Одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу является задержка речевого развития ребенка. Как формируется речь ребенка? В каком возрасте нужно начинать общаться с малышом? Какие бывают причины задержки речевого развития? К какому врачу следует обратиться? Какие проводятся обследования? Как проходит лечение? На эти вопросы ответила Врач-невролог, врач-эпилептолог, врач функциональной диагностики клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.
Норма или нет?
Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Если ребенок им не соответствует – этоповод для беспокойства.
Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук. В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
Бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят.
Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.
Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.
Когда бить тревогу и пить ли лекарства?
Отметим так называемые «реперные точки»:
- 3-6 месяцев – ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.
- 1 год – первые слова «мама», «дай», при хорошей норме развития до десяти слов.
- 2 года – построение простой фразы из 3-4 слов.
- 3 года – распространенная фраза, ребенок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
- 4 года – фраза строится с учетом грамматики, с использованием всех частей речи.
- 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа. Начало формирования фонематического слуха.
- 5 лет – речь сформирована, можно сказать, что это речь взрослого человека. Ребенок произносит все звуки.
- 6 лет – хорошо развитая связная речь.
К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.
Всем специалистам, которые занимаются детской речью, хорошо знакома схема системного развития нормальной детской речи логопеда Н.С. Жуковой, составленная по сборнику научных трудов известного советского лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), где описан лонгитюд детской речи его сына. Эта подробная и качественная схема описания детской речи до сих пор самая популярная. Но, так как сферой научных интересов Гвоздева были фонетика и морфология, то ученый не фиксировал понимание речи ребенком, и подробные системные записи лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев.
2,6 – это возраст, когда уже можно поставить функциональную задержку речевого развития. В этом возрасте нормотипичные дети говорят длинными, распространенными предложениями. Если этого нет, моя рекомендация – показать ребенка хорошему логопеду, потому что уже сейчас явная задержка речи.
Внимание родителей к детскому лепету и развитие речи ребенка
Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно. Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.
Выводы
В проведенном исследовании показана возможность эффективного амбулаторного лечения пациентов с нарушением речевой функции. При этом получены следующие результаты. 1. Применение Кортексина способствует регрессу неврологической симптоматики, ускоряет темпы речевого развития и улучшает качество речи. 2. У детей, получавших в составе комплексного лечения Кортексин, быстрее компенсировались сосудистые дистонии, нормализовались показатели ЦВР. Таким образом, применение Кортексина оправдано, эффективно и может рекомендовано для лечения и комплексной реабилитации детей с речевыми нарушениями в амбулаторных условиях.
Стимуляция гуления
- Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
- Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам.
- Повторяйте звуки, которые произносит Ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
- Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
- Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
- Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.
Литература
- Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда. М.:АСТ, Астрель, 2009; с.41—2, 68, 262.
- Детская поведенческая неврология. Руководство для врачей. Под ред. Л.С.Чутко. СПб.: Наука, 2009; с.83—109.
- Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: АСТ, Астрель, 2009; с.136—7.
- Неврология детского возраста. Под ред. Г.Г. .Шанько, Е.С.Бондаренко. Мн.: Высшая школа, 1985.
- Лесны И. Клинические методы исследования в детской неврологии.М.:Медицина, 1987.
- Лучевая диагностика в педиатрии: национальное руководство. Гл. ред.А.Ю.Васильев. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010; с.65—70.
Стимуляция лепета
- Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
- Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
- В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а, получились слоги ба-ба-ба.
- Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
- Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
- Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.
- Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
- Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.
Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры.
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
- На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
- Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
- Показываем «да», «нет» движением головы;
- Показываем «спасибо» кивком головы;
- На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
- Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
- Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
- Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
- Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
- Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
- Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
- Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
- Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
- Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
- Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
- Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
- Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
- Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения
Артикуляционные упражнения можно практиковать примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше:
- «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
- «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
- «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
- «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
- «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
- «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
- «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
- «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би! Как коровка мычит? Му-му-му! Как барабанчик стучит? Та-та-та! Как мама песенку поет? Ля-ля-ля! Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю! Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Игры для развития речи
Можно лепить из пластилина, играть с крупами, пуговицами и камешками, рисовать пальцами. Можно сопровождать эти занятия стишками, в которых малыш должен помогать маме. Это известные всем «гуси-гуси», мишка косолапый и короткие стишки, потешки.
Многим детям нравятся детские песенки, которые они с удовольствием пытаются повторять. Ставьте ребенку песенки пойти с ним вместе. После таких регулярных занятий речь начнет активно развиваться, вам останется только помогать крохе в ее освоении.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.
Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!
Развиваем внимание
Игры, развивающие внимание и фонематическое восприятие (умение различать звуки). Например, «На чём зайка играл». Покажите ребёнку зайку, какие-нибудь музыкальные инструменты (свисток, колокольчик, дудочку, барабан и др.), как они играют.
Потом прикройте зайца ширмой или завяжите ребёнку глаза и сыграйте на каком-нибудь инструменте. Малыш должен отгадать, на чём зайка играет. Даже если ребёнок не говорит — покажет музыкальный инструмент, что-то изобразит звукоподражанием: «динь-динь» или «бум-бум».
Можно поиграть в игру «Что звучит?». Возьмите различные предметы: бумагу, карандаш, ножницы, молоток и др. Также сначала покажите, как что звучит, потом закройте ширмой, и пусть ребёнок угадывает. Это развивает наблюдательность, заинтересованность. А ещё сложнее — возьмите баночки с разной крупой: гречкой, рисом, манкой и т.д. Если, конечно, ребёнок знает, что это такое. По опыту знаю, манку отгадать очень сложно. Дети, у которых понижен слух, манку практически не слышат.
Театрализованные игры: «Кто как кричит?», «Кто в домике живёт?». Сначала мы изображаем животного, например кричим «ку-ка-ре-ку», потом малыш повторяет. Тут же можно запоминать уже глагольные формы двух-трёх животных. Например: «Как кричит собака? Гав-гав. Значит собака что делает? Гавкает», «Как кричит лягушка? Ква-ква. Что лягушка делает? Квакает».
Потихонечку глагольные формы входят в речь малыша. Так постепенно он научится от одного слова-звукоподражания образовывать глагол, а это очень важно.
Потому что, если в младшей группе малыш не запомнит простых глаголов, то в средней и старшей не запомнит сложных: мышка пищит, корова мычит, кошка мяукает и т.д. Часто даже в подготовительной группе дети выдают, что корова мумукает, мышка пипикает.
Если много народу, можно поиграть в «Отгадай по голосу». Ребёнок закрывает глаза, кто-то из детей кричит: «Ау!» И малыш должен угадать, кто это. Иногда мы так играем даже с детьми старшего возраста на праздниках. Дети зовут своих мам, говоря просто: «Мамочка!» И каждая мама должна узнать голос своего ребёнка. Кстати, ни одна мама ещё не обманулась. Точно так же можно взять игрушки, кукол, которые издают разные звуки, и отгадывать, какая игрушка поиграла.
Учимся слушать
Как правило, современные дети не умеют слушать. Научить их этому помогут аудиозаписи со звуками природы, детскими стихами и сказками. Их нужно обязательно детям включать и потом, чтобы убедиться, внимательно ли он слушал, задавать вопросы типа: «Кто главный герой?», «Про что стихотворение?», «Почему так случилось в этом произведении?», «Что ты слышал, шелест листвы или журчание воды?».
Это развивает внимание, память и мышление. Это очень важно. Ведь когда мы читаем, то показываем ребёнку книгу, и всё внимание у него на картинки. Работает зрительное восприятие, а слуховое в этот момент отключается. Малыш запоминает, что нарисовано на картинке, а картинки не всегда соответствуют тому, о чём говорится.
Необходимо приучать ребёнка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Поэтому взрослые члены семьи должны правильно проговаривать все слова и ни в коем случае не сюсюкать с детьми. Дети тоже начинают сюсюкать и мягко проговаривать согласные. Даже если ваш ребёнок действительно смягчает согласные звуки — говорите с ним как со взрослым, не сюсюкая.
Vision витамины для развития речи у ребенка
Из всех известных детских витаминов наиболее безопасными и эффективными являются препараты, производимые компанией Vision. Они становятся надежным подспорьем в устранении дефектов речи или «подстегивании» ее развития. Кроме того, они позволяют дополнить рацион, который далеко не всегда включает в себя все необходимые детям витамины и минералы для мозга и нервной системы.
Витамины от производителя Vision обладают всеми необходимыми качествами:
- имеют натуральный, растительный состав;
- не содержат красителей, вкусовых добавок, стабилизаторов и прочих синтетических компонентов;
- исключена аллергия и передозировка;
- обладают высокой степенью усвоения (98 %), а также эффектом синергии, когда каждый компонент усиливает действие другого;
- отвечают строгим требованиям мировых стандартов качества (GMP и ISO22000);
- сертифицированы Минздравом многих государств, в которых производится продажа продукции.
Также, Vision выпускает большое количество других продуктов, например, витамины для кожи для детей, или витамины с железом и прочее. Консультанты магазина помогают покупателям подобрать подходящий комплекс препаратов.