Методика раннего выявления дислексии (А.Н. Корнев) учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

В основе представленной монографии лежит практический опыт более чем 20-летнего изучения проблемы расстройства письменной речи. В процессе изучения использовался широкий набор клинических, экспериментально-психологических, нейропсихологических и электрофизиологических технологий, которые позволили приблизится к разгадке феномена дислексии.

Корнев Александр Николаевич (1949 г.р., Ленинград) — известный психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор более 80 печатных публикаций, в том числе 8 книг и учебно-методических пособий, разработчик теории комплексного медико-психолого-педагогического преодоления дислексии.

С 1983 г. А.Н. Корнев изучал клинико-психологические и нейролингвистические механизмы недоразвития устной речи у детей. Полученные в процессе исследования результаты легли в основу книги «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты». Представленный научному сообществу материал позволил заложить основы инновационного направления: «логопатология детского возраста».

Ассоциация логопатологов Санкт-Петербурга была официально зарегистрирована 23.12.1991 года и просуществовала порядка 18 лет (ИНН 7813924724; ОГРН 1107800000660) по адресу: улица Льва Толстого улица, дом 6. Дата ликвидации организации 01.02.2010 г.

Психология становления письменной речи

Отечественная письменность изначально основывается на ряде существенных принципов. Главные из них следующие:

  • фонетический (буквенный символ соответствует строго определенной фонеме, которая используется в устной речи);
  • морфологический (устойчивость морфем, с помощью которых образуется слово, достаточно стабильный элемент);
  • традиционный (наблюдается историческая сохранность модели слова).

Навык письма

Навык письма имеет тесную связь с устной речью, но в тоже время обладает и самостоятельными психофизиологическими основами, дающими возможность реализовать непосредственно способность к письму. Собственно процесс письма состоит из 3-х последовательных операций:

  • символьное обозначение звуковых единиц;
  • моделирование фонетической структуры слова с использованием графических знаков;
  • графо-моторные операции, представленные на схеме ниже.

Функциональная структура механизмов письма

Процесс чтения

Чтение как способ деятельности является:

1) сложным процессом декодирования графической (знаковой) модели слова в устный языковой тип;

2) не менее сложным процессом восприятия и понимания смысла написанных сообщений.

А.Н. Корневым предложена инновационная модель формирования опера­ции декодирования, т. е. создания фонетического облика сло­ва с помощью графического моделирования. Основное значение при этом играет навык слогослияния. Таким образом, процесс чтения представляет собой:

  • узнавание буквенного символа в его связи со звуком;
  • соединение букв в слог (слогослияние);
  • объединение слогов в слово;
  • интеграция слов в законченную смысловую фразу.

Изучение патологии чтения дает специалистам возможность сделать вывод, что ведущими симптомами на первоначальном этапе обучения чтению (1-2 класс) являются:

  • устойчивая проблематичность образования звуко-буквенных взаимосвязей;
  • полное отсутствие способности к слогослиянию или ее значительное нарушение.

Александр Николаевич Корнев, доктор психологических наук, заведующий кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России, автор методики Slogy, рассказал, как у детей формируются навыки чтения и почему для преодоления дислексии нужны годы работы. Доклад Александра Николаевича был сделан на научно-практической онлайн-конференции «Школьные трудности: стратегии помощи детям», которая состоялась в рамках II Международной недели осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении.

Многие родители мечтают о «волшебной таблетке», которая избавила бы ребенка от дислексии. В работе с родителями я нередко чувствую, что им очень хочется получить какое-нибудь быстродействующее средство. Появление таких желаний понять можно. Но вот оправдать их — вряд ли. Возможности нашего мозга, конечно, гигантские, но и они имеют определенные границы.

Парадокс в том, что никто из тех же родителей не поверит, если им предложат «чудо-метод», с помощью которого ребенок освоит весь курс начальной школы за полгода. Все давно поняли, что учеба — это длительный процесс: сначала надо четыре года проучиться в начальной школе, потом продолжать в средней, и это нормально. Но почему-то, когда речь идет об усвоении чтения, причем в условиях особых трудностей, существующих у детей с дислексией, такая мечта живет и здравствует. И этим пользуются ловкие маркетологи, а попросту говоря — мошенники. Именно на этом они и спекулируют, предлагая совершенно фантастические способы, в которыеургер ни один профессионал, конечно, никогда не поверит. Но родители, которые много не знают (а иногда не знают совсем ничего) про механизмы усвоения навыков, готовы в это поверить.

Чтобы объяснить, почему таких чудес не бывает, начнем издалека. Начнем с того, как в норме происходит процесс овладения грамотой. Это многоступенчатый процесс, который у российских детей, например, начинается еще в дошкольном возрасте. Хотя официально никто не вменял в обязанность детским садам обучать детей грамоте, тем не менее, это происходит. Многие родители ведут детей в центры раннего развития, большинство детских садов формируют у детей предварительные знания и навыки, без которых грамоту не усвоить. Этот этап называют пропедевтическим: ребенок, прежде чем учить буквы, должен сначала осознать язык как отдельную субстанцию, отличную от предметного мира.

Обучаясь грамоте, ребенок осваивает новую для себя систему знаков, по сути, новый язык — графический код устной речи, которой он уже пользуется.

Следовательно, для начала ребенок должен понять, осознать, что речь, которой он пользуется каждый день, есть нечто особенное. Однако до определенного возраста (примерно до 4 лет) дети считают слово признаком предмета и именно так к нему относятся. Некоторые даже задают вопросы, например: «Как вы узнали, что Луна называется Луной? Она же так далеко от нас». Еще советские психологи С.Н. Карпова и И.Н. Колобова в экспериментах с переименованием убедились в том, что действительно дети 4,5–5 лет уверены, что слово — это знак, обозначающий предмет. И только позже дети осваивают навыки выделения слов из потока речи, деления слова на сегменты — слоги и звуки. Особенно важно, чтобы этим процессом грамотно руководили специалисты: тогда дети легко понимают, что дискретные отдельные единицы — это звуки, обозначаемые буквами. То есть детей не учат называть буквы (как иногда делают родители и тем самым портят нормальный ход этого процесса) — им объясняют, как буквами можно обозначать звуки. Единственный правильный путь — идти от звуковой структуры слова, от звука к букве, но никак не наоборот. На все это уходит немало времени. В среднем весь процесс усвоения алфавита длится от 6 до 12 месяцев. А у детей с проблемами, например, с дислексией, это длится еще дольше — зачастую год и больше. Нередко, уже учась во 2–3 классе, дети с дислексией по-прежнему не могут полноценно освоить данные навыки в полной мере.

Далее дети переходят к букварному периоду — начинают осваивать звуко-буквенные связи. Этот процесс тоже небыстрый — в зависимости от способностей ребенка и методики длится от полугода до года. Это время ребенку требуется для того, чтобы запомнить, какими буквами обозначаются определенные звуки, и прочно это усвоить (то есть автоматизировать эти связи).

Потом наступает следующий этап (иногда эти этапы частично перекрываются или протекают параллельно): происходит освоение навыка слогослияния. В русской письменности это особенно важно. На начальном этапе слог является основной единицей в чтении. Членение слова на слоги — самый простой вид анализа, потому что слог, как известно, является минимальной произносительной единицей. Но и на этот этап уходит от года до полутора. Согласно данным нашего лонгитюдного исследования, быстрее чем за год пройти путь от элементарного чтения до чтения целыми словами не получается.

И наконец наступает длинный-длинный этап освоения стратегий смыслового анализа текста. Механизмы освоения этого процесса уже много лет изучают ученые всего мира, включая и нашу лабораторию. Это на самом деле длинный путь, длящийся 5—7 лет после конца начальной школы. Почему он такой длинный? Почему это происходит так долго?

Данные, полученные учеными, занимающимися исследованием мозга методом нейровизуализации, во многом изменили наши представления о работе читающего мозга. Оказалось, что все те упражнения, которые ребенок, осваивая грамоту, совершает под руководством педагогов, логопеда или даже самостоятельно, в итоге создают новые системы связей в головном мозге, новые функциональные системы, новые синапсы, новые проводящие пути, дендриты. То есть фактически (и это не просто метафора) педагог, логопед в каком-то смысле является архитектором развития мозгового обеспечения чтения. То же самое я бы сказал и про нейропсихолога, работающего с больным афазией. Пластичность мозга, его способность перестраиваться, например, в случае повреждения, благодаря реабилитационным упражнениям, нейропсихологическим методам восстановления функций наглядно подтверждены многочисленными наблюдениями и экспериментами. Иначе говоря, все то время, пока ребенок упражняется, пробует читать, совершенствует свои навыки, его мозг перестраивается. Ведь дело в том, что природой не создано структур мозга, специально предназначенных для владения грамотой, поэтому приходится использовать те структуры, которые генетически предназначены для обслуживания несколько иных функций. То есть при обучении происходит их своеобразная перенастройка, и на этот счет существует много доказательных научных данных. Очевидно, что это очень серьезная длительная работа и мозг не может моментально ее произвести, поэтому процесс овладения грамотой — небыстрый. Совершенный навык на мозговом уровне представляет собой совокупность разных нейронных сетей, подсистем (связанных между собой нейронов), расположенных в разных отделах мозга. Эти перестройки, увы, невозможно произвести моментально или за полгода (а некоторые — даже и за год).

Есть общие закономерности, которые создают определенные ограничения по времени. Ученые, в частности Н.А. Бернштейн, давно доказали, что усвоение любого навыка (как двигательного, так и умственного), как правило, происходит в два этапа: сначала он формируется под контролем сознания, с большими затратами энергии и усилий, а потом постепенно, по мере упражнений, происходит его консолидация и автоматизация. Окончательный результат полноценно сформировавшееся навыка — его автоматизация. Большинство логопедов знает это как закон, обязательный для формирования речевых навыков. Нередко у детей с проблемами этап автоматизации может затягиваться и протекать намного медленнее, чем у всех остальных.

В разных типах письменности процессы овладения грамотой протекают немного по-разному. Например, этап усвоения навыков слогослияния для русской письменности — особенно важен (по сравнению, например, с англоязычной письменностью). Поэтому западные методы формирования чтения неприложимы напрямую к русской письменности. Не зная этого, некоторые родители детей с дислексией надеются на успех от применения западных методик. Но такие методы были созданы в расчете на законы английского языка и письменности, они непригодны для русских детей. Даже если в западной образовательной системе (например, в англоязычной стране) методика работает неплохо, ее невозможно приложить к русскому языку. Я встречал многообещающие рекламные заявления, в которых гарантируют успех от применения англоязычных методик. Но на самом деле это невозможно.

Все вышеописанные этапы в усвоении навыков письма и чтения, конечно, требуют времени. И по мановению волшебной палочки, как бы родители этого ни хотели, ускорить этот процесс невозможно без ущерба для результата. Если все же пытаются это делать, то в конце концов дом, образно говоря, оказывается построенным на песке: слишком форсируя процесс, можно получить сырой, неавтоматизированный и не доведенный до полноценной консолидации навык, который потом просто будет утрачен. Вот это и есть самый типичный пример того, что педагоги называют педагогической запущенностью. Если учитель не контролирует упроченность, автоматизированность навыка чтения, если он форсирует темпы усложнения материала, у некоторых детей происходит катастрофа.

Недоусвоенные навыки накапливаются, как снежный ком, и в конце концов ребенок как бы упирается в стену.

Он не может усваивать следующий по сложности навык, потому что предыдущие развалились, так как не были автоматизированы. Иначе говоря, нужен принцип контроля автоматизации: с одной стороны — психологический, а с другой — дидактический.

У детей с дислексией существует много сложностей, связанных с неполноценной усвоенностью некоторых навыков-предпосылок. Их немало, но можно назвать три главных трудности, с которыми эти дети сталкиваются. Во-первых, это слишком медленное образование звуко-буквенных связей; правда, данная трудность возникает не у всех, она характерна для дисфазической формы дислексии, которую я описал в своей книге. А вот следующая трудность возникает у всех дислексиков: это крайне медленный прогресс в овладении слогослиянием, слоговым чтением и, конечно, чтением целыми словами. Этот прогресс настолько медленный, что некоторые дети даже к концу школьного обучения не могут справиться со слогослиянием. Это действительно тяжелый трудоемкий процесс, и это веский довод посочувствовать таким детям. На овладение грамотой они тратят в несколько раз больше сил, чем все остальные дети. Их нередко обвиняют в лени, в нерадивости, но на самом деле, если, образно говоря, попытаться влезть в шкуру такого ребенка — становится очевидным, как тяжело ему тащить этот воз. Проводя айтрекинг-исследование, мы воочию видели, насколько больше умственных операций совершают такие дети, когда нужно прочитать слово или предложение.

Наши исследования, проведенные уже довольно давно, позволили создать мультифакторную модель механизмов дислексии, которая включает много разных неполноценных, незрелых когнитивных предпосылок, тормозящих освоение навыков. По мнению многих ученых России и других стран, очень трудно устранить дислексию, многие считают, что добиться этого вообще невозможно. У таких детей некоторые зоны мозга недостаточно активно включаются процесс чтения. Зоны высокой активности структур мозга, в норме участвующих в акте чтения, у детей с дислексией значительно слабее включены в этот процесс. Для того чтобы активизировать их, чтобы создать необходимы мозговые подсистемы, нужны многочисленные достаточно длительно повторяющиеся и продолжающиеся упражнения.

Именно поэтому ученые всего мира ищут не только методы помощи в условиях традиционного обучения, но и предпринимают попытки создать альтернативные методы, которые бы щадили слабые функции детей с дислексией, опираясь на более сохранные. Например, к таким альтернативным методам можно отнести глобальный или полуглобальный методы.

Нами много лет назад была предпринята подобная попытка. Сначала это была кандидатская диссертация, где предпринималось исследование самих механизмов дислексии. Потом это привело к созданию альтернативного метода обучения чтению, который позволял детям обойти самый сложный для них компонент, то есть навык слогослияния, и усвоить слог целиком. Для этого используется нетрадиционный подход — то, что называют имплицитным (или непроизвольным) усвоением. Исследования показали, что имплицитное усвоение у детей более сохранно — это как бы резервный ресурс, который не требует сознательного заучивания (что особенно трудно для таких детей). Данная методика много лет апробировалась, применялась к детям с самыми разными формами патологий, не только к детям с дислексией, но и к детям с задержкой психического развития и недоразвитием речи.

На этой основе была разработана цифровая версия, которая уже работает онлайн и доступна всем желающим. Она позволяет на основе регулярных ежедневных упражнений (которые нужны для укрупнения единиц чтения и их автоматизации) формировать навык чтения у детей с тяжелыми нарушениями чтения. Повторение упражнений регулярно, не выходя из дома, создает очень удобную возможность научить ребенка читать.

Программа, которую мы создали, кроме всего прочего, еще и автоматически индивидуализирует под каждого конкретного ребенка темп введения нового материала и уровень сложности. В результате удается сделать самое главное (что, собственно, является слабым местом у таких детей) — постепенно поэтапно формировать и укрупнять оперативные единицы чтения. Методика позволяет формировать важнейшие предпосылки чтения: расширить объем оперативной памяти на буквы и слоги, формировать и развивать навыки синтеза слов из фонологических сегментов (например, слогов), навыки слогового анализа. Кроме того, программа формирует важнейшую предпосылку чтения и письма — кратковременную сукцессивную слухо-речевую память (то есть память на последовательности, на ряды). Эта функция активно эксплуатируется во всех навыках, связанных с речью. Наконец, происходит тренировка зрительного внимания, зрительного поиска — а это тоже важнейшая функция, которая всегда востребована в чтении (подобные упражнения используют даже в обучении скорочтению взрослых). Иначе говоря, весь этот комплекс позволяет постепенно добиться успеха. Опыт показывает, что для достижения полноценных результатов нужны год-два — это самое меньшее, а при серьезных случаях дислексии иногда на это уходит три и даже четыре года. Но зато в результате удается действительно добиться достаточно стойких результатов.

Идеальный вариант — это сочетание использования методики и параллельно работы с логопедом.

Я не могу не упомянуть, насколько важным также является участие родителей, которые мотивируют ребенка, помогают ему поддерживать, сохранять энтузиазм, оптимизм, психологически поддерживают его.

Таким образом, в целом получается комплексная командная работа.

И возвращаясь к вопросу, существуют ли методы, которые быстро избавляют от дислексии. К сожалению, на него нельзя ответить положительно. Когда какие-то фирмы, отдельные специалисты предлагают за несколько месяцев все изменить, все наладить так, что ребенок будет читать, за этим кроется обман. Поэтому я обращаюсь к родителям: будьте осторожны. Если вам обещают быстрый успех, то скорее всего это маркетинговая ловушка. Вы потратите впустую время, очень немаленькие деньги, а в проигрыше будет, в конечном счете, ребенок. Вдумайтесь, взвесьте все, что я сказал. Я считаю, что и логопеды, в свою очередь, должны помогать родителям не попасть в такую ловушку, разъясняя, что невозможно так быстро все исправить, а значит — это обман. Всякие обещания фантастически быстрых результатов — это фактически мошенничество, за которое пока никаких наказаний, к сожалению, не предусмотрено.

Преодоление дефекта

Коррекционные мероприятия разрабатываются индивидуально и зависят от того, на каком уровне владения письменной речью находится ученик.

Проводится работа по закреплению звуко-буквенных связей, по формированию и закреплению навыка слогослияния, развитие словесно-логического восприятия тестового сообщения. Особое внимание уделяется правильному звукопроизношения, развитию фонематического анализа и синтеза, пространственно-аналитической деятельности и развитию интеллекта.

Отбор конкретных методик коррекции зависит от формы дисграфии и дислексии.

(По книге А. Н. Корнев Нарушения чтения и письма у детей)

Что такое дислексия у детей

При дислексии дети испытывают проблемы со чтением. Выделяют несколько видов дефекта:

  • фонематическая форма — характеризуется заменой и смешением схожих звуков: звонких с глухими и наоборот. Возможно медленное чтение по буквам, искажение слов — пропуск, перестановка, добавление лишнего звука;
  • семантический вид — проявляется отсутствием понимания прочитанного. При этом слоги и слова ребенок читает правильно;
  • аграмматическая дислексия — малыш неправильно читает окончания слов, употребляя неверные падежи, род и числа. Аналогичные ошибки присутствуют и в разговоре, и в письме;
  • мнестическая форма — нарушено зрительное восприятие букв, и его соотношение с акустическим образом. Дошкольник не запоминает буквы и их произношение;
  • оптическая форма дефекта сопровождается заменой и смешением букв, похожих графически. Школьник может начать читать одну строку, и перескочить на другую, или он читает в обратном направлении, то есть справа налево;
  • тактильная дислексия свойства людям с плохим зрением или его отсутствием. При чтении азбуки Брайля (для незрячих) они смешивают буквы, схожих по тактильным ощущениям. Они также могут перескакивать с одной строки на другую, пропускать буквы, слоги и слова, не улавливать смысл прочитанного.

У детей этот дефект проявляется проблемами в изучении речи, букв и звуков, несогласованностью устной речи и письма, трудностями в запоминании чисел, сложностью в изучении иностранного языка. А также — быстрым чтением, когда из-за высокой скорости понимание прочитанного отсутствует.

Признаками болезни являются также сложность счета; запоминания последовательности букв в алфавите, дней недели; подбора рифмы к словам; подбора слов, начинающихся на одну и ту же букву; проблемы с запоминанием людей, местности, устной речи. Устная речь несвязная, в ней отсутствуют сложные предложения.

Игровые способы коррекции дислексии у детей

Игры — обязательный элемент помощи при дислексии. Ниже опишем наиболее популярные игры:

  1. Найти однокоренные слова в списке, при этом слова должны обозначать одно и то же действие, предмет или признак: ходит, поход, уход, хождение;
  2. Поиск слов по заданному звуку. Развивает слух;
  3. Нужно подготовить карточки со словами или буквами: сделать их самостоятельно или приобрести готовый набор. Далее школьник должен найти карточку со словом, который называет педагог. Другой вариант — подбор рифмы под заданное слово, называние слов с определенной буквой;
  4. Барабанщик — произнесение слов по слогам, на каждый слог хлопаем в ладоши или бьем в барабан.

Определение рабочей длины корневого канала

Определение рабочей длины корневого канала можно считать ключевым моментом в эндодонтическом лечении. Будучи неотъемлемым этапом, по времени занимает не так уж и много, однако, пренебрегать им не стоит.

Рабочую длину можно обозначить как расстояние между условной точкой на коронке зуба (например, любой сохраненный бугор), которую запоминаем на протяжении всего лечения, и физиологической верхушкой.

Существует разница между некоторыми видами сужений в апикальной трети, которое необходимо помнить.

Физиологическое сужение – точка перехода эндодонта в периодонт, стенки канала в этом месте выполнены цементом.

Анатомический апекс— анатомическая верхушка корня зуба.

Рентгенологическая верхушка – изображение анатомического апекса на Rh- грамме.

К методам определения рабочей длины канала относят применение апекслокатора, рентгенологический, тактильный, табличный, бумажных штифтов и метод чувствительности.

Апекслокатор

Без апекслокатора невозможно представить современную эндодонтию. Его действие основано на определении местонахождения эмалево-дентинной границы. У твердых тканей зуба и слизистой оболочки имеются разные показатели сопротивления (у твердых тканей выше). При введении инструмента в канал, на металлической части загубника резко повышается сопротивление. Создается незамкнутая электрическая цепь. При достижении сужения цепь замыкается.

Современные апекслокаторы одинаково работают в сухом или влажном канале. Метод обладает точностью 90% и более при условии отсутствия блокировки канала опилками инфицированного дентина.

Табличный метод определения рабочей длины

Табличный метод определения рабочей длины основан на использовании усредненных давно изученных длин корневых каналов каждого зуба. Но ведь никто не отменял индивидуальные параметры каждого человека.

Рентгенографический метод

Рентгенографический метод подходит при пломбировке канала до рентгенологической верхушки. Из плюсов – метод объективен, в большинстве случаев легко удается распознать верхушку при правильно сделанном снимке. Из минусов – на снимке структуры могут накладываться друг на друга, большая вероятность плохой визуализации искривленных каналов, трудности в выполнении у некоторых пациентов (повышенный рвотный рефлекс, лучевая нагрузка).

Метод бумажных штифтов

Метод бумажных штифтов основан на увлажнении кончика пина при выведении его на верхушку. Он может смачиваться кровью, сывороткой, гноем.

Тактильный метод

Тактильный метод представляет собой определение рабочей длины канала, основываясь на своих тактильных ощущениях. Результат зависит от опыта врача, так как техника сложна и не эффективна при несформированном апексе.

Болевые ощущения пациента также могут помочь при определении рабочей длины в момент проникновения инструмента за апекс и соприкосновение его с тканями верхушечного периодонта.

После определения рабочей длины приступают к препарированию или механической обработке корневого канала. На сегодняшний день придумано множество методик, каждая из себя несет определенную цель, а также имеет преимущества и недостатки. Чтобы понимать особенности создания формы корневого канала и последующего пломбирования, следует начать с основных техник.

Техника Step Down

1 этап – предварительная оценка рабочей длины

Инструмент до верхушки не вводится. На рентгенограмме определяет количество корневых каналом, их кривизну и предположительную длину.

2 этап – расширение устья, формирования верхней и средней трети канала, создания доступа к апикальной трети

В корневой канал вводится тонкий К-файл (№ 8 или 10) на 4-5 мм или до начала кривизны. Начинается обработка этой части канала К или Н-файлами, не доходя, таким образом, до верхушки. Заканчивают этап с использования Gates Glidden от 1 до 3 номера, вводя его в канал всего на 1-2 мм.

3 этап – прохождение апикальной части и определение длины корневого канала

Проходят К-риммером до момента заклинивания и определяют рабочую длину как в технике «шаг назад.

4 этап – обработка апикальной трети инструментом и формирования апикального упора

Обработку проводят также, как и в технике Step back. Канал приобретает форму конуса.

5 этап – окончательное выравнивание стенок

Окончательное выравнивание проводят тем же инструментом, что и обработку апикальной трети канала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]