Артикуляционные упражнения
Прежде чем приступить к постановке Ч логопед проводит подготовительный этап. В занятия добавляют специальные артикуляционные и дыхательные упражнения:
- Цель этого упражнения − формирование подъема передней части языка, также оно помогает укрепить его мышцы. Рот нужно открыть, язык сделать широким. На его кончик помещают маленькую конфету. Далее просят приклеить ее к небу, удерживать в течение нескольких секунд. В выполнении упражнения задействуется только язык, нижнюю челюсть поднимать не нужно.
- Исходное положение – широко открытый рот, при этом уголки растянуты в улыбке, передняя часть языка находится за верхними зубами. Ребенка просят с усилием подуть на кончик языка так, чтобы выдох получился толчкообразным. Благодаря такому выдоху кончик отскакивает. Должен получиться аналог звука t как в английском слове «that». Постепенно к артикуляции добавляют голос и округляют губы. Чтобы упражнение получилось правильным, кончик языка должен упираться в альвеолы, а не верхние зубы.
Также в комплекс можно включить задания для формирования правильной артикуляции Ш и на формирование сильного выдоха. На подготовительном этапе отрабатывается четкое произношение Т, Ш.
Если у ребенка искажение этих фонем, то сначала корректируют их, а потом приступают к постановке Ч.
Варианты постановки Ч
Если в речи ребенка сформировано произношение Т, Ш, то фонему легко поставить путем подражания. Также есть два популярных способа постановки от мягкого варианта Т и сочетания этих двух звуков:
- Произносят ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Далее медленно отвести его чуть вглубь, ребенок должен улыбаться. При правильном выполнении в речи появляется четкое произношение Ч.
- Аналогично этому способу. Но только если в предыдущем варианте сразу был ускоренный темп, то здесь сочетание ТЬ-ШЬ начинают проговаривать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Губы принимают положение улыбки.
Ч можно скорректировать с механической помощью. Например, при межзубном искажении. Когда ребенок будет произносить Ч, черенком ложки поднимают кончик языка. Сначала до альвеол, пока не образуется смычка, затем аккуратно отодвигая его вглубь ротовой полости. Все это делается на одном выдохе.
Закреплять правильное произношение Ч сначала нужно изолированно, потом в слогах. Но переходить к этапу автоматизации можно только тогда, когда ребенок будет четко произносить нужную фонему.
Разница в коррекции звука у детей и взрослых
Отличий в постановке фонем у детей и взрослых нет. Особенность лишь в способе подачи информации. Если при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал и дополнять артикуляционную гимнастику стихотворениями, потешками, то со взрослыми логопедические занятия выстраиваются по типу беседы.
Также у взрослых подготовительный этап может занять больше времени. Это связано с тем, что неправильное произношение у них закреплялось долгое время. Но у взрослых проще выработать навык самоконтроля за речью. Тем не менее, независимо от возраста успех занятий зависит от правильности подобранных методик и соблюдения всех рекомендаций.
Постановка звуков. Звук Ч. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ § Образовательные: — совершенствование навыка звукобуквенного анализа; — расширение семантического поля слов. § Коррекционные: — автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях; — развитие фонематических процессов; — уточнение, расширение словаря; — формирование семантиче- ского поля слова «чай» и развитие валентности слов; — развитие функции словоизменения; — формирование связной речи; — развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. § Воспитательная: — воспитание у детей умения и желание общаться друг с другом. Потребуются индивидуальные зеркала, артикуляционные профиль звука [ч], набор таблиц с заданиями по формированию и развитию функции словоизменения, толковый словарь, магнитофон, мяч, карточки для упражнений по развитию воздушной струи. Организационный момент Логопед. Повторим правило речи. Дети Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим. Прослушивание образца правильной речи Логопед. Прослушайте в магнитофонной записи небольшой текст. Подумайте, какой звук встречается в нем чаще других. Разбудила мама Танечку. — Вставай, доченька! Пока девочка вставала, мама вскипятила воду в чайнике. Насыпала из чайницы свежий чай в заварочный чайничек и залила кипятком. Поставила на стол чайные чашки, вазочку с печеньем и конфетами. — Садись, дочка, пить чай. Танечка пьет чай, и мама пьет чай. — Дочка, заканчивай чаевничать, пора в школу. Логопед. Итак, сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [ч], узнавать этот звук в речи. Логопедическая зарядка Развитие общей моторики Здесь и далее дети выполняют движения соответствующие тексту. Логопед Раз, два – выше голова, Три, четыре – выше голова, Пять, шесть – тихо сесть. Развитие тонкой моторики Логопед Один, два, три, четыре — Жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били, По три денежки платили. Кто не хочет заплатить, Так тому чаек не пить. Мимическая гимнастика Логопед. Покажите выражением лица: — мы пьем вкусный чай, нам нравится (радость); — мы пьем необычный чай (удивление); — нам забыли положить сахар в чай (огорчение). Артикуляционная гимнастика Для губ Дети растягивают губы в улыбке, потом округляют их. Для языка Дети выполняют упражнения «качели», «маляр», «лошадки». Для развития воздушной струи Логопед. Подуйте на кусочек лимона так сильно, чтобы он оказался в чайной чашке. Анализ звука [ч] и буквы «ч» Произнесение изолированного звука [ч] Подключается акустический, кинестетический и зрительный, тактильно-вибрационный контроль. Логопед. Представьте, мы едем в поезде, пьем чай и слушаем, как стучат колеса вагона. Как стучат колеса вагона? Дети. Ч-ч-ч. Артикуляционная характеристика звука [ч] В помощь предлагаются артикуляционный профиль звука, план ответа. § Губы. § Зубы. § Язык (кончик и спинка языка). § Голосовые складки. Фонетическая характеристика звука [ч] В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа. Гласный – согласный. Докажи. Глухой – звонкий. Докажи. Твердый – мягкий. Назови. Соотнесение звука с буквой Логопед. Какой буквой обозначают звук [ч] на письме? Сколько звуков обозначает буква «ч»? На что похожа буква «ч»? Буква «ч» сказала: «Есть». Отдала кому-то честь. Сколько элементов в строчной букве «ч»? Дети. Два. Первый элемент – верхний (волнистая линия), второй – нижний (наклонная линия с закруглением внизу). Логопед. Пропишите широким взмахом руки букву «ч» в воздухе. На счет раз, два, три. Дети выполняют. Напишите у соседа по парте на спине несколько строчных букв «ч». Сосед должен посчитать и сказать, сколько вы букв написали. Потом поменяйтесь ролями. Дети выполняют. Затем логопед показывает картинку, на которой изображен чайник с нарисованными на нем буквами «ч». Найдите, сколько букв «ч» спряталось на чайничке. Дети. Шесть. Логопед. Напишите в тетради столько букв «ч», сколько вы нашли на чайничке. Под буквой, которая получилась у вас лучше всего, поставьте точку. Чтение слогов со звуком [ч] Логопед. Подберите к чайничку чайные чашки и прочитайте на них слоги. Автоматизация звука [ч] на примере слова «чай» и его производных Выделение главного слова Логопед. Доскажите словечко. Черепаха не скучай Пей из чашки вкусный… (чай). Объясните, как вы понимаете значение слова «чай». Дети работают с толковым словарем. ЧАЙ – вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья, которые при заварке дают напиток. Звукослоговой анализ слова «чай» Дети последовательно выполняют каждое задание логопеда. Логопед. Произнесите четко слово «чай», проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове «чай»? Почему? Сколько звуков в слове «чай», назовите их последовательно. Определите место звука [ч] в слове «чай». Однокоренные слова Логопед. Послушайте еще раз рассказ внимательно, о каком напитке идет речь в рассказе? На доске по мере ответов вывешиваются графические карточки. Что пила утром Танечка? ЧАЙ В чем вскипятила воду мама? ЧАЙник Как назвать маленький чайник для заварки? ЧАЙничек Какие чашки мама поставила на стол? ЧАЙные Прочитайте слова, четко произнося звук [ч]. Назовите общую, одинаковую часть в этих словах. Дети. Чай. Развитие функции словоизменения Логопед. Сосчитайте с опорой на таблицу. (Выставляет рисунки.) А сейчас мы накроем стол для чаепития Танечке. Но поставить на стол можно только те предметы, в названии которых есть звук [ч]. Выставляется сюжетная картинка: девочка сидит за столом. Рядом расположены предметные картинки: чайник, чашка, конфеты, печенье, кастрюля, варенье, чайничек. Что находится перед чайником, за чашкой, между вазочкой с печеньем и чашкой, около чайничка? Слова, отвечающие на вопрос: «Что делать?» Логопед. Подберите слово к картинке. Что делает девочка? У учащихся находятся графические карточки, которые они должны подобрать к картинкам. НАЛИВАЕТ ПЬЁТ ЗАВАРИВАЕТ Составим словосочетания. Дети читают по указке. НАЛИВАЕТ ПЬЁТ ЗАВАРИВАЕТ Расположите картинки в правильной последовательности. Дети размещают карточки так: «заваривает», «наливает», «пьет». Слова, обозначающие признак предмета Физкультминутка. Игра с мячом «Наоборот» Логопед. Замените слова, отвечающие на вопрос «какой?». Слово должно иметь противоположное значение. Горячий чай ………чай Старый чайничек ………чайничек Чистый чайник ………чайник Горький чаёк ………чаёк Подберите картинку к словам. На доске расположены предметные картинки, у учащихся находятся графические карточки. Назовите, что нарисовано на картинках? Дети. Чашка, блюдце, сервиз, ложки. Логопед. Прочитайте, что написано у вас на карточках. ЧАЙНАЯ ЧАЙНЫЙ ЧАЙНОЕ ЧАЙНЫЕ Подберите слово к картинке. Прочитайте получившиеся словосочетания. Работа над предложением Логопед. Составьте предложение по картинке. Дайте имя девочке. Дети. Танечка пьет чай. Логопед. Теперь проанализируем предложение. Сколько в нем слов? Дети отвечают на этот и следующие вопросы, а также выполняют предложенные задания. Назовите первое слово (второе, третье). Назовите слова со звуком [ч], определите место этого звука в слове. Начертите схему предложения в тетради. Надпишите над словом букву «ч». Молодцы! А теперь проверим себя. Итог занятия Логопед хвалит детей за хорошую работу и сообщает о достигнутых успехах.
Коррекция парасигматизма
Парасигматизмы возникают в результате неправильной артикуляции и недоразвития фонетико-фонематических процессов, а именно – фонематического слуха. Поэтому, кроме артикуляционной гимнастики, в подготовительную работу добавляют задания на развитие фонематического слуха:
- При свистящем варианте дефекта (когда ребенок заменяет Ч на С) проводится тренировка по различению смешиваемых звуков. Логопед объясняет и показывает их артикуляцию, делая акцент на их различии. Также предлагаются задания на различение Ч и С на слух. Логопед предлагает сравнить выдыхаемую струю: при произнесении С она холодная, Ч – теплая. В артикуляционных упражнениях упор делается на формирование подъема языка и сильной толчкообразной воздушной струи.
- При губно-зубном варианте проводится аналогичная работа, но только по различению Ч и Ф. Также логопед делает массаж губ, делает на них упор в артикуляционной гимнастике, а также на подъеме языка.
При носовом произношении упор в работе делают на формировании адекватного речевого дыхания. Ребенка учат различать ротовой и носовой выдох. В артикуляционных упражнениях подбирают задания на формирование подъема кончика языка и удержание его за верхними зубами, а также учат направлять на него воздушную струю.
Произношение в норме
Звук Ч занимает особое место среди шипящих − из-за особенностей его артикуляции. Он получается путем соединения Т и Ш. Когда человек произносит Ч, его губы слегка округляются, выдвигаются вперед. Зубные ряды сомкнуты, между ними образуется маленькая щель.
Чтобы правильно произнести этот звук, язык делают широким. Поднимают его и кончиком касаются твердого неба ближе к зубам. Средняя часть спинки опущена, боковые стороны касаются верхних зубов, таким образом, получается углубление. Выдох должен быть сильным, толчкообразным, чтобы пройти через щель, создаваемую альвеолами и передней частью языка.
Постановка звука Ч
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч
.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука ч различными способами.
1. По подражанию:
Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От слияния составных частей аффрикаты ч:
Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т», щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).
3. От опорного звука:
Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.
4. От опорного звука с механической помощью:
Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.
Исправление нарушений произношения звука/Ч/
Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».
Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение шипящих называется в современной логопедии сигматизм, а их замена другими звуками – парасигматизмом. Есть несколько вариантов искажения Ч, отличающиеся работой органов артикуляции в момент произношения. Данный звук образуется путем слияния Т и Ш, поэтому любое отклонение от их правильной артикуляции может стать причиной искажения Ч. Виды дефекта:
- Отсутствие звука – ребенок не использует никакой упрощенный аналог этой фонемы.
- Межзубное искажение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание Ч.
- Призубный вариант получается из-за того, что передняя часть языка слишком напряжена, а воздух выходит не одной длительной толчкообразной струей, а несколькими толчками. Слышится мягкий вариант Т.
- Губно-зубное произношение проявляется в виде того, что вместо Ч слышится Ф. Такой сигматизм получается из-за нижнего положения языка при поднятых боковых краях, подъема нижней губы к верхнему зубному ряду.
- Боковой сигматизм возникает из-за слабости мышц языка, в результате воздух проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
- Шипящее произношение обусловлено повышенным тонусом языка, из-за чего он приподнят, а его кончик опущен. Получается мягкий аналог Ш.
- Носовое произношение получается из-за нижнего положения передней части и поднятой спинки языка. Воздушная струя выходит через нос − получается Х с гнусавым звучанием.
Также Ч часто заменяют на свистящие или на Т. Причиной этого может быть как неправильная артикуляция, так и недоразвитие фонетико-фонематических процессов.