слабостью или размерами).
  • Нарушения устной речи:
      Структурно-семантические расстройства: алалия (возникает во время родов при повреждении речевых областей в головном мозге. При этом у ребенка всё в порядке с интеллектом и со слухом), афазия (схожая проблема. Органические поражения участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врожденное явление, а приобретенное — у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых).
  • Расстройства фонационного оформления.
  • Нарушения письменной речи:
      Дислексия (сложное восприятие написанного текста, смешивание звуков и слов при прочтении, неумение складывать буквы в готовые слова).
  • Дисграфия (отклонения при письме, может сочетаться с дислексией, быть ее следствием).
  • Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

    • нарушения в применении средств коммуникации заикание
    • другие осложнения
  • нарушения непосредственно самих средств коммуникации
      фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  • общее недоразвитие речи
  • Причины нарушения речи у детей

    Отклонение может быть врожденным или приобретенным, физиологическим или чисто психологическим. От этого напрямую зависит выбор способа коррекции. Когда-то представления об источниках речевых аномалий были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хватцев, один из первопроходцев в логопедии среди наших соотечественников, внес важнейший вклад в систематизацию причин. Он разделил их на внутренние и внешние, ввел следующую классификацию:

    • органические (анатомо-физиологические, морфологические): органические центральные (поражения мозга);
    • органические периферические (дефекты органов слуха или артикуляции, расщепление нёба, дефекты зубов);
    • функциональные (психогенные — проблемы с возбуждением и торможением в ЦНС);
  • психоневрологические (речь нарушается как побочный эффект от расстройства памяти или умственной отсталости);
  • социально-психологические (источник — окружающая среда; например, неблагополучная атмосфера в семье).
  • Беда не приходит одна, проблемы на любом фронте неизбежно вырастут в целый букет сопутствующих осложнений. Хватцев подчеркивал тесную связь между органическими и функциональными причинами. При неправильной работе органов восприятия плохо закрепляются естественные рефлексы. И наоборот, если уже есть проблемы функционального характера, то затормозится и развитие органов. Как и пораженная ЦНС не способствует развитию периферии.

    В зависимости от стадии, на которой возникла почва для речевых дисфункций, их делят на:

    • наследственные. К сожалению, мы не всегда наследуем от родителей крепкий организм. Многие неприятности достаются детям «в подарок», иногда это заикание, разные расстройства речевых зон в коре головного мозга, проблемы с прикусом или неправильное количество зубов, дефекты нёба, аномалии в строении органов артикуляции.
    • врожденные (внутриутробные). Обусловлены осложнениями во время беременности. Если женщина работает на вредном производстве, до последнего оттягивает декрет или неудачно пытается прервать беременность, если эмбрион вынужденно употребляет алкоголь, табак и сильнодействующие лекарства вместе с мамой, то всё это никогда не пойдет малышу на пользу. Особенно важен первый триместр, когда у плода формируется ЦНС.
    • перинатальные (родовые) и постнатальные (проявляются вскоре после рождения). Возникают из-за осложнений при самом появлении младенца на свет, из-за преждевременных родов, в результате родовых травм и т.д.
    • прочие (проявляются в первые годы жизни ребенка и позднее). Здесь корень зла — либо психологические, социально-бытовые факторы, либо серьезные болезни (менингит и другие опасные инфекции, заболевания органов слуха, травмы головного мозга и речевых органов).

    Обратите внимание: риски, которым на разных стадиях своего развития до рождения подвергается плод, а после рождения — самостоятельный человек, — не одни и те же. Очевидные советы, которыми иногда пренебрегают мамы:

    • во время беременности берегите себя больше обычного, избегайте травм, потрясений и употребления вредных веществ;
    • тщательно выбирайте роддом с современным оборудованием и умелыми акушерками;
    • после рождения не запускайте болячки, пусть даже мелкие, помните, как уязвим неокрепший организм человечка, который только пришел в этот мир.

    Причины возникновения дефектов речи

    Этих факторов довольно много. Они могут быть как наследственные, так и приобретенные.

    К причинам возникновения дефектов речи относят:

    • негативное воздействие на плод во время беременности и родов (например, гипоксия — кислородное голодание);
    • наследственность;
    • родовые травмы головы или повреждения мозга у детей до 3 лет;
    • особенности строения речевого аппарата (например, короткая подъязычная уздечка);
    • недостаток общения;
    • психические травмы, напряженная ситуация в семье;
    • образец неверного произношения со стороны взрослых.

    Профилактика речевых расстройств. Помощь ребенку в домашних условиях

    Для профилактики нарушений и для общего развития речи нужно постоянное общение. Иначе проблемы рано или поздно возникнут, даже если изначально медицинских предпосылок не было. Ребенок, изучая язык, должен практиковаться, регулярно контактируя с его носителями. А носители — это вы. Общение — неотъемлемая часть программы воспитания.

    Что полезно:

    • совместно читать с вашим ребенком, говорить о прочитанном, вместе иллюстрировать сюжет, обсуждать рисунки;
    • вместе петь песни;
    • слушать маленького почемучку, не перебивая, отвечать на его вопросы об окружающем мире, учить его самого слушать других;
    • исправлять ошибки в произношении слов и звуков, находить правильные аналоги для «детских» словечек и «сюсюканий» («бобо», «кака»).

    Ошибки, которые делают многие, а вы, хочется верить, не совершаете:

    • на вопросы ребенка отделываются общими «вырастешь — узнаешь» и «потому, что кончается на У»;
    • мало занимаются общением и чтением вслух; чтобы ребенок не отвлекал от дел, включают ему мультфильмы на весь день и оставляют наедине с телевизором или компьютером;
    • повторяют с умилением вслед за малышом всё, что он лепечет, способствуя этим закреплению неправильных слов и неграмотного произношения — обедняют речь будущего носителя русского языка.

    В «техническом» отношении всегда приносят пользу дыхательная гимнастика и упражнения для языка. Дыхание можно тренировать интересными для ребенка игровыми методами: надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, учиться играть на игрушечных флейтах и губных гармошках. Существуют стандартные артикуляционные упражнения на отработку разных проблемных звуков, когда язык, губы и зубы удерживаются в течение 10-20 секунд в определенных положениях:

    • звук «Р» — широко открытый рот, язык у верхней челюсти, простукивание по зубам с произнесением звука «Д»;
    • шипящие — губы максимально вытянуты вперед, челюсти сомкнуты;
    • свистящие — язык концом уперт в передние зубы нижней челюсти, а краями — в дальние зубы верхней.

    Когда речь идет не о профилактике, а о коррекции уже установленных отклонений, работа ведется глубже, по индивидуальным программам, с регулярным участием логопеда. Если у вашего ребенка наблюдаются явные признаки нарушения речи, но вы не можете понять, в чем причины и что делать дальше, предлагаем вам пройти комплексную диагностику нарушений речи в нашем Центре. Для записи на обследование и на прием к логопеду позвоните по тел. либо воспользуйтесь формой онлайн-записи на сайте.

    КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

    Предупредить расстройства речевой деятельности можно с первых дней жизни, для этого нужно соблюдать такие рекомендации: • Как можно чаще общаться с младенцем, придавая разговору разные эмоциональные оттенки. Слова нужно произносить правильно, улыбаться, хмурится, показывать страх, радость, восторг и т. д.; • Регулярно проводить пальчиковую гимнастику, для этого подойдет известное стихотворение «Сорока-ворона кашку варила». Во время чтения стиха нужно просить малыша повторять определенные упражнения пальцами, массировать их кончики. По мере взросления малыша для развития мелкой моторики используют мозаику, конструкторы, рисование, лепку и т. д. Это все поможет ускорить речевое развитие. С 2.5 лет можно начинать выполнять упражнения для языка. Сначала занятия проводятся под контролем логопеда, а потом их можно проводить дома. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, чтобы контролировать их. Делают их в плавном темпе, переходя от простых элементов к более сложным. Для улучшения произношения шипящих звуков выполняют упражнение «Заборчик»: зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед, фиксация в этом положении на 10 секунд. Хорошо произносить свистящие звуки поможет упражнение «Горка»: рот слегка приоткрыт, боковые края языка упираются в коренные зубы, кончик – в передние, фиксация на 10 – 15 секунд. Существует много упражнений для разных звуков, главное выполнять их правильно и заниматься регулярно. Дыхательная гимнастика улучшит произношение звуков, научит дошкольника говорить правильно и плавно. Существуют многие упражнения, которые увеличивают время ротового выдоха от 2 до 8 секунд. К тому же, дошкольника нужно научить говорить через рот и нос, делать это со звуком или складом. Для этого можно выполнить упражнение «Буря»: ребенок берет стакан с водой и трубочкой, слегка открывает рот, упирается языком в нижние зубы, берет трубочку, опускает в стакан, дует, чтобы вода булькала. При этом щеки не надуваются, а губы не двигаются. После регулярных занятий поток воздуха будет более сильным и длительным. Также полезно будет надувать воздушные шары, мыльные пузыри, проводить игры со свистульками, музыкальными инструментами, например, губная гармошка или дудочка. Период с 3 до 6 лет идеально подходит для развития речи у дошкольника, поэтому в этот период нужно соблюдать такие рекомендации: • Разговаривать правильно, без «сюсюканья»; • Правильно расставлять ударения; • Говорить простыми предложениями, состоящими из 2 – 4 слов; • Повторять слова на определенном отрезке времени, чтобы ребенок их запомнил и научился их использовать; • Правильно менять интонацию, тембр голоса, темп речи; • Жестикулировать во время общения. При дизартрии, дислалии или моторной алалии страдает произносительная речь. Это связано с тем, что ребенок не научился управлять артикуляционными органами. Чтобы исправить дефекты звукопроизношения, нужно пройти 4 этапа: • 1 этап – подготовка к постановке звука и его автоматизация; • 2 этап – обучение правильно произносить звук в изолированном звучании; • 3 этап – выработка автоматически произносить звук правильно; • 4 этап – освоение навыка дифференцировать звуки на слух, что закрепляет умение произносить их правильно. Важно вовремя обнаружить речевые нарушения, так как они существенно влияют на психические функции ребенка. Им тяжело дается анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также может нарушаться координация, снижаться скорость и ловкость. Дошкольники тяжело воспринимают словесные инструкции. Дети с нарушениями речи замкнутые, обидчивые, агрессивные. Чем раньше родители обнаружат речевые расстройства и обратятся к логопеду, тем легче их будет корректировать. Важно провести всестороннюю диагностику, чтобы выявить причины нарушения и составить эффективный план лечения. При своевременных регулярных занятиях дошкольник сможет правильно произносить все звуки, делать частичный звуковой анализ, пополнить словарный запас, согласовывать слова в роде, падеже, числе и даже составлять сложные синтаксические конструкции (диалог, монолог).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]