С чего начинать
Результатом недостаточного внимания взрослых к работе над речью малыша является задержка ее развития, что, в свою очередь, негативно отражается на формировании памяти, восприятия, мышления, воображения, чувственной сферы. Одним словом, речь — это умение, которое влияет на качество всей жизни человека. Именно поэтому работу по ее развитию нужно начинать как можно раньше.
При регулярном общении с младенцем уже в первые недели жизни у него начинает формироваться умение прислушиваться к звукам речи, сосредотачивать внимание на них. В этот период малыш уже способен выделить человеческую речь из общего потока окружающих его звуков.
Способность различать интонацию, с которой к малышу обращается взрослый, и реагировать на нее соответствующим образом — следующий шаг в работе, когда формируется речь. Это умение отмечается у большинства младенцев к четырем — пяти месяцам. Дальнейшая работа по развитию навыков речи у младенцев направлена на умение понимать смысл слова, коротких фраз и правильно реагировать на них.
Организация специальных занятий
Речь — это сложное умение, для полного развития которого необходимо специально организованное обучение малышей. Именно поэтому большая часть времени в программах обучения и развития детей в школах и детских садах отводится вопросу развития речи.
На специальных занятиях в детском саду и уроках в школе рекомендуется включать следующие виды работ:
- обогащение пассивного и активного словаря ребенка;
- развитие диалогической и монологической речи;
- ознакомление с произведениями художественной литературы, созданными мастерами слова;
- заучивание наизусть;
- пересказ.
Результатом планомерной работы должно стать умение ребенка подробно описывать предмет, излагать ход определенных событий, проводить элементарные рассуждения с приведением доказательств.
Советы по проведению занятий, направленных на развитие речи
На первый взгляд приведенные ниже рекомендации кажутся очень простыми. Но опыт говорит о том, что их соблюдение дает действенный результат. Родители и педагоги должны:
- как можно больше разговаривать с малышом;
- один и тот же прием повторять несколько раз в течение дня;
- чаще обращаться к малышу со словами ласки, показывать свой доброжелательный настрой.
Все действия, производимые в момент общения с ребенком, нужно выполнять на фоне звучащей речи, то есть взрослый проговаривает, что он делает и для чего.
Речь взрослого должна быть эмоциональной и выразительной, являться образцом для подражания.
Проблемы речевого развития дошкольников среднего возраста
1. Ситуативная речь — неумение строить сложные и сложноподчиненные предложения. У таких детей речевые обороты сформированы, как правило, из предложений, которые состоят их двух-трех слов.
2. Маленький словарный запас.
3. Речь, в которой присутствует сленг и нелитературные выражения.
4. Плохая дикция.
5. Логопедические нарушения речи.
6. Неумение построить диалогическую речь, правильно задать вопрос, дать краткий или развернутый ответ, исходя из ситуации.
7. Неумение построить монологическую речь: пересказать сюжет рассказа близко к тексту или своими словами, составить рассказ-описание на конкретную тему.
8. Неспособность использовать в собственных выводах логическое обоснование.
9. Не сформирована культура речи: ребенок не может подбирать интонацию, темп речи, громкость голоса и прочие параметры в конкретной речевой ситуации.
Требования к речи малыша
Педагоги и родители обязаны знать, каким литературным нормам должна соответствовать речь ребенка. Это целый комплекс характеристик.
В монологической речи обучающихся просматривается правильная грамматическая структура предложений — они могут быть простыми и сложными. Звучание соответствует орфоэпическим нормам. Речь интонационно окрашена. Отсутствуют дефекты произношения отдельных звуков. Активный словарный запас достаточно разнообразен — ребенок использует однокоренные слова, которыми так богата русская речь. Кроме того, обучающийся умело использует формы одного и того же слова. Весь процесс освоения языка занимает продолжительное время, требует усердия со стороны ребенка и взрослых, которые с ним занимаются.
Как развивать связную речь у дошкольников?
Что включают занятия по развитию связной речи? Под связной речью подразумевается возможность точно, образно, логически и последовательно излагать какую-либо информацию. Речь должна быть построена грамматически правильно. Связная речь включает:
— Диалог. Предполагает знание языка, обеспечивает живое общение между детьми. Диалог может быть построен в виде отдельных реплик, беседы между участниками, высказываний вида «вопрос-ответ». Занятия по развитию речи в средней группе предполагают формирование умений диалоговой речи: ребенок учится кратко и емко отвечать на поставленные вопросы, вступать в дискуссию с воспитателем и сверстниками. На занятиях продолжается формирование навыков культуры общения: детей учат выслушивать собеседника, не перебивать говорящего, не отвлекаться, включать в речь синонимические формы этикета.
— Монолог. Представляет собой связную речь одного лица, навык формируется к пяти годам. Сложность такой речи заключается в том, что ребенок в среднем дошкольном возрасте еще не в состоянии программировать собственное высказывание, выражать мысль логически, последовательно и непрерывно. Занятия по развитию речи в средней группе предполагают обучение трем видам монологической речи: рассуждению, повествованию и описанию. При этом малыши учатся описывать предмет и пересказывать небольшие тексты.
Работа над связным текстом
По мере взросления ребенка, а именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, перед взрослыми встает задача, в результате решения которой должна сформироваться его самостоятельная речь. Это умение можно оценить во время свободных устных высказываний детей на определенную тему. Также уровень владения речью хорошо просматривать при выполнении школьниками таких видов письменных работ, как изложение и сочинение.
Перечень видов заданий, используемых в работе над связным текстом, огромен, но можно выделить те из них, которые наиболее популярны у детей и педагогов.
Работу по составлению рассказа по картинке можно начинать очень рано. При этом содержание картинок может быть самым разнообразным. Главное условие — оно должно быть понятно ребенку и соответствовать его возрасту.
Пересказ текста с изменением его начала или конца нравится детям-фантазерам. Педагогу важно лишь внимательно слушать рассказчика и неназойливо поправлять возникающие в речи ошибки.
Аналогичные действия требуются от педагога, когда выполняется пересказ с изменением лица, от которого ведется повествование. Особый интерес вызывают упражнения, где ребенку предлагается стать непосредственным участником событий и рассказать историю от первого лица.
Благодаря регулярному выполнению подобных упражнений дети впоследствии успешно овладевают навыками монологической устной и письменной речи.
Как проанализировать занятие по развитию речи?
Анализ занятия по развитию речи необходим не только для формирования отчетности, но и для того чтобы понять, какие методы обучения являются наиболее успешными и подходят для повышения уровня речевого развития именно в данной группе. В процессе анализа воспитатель может проконтролировать, сколько времени понадобилось на усвоение нового материала, кто из детей материал не усвоил или сделал это на низком уровне. В процессе анализа необходимо обратить внимание на такие моменты:
— насколько получилось мотивировать каждого участника к обучению;
— насколько правильно каждый выполнял инструкции педагога;
— какие моменты не удались;
— какие методы и приемы были задействованы, какие из них оказались нецелесообразными;
— доступно ли был изложен материал;
— каков общий эмоциональный климат занятия;
— на какие моменты необходимо обратить внимание на следующем занятии;
— какие навыки и умения нуждаются в коррекции;
— кому из детей нужно уделить повышенное внимание.
Занятия по коррекции речи
Как осуществляется развитие речи (средняя группа)? Занятия направлены на расширение словарного запаса, дикции, формирование умения правильно использовать интонацию и развернутые ответы, строить доказательства, составлять диалог. Для развития и коррекции речи в средней группе используют комплекс упражнений:
— Разговор по картинке — он подразумевает рассказ по сюжету иллюстрации. Такое задание позволяет подбирать близкие по смыслу слова (синонимы), запоминать значение слов. Для занятий подходят специальные печатные издания, в которых имеются тесты и разнообразные упражнения, направленные на развитие данных навыков.
— Скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки не только расширяют словарный запас детей среднего дошкольного возраста, но и помогают скоординировать речевой аппарат. Такие упражнения позволяют исправить дефекты речи, когда ребенок в процессе разговора заглатывает окончания слов или, наоборот, растягивает слова при разговоре.
— Игры вида «Что это значит?» или «Почему так говорят?» позволяют подбирать слова, близкие по значению, при объяснении того или иного понятия. Для этого рекомендуется использовать фразеологизмы, пословицы и поговорки.
— Игра «Журналист» позволяет детям развивать навыки диалоговой речи. Ребенок учится составлять вопросы для «интервью», последовательно и четко излагать свои мысли.
Приемы развития речи
Элементы методов развития речи называются приемы.
Приемы развития речи в педагогической практике используются комплексно.
Их применение зависит от:
- поставленных задач;
- возраста обучаемых;
- индивидуальных качеств детей;
- предмета занятий;
- степени подготовки воспитанников.
Устойчивая классификация приемов совершенствования связной речи не создана, поэтому приемы условно делят соответственно тому, какую роль играет наглядность и эмоциональная составляющая. Соответственно, приемы бывают:
- прямые;
- косвенные.
Прямые
К прямым приемам развития навыков связной устной речи относятся:
- вербальные образцы;
- указания;
- пояснения.
Под речевыми образцами понимают правильную языковую деятельность учителя или воспитателя. Образцу необходимы разъяснения и указания. Речевой образец предваряет связные высказывания детей.
С помощью указаний взрослые разъясняют детям, при помощи каких средств и действий достигается нужный результат.
Указания используют с целью:
- обучить;
- организовать;
- дисциплинировать.
Раскрыть обучаемым суть происходящих действий легче с помощью объяснений, поэтому прием этот особенно часто применяют в работе по освоению слов и расширению словарного запаса.
Косвенные
Непрямыми (косвенными) способами принято называть:
- рекомендации;
- подсказки;
- поправки;
- адресные обращения;
- возражения;
- замечания.
Косвенные приемы развития связной речи обычно употребляются в комплексе с другими. Цель: благодаря многообразию использованных приемов, ребенка побуждают к определенным речевым действиям.
Словесные приемы
К словесным приемам развития связной речи у детей относятся:
- заучивание наизусть стихов и прозы;
- пересказ прослушанного;
- составление разных рассказов с опорой на наглядность и без нее;
- беседы об увиденном и услышанном;
- комментирование действий;
- многократное проговаривание (повторение);
- опосредованное общение через игрушку.
Важным условием для развития связной речи ребенка является создание комфортных условий и постоянная помощь взрослых в усвоении грамматических и лексических норм устной речи детьми.