Приветствие. Сообщение темы выступления
Сегодня мы будем говорить о речевом развитии наших первоклассников, о существующих проблемах и способах их решения. В начале своего выступления я расскажу вам, какой должна быть речь ребенка, готового к школьному обучению, что должен уметь первоклассник, имея нормальное речевое развитие.
Слайд № 1
- чётко произносить все звуки речи;
- определять место звука в слове (фонематический слух должен быть достаточно развит) (в начале, в середине, в конце);
- произносить слова по слогам; (должно быть развито чувство ритма)
- составлять предложения из 3-5 слов;
- использовать обобщающие понятия; (медведь, лиса, волк – это животные)
- составлять рассказ по картинке;
- владеть процессами словообразования, словоизменения. (уметь образовывать слова при помощи суффиксов – дом — домик, барабан – барабанщик; приставок – бежал-прибежал; и.т.д., изменять слова по родам, числам и т.д.)
Плюс ко всему перечисленному, ребенок должен иметь в словарном запасе не менее 2000 слов.
Слайд № 2
В начале учебного года мною было проведено обследование состояния речи учащихся 1а и 1б классов. Результаты обследования показали, что у подавляющего большинства детей имеются речевые нарушения различного характера.
Из числа 47 учащихся 1-ых классов было выявлено 25 учеников с нарушением речи ОНР III уровня 10 человек ОНР IV уровня 3 человека ФФН 11 человек ЛГНР 1 человек
Данные результаты диагностики показывают, что у многих детей на начало обучения остаются несформированными все стороны речи: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, а так же недостаточно развит фонематический слух. Стоит оговориться, что такая картина наблюдается не только в нашей школе. Проблема речевого развития актуальна для всех первоклассников нашей страны.
Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Все презентации здесь
Слайд № 3
Звукопроизношение страдает почти у всех детей двух классов. Нарушены звуки разных групп, как соноров Р, Л, так и шипящих и даже свистящих, которые должны стоять у ребенка уже в 3-4 года. И если искажение или отсутствие звука Р не может помешать овладению учебного материала, то нарушение произношения остальных звуков является серьезным препятствием в усвоении школьной программы.
На формирование звукопроизношения негативно влияет несформированность фонематического слуха, что так же наблюдается у детей. Задания на определение места звука в слове у многих вызывали большие затруднения. Состояние лексико-грамматического строя речи детей так же вызывает тревогу. Словарный запас учащихся очень беден.
Дети пользуются в речи простыми предложениями, с трудом подбирают нужные слова, чтобы описать предметы, погоду, выразить свои чувства. Не используют в потоке речи составные предлоги ( из-за = от, из-под = из). Допускают множественные ошибки в словоизменении (одно ведро – пять вёдр, одно ухо – пять ушов и т.д.), Не умеют образовывать новые слова (кто вставляет стёкла – стёкольник, хвост волка чей хвост? Волкин). Все эти речевые нарушения обязательно повлекут за собой новые проблемы – нарушение чтения и письма дислексию и дисграфию.
Слайд № 4 Определение дислексии и дисграфии
Слайды № 5, 6, 7, 8 Примеры проявления нарушений письма
Если вовремя не заметить этих ошибок и не попытаться их исправить, то дисграфия проявит себя уже в конце учебного года, а во 2-ом классе расцветет махровым цветом. Поэтому вам, родителям надо как можно внимательней вглядываться в прописи ваших учеников. Важно вовремя заметить дисграфические ошибки и приступить к устранению проблемы. В этом вам поможет памятка, которую вы можете взять после собрания, вместе с буклетом подборки игр для развития фонематического слуха.
Слайд № 9
Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Только совместными усилиями учителя, логопеда, родителей и самого ученика можно добиться положительного результата. На сегодняшний день из 25 учащихся первых классов 13 человек зачислены в логопункт, оставшиеся 12 будут зачисляться постепенно, на место выбывших детей.
Слайд № 10
Коррекционная работа на логопункте ведется по таким направлениям как: Постановка, автоматизация, дифференциация проблемных звуков; Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, представлений, восприятия); Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Слайд № 11
Задачи родителей: 1. Мотивировать ребенка на посещение коррекционных занятий 2. Выполнять вместе с ребенком задания, данные логопедом 3. Контролировать речь ребенка, исправлять речевые ошибки
Слайд № 12
Ошибки, которые говорят о нарушениях письменной речи
- Пропуски, вставки и перестановки букв: пака, палкта или пакла вместо палка.
- Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки: год — кот, почка — бочка;
- «Моторные» ошибки, связанные с движениями руки: *лишние элементы у букв (Ш с лишними «закорючками»); *недописанные буквы (нехватка «закорючек» у Ш, И или М); *«застревание», полный повтор предыдущей буквы: аарбуз вместо арбуз.
- Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего дети путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М – Т — Ш; И — Ш.
Слайд № 13
Благодарим за внимание
Автор материала: Пистер Елена Владимировна
Также по теме:
Логопед родителям — речевая готовность к школе
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Учитель-логопед Просяная Ирина Николаевна
- Старший воспитатель Гуптор Ирина Сергеевна
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 с.Красный Октябрь»
Время проведения: август.
Цель: познакомить родителей (законных представителей) с учителем-логопедом детского сада, речевыми нарушениями и с особенностями зачисления детей на логопедические занятия.
План проведения:
- Нормативно-правовые документы детского сада.
- Кто такой «логопед»?
- Особенности организации логопедической работы в детском саду.
- Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
Содержание
Старший воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! К нам поступает много вопросов от родителей о том, как попасть на коррекционные занятия к логопеду в детском саду. Для этого мы хотим познакомить Вас с Положением о логопункте нашего детского сада.
Для оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим речевые нарушения, в детском саду функционирует логопедический пункт. Перед началом комплектования логопункта на следующий учебный год (в конце февраля – начале марта) на основании письменного согласия родителей (законных представителей) учитель-логопед проводит логопедическое обследование обучающихся, для выявления детей, имеющих нарушения в развитии устной речи. С результатами обследования ознакамливают родителей и рекомендуется пройти ТПМПК, если родители согласны им выдаются соответствующие документы для прохождения комиссии, в случае несогласия родители (законные представители) имеют право написать отказ от прохождения ТПМПК в письменной форме.
Заключение, предоставленное в детский сад родителями (законными представителями) после прохождения ТПМПК, является основанием для создания специальных образовательных условий, в том, числе условий для коррекции речевых нарушений.
В первую очередь на Логопункт принимаются дети старшей и подготовительной групп, а также дети более младшего возраста со сложными речевыми нарушениями.
Более подробно про речевые нарушения Вам расскажет наш учитель-логопед.
Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Давай те с Вами разберемся что же такое «логопедия» – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
Как уже было сказано, на логопедические занятия зачисляются дети только при наличии заключения ТПМПК.
Какие дети попадают на логопедические занятия? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам ТПМПК у наших воспитанников может стоять следующие заключения ОНР или ФФНР.
Что же это за нарушения?
ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, словарный запас, грамматический строй, связная речь.
ФФНР – это речевое расстройство, при котором нарушено: звукопроизношение, фонематическое восприятие.
В чем же заключается работа логопеда на логопункте? На логопедическом пункте проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
— развитие артикуляционных движений — это движения органов речи (губ, щек, языка);
- формирование правильного звукопроизношения
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции
- развитие слоговой структуры слова
- совершенствование грамматического строя речи
- обогащение, активизация словарного запаса речи
— развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи
— развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга).
Вся перечисленная работа проводится на логопункте в форме подгрупповых занятий, в индивидуальной работе.
4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: ненавязчиво исправлять неправильное произношение; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Особое внимание родители должны уделять выполнению рекомендаций полученных от специалистов. Советы и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, родительские собрании, наглядную информацию для родителей.
Следующая > |
Семинар-практикум для родителей детей, зачисленных на логопункт
Родительское собрание. Семинар-практикум для родителей детей, зачисленных на логопункт. Выполнение основных артикуляционных упражнений
Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах развития речи, формируя у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения. Задачи: 1. Познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы в условиях логопункта; 2. Познакомить родителей со строением артикуляционного аппарата; 3. Научить родителей выполнять основные артикуляционные упражнения; 4. Акцентировать внимание родителей на важности и значимости их участия, помощи в коррекционной работе; 5. Вызвать желание сотрудничать с логопедом. Оборудование: стулья, расставленные полукругом, индивидуальные зеркала по количеству родителей, ноутбук, экран, презентация. План проведения: 1. Что такое логопункт? 2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей. 3. Строение артикуляционного аппарата. 4. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика». 5. Советы родителям.
Ход собрания:
I. Вводная часть Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада приветствовать вас на нашем первом родительском собрании в этом учебном году. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Логопед: «Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовнос¬ти ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малы¬ша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, что многие из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний. Поэтому основная задача учителя-логопеда в нашем детском саду- помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях логопункта. И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт… Что это такое? Сегодня я попытаюсь ответить на возникающие по этому поводу вопросы. На логопедический пункт зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. В чем заключается работа логопеда на логопункте? На логопункте проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям: — формирование правильного звукопроизношения; — развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка); — совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции; — совершенствование грамматического строя речи; — обогащение, активизация словарного запаса речи; — развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму; — развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы; — совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи. Вся перечисленная работа проводится в форме индивидуальных занятий с детьми и на подгрупповых занятиях с 2-3 детьми. Кроме того, по рекомендации логопеда воспитатели в группе ежедневно работают над развитием речи. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно: • подготовительный, • постановка звука, • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, • этап дифференциации. I. Подготовительный этап.
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: – формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; – формирование направленной воздушной струи; – развитие мелкой моторики рук; – развитие фонематического слуха; – отработка опорных звуков.
II. Этап постановки звука
. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.
III. Этап автоматизации звука.
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.
2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. — Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы: • ошибки на письме и при чтении; • снижение самооценки; • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: — не ругать ребенка за неправильную речь; — ненавязчиво исправлять неправильное произношение; — не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; — осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке. • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. У каждого ребенка должна быть тетрадь для домашних заданий, где 1 раз в неделю я буду записывать задания. Тетради забираются в пятницу, возвращаются в понедельник. • Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, по 3-5 минут в несколько приемов в день. • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности. 3. Строение артикуляционного аппарата. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жеватель¬ных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз¬личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка(основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (от, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычные (и) и заднеязычные (к, г, х). Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц ), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ). Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке и и мягких согласных). Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х). Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р),опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука. Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л н др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п,б,м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в). Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м’, н, н’. Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’, н, н’). Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координирование. В начале учебного года, проводя логопедическую диагностику, я обследую строение артикуляционного аппарата ребенка. Обследование особенностей строения артикуляционного аппарата ребёнка производится в определённом порядке: 1. Исследование губ. 2. Исследование зубного ряда. 3. Исследование прикуса. 4. Исследование языка. 5. Исследование твёрдого и мягкого нёба 6. Исследование нижней челюсти. Какие аномалии зубочелюстной системы могут стать причиной неправильного произношения звуков? Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5 — 3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов. Наиболее характерны следующие аномалии прикуса. Глубокий прикус — верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны. Открытый передний прикус — при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины. Открытый боковой прикус — при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель. Прямой прикус — при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их. Перекрестный прикус — нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей. Прогнатия — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти. Прогения — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти. Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие: • редкое расположение зубов; • наличие диастемы (щели между верхними резцами); • слишком мелкие или деформированные зубы; • полное отсутствие зубов. Аномалии в строении языка: • короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх; • слишком маленький язык; • слишком большой язык. Аномалии в строении мягкого и твердого нёба: • слишком низкое твёрдое нёбо; • слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо; • расщелины мягкого и твёрдого нёба. Аномалии в строении губ: • расщелина верхней губы • недоразвитие губ. Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по- разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (например, короткая подъязычная уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи. Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5 — 2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков. Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука [Р], иногда — звука [Л] и даже шипящих — звуков верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка. Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука [Р], так как в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено. Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи. Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности. Во-первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие — то общие моменты артикуляции. Например, при наличии у ребёнка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков [С, З, Ц, Ш, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л], поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами. Во — вторых, дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребёнок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из — за дефектов в строении артикуляционного аппарата звучание получается искаженным. 4. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика». Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией. На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность. Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики): для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Горка», «Чистим зубки», «Футбол», «Пирожок», «Фокус»; для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»; для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Болтушка». 4. Общие рекомендации Ребенок с самого младенчества старается копировать окружающих людей. Поэтому взрослые должны следить за своим произношением, стараться говорить не торопясь, четко и правильно произнося все звуки и слова. Речь взрослого для ребенка — это в первую очередь источник словарного запаса. Разговаривайте с ребенком, отвечайте на все его вопросы, читайте вместе с ним стихи, сказки, загадки, обязательно задавайте вопросы о прочитанном. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт. Самое главное – это выслушать ребенка до конца не перебивая и лишь после того, как он закончит свою речь, исправить его ошибки. Помогайте ребенку терпеливо и с желанием, тогда все ваши труды будут вознаграждены.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект родительского собрания в форме деловой игры для детского сада Конспект нетрадиционного родительского собрания в старшей группе Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста Конспект родительского собрания для детского сада. Старшая группа
Похожие статьи:
Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции
Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье
Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы
Выступление на собрании учителя-логопеда Ольги Юмаевой. — презентация
Выступление на собрании учителя-логопеда Ольги Юмаевой
Увеличение количества детей с ОВЗ — препятствие формированию полноценных навыков чтения и письма; — блокировка успешности освоения школьной программы. Предпосылки — нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми; — затруднение социального и личностного развития детей; — способствование развитию у детей чувства неуверенности в себе; — повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта
Пальчиковая гимнастика сочетание игры и упражнений для тренировки пальцев с рифмованными подсказками Ладошки вверх, Ладошки вниз. Ладошки на бочок – И сжали в кулачок.
Развитие речи: — заинтересовать малыша; — пробудить творческую активность ребенка; — вызвать желание с помощью: — игровых приемов; — использования стихов; — потешек; — сказок; — песенок.
Самостоятельный массаж биологически активных точек пальцев рук пшеном: — пересыпание; — надавливание; — волна; — выжимание.
Причины речевых нарушений Внешние (экзогенные): — отрицательный эмоциональный фон в семье; — подражание; — психические травмы; — двуязычие в семье; -сюсюканий и т.д. Внутренние (эндогенные): — заболевания матери во время беременности; — травмы матери во время беременности; — аллергия матери; — перенесенные переливания крови; — вредные привычки матери -многообразная акушерская патология и т.д.
Искусственное вскармливание: — вялая губная артикуляция: — губно-губные П Б М; — губно-зубные В Ф.
К 4 годам: наращивание словаря увеличение длины слов; падает четкость произношения; размыкание губ; искажение слов; смазанность, нечеткость речи.
Этапы общего, речевого, психического, моторного развития четкие и должны соответствовать между собой. Недоразвитие или неправильное развитие одного может стать причиной задержки другого.
Работу над чистотой звука можно начинать в любом возрасте. Если в 3-летнем возрасте помочь ребенку поупражняться в артикуляционной гимнастике, окрепнет артикуляционный аппарат. Ребенок сам, без помощи логопеда в дальнейшем сможет выговорить звуки правильно.
К концу 4 года жизни словарь ребенка достигает примерно слов.
В 4 года у ребенка: -заметное улучшение произношения; -речь становиться более отчётливой; -хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель; -используют в речи прилагательные, наречия, предлоги; -зачатки монологической речи; -преобладают простые распространённые предложения; -редкое употребление сложносочинённых предложений; -не могут самостоятельно вычленять в слове звуки; -легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников;
-речь носит ситуативный характер, но недостаточно точна в словарном и грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения; -пересказ содержания хорошо знакомой сказки с помощью взрослого; -чтение наизусть небольшого стихотворения.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих сильными страхами. Виной всему компьютерные игры, жестокие фильмы, новости, где крупным планом показывают окровавленные, изуродованные трупы, в красках рассказывают где и что сгорело, взорвалось и т.п.
У детей младшего возраста, могут появиться фобии, впоследствии становятся равнодушными к чужому горю и страданию.
Впечатлительным детям нельзя читать страшные сказки, например такие как «КарликНос» Гауфа, или грустные, такие как «Русалочка» Андерсена. Вместо того чтобы ругать ребенка и ежедневно твердить ему как плохо и некрасиво быть неряшливым, лучше почитайте ему сказку К. Чуковского «Федорино горе». После проанализируйте с ним сюжет и характер главного героя.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей.