Что исследует методика «Пиктограмма» и как её применять?


Описание теста Пиктограмма по методу А.Р. Лурии

Александр Романович Лурия последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест Пиктограмма, разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

  • выявление нюансов опосредованного запоминания;
  • оценка продуктивности памяти;
  • определение характера мыслительной деятельности;
  • изучение уровня развития образного мышления.

Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 67 классов образования.

ПИКТОГРАММЫ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

Изложение в настоящем .пособии данных исследования психически здоровых людей обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, клиническое применение любой экспериментально-психологической методики невозможно без предварительного анализа нормативных данных. При этом следует учитывать, что сама по себе нормативная группа отличается значительной неоднократностью, данные варьируют в зависимости от таких факторов, как уровень интеллектуального развития и образования, эмоциональных и личностных особенностей, которые, не выходя за пределы нормативного диапазона (акцентуации характера), накладывают отпечаток на данные экспериментально-психологического исследования (Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец, 1976; А. Е. Личко, 1979, 1985; К. Leonhard, 1981).

ПонятиеРисунок, объяснениеВоспроизведениеФормализованная оценка
Веселый праздникУлыбающиеся лицо, флажок. — «Праздник — это флажки, улыбки»Веселый праздникАт Ф + Ст 1,0
Тяжелая работаЛопата, капли пота. — «Работать лопатой тяжело»Тяжелая работаАт Ф + Ст 1,0
Вкусный ужинЦыпленок «табака». — «Мне нарвятся жареные цыплята»Вкусный ужинК Инд + Ст 1,0
БолезньШприц, таблетки. — «Все это говорит о болезни»БолезньАт Ф + 1,0
ПечальПечальное лицоПечальАт Ф + Ст 1,0
СчастьеУлыбка. — «Она говорит о счастье»СчастьеАт Ф + Ст 1,0
ЛюбовьСердце пронзенное стрелой. — «Это банально… как рисуют на стенах»ЛюбовьМФ + Ст 1,0 Самокритика
РазвитиеСтупени. — «Лестница, ведущая вверх — символ развития»ПрогрессМФ + 0,5
Разлука«Двое разошлись»РазлукаКФ + 1,0
Обман«Дама пик». — Это символ обманаОбманМФ + 1,0 Употребление букв
Победа«Богиня Ника»- символ ПобедыПобедаМФ +1,0 Ориг 1,0
ПодвигНесколько детей. — «Воспитывать детей — это подвиг»ПодвигК Инд Ориг 1,0
ВраждаСкрещенные мечи. — «Это символ вражды»ВраждаМФ + 1,0 Употребление букв
СправедливостьУравновешенные весы. — «Продавщица честно взвесила»ЧестностьКФ + 0,5
Сомнение«х». — Эта буква обозначает «неизвестное»СомнениеУпотребление букв СФ + 1,0
ДружбаРукопажатие. — «Это символ дружбы»ДружбаМФ + Ст 1,0

Во-вторых, психически здоровые испытуемые становятся объектом экспертного психиатрического психологического и в последние годы комплексного психолого-психиатрического освидетельствования (И. А. Кудрявцев, 1985). Все чаще психологические исследования применяются в системе профотбора и профориентации. При этом речь идет о выявлении индивидуально-психологических особенностей в рамках психической нормы. Нельзя не учитывать возможность атипичной позиции психически здорового человека при экспериментально-психологическом исследовании, что обусловлено ситуационными факторами (например, судебно-следственная ситуация).

Основные признаки нормативного результата при применении пиктограммы излагаются ниже.

1. Здоровые испытуемые способны выбрать образы на подавляющее большинство понятий основного и параллельного наборов.

2. Характерно доверие к инструкции, достаточное ее осмысливание, подчинение ее требованиям. Единственное исключение — «гармоничное» употребление букв, включение надписей в рисунок без попытки маскировки. Следует отметить, что возможны и атипические подходы к выполнению задания, например стремление продемонстрировать способность к рисованию либо к творческому, оригинальному мышлению.

3. Среди образов, выбираемых здоровыми людьми, преобладают атрибутивные и конкретные, лишенные эмоциональной значимости. Вместе с тем наличие одного-двух индивидуально-значимых образов в протоколе исследования не является достоверным признаком эгоцентризма. Тем более отсутствие индивидуально-значимых образов не свидетельствует об «отгороженности» испытуемых, точно так же, как отсутствие геометрических символов,— не признак конкретности мышления.

4. Высокий показатель адекватности, обязательное наличие по крайней мере двух или трех стандартных образов.

5. Высокая продуктивность опосредованного запоминания. Допущенные ошибки сводятся к замене предложенного понятия синонимом.

6. Для нормативных протоколов характерна бедность особыми феноменами — отказы и «шоковые» реакции немногочисленны, высказывания испытуемых редки и лаконичны. Неформализуемые типы образов пиктограммы встречаются редко и легко могут быть заменены адекватными при ретестировании.

7. Стереотипия выражена за счет повторения изо­бражений человеческих фигур. Прямые персеверации отсутствуют.

8. Для протоколов исследования психически здоровых испытуемых характерна оптимальная упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунков таковы, что вся пиктограмма в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне стандартного листка. Помимо качественных характеристик следует отме­тить и количественные. Подавляющее большинство показателей получено на основании анализа протоколов исследования 400 психически здоровых испытуемых, проведена их обработка вариационно-статистическим методом. Это позволяет судить о допустимой амплитуде колебаний показателей и в последующем сравнивать данные по различным группам, определяя достоверность наблюдаемых различий (табл. 1).

Приводим пример пиктограммы (рис. 3) психически здоро­вой испытуемой К., 22 лет (студентка медицинского института, замужем, имеет детей, несмотря на трудности, связанные с воспи­танием детей, хорошо справляется с учебой, работает в научном студенческом обществе, характеризуется положительно).

Примечания к протоколу. Образ на понятие «подвиг» отражает индивидуальную проблематику испытуемой: необходимость cовместить воспитание детей и учебу. В отношении формализованной оценки этого образа определенные трудности возникают при решении вопроса о его адекватности (Ориг+ или Ориг—). С одной стороны, данный образ обеспечивает запоминание слова в разъяснении отсутствуют нарушения логической связи. Но это и «удачный» оригинальный образ, свидетельствующий о широте ассоциативного фонда. По этой причине мы не ставим обозначений «+> и «-», а, вычисляя показатель адекватности, обозначаем его как 0,5 балла. Испытуемая дважды употребляла буквы вопреки инструкции. При ретестировании согласилась заменить эти рисунки: на понятие «обман» сохранила обозначе­ние масти «пик» без буквы, на понятие «сомнение» нарисовала вопросительный знак.

Сводные данные.

В структуре пиктограммы по фактору абстрактности представлены все основные типы образов: ГС : М : : Ат : К= 1:6:5:4. При этом сценоподобные, фотографические образы отсутствуют. Показатели стандартности и адекватности высокие: имеется / стандартных образов, показатель адекватности— 15,5. Имеется два индивидуально-значимых образа, один из которых как указано выше, отражает существенную проблему, стоящую перед испытуемой. Также имеется один удачный оригинальный образ.

Содержание рисунков достаточно разнообразно. Показатель выраженности стереотипии — 7, человек — наиболее частый мотив рисуеков. При этом преобладают изображения деталий человеческого тела.

«Шоковые» реакции выражены умеренно, отмечаются на поиятия «любовь», «подвиг», «справедливость».

Изображение умеренно схематично, выразительно. Стабильность графических характеристик и упорядоченность композиции пиктограммы удовлетворительны. Изменений органического спекра нет. Показатель воспроизведния высок— 15.

От данных основной нормативной группы отличаются исследования лиц с нормальным интеллектом, но низким уровнем образования и культуры.

В психометрических исследованиях пользуются термином «плохая», или «низкая», норма интеллектуального развития. Цель проведения исследования у этих: испытуемых, как правило,— исключение легких форм олигофрении. Выполнение «пиктограммы» требует от испытуемых значительных усилий. Прежде всего можно отметить большую конкретность образов с полным отсутствием геометрической и грамматической символики и снижением числа метафорических символов и атрибутивных образов. Обеднение содержания выбранных образов проявляется в большей их стереотипизированности, при этом стереотипия, как и в протоколах испытуемых основной группы, проявляется в повторяемости изображений человеческих фигур. Индивидуально-значимые образы также содержат изображения человека (персонифицированные).

Мышление этих испытуемых характеризуется банальностью, приверженностью к общепринятым стереотипам. В силу конкретности мышления они включают стандартный элемент в более сложные образы. Так, если стандартным образом на понятие «тяжелая работа» является изображение орудий тяжелого физического труда (лопата, кирка), то у испытуемых с низкой нормой интеллекта чаще встречается изображение человека, занятого тяжелым трудом. Целесообразно в случае наличия стандартного элемента в рисунке обозначать его (Ст). Взятие в скобку показывает, что между обозначаемым и стандартным обра­зом существует определенная, хотя и несущественная, разница.

Преобладает изображение целых человеческих фигур. Иногда испытуемые рисуют лишь лицо, но разъясняют, что следовало бы нарисовать всю фигуру человека (фрагментация). Продуктивность опосредованного запоминания остается высокой, в среднем 10 баллов. Приходится сталкиваться с отказами от выбора образа на наиболее сложные понятия. Как правило, имеется несколько сценоподобных образов. В протоколах проведения исследования у испытуемых с низкой нормой интеллекта особых феноменов почти нет. Исключение составляют «шоковые» реакции, которые отражают преимущественно интеллектуальные затруднения. Высказывания испытуемых по ходу исследования немногочисленны и исчерпываются спонтанными разъяснениями и попытками выяснить мнение экспериментатора о выполнении методики. Приво дим вопрос, встречающийся почти во всех протоколах: в ответ на предъявление понятия «развитие» испытуемый спрашивает: «Развитие чего?». Сохраняется тен­денция к упорядоченному расположению рисунков по горизонтальной и вертикальной оси при относительно больших их размерах. Рисунки отличаются примитив­ностью исполнения, однако всегда хорошо дифферен­цируются, что обеспечивает достаточную продуктивность запоминания. Проявления органического графического симптомокомплекса отсутствуют. Приводим соответствующий пример (рис. 4).

Содержание рисунков пиктограммы исчерпывается человеческими фигурами и сценами с участием людей. Имеются изображения исключительно целых человеческих фигур. Таким образом, отмечается высокая степень выраженности типической стереоти­пии. Прямые персеверации отсутствуют. Испытуемый способен к выбору образа на все понятия пиктограммы. «Шоковые» ре­акции имеются на понятие «любовь», «обман», «справедливость». Изображения примитивные, но не излишне детализированы. Некоторые человеческие фигуры хорошо

Размеры рисунков без существенных особенностей. Стабильность графических характеристик и упорядоченность композиции пиктограммы удовлетворительна. Грубых изменений органического типа нет, имеющееся несовпадение линии объясняется высоким темпом, в котором выполнялись рисунки. Следует отметить взятие в рамку рисунков, рамка «достраивается» по ходу исследования, отделяя один образ от другого. Показатель воспроизведения – 14.

Определенные особенности имеют результаты исследования у лиц с высоким уровнем интеллектуального развития. Для них характерна своеобразная установка на оригинальность, стремление выразить смысл предложенного понятия абстрактно, чисто графическими средствами. Соответственно в протоколах исследования значительно увеличивается число гео­метрических и грамматических символов. Иногда протоколы проведения исследования у испытуемых с высоким уровнем интеллектуального развития произ­водят впечатление грубо неадекватных, напоминают протоколы больных шизофренией. Но еще Аристотель писал: «Отдаленные ассоциации — плод большого ума». При более глубоком анализе выясняется, что выбранные образы все же сохраняют связь с поняти­ем по содержанию, они обеспечивают высокую продуктивность опосредованного запоминания. У одарен­ных испытуемых достоверно выше число удачных ори­гинальных образов. Наконец, при ретестировании можно легко добиться коррекции и выяснить, какие механизмы лежали в основе атипической позиции испытуемого при исследовании. Выясняется, что испытуемый не доверял инструкции, считая, что истинна цель исследования — проверка «умственного развития», «оригинальности мышления». Может оказаться! что испытуемый знаком с методами экспериментально-психологического исследования, в том числе — и пиктограммой. Большое значение имеет также ситуация исследования. Если между экспериментатором испытуемым существует неформальный контакт, вероятность атипического результата исследования особенно велика.

Применение методики для тестирования школьников

Стимульный материал для теста представляет собой набор из 1520 слов или словосочетаний конкретного (голодный ребёнок) или абстрактного содержания (сомнение):

  • весёлый праздник;
  • тяжёлая работа;
  • развитие;
  • вкусный ужин;
  • смелый поступок;
  • болезнь;
  • счастье;
  • разлука;
  • ядовитый вопрос;
  • дружба;
  • тёмная ночь;
  • печаль;
  • справедливость;
  • сомнение;
  • тёплый ветер;
  • обман;
  • богатство;
  • голодный ребёнок.

Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.

Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

Инструкция для школьников 1216 лет:

  1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя.
  2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
  3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы (Что ты рисуешь? или Как это поможет тебе вспомнить слово?).
  4. Через 4060 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
  5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

Заучивание десяти слов

Цель исследования

Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Она была предложена А.Р. Лурия, и используется для оценки состояния непосредственной памяти больных, утомляемости, активности внимания.

Экспериментальный материал

Никакого специального оборудования не требует. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Форма протокола.

лесхлебокностулводабратконьгрибигламедогонь
1
2
3
4
5
Спустя час

Процедура исследования

Инструкция состоит из нескольких этапов. В данном исследовании необходима очень большая точность и неизменность произнесения инструкции и соблюдение условий исследования.

Инструкция в первый раз произносится следующим образом: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил испытуемый. Затем опыт снова повторяется, в 3, 4, 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». Если испытуемому удалось воспроизвести все слова после 2-3 раза, продолжать задание нецелесообразно.

В случае, если испытуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время опыта допускать нельзя. А лишние слова и слова повторяющиеся отмечаются в протоколе.

После пятикратного повторения слов, спустя 50-60 минут, снова спрашивают у исследуемого эти слова (без напоминания).

Обработка данных

По протоколу исследования составляется «кривая запоминания». По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания больных.

У здоровых исследуемых как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6,8,9, или 5,7,10. К третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]