Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы»
Дата______________ Класс________
№ Урока___________
Тема: Перелетные птицы
Коррекционно- образовательные цели: — Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах. — Расширение словарного запаса по лексической теме, — Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно- развивающие цели: — Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления. — Развитие общей и мелкой моторики. — Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Коррекционно-воспитательные задачи: — Воспитание любви к животному миру.
Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.
Ход занятия
1.Пальчиковая гимнастика.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка-
Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка , стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Артикуляционная гимнастика.
«Как язычок спас ворону от кошки».
Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики»)
и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли
(упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»).
Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка
(упр. «Сердитая кошка»).
Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить
(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо).
Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце
(упр. «Чашечка»)
и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).
Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»).
Вымыв свои лапки, ушки и мордочку
(упр. «Варенье»),
кошка залезла на дерево и крепко заснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).
Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).
3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»
Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.
4. Беседа о перелётных птицах.
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
5.
«Не ошибись».
Логопед предлагает детям сесть за столы.
На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: «Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.»
Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».
«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».
6. Игра «Где птичка? »
Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »
7. Игра «Назови части тела птицы».
Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».
Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
6. Игра «Найди звук».
Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).
Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.
7. Работа в тетрадях
Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.
8. Итог занятия.
Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Перелётные птицы»
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 365» г.о.самара Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Перелётные птицы» подготовила и провела учитель-логопед МБДОУ д/с 365 Калюжина Е.Ю. Самара, 2015.
2 Тема НОД. Перелётные птицы. Разработчик: Калюжина Елена Юрьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ детского сада 365 г.о. Самара Возраст детей: 6-7 лет лет. Время проведения: март 2015 года. Цель: уточнить знания детей о весне и перелётных птицах. Задачи: 1) коррекционно-образовательные: расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни; обучение развернутому высказыванию; обучение образованию сложных прилагательных; обучение образованию приставочных глаголов; 2) коррекционно-развивающие: развитие умения отвечать на вопросы полно; развитие связной речи; развитие словесно-логического мышления; 3) коррекционно-воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; воспитание нравственных качеств. Организация образовательной среды: Для мотивации к НОД: аудиозапись «Голоса птиц» Для проведения НОД: предметные картинки, глобус, иллюстрации полета птиц. Предварительная работа: -педагога: разработка конспекта, изготовление пособий, подбор речевого материала и предметных картинок по теме НОД;
3 — с детьми: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций с различными видами птиц. — с родителями: закрепление речевого материала. Формы организации совместной деятельности: игра, беседа, самостоятельная деятельность, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, самоанализ. Проведение НОД Мотивация: Дети играют на ковре. Включить аудиозапись «Голоса птиц». Логопед: — Ребята, какие звуки раздаются вокруг? Давайте внимательно послушаем. Логопед: — Чьи голоса были слышны? — Какое настроение вызвало у вас пение птиц? — Какие птицы прилетают весной? — Как называют таких птиц? — Почему их называют перелётными? — Каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей) Реализация видов деятельности. 1. Игра «4-й лишний». На доску вывешиваются картинки с изображением птиц. — Какая птица лишняя? Почему? (дети объясняют свой выбор) Ласточка соловей ворона журавль Сорока аист воробей голубь
4 2. Закрепление знаний о перелётных птицах. Логопед:- Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? (Потому что становится холодно, нечего кушать). Л: — Самое главное то, что нет корма для жизни. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Если птицы питаются насекомыми, то им зимой нечем будет прокормиться. — Если птицы питаются насекомыми, то их называют насекомоядными. Каких насекомоядных птиц вы знаете? (Дети делают предположения) Л: — Насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. Их можно отличить по клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Трясогузка одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. — Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами
5 растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. — Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. 3. Игра «Скажи одним словом» Логопед: — Давайте обратим внимание на характерные признаки перелётных птиц. У каждой птицы они свои. Составьте определение для птицы, используя два слова. — У аиста длинные ноги. Он (длинноногий) — У кукушки пёстрые крылья. Она (пестрокрылая) — У утки широкий клюв. Она (ширококлювая) — У грача чёрные крылья. Он (чернокрылый) — У скворца звонкий голос. Он (звонкоголосый) — У лебедя длинная шея. Он (длинношеий) — У ласточки белая грудка. Она (белогрудая)
6 4. Игра «Что делает птица». Логопед: — Закончите предложение, изменяя слово «летает»: 1. Скворец в скворечник (залетает) 2. Ласточка к нам из-за моря (прилетает) 3. Кукушка с ветки на ветку (перелетает) 4. Лебедь из гнезда (вылетает) 5. Чайка к воде (подлетает) 6. Журавль в небо (улетает) 5. Беседа о птицах. Логопед: — Ребята, а как птицы находят себе дорогу домой? (Дети делают предположения). Л:- В полёте они ориентируются на звёзды. А если небо затянуто облаками и земли не видно, то они ориентируются на её колебания. -Знаете ли вы, что некоторые птицы, например утки, улетают «стайками», т.е. все вместе. Некоторые птицы, например журавли, летят «клином», т.е. в виде треугольника. Другие птицы выстраиваются «цепочкой», т.е. друг за другом, выстраиваются в одну линию. Это зависит от повадок птиц. У птиц всегда есть вожак, который летит впереди и показывает дорогу. (Дети рассматривают иллюстрации и рисуют «клин» и «стаю»)
7 6.Физминутка «Птицы» Дети загибаются пальцы рук на каждое название птицы Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек стайка: Эта птичка соловей, Эта птичка воробей, Эта птичка совушка, Сонная головушка. Эта птичка свиристель, Эта птичка коростель, Эта птичка скворушка, Серенькое перышко. Эта зяблик, Эта стриж, Эта развеселый чиж. Ну а эта злой орлан, Птички, птички, по домам. (Дети разбегаются в стороны) 7.Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» — Первыми осенью улетают насекомоядные птицы, потому что (насекомые прячутся и им нечем питаться). — Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что (она не вьет себе гнезда). — Все люди любят слушать соловья, потому что (он красиво поет, заливается). — Весной перелетные птицы возвращаются, потому что (им нужно выводить птенцов).
8 8. Рассказ о местах зимования птиц. Логопед: — Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. (Дети рассматривают иллюстрации) Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы. Одни птицы зимуют на побережье Средиземного моря, другие в Африке, а есть и такие, которые летят на зимовку в Японию. (Показать маршрут перелётов птиц на глобусе, затем это делают дети)
9 9. Беседа на экологическую тему. Логопед: — Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Потому что они приносят пользу) Птицы радуют нас своим пением, щебетанием. Людям от этого радостнее, веселее жить. А что произойдёт, если птицы не прилетят весной? Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать леса и парки от вредных насекомых. Насекомые могут съесть всю растительность и урожаи на огородах, на дачах. Некому будет разносить семена ягод и растений. Поэтому птиц считают друзьями человека. Их надо беречь и заботиться о них! Чтение стихотворения Мусы Джангазиева «Берегите птиц» Не трогай ласточку! Она Издалека летит сюда! У нас растит своих птенцов, Не разоряй её гнезда. Будь другом птиц! Пусть под окном Поет весною соловей, И над просторами Земли Летают стаи голубей.
10 10. Подведение итогов. Логопед:- Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти. Не забывайте, что птицы — наши друзья, младшие братья, и мы должны беречь их и охранять. Литература 1. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М., И.В. Баскакина И.В., М.И. Лынская. Логопедические игры М., Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.