Методика «Палочки Кюизенера» или дидактическое пособие

Палочки Кюизенера сразу приходят на ум, как только родители начинают планировать серьёзно заняться развитием малыша. Начинаются долгие и часто неэффективные поиски каких-то дидактических пособий, беготня по магазинам.

А ведь всё настолько просто — вот они палочки. Кстати сказать, что вместо них можно использовать любые счётные палочки, или даже спички с заранее оборванными зажигательными головками и окрашенные в разные цвета.

Использовать этот дидактический материал можно самыми различными способами, схемы для выкладывания можно подобрать в интернете. А ещё лучше, если это будут спонтанные выкладывания — тогда и мышление, и творческое воображение приплюсуются вдобавок.

Цель и задачи методики с палочками Кюизенера

Как таковые палочки Кюизенера стали использовать по рекомендациям педагога из Бельгии. Он придумал тоненькие брусочки, окрашенные в разные цвета для обучения детей математическому счёту и другим действиям. Такая наглядно-игровая форма сразу была поддержана педагогами в детских учреждениях страны и вышла за её пределы.

Главной целью методики «палочки Кюизенера» стало обучение математическим действиям в эффективной форме, близкой для понимания детьми.

Задачи же многообразны:

  • это и обучение числам;
  • и формирование преставлений о счёте и цвете;
  • развитие познавательного интереса к самому предмету математики;
  • тут же и развитие логики, мыслительных способностей, формирование нестандартного типа мышления;
  • становление основ арифметических навыков и умения сложения и вычитания.

Как видим, с палочками можно делать многое. И всё, однозначно, будет развивающе действовать на малыша, не обременяя его при этом серьёзными учебно-образовательными нагрузками.

Плюсы и минусы

Положительных моментов много, ниже некоторые из них:

  1. Много вариантов, как развивать мелкую моторику, мышление, воображение;
  2. Формирование осознанного внимания, усидчивости;
  3. Тренировка памяти, реакции;
  4. Возможность использовать один методический материал для детей разных возрастных групп, меняя только сами формулировки заданий;
  5. Дети обретают навык самостоятельного поиска решения.

Минусов как таковых ученые не смогли найти. В некоторых источниках указывается, что минус – это необходимость присутствия взрослого, так как, играя самостоятельно, дети к такой игре быстро теряют интерес. Можно сказать, что все воспитание и обучение требует участия взрослых, поэтому данный минус, не стоит брать в расчет.

Чтобы добиться максимального результата, необходимо заниматься с ребенком систематично. Грамотное поощрение и разнообразие видов деятельности также помогут в скорейшем освоении основ математики.

Преимущество методики «Палочки Кюизенера»

С палочками удобно выполнять очень много разных заданий и упражнений, даже порой далеко не связанных с математикой. Как я уже выше упомянула, их можно использовать для формирование творческого потенциала, представлений о цвете и т.п.

Таким образом, ни один ребёнок с палочками Кюизенера точно не заскучает. Скажу по секрету, они мне и самой очень помогают справиться с различными стрессово-жизненными ситуациями. Начинаешь с ними заниматься, и сразу все тревожные мысли куда-то улетучиваются. А перед тобой появляется возможность творить и удивлятся, восхищаться и радоваться.

Описание набора «Палочки Кюизенера»

Палочки представляют собой не всегда и не совсем палочки. Этакие брусочки, а при небольшой длине, так и вовсе кубики. Размер брусочков от 1 до 10 см. По количеству есть наборы попроще, включающих в себя 116 брусочков, а есть наборы традиционно-классические с 241-й палочкой.

Раскрашены они в 10 цветов различных оттенков. Для полноценных занятий с ребёнком я предпочитаю выбирать набор, где палочек побольше.

Как сделать палочки своими руками

Покупка набора проще, чем его изготовление, но не всегда у родителей есть такая возможность. Магазинные бруски объемные, но сделать такие в домашних условиях очень трудно. Проще изготовить для малыша плоские. Инструкция:

Подготовьте 10 листов цветного картона. Оттенки должны соответствовать тем, которые перечислены в ранее представленной таблице.

Размеры полосок будут увеличены вдвое. Ширина 2 см, длина – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18,20 см.

Разметьте цветные листы, расчертив линеечки в необходимом вам количестве.

Разрежьте картон на разноцветные полоски острыми ножницами.

История методики «Палочки Кюизенера»

Как было уже сказано, бельгийский педагог по имени Джордж Кюизенер, заметив, что ученикам младших классов сложно воспринимать арифметический материал на уроке, даже когда объяснение дано очень подробное, буквально на пальцах всё показано и рассказано.

И тут он подумал, что было бы лучше ещё и показать наглядно каждый пример. Тогда и зародилась идея создать палочки Кюизенера, которые стали использовать даже при обучении математике в дошкольном возрасте.

Д. Кюизенер порекомендовал не просто использовать палочки как наглядное обучающее пособие для решения поставленных задач, но и применять его в игровой форме.

Свои концепции Кюизенер строил, опираясь на работы Марии Монтесори и Фридриха Фребеля.

А рекомендации автор пособия выпустил в виде инструкции, а позднее появилась книга «Числа и цвета». Здесь предложен целый комплекс игровых заданий с палочками. Эти задания сначала дети могут выполнять под наблюдением родителей или других взрослых (педагогов, воспитателей), а позднее, когда они пойму предназначение данного дидактического материала, то могут уже и самостоятельно их использовать.

Немного истории


Пособие привлекает детей не только многофункциональностью, но и яркостью оформления

Математическое пособие (1952 год) бельгийского математика Джорджа Кюизенера основывается на наглядно-тактильном освоении понятий абстракции, таких как множество, упорядоченность и идентичность. Кстати, популяризацией пособия мы обязаны коллеге Кюизенера — французскому математику и философу Калебу Гатеньо, который начал использовать пособие «числа в цвете» («счётные палочки», «цветные линеечки», «цветные палочки», «палочки Кюизенера») при изучении математики и языка.

В каком возрасте использовать палочки Кюизенера

К каждому набору палочек прикладывается инструкция, где указывается, что этот дидактический материал можно использовать на занятиях с детьми от трёх лет. Однако, если родители будут рядом контролировать, то можно начинать пользоваться набором и в более раннем возрасте, например:2 или 2.5 года.

Но если на первых порах это лишь игровой материал, а также пособие для формирование цветовых представлений, то в качестве дидактического пособия для изучения чисел, палочки Кюизенера используются в старшем дошкольном возрасте.

Интересное замечание некоторых педагогов, что если использовать палочки Кюизенера для обучения математике в раннем возрасте, то ребёнок и в старший период будет воспринимать занятие с ними просто как игру.

Поэтому некоторые рекомендации даются, что для игры их не использовать, а заменить на кубики и пирамидки, которые выполняют ту же обучающую функцию для изучения цвета.

На этот счёт мнения расходятся.

Что касается меня, то я бы тоже не рискнула в слишком раннем возрасте давать малышу палочки по другой причине, ведь ребёнок может ее засунуть в неположенное место или повредить себе что-то, нечаянно ткнув. Ну это так, моё отступление.

Правила использование палочек Кюизенера

Как и любое дидактическое пособие палочками можно заниматься, поэтапно усложняя задания для ребёнка.

Первый этап — игра с цветом

В зависимости от возраста ребёнка палочки используются по-разному. В возрасте 2.5-3 лет палочки Кюизенера просто раскладываются, группируя по цвету, длине. Можно задания усложнять — предложить собирать группами по три палочки разного цвета (красный, синий, зелёный) и таких групп собрать три, например.

Рисунок 1

В 2-3 года ребёнок уже сможет выкладывать дорожки, чередуя палочки по цвету. Также и дорожки можно выкладывать по определённой схеме: красная — белая, красная — белая. Либо красная-белая-синяя-белая-красная. В середине окажется синяя палочка.

Рисунок 2

Второй этап — добавляем размер

Затем задания выполняются на обучение размерам. Выбирают палочки конкретного размера в одну группу, другой размер — в другую группу, а самые маленькие — в третью.

Рисунок 3

Возможно устраивать пирамидки по размеру. Снизу ложится палочка самая длинная, на неё покороче, а сверху — самая короткая.

Рисунок 4

Третий этап — цвет плюс размер

Теперь задания придумываются, чтобы палочки Кюизенера использовались уже и с цветом, и по размеру. Выбрать все красные палочки в одну группу, синие — в другую, зелёные — в третью (см.рисунок 1).

Далее выбрать палочки одного цвета, но разного размера и построить пирамидку, как в примере второго этапа на рисунке 4.

Задание с усложнением — построить пирамидки, чередуя цвет и размер палочек как на рисунке.

Рисунок 7

Усложняем задание и даём схему, по которой необходимо разложить палочки Кюизенера. Это может быть домик, ёлочка или что-то ещё.

Рисунок 8

А можно вообще сложить шикарный ковёр из палочек.

Рисунок 9

Такие задания помогают развивать внимание, фантазию, а самое главное, мелкую моторику. Продолжаю логическую цепочку — а развитие мелкой моторики приводит к чему?

Правильно, стимулирует специальные области головного мозга, отвечающие за развитие речи. Вот мы и снова пришли к тематике нашего сайта.

Палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша. Что это такое?

Ирина Ямалиева

Палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша. Что это такое?

Палочки Кьюзенера

Джордж Кюизенер (годы жизни 1891—1976 гг.)

— Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.

Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”)

10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например,
палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочкив наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.
Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.

Возрастная категория детей, занимающихся на этих палочках — от 1 до 7 лет.

Чему можно научить ребенка. Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше.Он сможет научиться: составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями; различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху)

; математическим понятиям
(число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т. п.)
;базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие; понимать, что
такое количество, как соотносятся числа и цифры; определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.
Блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет.С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Как работать с блоками Дьенеша. Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника.Выделяют такие стадии развития математических способностей:

Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок»

, пробуя разные варианты. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например,
«какие фигуры одинаковые»
. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.

Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Игры с блоками Дьенеша

Сортируем блоки по наличию одного признака

Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.

Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша, а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.

Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

Сортируем фигуры по наличию двух признаков

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.

Сортируем блоки с использованием логических карточек

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их самостоятельно. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры, рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры)

.

Сортировка блоков по логическим карточкам

В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина)

: цвет обозначается пятном размер – силуэт домика
(большой, маленький)
. форма – контур фигур
(круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)
. толщина – условное изображение человеческой фигуры
(толстый и тонкий)
. Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры,существуют карточки с отрицанием свойств: например
«не синий»
Подбираем карточки к соответствующим фигурам

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой)

. После того, как ребенок справится с заданием, предложите
«подписать»
каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных

Сортируем блоки по отсутствию одного признака

Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные)

могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).

Сортируем по отсутствию двух и более признаков

Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков.

Сортировка по отсутствию признака

Находим сходство и отличие

Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.

Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.

Ну и наконец,самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т. д.

«Расселяем жильцов»

в домике. Для каждой комнаты задаем условие

Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки»

. Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более
«продвинутым»
можно и три условия в одну комнатку нарисовать.

Собираем дорожку / мостик по заданным условиям

Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки)

поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный.На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать только по особому правилу: вы задаете для каждого
блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.

Возраст 4-5 лет с палочками Кюизенера

Средний, а затем и старший дошкольный возраст — благодатный период знакомить дошколят с математикой. Теперь палочки Кюизенера превращаются лёгким движением руки в настоящий обучающий дидактический материал, с помощью которого педагог знакомит детей со счётом и арифметическими действиями.

Похожие записи:

  1. Сенсорные представления детей о цвете Сенсорные представления детей дошкольного возраста, этапы формирования сенсорных представлений о…
  2. Реализация условий проектирования развивающего образовательного пространства средствами современных игровых технологий Условия проектирования образовательного пространства в детском саду посредством игровых технологий….
  3. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  4. Сенсорные эталоны Сенсорные эталоны в психологии развития ребенка. Какие эталоны необходимо формировать…
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]