СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ по книге В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000. — презентация


Логопедические игры

  • Самым распространенным недостатком в речевом развитии детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка к 5 годам. Однако, статистика показывает, что лишь половина дошкольников к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

    Причинами нарушения звукопроизношения могут быть:

    1. Дефекты строения артикуляционного аппарата.

    Материал с сайта

    2. Недостаточная сформированность артикуляционных движений.

    1. Недостатки в развитии фонематического слуха.

    Недостатки звукопроизношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Поэтому необходимо как можно раньше начать работу по устранению имеющихся речевых нарушений. Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику проводят как специалисты, так и родители ребенка.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. А чтобы этот процесс не наскучил малышу, нужен творческий подход и разнообразие со стороны взрослого. Мы предлагаем вам перед началом проведения артикуляционной гимнастики посмотреть «Сказку о веселых язычках», которая поможет превратить сложный процесс в игру и увлекательное путешествие.

    Комплекс упражнений для звуков С,Сь, З,Зь, Ц.

    Покусать язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

    Наказать непослушный язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и “пошлепать” его губами, произнося “пя-пя-пя”. (Чередовать упражнения №1 и №2)

    “Лопаточка”

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Загнать мяч в ворота.

    «Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

    Почистить зубки.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние зубы с внутренней стороны.

    “Катушка”.

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык “выкатывать” вперед и убирать вглубь рта.

    Комплекс упражнений для звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

    Наказать непослушный язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и “пошлепать” его губами, произнося “пя-пя-пя”.

    “Лопаточка”

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Маляр.

    Улыбнуться, открыть рот и “покрасить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

    Чашечка.

    Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

    Вкусное варенье.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.

    Фокус.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на кончик носа, на котором лежит кусочек ватки. Сдувать ватку с кончика носа.

    Грибок.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута (“ножка грибка”). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

    Гармошка.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута. Открывать и закрывать рот, как будто растягивать меха гармошки.

    Комплекс упражнений для звуков Л, Ль.

    Материал с сайта

    Наказать непослушный язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и “пошлепать” его губами, произнося “пя-пя-пя”.

    Вкусное варенье.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.

    Индюк.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»

    Качели.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка за нижние зубы, а затем широкий кончик языка за верхние зубы. Поочередно менять положение языка.

    Лошадка.

    Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.

    Пароход гудит.

    Улыбнуться, открыть рот и с напряжением произносить долгое «ы-ы-ы…»

    Комплекс упражнений для звуков Р, Рь.

    Наказать непослушный язык.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и “пошлепать” его губами, произнося “пя-пя-пя”.

    Почистить зубки.

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние зубы с внутренней стороны.

    Маляр.

    Улыбнуться, открыть рот и “покрасить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

    Лошадка.

    Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.

    Вкусное варенье.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.

    Индюк.

    Материал с сайта

    Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»

    Барабанщики.

    Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко отчетливо и многократно повторяя: “д-д-д-д-д-д”, постепенно убыстряя темп.

    Желаем успехов!

  • Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект

    Кутузова В.В. Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект // Совушка. 2022. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 03.01.2022).

    Заказ № 583397

    ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье

    Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

    Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.

    Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

    Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

    Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

    Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.

    Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.

    Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

    В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

    В-четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.

    Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

    Задачи проекта:

    Развивающие:

    • развивать речевую деятельность;
    • развивать фантазию, воображение.

    Воспитательные:

    • создать новогоднее настроение, желание творить и приносить радость другим;
    • вызвать желание у детей и родителей участвовать проекте;
    • привлечь родителей как активных участников к подготовке к проекту.

    Обучающие:

    • формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
    • формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесения звуков;
    • создать условия для знакомства детей с органами артикуляции.

    Коррекционные:

    • вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.

    Предполагаемый результат:

    1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
    2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
    3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

    Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, коллективный

    Тип проекта: краткосрочный

    Состав участников проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

    Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

    Продукты проекта:

    • книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке».

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).

    Предметно-пространственная развивающая среда: территория детского сада; в группе: наглядные пособия.

    Средства и оборудование:

    Технические: ноутбук, проектор.

    Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка сказок о «Весёлом язычке».

    Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки. Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи.

    Этапы проекта Деятельность воспитателя Деятельность детей
    1 этап. Поисковый. Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей.

    Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

    Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

    Принимают задачу.
    2 этап.

    Аналитический.

    Сбор информации:

    — подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

    — изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

    — пополнение предметно-развивающей среды;

    — привлечение родителей к работе над проектом;

    — подборка консультаций по теме проекта.

    Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал.
    3 этап. Практический. Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение).

    — провести занятие по рисованию;

    — разучить комплексы артикуляционных упражнений;

    — придумать сказку о Веселом Язычке;

    — создать условие для практического применения полученных знаний.

    Рисуют Весёлого язычка;

    Разучивают артикуляционные упражнения;

    Придумывают сказку о Весёлом язычке

    4 этап.

    Презентационный.

    Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»

    Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке

    Выставка коллективной книжки-самоделки

    «Сказки о Веселом Язычке»

    Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет занимающихся на логопункте ДОУ

    Дни недели Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Взаимодействие с родителями.
    Совместная деятельность взрослого и детей. Индивидуальная деятельность с детьми. Образовательная деятельность в режимных моментах.
    Поне-дельник

    07.10.19

    Знакомство с органами артикуляции «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» Отгадывание загадок о зубах, губах, языке Подготовить набор иллюстраций Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ.
    Вторник

    08.10.19

    Беседа «Артикуляционные уклады звуков» Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Практическое применение в утренней гимнастке Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
    Среда

    09.10.19

    Разучивание стихов к упражнениям. индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений Рисование картинки «Весёлый язычок» Оформление выставки рисунков Помощь родителей в рисовании картинок.
    Четверг

    10.10.19

    Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
    Пятница

    11.10.19

    Чтение сказки о «Весёлом язычке» Дидактическая игра «Подбери картинку» Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» Повторение придуманной сказки

    Литература:

    1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. № 5.
    2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 64 с.
    3. Буйко В. Чудо-обучайка. Екатеринбург: Литур, 2006.
    4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
    5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
    6. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арти, 2005.
    7. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб.: Детство- Пресс, 2012. 112 с.
    8. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Литера, 2004. 64 с.
    9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
    10. Нищева Н.В.Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 2022. 32 с.
    11. Репина З.А.,Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур,1999. 208 с.
    12. Фадеева Ю.А., Жилина И.И.Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]