Дидактический материал для экспресс-обследования звукопроизношения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Для зачисления в логопедический пункт учителю-логопеду необходимо провести экспресс-обследование всей группы. В логопедический пункт зачисляются дети с ФФНР. ФФНР обусловлено прежде всего нарушением звукопроизношения. Поэтому у логопеда должен быть материал для оперативного массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.
Есть пособие ведущих логопедов страны. Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На мой взгляд, оно ничем не отличается по объему от пособий, рекомендованных для углубленного обследования детей.
Поэтому. мною был и разработан речевой материал для экспресс-обследования произношения звуков для детей дошкольного возраста.
Структура экспресс-обследования по каждому звуку такова:
Сначала проверяем звукопроизношение в предложениях, насыщенными заданным звуком. Здесь используются скороговорки, предложения сложной и простой структуры.
Если ребенок произносит правильно, можно дополнительно проверить и в собственной его речи. Для этого попросить придумать предложения по картинкам. По составленным предложения можно будет судить о том, насколько сформированы грамматические категории. Если обнаружится, что отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, формы женского и мужского рода, не правильное применение падежей), то можно продолжить работу по картинкам: предложить назвать предметы в ед. и в мн. числе, назвать сначала предметы женского, затем мужского рода и т.п.
Затем перейти к проверке другого звука.
При обнаружении дефекта, продолжить обследование в произношении слов разной слоговой структуры. Желательно, чтобы ребенок сам называл предметы (объекты) на картинках. Слова подобраны с учетом последовательности в соответствии с основными группами/классами слоговой структуры слов.
И в итоге проверяется изолированное произношение звука, а также в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением.
Данный дидактический материал отпечатан на фотографической бумаге, разместила листы в папке с файлами на 20 шт. Всегда ношу с собой. Очень удобно. При обследовании просто переворачиваю страницы.
Буду признательна за отзывы.
ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет
(Свистящие звуки. Звуки С — Сь)
1.Повтори:
У маленького Сани сани едут сами. В лесу стоит высокая сосна.
Сани едут сами у маленького Сани. Соня купила сок.
2. Назови -повтори: Бусы – собака — суп — лес — носок — самокат – стол – маски – пастух – скамейка
3. Повтори: С-С-С-С-С са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс;
ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу;
4. Повтори:
Носит Сеня в сени сено
,
Ты не бойся — это гусь, На ветке висят сливы.
Спать на сене будет Сеня. Я сама его боюсь. Вася пасёт гусей.
5. Назови — повтори: Сито – лисята — семь – гусь — осень – василёк – снег – сливы – светофор
6. Повтори:
ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь;
сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;
ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет
(Свистящие звуки. Звуки З — Зь)
1. Повтори:
Зоя — зайкина хозяйка, У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.
Спит в тазу у Зои зайка.
2. Назови – повтори: Коза – азбука — зуб – воз — забор – называть – зонт – гнездо – Незнайка
3. Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;
4. Назови – повтори: Зелёные глаза у моего козлёнка. Козел грызет зелёную капусту.
Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.
5. Назови – повтори: Зима — газета — козёл – магазин – змея – зерно – обезьяна — земляника
3. Повтори: зя — зе — зю — зи; азь – озь – узь – изь;
зве – зви – звя; зня — зне — зню — зни; зме – зми;
ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет
(Свистящие звуки. Звук Ц )
1.Повтори: Из соседнего колодца Цыпленок и курица Заяц сидит под кустом акации.
Целый день водица льётся. Пьют водицу на улице. В колодце водица.
2. Назови – повтори: Лицо – курица — цепь — заяц — колодец — блюдце – цветочек — полотенце
3. Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;
ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет
(Шипящие звуки. Звук Ш)
1.Повтори: Тише, мыши, не шумите, Маша шила для мартышки Даша под душем моет шею и уши.
Нашу кошку не будите. Шубу, шапку и штанишки. У мышки шапка.
2. Назови – повтори: Каша – камыши — шут — душ – мешок – петушок – шкаф — вишня – бабушка — солнышко
3. Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку
(Шипящие звуки. Звук Ж)
4. Повтори: Жук упал, летать не может Не жалея ножек, бежит ёжик.
Ждет он, кто ему поможет. У ежа ежата.
5. Назови – повтори: Лыжи – жадина — жук — ёжик – пирожок – ложка – ножницы — лыжник — подснежник
6. повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;
(Шипящие звуки. Звук Ч)
7. Повтори: Водичка, водичка, умой моё личико. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.
8. Назови – повтори: Часы – качели — чай – мяч — богач – свеча — бочка – печенье — Снегурочка
9.Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи;
чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;
(Шипящие звуки. Звук Щ)
10. Повтори: Щуку я тащу, тащу, Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка.
Щуку я не упущу.
11. Назови – повтори: Щука — щит — плащ — щенок – клещи — щетка – щелчок — стекольщик – регулировщик
12. Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ — Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи;
щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;
ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет
(Соноры: Р – Рь)
1.Повтори: К нам во двор забрался крот, Вера и Рома барабанят в барабан.
Роет землю у ворот. В пруду карпы.
2. Назови – повтори: Перо – корова — рак — шар — баран – помидор – труба – арбуз — трамвай — виноград
3. Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро — бру;
4. Повтори: У моей сестры Марины Рита и Варя варенье варят.
Щеки, будто мандарины. Марина варит рис.
5. Назови – повтори: Репа — рябина — фонарь – огурец – грибы – турист – рюкзак — варежки — абрикосы
6. Повтори: ря — ре — рю — ри; арь — орь – урь — ырь; кря – кре – крю — кри; тря – трю — три;
(Соноры: Л — Ль)
7. Повтори: Бегал лось молодой по соломе золотой. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.
8. Назови – повтори: Мыло — молоко — лук — пенал — стол – волк — белка – молния — клумба – иголка
9. Повтори: Л-Л-Л-Л-Л ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы;
кла — кло —клу — слу — сло — слы – пло – плы – гла – гло — глу;
10. Повтори: Топали да топали, дотопали до тополя, Люда поливает тюльпаны из лейки.
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. У Лены зелёная лента.
11. Назови – повтори: Полено — лев – лимон – пылесос – лейка – лягушка — улитка — холодильник
12. Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль; для — дле — длю — дли; вля – слё – злю – пли;
Логопедическая диагностика дошкольников
Логопедическая диагностика состоит из следующего:
- Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
- Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
- Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
- Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.
Методика обследования речи Акименко
В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.
Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.
Исследование состояния фонематического восприятия
Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.
Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова
Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.
Исследование произношения и воспроизведения речи
В исследование произношения и воспроизведения речи включают:
- изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
- состояние звукопроизношения;
- воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.
В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.
Комплекс артикуляционной гимнастики детям 4-5 лет в средней группе
Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).
Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.