Конспект занятия по развитию речи » Зимующие птицы»
автор: Туршатова Ольга Николаевна в
опитатель МБДОУ №2 компенсирующего вида
Конспект занятия по развитию речи » Зимующие птицы»
Конспект занятия по
развитию речи в средней группе
«Зимующие птицы»
Цель:
Уточнить и расширить представления о зимующих птицах. Закрепить знания о строении птиц. Формировать понятие “зимующие птицы”. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Правильно составлять предложения.
Задачи:
— Образовательная:
уточнить и расширить представления у детей о зимующих птицах, их внешнем виде; активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах); учить отвечать на вопросы полным предложением.
— Развивающая: развиватьу детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц, наблюдательность, познавательные способности — речь, память, внимание, логическое мышление.
— Воспитательная:
воспитывать умение слушать рассказы других детей; воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.
Демонстрационный материал:
загадки о зимующих птицах, письмо, кормушка, корм, вырезанные птицы
(
зимующие и перелётные, схема для рассказа о птице, разрезанные на части картинки птиц
.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята иду, я сегодня в детский сад, а мне на встречу летит снегирь. Смотрю, а в клюве у него конверт. Он с высоты мне бросил его и улетел. Интересно, что написано в письме, давайте прочитаем?
Дети:
давайте
Я, Снегирь-снегирёк живу в лесу. Сегодня в лесу переполох: одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму.
И подпись: снегиь
Воспитатель:
Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы должны улететь, а какие остаться с нами и отправим письмо снегирю.
Дети:
Давайте.
Воспитатель:
Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.
Воспитатель
: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы? Это нас встречают друзья снегиря.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько здесь на ёлочке птиц. А вот и сам снегирь, давайте его попросим пусть расскажет сам ,что прилючилось.
Воспитатель:
Снегирь- снегирёк, что случилось, что за переполох?
Ребята, он говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.
Дети подходят к ёлочке, смотрят и называют птиц: ласточка, скворец, кукушка.
Воспитатель:
Какие это птицы?
Дети:
Перелётные.
Воспитатель:
Почему они так называются?
Дети:
Потому что они улетают в тёплые края.
Воспитатель:
Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?
Дети:
Они замёрзнут от холода и погибнут от голода, потому, что эти птицы насекомоядные, питаются насекомыми, а зимой все насекомые спят, прячутся в земле. Давайте этих птиц отправим на юг, где они могут прокормиться.
Воспитатель:
Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.
Дети называют
птиц: синица, голубь, снегирь, воробей, дятел, ворона, сорока.
Воспитатель:
Какие это птицы?
Дети:
Зимующие.
Воспитатель:
Почему их так называют?
Дети:
Потому что они зимуют с нами, прилетают из лесов поближе к человеку.
Воспитатель:
Снегирь ты поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь.
Дети садятся на стульчики
Отгадывание загадок.
Воспитатель:
Ребята, а вы загадки отгадывать любите?
Дети:
Да
Воспитатель:
- Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (воробей)
- Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
- Непоседа, невеличка, жёлтая вся птичка,
Любит сало и пшеничку. (синичка)
- Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел.)
- Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
(Дети прикрепляют картинки птиц на доску)
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»
Воспитатель:
Ребята, снегирь, спрашивает, а вы, знаете из каких частей, состоят птицы?
Воспитатель:
Дети, давайте рассмотрим птицу и расскажем снегирю о птицах.
Воспитатель:
Молодцы. Ребята, снегирь спрашивает, а вы знаете, чем питаются птицы?
Дети:
Зёрнышками, хлебными крошками, крупой, ягодами, салом.
Игра «Собери картинку»
Детям раздаются конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.
— Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. (Детям, которые затрудняются выполнить задание, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.)
Воспитатель спрашивает детей.
— Расскажи какую птиц ты составил? Аты?
— А теперь ребята давайте поиграем
Физкультминутка.
Птички клювик поднимают (поднимают и опускают голову)
.
Птички крылья расправляют (поднимают и опускают прямые руки)
.
Птички зёрнышки клюют (приседают и стучат указательными пальцами по колену)
.
Птички песенки поют (поворачиваются вправо и влево, взмахивая руками и произносят «Тень – тень»
).
Птички ножки разминают (поочерёдно поднимают ноги, сгибая колени)
.
Птички прыгают, летают (прыжки на двух ногах)
Воздух носиком вдыхаем (медленно поднимают руки – вдох, отпускают – выдох)
.
Дети полетели и сели на стульчики.
Воспитатель: А
теперь ребята послушайте, я расскажу о воробье, а вы внимательно послушайте. ( рассказ воспитателя)
Воспитатель:
А теперь , кто из вас желает рассказать о воробье, можно смотреть на схему при рассказывании.( рассказы детей
Воспитатель:
а вы хотели бы помочь птицам, чтобы они не погибли от голода.
Дети:
Да
Воспитатель:
Вот у нас есть кормушка , мы сегодня повесим на нашем участке, и каждый день будем класть в гашу кормушку еду для птиц.
Итог:
Вот и подошла к концу наша прогулка полесу. Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах.
Конспект занятия по развитию речи » Зимующие птицы»
Снежинка № 4
Есть слова похожие, Как родственники схожие, Они живут одной семьей, Поиграть хотят с тобой.
Воспитатель: Хотите поиграть?
Игра называется «Договори словечко».
- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег).
- С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
- На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок).
- Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью … (снежной).
- Вот веселье для ребят – всё сильнее … (снегопад).
- Все бегут вперегонки, всё хотят играть в … (снежки).
- Снежный ком – на снежный ком, всё украсили … (снежком).
- Словно в белый пуховик мы одели …. (снеговик).
- Рядом – снежная фигурка, это девочка … (Снегурка).
Воспитатель: Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они?
А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)
— Тогда на них нужно подуть (медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» ) и дуйте на снежинки.
(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Снежинка №5
Ребята, Волшебница-Зима приготовила для вас следующее задание: нарисовать снежинку. Эта снежинка волшебная, она не растает, потому что нарисована на бумаге.
(Показ снежинок изображённых на картинках).
Для этого нам необходимы вот такие листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать на клей соль. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть. Вот какие замечательные снежинки вы теперь умеете рисовать. Молодцы, ребята!
(Во время самостоятельной деятельности детей, включается музыка).
Мы украсим этими снежинками наш участок (нашу группу)
Цель: Научить детей составлять описательный рассказ о перелётных птицах.
Задачи:
Уточнять и актуализировать словарь детей по теме
Закрепить названия перелётных птиц в именительном падеже единственного и множественного числа
Научить детей делать газету
Закреплять умение рисовать, наклеивать, упражнять в моделировании
Уяснить строение птиц, внешние признаки
Оборудование:
Разрезные картинки с перелётными птицами
Схематичные картинки с улетающими птицами
Ватман, клей, мяч, магнитная доска
Магнитофон, микрофон, аудиокассета с музыкой
Ход занятия по развитию связной речи в старшей группе
Организационный момент
Логопед и дети становятся в круг. Раздается стук в дверь и входит «корреспондент» (воспитатель) газеты «Лесная газета».
Логопед: Здравствуйте, кто вы?
Воспитатель: Здравствуйте, я корреспондент «Лесной газеты». К нам в редакцию сегодня позвонили малыши из соседнего детского сада и попросили редакцию прислать им газету про перелетных птиц. Малыши хотят узнать, кто такие перелетные птицы.
Они не умеют читать, поэтому газету надо нарисовать. Я принесла с собой для газеты бумагу, клей, картинки. Поможете мне сделать для малышей газету?
Логопед: Ну, что ребята поможем малышам? Давайте вспомним названия, каких перелетных птиц вы знаете? (Дети загадывают друг другу загадки).
Беседа с детьми об осени
Логопед: Мы вспомнили с вами названия перелетных птиц. А почему они так называются? (Ответ детей). Отлёт перелетные птицы в тёплые края – это одна из примет осени. А какие приметы осени вы еще знаете? (Ответы детей). Оцениваются ответы детей.
Логопед: Осенью люди прощаются с перелетными птицами. Давайте и мы с вами с ними попрощаемся. Я буду читать стихотворение, и выполнять движения, а вы повторяйте движения за мной. (Звучит тихая музыка. Логопед читает стихотворение, а дети выполняют в такт словам движения).
Физминутка
Осень – непогодушка, (подняли руки вверх)
Тополь пожелтел. (наклоны туловища влево — вправо)
Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)
Песенку запел. (повороты туловища влево — вправо, руки в стороны)
Ветка чуть качается, (руки вперед)
Дождик не кончается, (Наклоны туловища вперед-назад)
С нами старый скворушка
До весны прощается (Приседания)
Логопед: Ребята, о ком было стихотворение? (Ответы детей). Правильно, скворец прощается с нами, он улетает в теплые края. А вы знаете, как улетают скворцы, когда собираются все вместе?
Лексико-грамматические игры и упражнения
Игра «Как птицы улетают?»
Логопед: Я буду говорить предложение, а вы помогите мне его закончить.
(После ответа детей на доску выставляется схематическая картинка).
Воспитатель: А я вас попрошу ребята найти подходящую картинку к этому предложению и вклеить ее в газету.
Ласточки, грачи, скворцы улетают … (Стаей).
Журавли улетают … (Клином).
Кукушки улетают … (Поодиночке).
Игра с мячом « Один — много»
Логопед: Я называю птицу, а вы мне называете много птиц.
(Ребенок ловит мяч и возвращает его логопеду, назвав название птиц в именительном падеже множественного числа).
Цапля – цапли, грач – грачи; журавль – журавли; аист – аисты; кукушка – кукушки; скворец – скворцы; ласточка – ласточки.
Игра « Какой птички не стало?»
Логопед: А сейчас картинки с птичками будут прятаться от вас, а вы назовите мне какой птицы не стало. (Дети закрывают глаза, а логопед в это время убирает одну картинку. Игра повторяется 4 – 5 раз. Дети дают ответ в родительном падеже по образцу: Не стало цапли. Не стало грача. Не стало кукушки. Не стало аиста. И т.п.)
Развитие связной речи. Составление описательного рассказа
Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к нашей газете. В нашей газете должны быть картинки с птицами. Малыши играли с картинками и нечаянно их разрезали. Найдите себе друга, с которым будете собирать картинку. (Дети собирают разрезные картинки в целую, называют получившуюся перелетную птицу и наклеивают картинку в газету).
Логопед: А сейчас вы со своим другом расскажите о своей получившейся птице. А помогут вам вот эти схемы. (Логопед дает образец составления описательного рассказа о перелетной птице по схеме. Дети в парах составляют рассказ. Первый ребенок – начало рассказа, второй – конец).
Воспитатель: А я ваши рассказы буду записывать на кассету. Малыши будут смотреть на нашу газету, и слушать ваши рассказы, так они узнают о перелетных птицах.
Подведение итогов
Логопед: Уважаемый корреспондент, готова ваша газета?
Воспитатель: Да, газета готова. Я думаю, что малышам она очень понравится. Посмотрите, какая замечательная газета у нас получилась.
Логопед: Сегодня мы с вами вспомнили многих перелетных птиц. Помогли корреспонденту сделать газету для малышей, и даже записали рассказы на кассету. Ребята смогут не только увидеть, но и услышать про перелетных птиц. Малышам было бы интересно услышать и стихотворение о перелетных птицах. Может быть, кто-нибудь из вас знает такое стихотворение? (Ребенок рассказывает стихотворение).
Воспитатель: Большое вам спасибо, ребята за помощь: за картинки, за рассказы и за такое замечательное стихотворение. Мне пора относить газету в соседний детский сад малышам. До свидания! (Уходит).
Логопед: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли, отвечали на вопросы, рассказывали о птицах, какую газету вы сделали для малышей.