Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные, подгрупповые занятия и занятия в малых группах.
Преобладающей формой коррекционной работы в логопункте ДОУ являются индивидуальные занятия, т.к. использование этой формы работы позволяет успешно устанавливать контакт и понимание между логопедом и ребёнком. Продолжительность и частота индивидуальных занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут и проводятся дважды в неделю.
Основной целью индивидуального занятия является: подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
Задачи индивидуального занятия
Образовательные задачи | Формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по лексической теме (это может быть «Игрушки», «Осень», «Обувь» и т.д.) |
Коррекционные задачи | Развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ |
Воспитательные задачи | Коррекция личности ребёнка в целом. |
Ниже, хочу Вам, уважаемые коллеги, представить структуру индивидуального занятия.
Проектирование логопедического занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Проектирование логопедического занятия
в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.
Учитель-логопед:
Серегина Т.Г,
.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
Это: совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
образовательная деятельность в режимных моментах;
организованная образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность детей.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
с одним ребенком;
с подгруппой детей;
с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая, познавательно — исследовательская, двигательная,
продуктивная);
их интереса к данному занятию;
сложности материала.
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые
стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной
деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.
При проектировании корригирующих занятий, логопед должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:
Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости.
Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее.
Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель — подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы,
разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д.
Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).
Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.
Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.
Структура логопедического занятия.
Организационный момент.
Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых), настраиваются на игру, а не успокаиваются.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребёнка.
3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:
– развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, а до или после него, для смены видов деятельности.
– развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, шариков, прищепок, резиночек, кубиков и т. д.
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
Предоставить детям возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку, и оценку своих действий, не отождествляя, например, одно неудачное предположение с собственной оценкой в целом.
5. Развитие артикуляционной моторики.
Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.
6. Развитие дыхания и голоса.
Во время упражнений, выполняемых для развития дыхания, педагог не показывает, как выполнять упражнение, а выполняет упражнения вместе с детьми, так как в образовательном процессе педагог и воспитанники – партнёры.
7. Объявление темы.
Тему объявляет не педагог, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового. Любое предположение детей заслуживает внимания, и ни одна неправильная, на наш взгляд, гипотеза не должна быть резко опровержена, тем самым унижая ребёнка, убеждая его в собственной неполноценности. Необходимо помочь воспитаннику изменить свою точку зрения, путём собственных логических умозаключений, выводов.
8. Развитие фонематического слуха.
Ход занятия сопровождается значительной речевой практикой воспитанников, что предполагает общение с педагогами и детьми на равных.
9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не
представляя зрительного образа.
10. Итог занятия.
Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.
11. Оценка работы детей на занятии.
Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания.
Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения
занятий. А в связи с этим должен измениться и образ педагога. Педагог общается с детьми на равных, его внешний вид должен соответствовать приятию детей, то есть, чтобы дети его приняли «за своего», ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне.
Структура индивидуального занятия на этапе постановки звуков
- Организационный момент
- Артикуляционная зарядка: общие артикуляционные упражнения, специальные артикуляционные упражнения, упражнения на развитие силы голоса и выдоха.
- Объявление темы занятия ребёнку.
- Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
- Анализ артикуляции по плану: положение губ, положение зубов, положение языка (кончика, спинки, корня), участие голосовых складок, характер выдыхаемой струи.
- Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
- Развитие фонематического слуха: опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённым по артикуляционным и акустическим характеристикам, в слогах с учётом выше указанных рекомендаций, в словах, в предложениях, в тексте.
- Закрепление произнесения звука в словах.
- Домашнее задание.
- Итог занятия: повторение какой звук отрабатывался на занятии, анализ основных положений артикуляции изучаемого звука,заключительное проговаривание.
- Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.
И в заключении, хотелось бы отметить, что при подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка нужно поддерживать стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.
Струкура логопедического занятияучебно-методический материал по логопедии на тему
Структура индивидуально-подгрупповых занятий:
Цели: 1. Общедидактическая.
2. Коррекционная речевая и коррекционная неречевая (ВПФ).
- Воспитательная.
Ход занятия:
- Орг. момент. Коррекция ВПФ (осуществляется при выполнении каждого задания, на каждом этапе занятия), эмоционально-личностных особенностей, поведения. Психогимнастика.
- Релаксация, нормализация тонуса, массаж.
- Артикуляционная гимнастика.
- Мимические упражнения.
- Дыхательные упражнения, формирование воздушной струи (задания могут предшествовать артикуляционной гимнастике).
- Голосовые упражнения.
- Отработка опорных звуков.
- Постановка, коррекция звуков. Характеристика звука по акустическим и моторным признакам.
- Развитие речевого слуха, фонематического слуха, фонематического восприятия (задания могут предшествовать артикуляционным упражнениям, постановке звуков, если первичным является сенсорное нарушение).
- Автоматизация (дифференциация) звука:
а) в слогах // звуко-слоговой анализ и синтез // коррекция слоговой структуры слова // коррекция просодии (темпо-ритмического, интонационно-мелодического оформления высказывания и дикции) // коррекция ВПФ;
б) в словах // повторение или введение новых заданий по автоматизации (дифференциации) в слогах // звуко-слоговой анализ и синтез // коррекция слоговой структуры // коррекция просодии // формирование лексико-грамматических категорий // коррекция ВПФ;
в) во фразах, текстах // повторение или введение новых заданий по автоматизации (дифференциации) в словах (фразах) // языковой анализ и синтез // коррекция слоговой структуры // коррекция просодии // формирование лексико-грамматических категорий // развитие связной речи // коррекция ВПФ;
- Развитие общей моторики, мелкой моторики (физминутка может проводиться в течение занятия несколько раз, по мере необходимости).
- Знакомство с буквой, работа с кассой, чтение.
- Графические упражнения.
- Итог занятия.
Условное обозначение: // — работа проводится параллельно. Примечание: некоторые этапы включаются в занятие по усмотрению логопеда, в зависимости от целей занятия, периода обучения, возможностей ребенка.
Примерная структура фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте:
Цели:
- Общедидактическая.
- Коррекционная речевая и коррекционная неречевая (ВПФ).
- Воспитательная.
Ход занятия:
- Оргмомент.
- Характеристика звука по акустическим и моторным признакам. Изолированное произношение звука. Фоноритмика.
- Коррекция слухового внимания, фонематического слуха. Выделение звука на слух.
- Произношение звука в слогах // Произношение звука в словах // Произношение звука во фразе // Произношение звука в тексте // Коррекция слоговой структуры слова // Коррекция просодии (темпо-ритмического, интонационно-мелодического оформления высказывания и дикции) // Упражнения по закреплению имеющихся у детей лексико-грамматических категорий.
- Физминутка.
- Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ и синтез.
- Знакомство с буквой.
- Работа с кассой. Выкладывание слогов, слов по следам звукового анализа.
- Чтение.
- Графические упражнения. Печатание букв, слогов, слов, предложений.
- Итог занятия.
Методические рекомендации к проведению фронтальных занятий по произношению:
— занятия строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения;
— лексический материал должен быть насыщен изучаемым звуком;
— занятие строится на правильно произносимых ребенком звуках, исключаются смешиваемые, дефектно произносимые звуки;
— лексический материал должен быть разнообразным: слоги, слова, предложения, тексты;
— изучаемый звук должен находиться в разных фонетических позициях: в начале, середине, конце слова;
— содержание занятия должно представлять собой систему упражнений по закреплению изучаемого звука;
— лексический материал должен состоять из слов доступной ребенку слоговой структуры;
— упражнения по развитию фонематического слуха, восприятия даются в порядке нарастающей сложности;
— задания по подготовке детей к звуковому анализу и синтезу переплетаются с упражнениями по усвоению элементов грамоты.
— упражнения по закреплению имеющихся у детей лексико-грамматических категорий даются на материале правильно произносимых звуков;
— в зависимости от периода обучения включаются упражнения по развитию связной речи на материале правильно произносимых звуков;
— обязательным является включения заданий по развитию слухо-речевой, зрительной памяти, внимания, упражнения по развитию мыслительной деятельности;
— физминутка может проводиться в течение занятия несколько раз, по мере необходимости.
Структура фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи:
- Занятие вводного типа.
- Оргмомент (1-2 минуты).
- Введение в тему.
- Активизация имеющихся знаний (15-20 минут)
- Физминутка (коррекция общей и мелкой моторики).
- Итог занятия (может носить содержательный характер (что делали, что понравилось?), оценочный (как занимались?), деятельностный (проверить, достигнуты ли цели), игровой (закончить занятие на положительном эмоциональном фоне).
- Занятие по изучению нового материала.
- Оргмомент.
- Повторение (5-6 минут).
- Изучение нового материала (7-10 минут).
- Физминутка.
- Обобщение изученного материала (5 минут).
- Закрепление изученного материала (5 минут).
- Итог занятия.
- Занятие обобщающего типа.
- Оргмомент.
- Введение в тему.
- Обобщение, систематизация знаний.
- Физминутка.
- Итог занятия.
- Занятия комбинированного типа.
Методические рекомендации к проведению занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи:
— определить тему и цели занятия;
— выделить предметный, глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;
— при отборе лексического материала допускается ненормированное фонетическое оформление части речевого материала;
— обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность;
— сформулировать задачу каждого этапа;
— обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
— включить в занятия разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями (ответами) товарища;
— предусмотреть приемы, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности, двигательной активности;
— предусмотреть смену методических приемов;
— включать в занятие регулярное повторение речевого материала;
— продумать четкую систему вопросов, адресованных детям;
— наметить детей, которых необходимо задействовать на конкретном этапе;
— соблюдать строгий режим экономии времени, рассчитать количество времени, необходимое для проведения каждого упражнения;
— продумать разные варианты исправления ошибок;
— выделить время для проведения физминуток;
— распределить эмоциональные моменты таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости;
— должна быть широко представлена наглядность (театр, игрушки, натуральные предметы, картинки, символы);
— пособия должны быть красочными, эстетично оформленными, достаточного размера (демонстрационный и наглядный материал), доступными для понимания;
— уделить внимание поведению, мимике, тону, характеру речевой деятельности самого логопеда;
— инструкции логопеда должны быть точными, краткими, доступными пониманию; речь – в меру эмоциональной;
— на логопедическом занятии должна преобладать речь детей.