Игры и упражнения по закреплению звукопроизношения и развитию фонематических представлений
Игры и упражнения
по закреплению
звукопроизношения и развитию
фонематических представлений
1
Упражнение «Какой звук вслове?»
Цель:
Развивать фонематический слух, речевое внимание детей, закреплять произношение звуков С, Сь в словах.
Материал.
Картинка, в названии которой есть звук
с
или
сь
‘; фланелеграф; синий и зеленый кружки.
Ход:
Воспитатель. Мы пели песенки большого и маленького насосов. Их песенки похожи на звуки в словах: с
— большой братец, с‘ — маленький братец.
Детям раздают картинки (примерный их перечень: сумка, лист, снеговик, самолет, синица, капуста, санки, василек, сирень, поросенок, гусь, лисенок, велосипед, месяц…).
Воспитатель. В названии наших предметов есть звуки с
или с‘. Послушайте, как я назову предметы: «
Ссссобака
— звук
с
, «
сссиничка
» — звук
с
‘.
— Теперь вы будете называть свои предметы и говорить, какой звук есть в этом слове.
Дети по очереди выходят к доске, называют предмет, определяют наличие того или иного звука и ставят картинку на фланелеграф после синего (звук с
) или после зеленого (звук
с
) кружка.
Затем один ребенок называет все слова со звуком с, другой — со звуком с
‘.
2 Игра «Птицы»
Цель:
Развивать речевое внимание, фонематический слух, закреплять произношение звуков Я, Ю.
Материал.
На каждого ребенка и воспитателя по одному желтому или красному квадрату (у воспитателя оба квадрата); фланелеграф и картинки, изображающие цыпленка, котенка, козленка, собаку, куст, курицу.
Ход:
Воспитатель (раздав одной половине группы желтые, другой — красные квадраты).
Вы — птицы. У кого красный квадрат, будет петь: «Ю-ю-ю-ю-юууу», у кого желтый — «Я-я-я-яааа». Смотрите, какой квадрат я буду поднимать, и пойте песенки разных птиц.
Воспитатель в произвольном порядке поднимает квадраты, а дети поют соответствующие песенки (по 3 раза). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
3
Игра «Колокольчики»
Цель:
Развивать речевое внимание и фонематический слух детей, закреплять произношение звуков З,ЗЬ в словах.
Материал.
Большой и маленький кружки любого цвета; фланелеграф и синий и зеленый кружки; картинки, изображающие зайца, корзину, забор, землянику, козу, розу, зеркало, зонт.
Дети делятся на две группы — большие и маленькие колокольчики. Они встают друг против друга.
Воспитатель. Большие колокольчики звенят: «Дзязынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь» (дети повторяют звукосочетания).
Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький — запоют маленькие колокольчики.
Воспитатель в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответствующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.
4 Упражнение «Какой колокольчик звенит ?»
Цель:
совершенствование правильного произношения звуков З,ЗЬ.
Воспитатель. Когда вы пели песенки больших колокольчиков, то долго произносили звук з
— «дзззынь», когда пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произносили звук з‘ — «дззззинь». Звуки
з
и з‘ — братцы
З
— большой братец, а з‘ — маленький братец.
— У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, что бы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка Какой звук я в слове долго тянула? (З.)
Это большой или маленький братец?
(Большой.)
Я поставлю картинку поел синего кружка
(дети повторяют слово с выделением звука]
Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула?
(З
‘
дети повторяют слово, и воспитатель ставит картинку после зеленого кружка.)
Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их — большой ил маленький братец, ставят после соответствующих кружков.
Один ребенок называет все слова со звуком з, другой – со звуком з‘.
5 Упражнение «Найди братцев»
Цель:
Развивать фонематический слух, закреплять произношение звуков К, Кь в словах.
Материал.
Фланелеграф и картинки: рак, кукла, матрешка, белка, еж, жук, флажки, кит, кепка, санки, мячики, яблоки; синий и зеленый кружки.
Ход:
Воспитатель. У меня на фланелеграфе после синего кружка выложены картинки, изображающие предмет, и названии которых есть звук к
(дети повторяют звук — призвука гласного).
— Мы уже научились громко говорить звук к
и словах. Давайте назовем предметы со звуком
к
и громко в словах его произнесем.
Дети по очереди подходят, называют предмет с выделением звука к
(раК, Кукла, матрешКа, белКа, ежи К, жуК).
Воспитатель. Звук к
— большой братец, по у него есть маленький братец — звук
к
‘
(дети повторяют звук 2-3 раза).
На столе у меня картинки, в названии которых есть звук
к
‘.
Дети по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее, выделяя в слове звук к
‘, ставят ее на фланелсграф после зеленого кружка (флажКи, Кит, Кепка, санКи, МячиКи, яблоКи).
Один ребенок называет все слова со звуком к
‘, другой — со звуком
к.
6 Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)
Воспитатель. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца — звука р
— маленький братец — звук
р
‘, у большого братца — звука
б
— маленький братец — звук
б
‘. Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.
В случае затруднения воспитатель сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.
В игре должны принять участие все дети.
7 Чтение скороговорки
Цель:
Закреплять правильное произношение звука ЛЬ во фразе.
Скороговорка читается на два выдоха.
Воспитатель. Я вам прочитаю скороговорку и покажу, когда я делаю вдох. (Воспитатель прижимает руку к груди, делает вдох, на выдохе произносит слова скороговорки и отводит руку от груди. Так два раза.)
Еле-еле Лена ела, Есть от лени не хотела.
— Я делала два вдоха, а на выдохе говорила скоро! окорку. Давайте также скажем вместе и будем хорошо выговаривать слова.
Затем скороговорку читают только девочки, потом — только мальчики, в конце по очереди — трое— четверо детей.
8 Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)
Цель:
Развивать речевой аппарат и дикцию детей, закреплять произношение звука Ж в словах.
Материал.
Мяч
Ход:
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука ж
. Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.
В игре должны принять участие все дети.
Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 детей-победителей.
9 Игра «Назови слова»
Воспитатель предлагает детям называть слова с заданным звуком, например, ж
(за каждое слово дается фишка).
В конце игры определяется победитель.
10 Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)
Цель:
закрепление правильного произношения твердых и мягких согласных звуков.
Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вь должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолёТ» — «т».
В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.
11 Чтение скороговорки.
Цель:
развивать речевой аппарат, дикцию детей; закреплять произношение звуков Д, ДЬ во фразе.
Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.
12 Упражнение «Назови первый звук слова».
Цель:
развивать фонематический слух, закреплять произношение звуков К, Г в словах.
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их).
Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» —
б;
«Кукла» —
к
; «Гитара» —
г‘
.
Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолировано.