слуховые диктанты по логопедии для 1-7 классов
Скворцы (С—Ц)
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)
Весна (Ц—Ч)
Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все изменилось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.
Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков.(52 слова)
Птицы (Ц—Ч)
В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.
Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.
Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не стало в садах яблок. (52 слова)
Находчивость (Ц—Ч)
Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Произошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.
Правильно говорят, что собака — друг человека.(44 слова)
Злая мачеха (Ц—Ч)
Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.
В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)
Насекомые (Ц—Ч)
Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Бабочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.
Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях.(35 слов)
Новый город Чулак (Ц—Ч)
Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.
Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеленый шум деревьев. (56 слов)
Весной в роще (Ч—Щ)
Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в березовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)
Летнее утро (Свистящие — шипящие)
Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)
1.2. Изучение навыков письма учащихся 1-4 классов
Методика предназначена для выявления у младших школьников специфических нарушений письма — дисграфии. Исследование навыков письма, полученных в процессе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры материалов, в которых с каждым годом увеличивается количество многосложных слов и их длина, количество согласных и гласных букв в словах. Возрастает доля малочастотных слов, их структурная сложность, количество встречающихся в словах кластеров.
Спецификой данной методики является то, что одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения детям дважды. Учащиеся выполняют их как в конце учебного года, так и в начале следующего года, при переходе в следующий класс (например, в конце первого класса и в начале второго; материал, используемый для обследования в конце второго класса, дается детям ещё раз в начале третьего и т. д.). Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающую к концу учебного года, а у других распад сформированных в процессе обучения стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года после отдыха в каникулярное время, что следует считать одним из явных признаков специфического нарушения. В одном случае мы наблюдаем большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом в начале нового учебного года. Полученные сведения оказываются весьма ценными для проектирования программ коррекционной работы.
Если в письменных работах школьника длительное время обнаруживается более 4 дисграфических ошибок, то у него квалифицируется нарушение письма — дисграфия.
Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.
Контрольные тексты
1 класс (конец обучения)
Диктант
Гроза
Стоит тёплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.
30 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах.
Списывание (с печатного текста)
Ежик
Тёплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ёжик. Он стал искать пищу.
18 слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах.
Списывание (с рукописного текста)
Журавль
Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.
19 слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах.
2 класс (конец обучения)
Диктант
Кувшинки
На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые кораблики плывут по гладкой воде озера.
54 слова, 173 согласных, 121 гласная, 6 мягких знаков, 30 кластеров в словах.
Списывание (с печатного текста)
Цветёт черёмуха
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.
53 слова, 165 согласных, 121 гласная, 2 мягких знака, 29 кластеров в словах.
Списывание (с рукописного текста)
Лягушка
Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Дождик моросил по её лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.
50 слов, 151 согласный, 113 гласных, 4 мягких знака, 29 кластеров в словах.
3 класс (конец обучения)
Диктант
Лето
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ежик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные воробьи.
68 слов, 227 согласных, 157 гласных, 6 мягких знаков, 47 кластеров в словах.
Списывание (с печатного текста)
Мышь-малютка
Мышь-малютка — самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка-малютка ловко лазает по высоким стеблям, листьям, кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над землёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.
66 слов, 218 согласных, 155 гласных, 6 мягких знаков, 47 кластеров в словах.
Списывание (с рукописного текста)
Енот
Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам речек и озёр. Шёрстка у него длинная и густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой.
Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала пополощет их в воде. За это прозвали его енотом-полоскуном. Енот и жёлуди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой.
(По А. Тамбиеву)
70 слов, 167 согласных, 145 гласных, 4 мягких знака, 26 кластеров в словах.
4 класс (конец обучения)
Диктант
Бабочки на дорожке
Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.
Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.
Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.
82 слова, 234 согласных, 183 гласных, 6 мягких знаков, 56 кластеров.
Слова для справок: вверх, обратно.
Списывание (с печатного текста)
На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.
Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе — всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков.
(По Ю. Фролову)
79 слов, 232 согласных, 179 гласных, 1 мягкий знак, 54 кластера.
Списывание (с письменного текста)
Берёза
Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдешь к берёзке, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радует своей красотой.
Жизнь у берёзы не лёгкая. И сок из неё цедят, и ветви на веники вяжут, и бересту дерут. На туески.
Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную траву. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, берёзка тянет листики- ладошки из старого пня.
(По Ю. Фролову)
78 слов, 231 согласная, 172 гласных, 7 мягких знаков, 46 кластеров.
Письмо под диктовку – предыдущая | следующая – Написание букв
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников
Консультация психолога при нейропсихологических проблемах
Диктанты 1 класс
Главная › Диктанты › Диктанты 1 класс
Сборник диктантов по русскому языку для учеников 1 классов — диктанты разбиты по темам и правилам.
Объём диктантов для 1 класс: 15 — 30 слов.
Оценивание работы
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – допущено 1–2 ошибки.
- «3» – допущено 3–5 ошибок.
- «2» – допущено более 5 ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
- «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
- «4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
- «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
- «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Диктанты по русскому 1 класс ФГОС «Школа России»
- Диктанты:
- Проверочные
- Контрольные
- Итоговые
- Темы:
- Сочетания ча, ща, чу, щу
- Сочетания жи, ши
- Обозначение мягкости согласных звуков
- Заглавная буква в именах собственных
Диктант «Настала весна»
Зима ушла. Солнышко начало греть землю. Весело зажурчали ручьи. Запели птицы на ветвях. Набухшие почки сменила листва. Всё вокруг зазеленело. Распустились яркие цветы. Витя несёт букет ромашек для мамы. Объём слов: 29
Читать далее
Диктант «Первый снег»
Выпал снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор. Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк. Объём слов: 23
Читать далее
Контрольный диктант «Ранняя весна»
Яркое солнце. Ранняя весна. Зеленеют проталины. Звонко поют зяблики. Проснулся ежик. Объём слов: 11 / Г. Скребицкий
Читать далее
Диктант «Жители дома»
Осенью мы часто топили печку. У огонька устраивались кот Вьюнок и ручной зайчик Ушастик. Птенчик Чир любил сидеть над дверью. Объём слов: 22
Читать далее
Диктант «Книга»
Я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я читаю стихи о лисе. Объём слов: 23
Читать далее
Контрольный диктант «Весна»
Весна. Звонко запели птицы. Юра и Коля гуляют в парке. Пес Полкан пугает ворон. Мальчики сели на скамейку. В траве зашуршал ежик. Он проснулся. Объём слов: 24
Читать далее
Диктант «Весна»
В начале марта мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата, грачата и скворчата. Объём слов: 19
Читать далее
Диктант «Начало зимы»
День стоял тёплый. Дули нехолодные ветры. Мягкий пушистый снег сыпал почти каждую ночь. Он долго не залёживался. Сразу его начинали соскребать с асфальта. Грузили в автомашины и вывозили за город. Объём слов: 30
Читать далее
Диктант «Зима»
Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. Объём слов: 15
Читать далее
Диктант «Школа»
Мне семь лет. Я учусь в школе. Идет урок. Мы учим русский язык. Ученики работают хорошо. Объём слов: 16
Читать далее
Итоговый диктант за 1 класс «В лесу»
Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Поют чижи. Пахнут ландыши. Дятлы стучат по дубу. Под елкой укрылись серые ежики. Объём слов: 29
Читать далее
Итоговый диктант за 1 класс «На реке»
Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. Объём слов: 23
Читать далее
Итоговый диктант за 1 класс «Гроза»
Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой. Объём слов: 25
Читать далее
Контрольный диктант «Друзья»
Ребята работали. А Петя сел на ступеньку и сидит. Кошке песню поёт. * Потом услышал ребячьи крики и помчался к друЗьям. Давно пора. Объём слов: 22 / В. Голявкин
Читать далее
Диктант «Прятки»
В лесу стоит избушка. Там живут зайчата. Часто к зайчатам в гости ходит белка. Зайчата и белка играют в прятки. Объём слов: 20
Читать далее
Диктант «Собака и кот»
Папа и мама любили животных. Жили в доме собака Джек и рыжий кот Мурзик. Часто бывали ежи и зайчата. Зверьков я приносил из леса. Объём слов: 24 / Г. Скребицкий
Читать далее
Диктант «Наш двор»
Наш двор большой. Я и мой брат Алёша сделали горку. Хороша наша горка. Малыши были рады. Быстро мчат они на санках с горки. Объём слов: 24
Читать далее
Диктант «Брат»
Вася и Юра идут в школу. Оля пишет брату письмо. Он живет в Кишинёве. Там есть река Бык. Брат часто удит рыбу. Объём слов: 22
Читать далее
Диктант «Хозяин двора»
Лучи солнышка залили ярким светом весь двор. Важно по двору шагал петух Яшка. Он грозный, всех пугал. Яшка — хозяин двора. Объём слов: 20
Читать далее
Диктант «В лесу»
Пойдем скорей в лес! Вот на дереве сойка. Она вертит шейкой. Вот большой муравейник. Объём слов: 14
Читать далее
← 1
В этом разделе
- › Контрольный диктант «Ранняя весна»
- › Контрольный диктант «Лето»
- › Контрольный диктант «Васька»
- › Контрольный диктант «Друзья»
- › Контрольный диктант «Весна»
- › Контрольный диктант «Ёж»
- › Итоговый диктант за 1 класс «На реке»
- › Итоговый диктант за 1 класс «Гроза»
- › Итоговый диктант за 1 класс «В лесу»
- › Диктант «Зима»
- › Диктант «Зима уходит»
- › Диктант «Начало зимы»
- › Диктант «Была зима»
- › Диктант «Зимние забавы»
- › Диктант «Зимой»
- › Диктант «Первый снег»
- › Диктант «Зимой»
- › Диктант «Конец зимы»
- › Диктант «Ушла зима»
- › Диктант «Настала весна»
- › Диктант «Весна»
- › Диктант «Весна»
- › Диктант «На реке»
- › Диктант «Весна в лесу»
- › Диктант «Масленица»
- › Диктант «Весенний ручей»
- › Диктант «Жители дома»
- › Диктант «Осень»
- › Диктант «Дюймовочка»
- › Диктант «Ушла осень»
- › Диктант «Летом»
- › Диктант «Лето»
- › Диктант «Хорошо летом!»
- › Диктант «Дед и внук»
- › Диктант «Брат и сестра»
- › Диктант «Школа»
- › Диктант «В лесу»
- › Диктант «Хозяин двора»
- › Диктант «Брат»
- › Диктант «Наш двор»
- › Диктант «Собака и кот»
- › Диктант «Книга»
- › Диктант «Прятки»
- › 1 класс: Cочетания жи, ши
- › 1 класс: сочетания ча, ща, чу, щу
- › 1 класс: Заглавная буква в именах собственных
- › 1 класс: Обозначение мягкости согласных
Логопедические диктанты по обследованию письма для 1-4 классов
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ДЛЯ 1-Х КЛАССОВ.
1. Записать под диктовку строчные буквы
(в случае забывания обозначить букву точкой):
п, и, ш, т, щ, з, ё, л, д, у, б, э, ф, й, ч, е, ы, в, ж, ъ, х.
2. Записать заглавные буквы:
Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.
3. Диктант слогов:
ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, глор, чит, щус.
4. Диктант слов различной структуры:
Лыжи, круги, жили, куст, щука, улица, бант, аист, насмешка, уснёт, чищу, шарф.
5. Записать после однократного прослушивания:
У ёлки пушистый зайчик.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 2 класс
1. Диктант слов различной структуры:
Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, щука, улица, бант, аист, насмешка, уснёт, грач, чищу, шарф, крыльцо.
2. Записать после однократного прослушивания:
У ёлки пушистый зайчик.
3. Слуховой диктант:
Весна.
Ярко светит весеннее солнце. Его яркие лучи били в глаза. На ветвях деревьев распевали скворцы. В воздухе пахло сосной,мокрой травой. На желтые пушистые цветы вербы прилетели дикие пчелы. Они тоже радовались теплой весне.
2 класс.
Весной оживает вся природа. Тает снег. Греет солнышко. Становится теплее. На реке ломается лед. Дети развешивают на деревьях скворечники. На деревьях появляются почки. После зимней спячки просыпаются насекомые и лягушки. Прилетают с юга первые птицы и начинают вить гнезда. Люди готовятся к севу.
3 класс.
У детей в саду в большой клетке жила белочка. Все дети любили белочку. Но больше всех любила белочку Люба. Она каждый день давала белочке яблоки.
Однажды люба забыла закрыть клетку. Белочка выбежала из клетки и стала бегать по комнате. Она разбила стакан и пролила воду.
Подготовка к зиме.
В лесу каждый готовится к зиме. Птицы уже yлетели на юг. Они боятся холода и голода. Белка спешит заготовить пищу на зиму, утеплить гнездо. В гнезде она сложила грибы, в орешки, шишки. Медведь ищет местечко для берлоги. Зайцы линяют, меняют серую шерсть на белую. В белой шубке надежнее!
Весна пришла.
Ледок прошел. Вода на реке стала спадать, а низкие места еще залиты водой. По высоким берегам синели льдины, по оврагам лежал снег. На обрывах пробивалась молодая зелень . Река ожила. Серые чайки парили над водой. Они камнем бросались за добычей, хлопали по воде крыльями. В их клювах блестели рыбки.
Весна.
Ярко светит весеннее солнце. Его яркие лучи били в глаза. На ветвях деревьев распевали скворцы. В воздухе пахло сосной,мокрой травой. На желтые пушистые цветы вербы прилетели дикие пчелы. Они тоже радовались теплой весне.
Буря в лесу.
Небо быстро почернело. Надвигалась темная туча. Налетал сильный ветер. Деревья кругом закачались. Ветер гудел. Деревья стонали и кряхтели, как живые. Хлынул дождь. Но скоро ветер стих. Дождь перестал. Деревья еще скрипели. Мягко падали ли на землю дождевые капли. В небе опять засияли звезды.
На лугу.
Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами разноцветные бабочки.
(М. Пришвин)
Обвал.
Белка спала в гнезде, на ветке ели. Вдруг тяжелый ком обрушился на крышу гнезда. Белка выскочила. Ее бельчата остались в гнезде. Белка принялась раскапывать снег. Он только придавил крышу. Гнездо осталось цело. Бельчата даже не проснулись.
(ПО В.Бианки)
Воробей.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки.
Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недовольно рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.
(По И. Тургеневу.)
Заяц.
Бегал ночью зайчик по полю от волка да от хитрой лисы. Попал в ямку а сломал ножку.
Пополз он к лесу. Увидел зайчика филин и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайцу, дрожит от страха. Вдруг увидел он елочку и забился в снег под ее иглы. Кружился филин над елкой, но ничего не смог сделать.
(По В. Бианки.)
Тест на выявление дисграфии
Ниже предлагается тест, с помощью которого можно определить наличие определенного вида дисграфии у ребенка. Тестовые задания предлагаются в заданной последовательности. Если ребенок затрудняется выполнить какое-либо упражнение, то допускается его пропуск и переход к следующему.
Скачать: Диагностика дисграфии у младшего школьника