Конспект группового занятия по логопедии с учениками второго класса
Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте
Цель: — Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц; — Обогащать словарный запас; — Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие
Ход занятия
1. Организационный момент Дети поздоровались, сели
2. Развитие фонематического слуха: — Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах: Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы
3. Логопед проговаривает слоги, а дети по – очереди повторяют: СА – СА — ЦА ЦА – СА — СА СУ – ЦУ – ЦУ ЦЫ – ЦЫ — СЫ СО – СО – ЦО
4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова: рец дво нок ста куз нец тик кус ся ме цы ни стра ца ни лест ца а ци ка я гу ни се ца са ни хар ца кон ту сти ци я Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция Словарная работа Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают) Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник А, как Вы понимаете слово конституция? Дети: Это наши права Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан (Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)
5. Игра: «Наведи порядок в словах» Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова (слоги могут повторяться) Цве нок Двой цо Сет ца Сы ток Коль цы Пыль ка Сал хар Гу се СА ни Кон фет Коль шеб Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.
6. Игра: «Внимание» Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите и исправьте ошибки. Ясный месяц Блестит кольсо Толстая гусениса Серебряная сепочка Светы сирени Свежая водиса Целый цтакан Сестрица Алёнушка Немеский язык Светёт сирень Смелые бойцы Пестрая куриса Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица
7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова. У цветов сирени красивый… Лунный… освещал окрестность ( свет, цвет)
Девочке подарили…- семицветик Спой, …. не стыдись (цветик, светик)
Саша …. за стол и съел суп Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)
8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по — очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов: Зиме конец, летит… скворец Курица созывает своих …. цыплят Сахар хранится в …. сахарнице Лист в книге называется…. страница Москва — …. нашего государства….. столица В году двенадцать …. месяцев Поезд подходит к ….. станции Детёныш птицы называется …. птенец Сегодня целый день светит….. солнце
Физ. минутка (Движение с речью) Снег, снег, белый снег Засыпает он нас всех. Дети все на лыжи встали И по снегу побежали.
9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова (возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают) за, лес, садится, солнце; крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён; поставила, на, сахарницу, Соня, стол; Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в; соль, в, насыпают, солонку Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.
10. Внимательно прочитайте текст (Подчеркните С — одной чёрточкой, а Ц – двумя) Ответьте на вопросы Гиацинт. Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце. А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов — синих, душистых — душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!
Вопросы: Что принёс папа? Куда мама посадила луковицу? Когда появился маленький росток? Когда мама поставила цветок на солнце? Когда расцвёл цветок? Как назывался цветок? Логопед показывает картинку с гиацинтом Итог занятия Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками. Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.
Автор материала: Буданова Ирина Васильевна
Также по теме:
Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в предложениях»
Картотека упражнений на дифференциацию звуков С — Ц
С/Ц — 8.
1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.
2. Повторять предложения, к выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.
Птицы — вестники весны. В саду зацвели цветы.На столе ваза с цветами
. Весной отец посадил перец. Васин отец — кузнец на заводе.
Сегодня целый день светит солнце.
На осине синицы вывели птенцов. Вася повесил полотенце на гвоздь. Самолет спускается на землю. Бабушка вяжет спицами.
С/Ц — 9.
1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.
2. Повторять предложения, к выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.
У лисицы лисята. У Симы платье из ситца.
Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо.
У
Денис выпил целый стакан сока.
Заглянет солнце к нам в оконце.
На акации сидела синица. Скворец принес гусеницу. Целый месяц дети были в лагере. Синица схватила гусеницу. Соня собирает в теплице огурцы.
С/Ц — 10
1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.
2. Повторять предложения, к выделенным предложениям нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.
Целый день сияло солнце. Сентябрь — осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светит в оконце
. В мае зацвели сирень и акация. По улице идет демонстрация.Дети целый день готовятся к экзаменам.
Сани светлые ресницы
. Лисица крадется к зайцу. Саня пасет овец.
С/Ц — 11
1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.
2. Измени предложения по образцу.
Я загнал лисицу. Ты загнал лисицу. Он загнал лисицу. Мы загнали лисицу. Вы загнали лисицу. Они загнали лисицу.
Я развел в саду цветы. (Ты, он, мы, вы, они).
Я загорал на солнце. (Ты, он, мы, вы, они).
Я знаю семь пословиц. (Ты, он, мы, вы, они).
Я повесил полотенце на гвоздик. (Ты, он, мы, вы, они).
С/Ц — 12
1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.
2. Повторять потешку. Выучить наизусть.Нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.
Над сосной летит синица,
Под сосной сидит лисица.
С/Ц — 13
1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.
2. Повторять по предложению. Пересказать. Нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.
Наши друзья.
В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревце полгибает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Ситницы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают домики. Прилетают скворцы, несут яйца, выводят птенцов. Скворцы спасают посевы. Берегите птиц!
С/Ц — 14
1. Повторить задания № 1,2, 3 из С/Ц — 1.
2. Повторять потешку. Выучить наизусть.Нарисовать или наклеить подходящие по смыслу картинки.