Фонематическое восприятие – это как дверь, открывающая в развитии ребенка речевой поток. Названный вид восприятия обеспечивает формирование способности понимать речь на слух. Он же отвечает за постепенное превращение детского лепета в осмысленные слова и предложения. Развитие фонематического восприятия у дошкольников зависит от особенностей других познавательных процессов. Так, дети с цепким вниманием быстрее начинают распознавать речевые звуки. Этот процесс у них сопровождается большей точностью, что способствует становлению фонематического слуха.
Что такое фонематическое восприятие?
Когда малыш учится говорить и понимать обращенную к нему речь, развитие идет в двух сферах — произносительная сторона речи и распознавание и анализ речи. В центрах дошкольной подготовки большое внимание уделяют обеим сферам. Анализ звукового содержания, в свою очередь, включает слух и восприятие.
- Фонематический слух
— врожденная способность слышать и различать единицы речи. - Фонематическое восприятие
— это способность различать смыслоразличительные единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка.
Это необходимое условие для формирования красивой связной речи, четкого произношения, обучения чтению и письму, которые необходимы не только в обычной жизни, но и в школах актерского мастерства и на занятиях по вокалу.
Что такое фонетический слух
Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют. Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:
- узнавания;
- сравнения;
- повторения элементов, из которых состоят слова.
Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.
У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.
Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)
Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе – «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. п.
Для малыша такое положение вещей — возрастная норма, но если подобные особенности сохраняются после двух лет, то следует обратиться за помощью к логопеду, поскорее начать занятия.
Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.
Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка, принять необходимые меры.
Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.
Почему важно развивать это в дошкольном возрасте?
Слух формируется естественным образом еще до рождения, а после рождения проходит серьезное совершенствование, которое завершается примерно к 7–8 годам. Психолог Лев Выготский выделял три речевые операции, для которых необходим фонематический слух:
- умение определять, есть ли данный звук в конкретном слове;
- умение распознавать и понимать слова, состоящие из одинаковых букв, расположенных в разном порядке;
- способность понимать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова.
Фонематическое восприятие, наоборот, формируется не спонтанно, а требует определенных усилий со стороны ребенка, родителей и педагогов.
Нарушение этих функций может привести к отставанию ребенка от образовательной программы в саду, а потом и в школе, к затруднению освоения русского языка и письменной речи.
Чаще всего нарушения звукового восприятия диагностируют во время подготовки к школе. В этом случае педагоги сразу отправляют малыша на занятия к логопеду для детей 5 и более лет.
Упражнения для улучшения слухового восприятия у детей
Распознавание неречевых звуков.
Это игровая практика, которую возможно проводить дома, на прогулке, в детском клубе или в любой другой обстановке. Попросите малыша прислушаться и ответить: что шумит за окном? Сколько фонем он может различить? Что их производит? Аналогично можно играть дома, используя музыкальные инструменты или запись их звучания.
Высота звучания
. В этом упражнении детей учат различать тон издаваемых звуков. Вариантов упражнения много. Например, включите запись детской сказки про «Трех медведей» и попросите ребенка ответить, какой голос принадлежит папе-медведю, какой маме, какой малышу.
Распознавание похожих слов
. Важно научить дошкольника не путать похожие слова и правильно произносить их, не заменяя буквы похожими. Вот такое упражнение используют в центрах раннего развития и на курсах для детей: покажите малышу картинку и произносите название того, что на ней нарисовано, заменяя только первую букву. Задача ребенка, услышав верное произнесение слова, хлопнуть в ладоши и остановить взрослого.
Звуки и цвета.
Дайте дошкольнику 3–5 карточек разных цветов. Заранее объясните, что каждому цвету соответствует звук. Например, зеленый — А, желтый — У и т. д. Ребенок должен подниматься карточку соответствующего цвета, когда услышат конкретный звук.
Формирование речевых и слуховых навыков — ответственный и важный процесс, поэтому стоит доверить его профессионалам. В Центре дополнительного образования для детей «Имена Продакшн» работают высококвалифицированные логопеды, которые не только исправят дефекты речи у дошкольников и школьников, но и помогут улучшить речь и слух для занятий в детской студии вокала.
Особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия
Изучение проблемы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи освящено в работах Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др.
Учитывая необходимость и важность овладения ребенком фонематическим слухом, фонематическим восприятием, анализом и синтезом в дошкольном возрасте, мы пришли к выводу о важности изучения проблемы комплексной логопедической работы с целью формирования фонематического восприятия речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Актуальность проведения коррекционной работы обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи и поиском новых путей преодоления ее недостатков.
Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) понимается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Главной особенностью фонетико-фонематического недоразвития (нарушения развития фонематических процессов) является низкая способность к анализу и синтезу звуков, что влияет на восприятие фонемного состава языка.
Именно поэтому, в данной статье будет предложена система коррекционной работы, направленной на формирование фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Этапы формирования фонематического восприятия
В работе Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов.
Эти этапы были взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Приемы развития фонематического восприятия
Рассмотрим подробнее, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
1 этап — «Узнавание неречевых звуков».
- Звуки окружающего мира.
- Звучащие игрушки.
- Воспроизведение ритма.
- Изолированные удары.
- Серия простых ударов.
- Серия акцентированных ударов.
Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уловит характер звука.
Целесообразно использовать упражнения, которые направлены на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Ритмический рисунок можно изобразить графически. Если звук длительный — обозначим знаком О, короткий — +.
В результате появляется таблица:
+ | + | 0 | + |
+ | 0 | 0 | + |
0 | + | 0 | + |
Упражнение «Снеговик».
Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга- «снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.
2 этап «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»
Упражнение «Учёный медведь и воробышек».
Большой медведь — низкие, тяжёлые звуки дети поют — Э-Э-Э, воробышек — высокие звуки — чик- чирик.
Упражнение «Кукушка и часы».
Дети изображают, как тикают часы — тик- так — показывая движение маятника руками, и как кукует кукушка — ку-ку, делая взмахи руками.
3 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу».
Можно предложить детям взять два кружка: желтый и синий и предложить поиграть. Если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять желтый кружок, если неправильное — синий:
- баман-панам-банан-ваван-даван-баван-ванан;
- тлетка-кветка-квекта-клетка-клетта.
Усложняя работу, можно предложить такой вид работы: назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.
- Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
- Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ). Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т.д.
- Логопед читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов:
- От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).
4 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».
Предлагается использовать следующие виды упражнений:
- Воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ;
- Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;
- Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
- Воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.
5 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения».
На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно с дифференциации гласных.
1. «Найди пару».
Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда.
Взрослый называет гласный первого ряда, а ребенок гласную второго ряда и наоборот. ( А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И)
2. «Вставь букву».
Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда.
Ребенку надо вставить пропущенную гласную ( на каждую пару дается отдельное упражнение).
Вставь А-Я: м….ч, м…к, с….д, т….почки, гр…ч, …блоко.
Затем с согласных.
Цель: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные .
Взрослый показывает картинки с изображением предметов ( из любой настольной игры типа лото).Ребенок должен разложить эти картинки по две кучки : слова, которые начинаются с твердого согласного и слова, которые начинаются с мягкого согласного.
На этом этапе можно поиграть вот в такие игры:
«Исправь ошибки».
Цель: развить слуховое внимание.
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.
Мячик выронив из рук, Коля мчится к маме: — Там ползет зеленый лук С длинными усами. (жук)
«Ритмы»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: ведущий отстукивает различные ритмы
(— —, — — —, — — — и т. д.), а дети повторяют за ним.
«Определи на слух самое короткое (самое длинное) слово»
Кенгуру, кот, корова, черепаха;
Трамвай, автобус, велосипед, поезд и т.д.
6 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа.
«Назови звук»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: взрослый произносит 3 – 4 слова, ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех словах.
Шуба, маШина, малыШ, суШка
командиР, тРуба, кРот, Рысь и т.д.
Предлагаемая система заданий для развития фонематического слуха может являться основой для планирования логопедической коррекционной работы в разных возрастных группах ДОУ.
Системой заданий по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза могут пользоваться педагоги дошкольного учреждения. Для этого необходимо определить уровень развития фонематического слуха и начинать работу с подходящего этапа, учитывая возрастные особенности детей.
Особенностью данной системы является то, что формирование фонематического восприятия проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе воспитателя. Воспитатель, используя игры, рекомендуемые логопедом, закрепляет результаты, достигнутые на подгрупповых логопедических занятиях. Поэтому система заданий создана таким образом, чтобы воспитателю любой группы дошкольного учреждения было легко сориентироваться в заданиях.
Таким образом, разработанная система заданий является универсальной и может использоваться не только педагогами, но и родителями. Она позволяет организовать непрерывное взаимодействие всех категорий педагогов, в том числе музыкальных работников и инструктора по физическому воспитанию, так как все перечисленные категории людей могут пользоваться данными заданиями, использовать игры, и, следовательно, развивать фонематическое восприятие детей с ФФН систематически.
Решетняк Ольга Валерьевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад комбинированного вида №27 «Лесовичок» городского округа Тольятти
- НОД по формированию фонематического восприятия
- Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников
- Конспект занятия по развитию фонематического восприятия
- Перспективный план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия, предупреждению оптической дисграфии [подготовительная к школе группа]
- Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи [cтаршая группа]
(5 понравилось, средний балл: 4,80 из 5)
Loading …