«Игры со звуками». Игровой материал для дошкольников 4–7 лет


Игры и упражнения по закреплению звукопроизношения и развитию фонематических представлений

Игры и упражнения

по закреплению

звукопроизношения и развитию

фонематических представлений

1
Упражнение «Какой звук вслове?»
Цель:

Развивать фонематический слух, речевое внимание детей, закреплять произношение звуков С, Сь в словах.

Материал.

Картинка, в названии которой есть звук
с
или
сь
‘; фланелеграф; си­ний и зеленый кружки.

Ход:

Воспитатель. Мы пели песенки большого и маленького насосов. Их песенки похожи на звуки в словах: с

— боль­шой братец, с‘ — маленький братец.

Детям раздают картинки (примерный их перечень: сумка, лист, снеговик, самолет, синица, капуста, санки, василек, сирень, поросенок, гусь, лисенок, велосипед, месяц…).

Воспитатель. В названии наших предметов есть звуки с

или с‘. Послушайте, как я назову предметы: «
Ссссобака
— звук
с
, «
сссиничка
» — звук
с
‘.

— Теперь вы будете называть свои предметы и говорить, какой звук есть в этом слове.

Дети по очереди выходят к доске, называют предмет, оп­ределяют наличие того или иного звука и ставят картинку на фланелеграф после синего (звук с

) или после зеленого (звук
с
) кружка.

Затем один ребенок называет все слова со звуком с, дру­гой — со звуком с

‘.

2 Игра «Птицы»

Цель:

Развивать речевое внимание, фо­нематический слух, закреплять произношение звуков Я, Ю.

Материал.

На каждого ребенка и воспитателя по одному желтому или красному квадрату (у воспитателя оба квадра­та); фланелеграф и картинки, изображающие цыпленка, ко­тенка, козленка, собаку, куст, курицу.

Ход:

Воспитатель (раздав одной половине группы желтые, дру­гой — красные квадраты).

Вы — птицы. У кого красный ква­драт, будет петь: «Ю-ю-ю-ю-юууу», у кого желтый — «Я-я-я-яааа». Смотрите, какой квадрат я буду поднимать, и пойте песенки разных птиц.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает квадра­ты, а дети поют соответствующие песенки (по 3 раза). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

3
Игра «Колокольчики»
Цель:

Развивать речевое внимание и фонематический слух детей, закреплять произношение звуков З,ЗЬ в словах.

Материал.

Большой и маленький кружки любого цвета; фланелеграф и синий и зеленый кружки; картинки, изображающие зайца, корзину, забор, землянику, козу, розу, зеркало, зонт.

Дети делятся на две группы — большие и маленькие ко­локольчики. Они встают друг против друга.

Воспитатель. Большие колокольчики звенят: «Дзязынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь» (дети повторяют звукосочетания).

Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький — запоют маленькие колокольчики.

Воспитатель в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответст­вующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

4 Упражнение «Какой колокольчик звенит ?»

Цель:

совершенствование правильного произношения звуков З,ЗЬ.

Воспитатель. Когда вы пели песенки больших коло­кольчиков, то долго произносили звук з

— «дзззынь», ког­да пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произ­носили звук з‘ — «дззззинь». Звуки
з
и з‘ — братцы
З
— большой братец, а з‘ — маленький братец.

— У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, что бы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка Какой звук я в слове долго тянула? (З.)

Это большой или маленький братец?
(Большой.)
Я поставлю картинку поел синего кружка
(дети повторяют слово с выделением звука]
Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула?


дети повторяют слово, и воспитатель ставит картинку после зеленого кружка.)
Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их — большой ил маленький братец, ставят после соответствующих кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком з, другой – со звуком з‘.

5 Упражнение «Найди братцев»

Цель:

Развивать фонематический слух, закреплять произношение звуков К, Кь в словах.

Материал.

Фланелеграф и картинки: рак, кукла, матрешка, белка, еж, жук, флажки, кит, кепка, санки, мячики, яблоки; синий и зеленый кружки.

Ход:

Воспитатель. У меня на фланелеграфе после синего кружка выложены картинки, изображающие предмет, и на­звании которых есть звук к
(дети повторяют звук — призвука гласного).
— Мы уже научились громко говорить звук к

и словах. Давайте назовем предметы со звуком
к
и громко в словах его произнесем.

Дети по очереди подходят, называют предмет с выделением звука к

(раК, Кукла, матрешКа, белКа, ежи К, жуК).

Воспитатель. Звук к

— большой братец, по у него есть маленький братец — звук
к

(дети повторяют звук 2-3 раза).
На столе у меня картинки, в названии которых есть звук
к
‘.

Дети по очереди подходят к столу, берут картинку, называ­ют ее, выделяя в слове звук к

‘, ставят ее на фланелсграф после зеленого кружка (флажКи, Кит, Кепка, санКи, МячиКи, яблоКи).

Один ребенок называет все слова со звуком к

‘, другой — со звуком
к.
6 Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца — звука р

— маленький братец — звук
р
‘, у большого братца — звука
б
— маленький братец — звук
б
‘. Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.

В случае затруднения воспитатель сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.

В игре должны принять участие все дети.

7 Чтение скороговорки

Цель:

Закреплять правильное произношение звука ЛЬ во фразе.

Скороговорка читается на два выдоха.

Воспитатель. Я вам прочитаю скороговорку и покажу, когда я делаю вдох. (Воспитатель прижимает руку к груди, делает вдох, на выдохе произносит слова скороговорки и отводит руку от груди. Так два раза.)

Еле-еле Лена ела, Есть от лени не хотела.

— Я делала два вдоха, а на выдохе говорила скоро! окорку. Давайте также скажем вместе и будем хорошо выговаривать слова.

Затем скороговорку читают только девочки, потом — толь­ко мальчики, в конце по очереди — трое— четверо детей.

8 Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Цель:

Развивать речевой аппарат и дикцию детей, закреплять произношение звука Ж в словах.

Материал.

Мяч

Ход:

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с вы­делением звука ж

. Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жуж­жать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 де­тей-победителей.

9 Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова с заданным звуком, например, ж

(за каждое слово дается фишка).

В конце игры определяется победитель.

10 Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Цель:

закрепление правильного произношения твердых и мягких согласных звуков.

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы долж­ны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вь должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолёТ» — «т».

В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребе­нок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

11 Чтение скороговорки.

Цель:

развивать речевой аппарат, дикцию детей; закреплять произношение звуков Д, ДЬ во фразе.

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девоч­ки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

12 Упражнение «Назови первый звук слова».

Цель:

развивать фонематический слух, закреплять произношение звуков К, Г в словах.

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их).

Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» —
б;
«Кукла» —
к
; «Гитара» —
г‘
.

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолировано.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]