Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными


Дидактические игры для детей 5-7 лет. Тема: «Прилагательное»

Дидактические игры для знакомства и закрепления темы «Прилагательное».
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Аверьянова Яна Станиславовна, я воспитатель подготовительной группы игровой школы Монтессори. Сегодня я хочу представить вам материал из раздела «язык», который я разработала на основе трёхчасных карт М. Монтессори. Очень много языкового материала существует в системе Монтессори, который был адаптированный к особенностям нашего родного языка последовательницей Монтессори в России Ю.И.Фаусек. Упорядочивание слов языка по тем или иным признакам является главным способом углубления и расширения языковой интуиции ребёнка. Не выучивание неких грамматических правил и применение их в письменной и устной речи, а тренировка в интуитивном сопоставлении слов по определённым параметрам, заданным в грамматическом материале. Ю.И.Фаусек говорила о том, что сознательное изучение грамматики русского языка с 5-6 лет следует начинать с интуитивного определения ими рода и числа существительных. И когда дети освоили такие грамматические единицы, как « имя существительное», «род», «число» можно приступать к изучению других частей речи. И первым из них будет «Имя прилагательное». Перед началом работы с материалом ребёнка необходимо познакомить с данной частью речи. Не обязательно давать понятие, но ребёнок уже должен знать, на какой вопрос отвечает данная часть речи и то, что она обозначает признак предмета, для этого в Монтессори-педагогике используется пособие «Ферма», но можно использовать и то, что есть под рукой, например: На столе разложено множество карандашей и педагог просит: -Дай мне карандаш. (ребёнок приносит любой понравившийся ему карандаш) -Нет, ты принёс мне не тот карандаш, мне нужен другой. Т. к. карандашей много, то ребёнок в растерянности и у него естественно возникает вопрос-какой? -Синий. Ребёнок подаёт карандаш и педагог говорит: -Назови вопрос, который ты мне задавал. (КАКОЙ?) -Какой карандаш ты мне принёс? -На вопрос, какой? отвечает прилагательное. (ребёнок повторяет, как называется часть речи за педагогом и старается запомнить) — А как ты думаешь, что обозначает прилагательное? (этот вопрос может вызвать трудность и поэтому педагог может предложить ребёнку порассуждать: а карандаш может быть только синим? Значит, карандаш остаётся неизменным, но у него меняется цвет. Цвет это признак карандаша, по которому мы можем узнать его среди других таких же карандашей. А у карандаша может меняться только цвет? А что ещё? (форма, толщина, длина). Это всё признаки , по которым мы можем отличить одинаковые предметы друг от друга.) После этого идёт закрепление знаний: -Задай вопрос к слову синий. -Какая это часть речи и что она обозначает? -Назови мне все признаки, по которым можно узнать этот карандаш (цвет, форма, длина, ширина) Для закрепления полученных знаний, можно поиграть в игру «Сыщики» (педагог и ребёнок по очереди описывают различные предметы, которые необходимо угадать) В системе Монтессори практикуются индивидуальные уроки-презентации, но когда дети уже все знакомы с материалом (в данном случаи с именем прилагательным) можно использовать и групповую работу -игра «Сыщики» (ребёнка педагог просит либо найти предмет по указанным признакам, либо ребёнок сам описывает предмет, чтобы другие догадались, какой предмет он описал) -поочерёдно называют признаки предмета (дом какой может быть?) -что может быть круглым? (квадратным, мягким…..) -назовите прилагательные, которые отвечают на вопрос какая?(какое? Какой. ) Для того чтобы ребёнок углубил и отточил свои знания и умения в определении прилагательных я предлагаю, разработанные мной дидактические игры. Дидактическая игра «Прилагательные» Цели: Прямая

: познакомить детей с частью речи — Имя прилагательное
Косвенные:
Обогащение словаря Развитие внимания, мышления, речи Научить детей классифицировать прилагательные Совершенствование навыков письма и чтения Развитие речи

Трёхчастные карточки с прилагательными (карточка контрольная (на ней картинка и слово объединены) и карточки, где отдельно картинка и слово). Качественные: лиловый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, белый, коричневый, чёрный, серый, розовый, солнечный, дождливый, огненный, шершавый, волнистый, гладкий, клетчатый, полосатый, пятнистый, разноцветный, ребристый, пасмурный, квадратный, пупырчатый, цветастый, пушистый, мягкий, серебристый, твёрдый, круглый. Относительные: бумажный, вязанный, деревянный, джинсовый, железный, каменный, кожаный, ледяной, меховой, пластмассовый, снеговой, стеклянный, чешуйчатый, резиновый, кирпичный, берёзовый. Притяжательные: беличий, лисий, заячий, волчий, конский, коровий, птичий, жирафья, козья, собачья, кошачья, пингвинья, овечья, дельфинья, страусиная, тюленья, черепашье, куриное, крокодилье, страусиное, перепелиное, змеиное, утиное, орлиное. Возраст: 5-7 лет Знакомство можно начинать в старшей группе детского сада (без разделения на качественные, относительные и притяжательные) и продолжить знакомство в подготовительной группе, уже разделяя эти слова по группам и делая выводы о том, чем они отличаются друг от друга (не давая понятий, на интуитивном уровне). Так же материал можно использовать в начальной школе при знакомстве с темой «Имя прилагательное» и в среднем звене школы, где идёт знакомство с видами прилагательных. Способы проверки: Правильность выполнения работы проверяет педагог, ребёнок может проверить себя сам по контрольной карте, может проверить старший товарищ. Знакомство с материалом.

Ребёнок в Монтессори-группах уже с младшей группы знаком с трёхчасными карточками и алгоритмом работы с ним: — раскладываются контрольные карты на коврике (можно и на столе, но на коврике детям работать удобнее и больше места) с левого верхнего угла вниз друг за другом, если не влезли все в один ряд, то следующий ряд выстраивается так, же сверху вниз, но не вплотную к первому ряду, а на расстоянии, чтобы можно было разместить рядом картинку и слово (фото 1). -ребёнок подбирает картинки, подходящие к контрольным (ребёнок раскладывает все картинки к контрольным картам) (фото 2) -ребёнок подбирает все слова и раскладывает их под картинками (если ребёнок не умеет читать, то подбирает слова по образу — «интуитивное чтение») (фото 3) Карта картинка слово Для начала ребёнок работает с одним набором карт (качественные, относительные, или притяжательные, начинать лучше с качественных, т.к. это более близко ребёнку и легче для восприятия). -Когда разложен весь материал, ребёнку предлагается рассмотреть его и подумать, что общего у всех этих картинок, на какие группы его можно разделить (обозначают признаки по цвету, по форме, текстуре) -Переписываю слова в тетрадь. -составляют словосочетания и предложения с данными словами (можно сочинить сказку или рассказ с использованием этих прилагательных) В старших классах на данном материале даётся понятие качественные прилагательные, и дети могут сделать выводы, по каким признакам можно отнести прилагательные к данной группе. Так же проходит работа с материалом на остальные виды прилагательных.

-для усложнения работы и отработки полученных знаний, дети раскладывают вначале картинки, затем подбирают слова и потом проверяют правильность выполнения по контрольной карте. -можно проводить групповую работу с этим материалом • Разделить карточки в кармашки на доске на качественные, относительные и притяжательные • Раздать карточки детям и предложить объединиться в группы по видам прилагательных (поднимите руки те, у кого качественные прилагательные, у кого прилагательные обозначают цвет, у кого прилагательные отвечают на вопрос чей? и т.д.) • Поиграть в загадки: встанут те дети, у которых слово обозначает признак предмета по материалу, из которого он изготовлен…. • Доскажи словечко: мой мячик …(могут встать дети, у которых карточки подходят по цвету, по форме, по текстуре, по материалу: красный, круглый, гладкий, резиновый) Можно придумать и другие игры, в зависимости от целей и задач использования материала. фото 1


фото 2


фото 3


Продолжением работы над прилагательными служит другой материал «Существительное +Прилагательное», на базе которого формируется правильное согласование этих частей речи.

Дидактическая игра «Существительное + Прилагательное» Цели: Прямая:

научить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде.
Косвенные
: Развитие внимания, мелкой моторики Обогащение и активизация словаря Развитие связной речи Совершенствование навыков чтения и письма

Трёхчастные карты. Прилагательные: цветастый, пятнистый, клетчатый, лиловый, жёлтый, красный, зелёный (я взяла только качественные прилагательные, но в дальнейшем можно использовать и относительные и притяжательные, когда ребёнок достаточно хорошо освоит работу с данным материалом). Кайма у карточек синяя и рядом со слово синий треугольник- символ прилагательного в системе М. Монтессори. Только контрольная карточка. Существительные: М.р.- кувшин, зонт, мяч, слон, цветок. Ж. р.- рубашка, кастрюля, шляпа, бабочка, ваза. Ср. р.- ружьё, полотенце, ведро, пальто, платье. Кайма у карточек чёрная и рядом со словом чёрный треугольник- символ существительного у Монтессори. Все картинки на существительные чёрно – белые. В надписях выделены окончания.Только контрольная карточка. Согласование: цветастый кувшин, пятнистый кувшин, клетчатый кувшин, лиловый кувшин, жёлтый кувшин, красный кувшин, зелёный кувшин; цветастый зонт, пятнистый зонт, клетчатый зонт, лиловый зонт, жёлтый зонт, красный зонт, зелёный зонт; цветастый мяч, пятнистый мяч, клетчатый мяч, лиловый мяч, жёлтый мяч, красный мяч, зелёный мяч; цветастый слон, пятнистый слон, клетчатый слон, лиловый слон, жёлтый слон, красный слон, зелёный слон; цветастый цветок, пятнистый цветок, клетчатый цветок, лиловый цветок, жёлтый цветок, красный цветок, зелёный цветок; цветастая рубашка, пятнистая рубашка, клетчатая рубашка, лиловая рубашка, жёлтая рубашка, красная рубашка, зелёная рубашка; цветастая кастрюля, пятнистая кастрюля, клетчатая кастрюля, лиловая кастрюля, жёлтая кастрюля, красная кастрюля, зелёная кастрюля; цветастая шляпа, пятнистая шляпа, клетчатая шляпа, лиловая шляпа, жёлтая шляпа, красная шляпа, зелёная шляпа; цветастая бабочка, пятнистая бабочка, клетчатая бабочка, лиловая бабочка, жёлтая бабочка, красная бабочка, зелёная бабочка; цветастая ваза, пятнистая ваза, клетчатая ваза, лиловая ваза, жёлтая ваза, красная ваза, зелёная ваза; цветастое ружьё, пятнистое ружьё, клетчатое ружьё, лиловое ружьё, жёлтое ружьё, красное ружьё, зелёное ружьё; цветастое полотенце, пятнистое полотенце, клетчатое полотенце, лиловое полотенце, жёлтое полотенце, красное полотенце, зелёное полотенце; цветастое ведро, пятнистое ведро, клетчатое ведро, лиловое ведро, жёлтое ведро, красное ведро, зелёное ведро; цветастое пальто, пятнистое пальто, клетчатое пальто, лиловое пальто, жёлтое пальто, красное пальто, зелёное пальто; цветастое платье, пятнистое платье, клетчатое платье, лиловое платье, жёлтое платье, красное платье, зелёное платье. У карточек на согласование чёрная кайма, окончания существительных и прилагательных выделены красным цветом (цветовое выделение поможет сделать вывод об изменении окончания в зависимости от рода и сделать вывод по родовым окончаниям существительных и прилагательных). На согласование необходимы не только трёхчасные карты, но и отдельные карточки со словами, чтобы в дальнейшем ребёнок мог без опоры на наглядность составлять пары на согласование существительного и прилагательного. Символы частей речи: чёрные и синие треугольники (когда дети составляют словосочетания самостоятельно, символами обозначают часть речи) Все карточки разделены на отдельные конверты или коробочки(5 штук), в каждой из которых: — 3 карточки с существительным (м.р., ж. р., ср. р.) — карточки с прилагательными — карточки на согласование этих существительных с прилагательным — карточки со словами Возраст: 6-7 лет Начинать работу с карточками можно начинать в подготовительной группе детского сада и продолжить в начальной школе в период изучения темы «Согласование имени существительного с именем прилагательным». Способы проверки:

Ребёнок может проверить себя по контрольной карте, проверяет педагог, проверяет ребёнок, владеющий материалом в достаточной мере.

Знакомство с материалом:

Педагог берёт один из конвертов и предлагает ребёнку познакомить его с новым материалом. Затем раскладывает карточки, начиная с верхнего левого угла. Сначала раскладывает карты на существительное сверху вниз (ФОТО 1). -А что общего у этих карточек? (это карточки с существительными) Затем раскладывает контрольные карты на прилагательные слева на право (фото 2). -Посмотри внимательно на карточки, что у них общего? (все карточки на имя прилагательное) -Сейчас мы будем подбирать карточки, когда существительные будут сочетаться с прилагательными (педагог показывает первые 3 согласования и просит ребёнка продолжить самостоятельно, если у ребёнка возникают трудности, то продолжают работу вместе). Раскладываются вначале контрольные карты, а потом подбираются картинки и слова. Если ребёнок уже умеет читать, он прочитывает все получившиеся словосочетания, если нет, то он проговаривает все словосочетания с опорой на наглядность, подбирает слова по образу — «интуитивное чтение» (фото 3, 4, 5). Когда все карточки разложены, педагог обращает внимание на существительное мужского рода и на его окончание: -красным цветом выделены окончания слов. Какие окончания у прилагательных со словом зонт? А к какому роду относится слово зонт? -какой вывод можно сделать? Так же проводится работа с окончаниями женского и среднего рода. Постепенно ребёнок прорабатывает все карточки во всех 5 конвертах.

— когда ребёнок уже достаточно хорошо работает с материалом, можно предложить ему работать без контрольных карточек, т. е. сразу подбирать картинку и слова. — можно убрать контрольные карты существительных и прилагательных и самостоятельно составлять словосочетания (картинка-слово) — для усложнения работы существуют карточки со словами, которые дети подбирают в пары самостоятельно на основе опыта, полученного от работы с карточками — придумывать свои словосочетания Можно предложить групповую работу: — часть детей получают карточки с существительными, а оставшиеся – с прилагательными и «ходят друг к другу в гости» — объединяются в пары и проговаривают, получившиеся словосочетания — на доске прикреплены карточки с существительными и детям розданы фишки — прикрепите фишку к тому существительному, которое может быть цветастым, красная, лиловое. Фото 1


фото 2


Фото 3


фото 4


Фото 5


Может быть, кого-то удивит, что я предлагаю такую работу для дошкольников, но, работая по системе М. Монтессори, я убедилась, что многие грамматические категории дети могут освоить уже в детском саду. Надеюсь, что моя работа будет интересна и полезна коллегам.
Литература: «Русская грамматика по методу Монтессори» Ю. Фаусек, Санкт-Петербург 2011год

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для детей 5-7 лет: Зимние виды спорта Развивающая игра для детей 4-7 лет: «Волшебный мешочек с карточками» Дидактическая игра на социально – коммуникативное развитие для детей старшей группы Игры на развитие речи в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Задания по теме «Лес» для детей 6-8 лет

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Конспект открытого фронтального логопедического занятия

Тема:

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже»

Цель:

Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в падеже

Задачи :

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Зима». Учить обобщать и делать выводы.

Формировать практические навыки правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже.

Развивать слуховое внимание, оперативную слухоречевую память.

Формировать и развивать УУД

Оборудование:

нетбук, программа компьютерный практикум по логопедии для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблицы с окончаниями

Ход занятия

1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)

1.Сядет тот кто выделит гласные звуки и покажет их с помощью движений рук.

Слова: сугроб, зима, пурга, стужа, санки,игры

Основная часть

Откройте свои тетради и запишите число.

2.Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу, которого нет на карте Название этого города зашифровано на доске. Чтобы разгадать это слово надо решить примеры снежной королевы и получить ключи от каждой ячейки. Запишите ответы к примерам к себе в тетрадь (коллективная проверка) (слайд 2)

(Снег+сугроб)*Д.п
(Солнце+погода) *П.п

(Лед+горка) *Т.п

(Снег+пурга) *Р.п

Какие части речи вам встретились в словах –ответах?(существительные и прилагательные)А что такое существительное (часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?), а прилагательное(признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая? какое? какие?)

Название этого города какой частью речи является (существительное). Подберите к слову зима прилагательные.(прилагательные к слову вывешиваются на доску)

Итак сегодня тема нашего занятия «Согласование прилагательного с существительным в падеже»

3.В город мы вошли и попали в переулок логозаврия (слайд 3)

Ой! Ребята куда это мы попали? (переулок логозаврия) с применением логопедического тренажера.

Упражнение на подбор окончаний с Логошей

С Логошей мы прощаемся, подумайте , чему он вас научил?

4.Улица окончаний. (работа с таблицей)

Логоша учил вас как подружить слова в падеже. Как же нам запомнить все эти окончания и не запутаться?(записать)

5. Гимнастика для глаз

М ы продолждаем наше путешествие и мы на дорогу потерянных слов

6.Дорога потерянных слов. На этой дороге мы закрепим полученные знания.

Задание: вставь в текст прилагательные в нужной форме (ученикам раздаются карточки с текстом, где пропущены прилагательные, и маркеры для заполнения)

Великолепен вид …. леса. Все покрыто ………., ………..снегом. ……….. воздух тонок и жгуч. Снег опушил …………. деревья и кусты. По ним скользят ………, ……….лучи и обсыпают их ……….. блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость ……………неба.

Слова для справок:

Зимнего, белым, пушистым, зимним, заледенелые, яркие . солнечные, ярким, голубого.

Пожалуйста поменяйтесь карточками с соседями и проверьте правильность написания.

Какие знания мы с вами закрепили?

Пройдя по дороге потерянных слов мы пришли на площадь рассказов.

7.Физминутка

8.Площадь рассказов

Соберите слова в предложения , а предложения в рассказ.

Зима, стояла, суровая.

Воробушки, корма, голодные, нигде, не могли найти

Пожалела, воробышков, добрая, девочка, Маша.

Так, девочка, добрая, прокормила, птичек, до самой, бедных, весны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]