Грамматические игры для автоматизации звука [р]картотека (старшая группа) по теме

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы малыш научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап так и называется — «автоматизация звука р», что ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками.

В статье Вы найдете игры, скороговорки, чистоговорки, стихи для автоматизации звука Р из моей игровой копилки.

Для автоматизации звука р используются слова, фразы, предложения, насыщенные этим звуком. Если в них ребенок ошибается и неправильно (привычным старым способом) говорит звук р, то нужно просто его попросить повторить слово уже правильно. И похвалить его — напомнить, что он уже научился выговаривать звук р и подружился с ним. При этом нужно помнить, что ошибки в произнесении трудного звука бывают всегда, и это нормально. Постепенно малыш будет всё меньше и меньше ошибаться. Вспомните, как нам – взрослым – трудно отвыкать от старой привычки. Ребенку это дается тоже не просто, поэтому ему требуется поддержка.

Игры и задания на автоматизацию звука р можно проводить только тогда, когда звук р появился в речи ребенка. Автоматизация звука Р — уже третий этап наших игр-занятий с малышом по звуку Р. О первых двух этапах можно прочитать в статье «Как научить ребенка говорить Р? Артикуляционная гимнастика для звука Р» и «Игры (звук Р)»

Ну что же, начинаем играть!

Теги

и звуки.чистый звук всвоеобразный звук.Нарушение звукопроизношения становитсяПостановка звука начинаетсянеречевые звуки.со звуком.введения звука впервом звуке.вводить звук вНарушения речи Развитие иустная речь укомпоненты речи иЕсли ребенок несамостоятельную речь.по разным причинам.сильном речевом выдохе.самостоятельную речь. Ребенок долженЭтапы автоматизации звука Автоматизация во Автоматизация звукас автоматизацией.этап автоматизации.заниматься автоматизацией.вводить слова сКаждое слово лучшеназывал слово целиком.анализу слов.в словах можноКаждое слово обязательноупражнения повторяют вребенку повторить маршрут.раз повторяем звук2. Повтори прямые3. Повтори обратные5. Повтори прямые6. Повтори обратные10. Повтори слова11. Повтори словосочетания.12. Повтори предложения.

дракрасныйсловосочетанияскороговоркигораверитьноракомарюройрыськрапарапредложениянарушенияпомидорстечениемрогарозовыйгратраватопоррозазабордорогашарысогласныхбракрупныйназовиноябряновый

Дифференциация звуков [Р] [Р’] в словах, содержащих оба звука

Повтори (прочитай) слова:

ребро рекорд реактор переворот
пример перерыв редактор репертуар
прибор природа маргарин тренировка
вратарь приправа гербарий парикмахер
тренер пригорок премьера прикрытие
барьер трафарет Маргарита перекрытие
портрет бригадир переправа перегородка

Игра 2. Речевая подвижная игра «Буря»

Играть в эту игру по звуку Р можно как вдвоем, так и втроем и даже с группой. Один человек – ведущий. Он изображает ветер. Нужно, чтобы ребенок в этом время сидел на стуле (это позволит избежать ненужных отвлечений) и изображал ветер. Ветер можно изображать двумя вариантами:

  • «заводить моторчик – дрррр» (звук Р с вибрацией). РРРРР – началась буря.
  • рот открыт, широкий язык за верхними зубами на альвеолах. Ребенок дует на язык – получается глухой звук, который называют «проторным р».

Все другие играющие – деревья. Когда дует ветер, деревья раскачиваются в стороны (поднять руки вверх и раскачивать туловище). Как только ветер дуть перестал, деревья должны мгновенно остановиться и замереть. Кто не успел остановиться – становится ветром. Если все внимательны и вовремя останавливаются, то нужно через 3-4 повторения игры поменяться ролями.

Стихи как способ автоматизации

Рекомендуется применять для автоматизации звука «Р» и стихотворения. Конечно же, подбирать их необходимо таким образом, чтобы в них было множество слов с нужной буквой. Можно совместно с детьми попробовать сочинить собственное произведение, это будет намного увлекательнее.

Желательно заучивать стихотворения наизусть. Важно при этом наблюдать, чтобы произношение было правильным. Если малыш сделает ошибку, то надо попросить его рассказать произведение снова.

Для занятий с ребенком можно выбрать такие стихотворения:

Страусы строят гнезда в сторонке. Странными кажутся эти воронки. Ямы в песке роют быстро и просто Красивые птички высокого роста.

Пропала буква Р. Где? В театре, например. А может мы ее вчера Забрать забыли со двора? Потеряли в гастрономе, Не нашли за дверью в доме? Или спрятали, проверьте В этом беленьком конверте? Может, милиционер Подскажет нам, где буква Р? Но закричала громко Даша: — Нашлась буковка наша! Посмотрите, как просто это: Рыба! Рак! Река! Ракета!

Четверо друзей дружно дрались, Кондрат и Трофим помогать им взялись, Драка закончилась, тройка смеется: «Дружными быть не всегда удается!»

Я умею на кроватке Простыню расправить гладко И у смятой подушки Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано Умывался из-под крана! Я теперь и сам умею Вымыть и лицо и шею.

Утром радио вещало И прогноз передавало: У окраин Ленинграда Ждите грома, ветра, града, И бурана ждите!.. Впрочем, Наш прогноз еще не точен!..

Веселые, проворные Из теплых стран в апреле Грачи, от солнца черные, К нам в городок прилетели.

На крейсере «Варяг» Кудрявый был моряк. Моряк привык к порядку — Моряк любил зарядку!

Барабанщик сильно занят. Барабанщик барабанит. Тарара, тарара, Нам гулять идти пора!

Автоматизация звука «Р» в словах и стихах помогает ребенку развить память, речевую деятельность в целом, мышление, повысить свой словарный запас. Поэтому родители больше всего предпочитают именно произведения в стихотворной форме для развивающих занятий.

Таким образом, автоматизация звука «Р» в словах является закреплением звука, произношение которого уже поставлено. Она начинается с артикуляционной гимнастики, а продолжается различными упражнениями на закрепление в слогах, словах и предложениях. Для того чтобы, вызвать интерес детей к занятиям, следует проводить их в форме игр. Ведь только при желании ребенка можно добиться хороших результатов.

Игра 5. Подвижная речевая игра «Волк»

Для игры нужно заранее обговорить, где будет «логово волка», а где «наш дом». Водящий – волк – садится в своё логово. Другие игроки выходят из «дома» и подходят к «логову волка». Они начинают дразнить волка:

Волк – волчок

Серый бочок!

Не лежи на печи!

Дай ты нам калачи!

«РРР», — рассерженно рычит волк. По этому сигналу игроки убегают в свой «дом», а волк их догоняет. Если волк задел игрока, он становится волком.

Игра 4. Речевая музыкальная игра со слогами с Р «Трубачи»

Взрослый предлагает ребенку поиграть в трубачей. Ребенок изображает как он играет на трубе руками и одновременно говорит: ррра-ра-ра, ру-ру-ру, ро-ро-ро, ры-ры-ры. Можно поиграть на большой трубе, которая звучит низко, сурово. И на маленькой трубе, которая звучит высоко, нежно, мягко.

Дальше вместе с ребенком попробуйте пропеть на слог «ра – ра — ра» любую простую мелодию деткой песни («сыграть ее на трубе»). «Сыграйте на трубе» (т.е. спойте на слог «ра-ра-ра») Вашу любимую песню.

Поиграйте в «Угадай мелодию». Один игрок загадывает песню, «играя ее на -трубе» т.е. пропевая мелодию без слов на слог ра-ра-ра. Другой игрок – угадывает, что это за песня. Потом поменяйтесь ролями. В «Угадай мелодию» хорошо играть в дороге.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]