Теории и методики речевого развития у дошкольников
Изучение речи — важная часть учебного процесса, умственного воспитания малыша. Владение языком считается важным критерием готовности к школьной программе.
В соответствии с ФГОС дошкольная методика развития речи должна быть направлена на достижение следующих целей:
- формирование свободного общения детей друг с другом;
- развитие словарного запаса;
- развитие слуха;
- изучению литературы.
Методики развития в ДОУ
Методики обучению развития речи должны быть направлены на достижения у малыша умения выражать свободно свои мысли и желания, поддерживать разговор как со сверстниками, так и со взрослыми, развивать творческие навыки и способности.
Виды современных методик
Существует большое количество современных методик развития речи. Чаще всего работа в детском саду строится на методических учебниках Яшиной В. И, Алексеевой М. М. и Федоренко Л. П.
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста авторов Яшиной и Алексеевой популярна за счет четкой поэтапности заданий. Программа включает в себя следующее:
- пополнение словарного запаса;
- формирование грамотного восприятия звуков;
- развитие умений строить предложения;
- обучение связанному повествованию.
Современные методики предполагают активное использование наглядных приемов, показ картин, фотографий, проведение бесед. Большую роль в развитии речи дошкольников играют театральные сценки, уроки рисования. В старших группах направленность идет на выявление нарушений и их коррекцию.
Формы обучения
Этапы развития речи
Познание окружающего мира начинается с самого рождения. Именно в этот период закладываются речевые основы. Первые осознанные слова у ребенка можно услышать в возрасте одного года. Начинается накопление словарного запаса, усовершенствуется произношение. Каждый день малыш будет раскрывать что-то новое.
В возрасте трех лет малыш произносит простые предложения, он способен рассказать об увиденном, выразить свои желания. К пяти годам словарный запас активно расширяется, дети поют песни, рассказывают стихи.
Этапы развития
Методы развития речи
Под методом развития речи в педагогике понимается способ деятельности педагога, направленный на формирование речевых навыков.
Методы и приемы классифицируются в зависимости от используемых в работе материалов, характера познавательной деятельности.
Как попасть в логопедическую группу в детском саду
Выделяется три основные методики:
- наглядная;
- словесная;
- практическая.
Многие педагоги считают это деление условным, так как четкой границы между ними нет. Все три метода должны работать взаимосвязано.
В детском саду чаще всего применяются наглядные методы. Они подразделяются на опосредованные и непосредственные. Ко второй группе относятся проведения экскурсий, осмотры помещений. Мероприятия направлены на накопление словарного запаса.
Словесные методы включают в себя чтение художественной литературы, заучивание стихов, пересказ. Это должно сопровождаться наглядными приемами, так как дошкольный возраст обязательно требует наглядности.
Практические методы состоят из использования дидактических материалов, игр, постановок сценок.
Основные методы
Этапы развития речи у детей от рождения до школы
Речь человека развивается поэтапно. Ее становление начинается с самого рождения. Отечественный психолог и лингвист Алексей Леонтьев выделил ряд важных этапов формирования речи, через которые проходит малыш: подготовительный, преддошкольный и дошкольный.
Подготовительный охватывает отрезок времени от рождения до года, он подразделяется на 3 этапа:
- крик. С его помощью новорожденный общается с окружающими людьми. Это первая голосовая реакция. Ею ребенок говорит маме о своем дискомфорте. Благодаря крику тренируются артикуляция, голос, дыхание;
- гуление. Длится до шестимесячного возраста. Младенец воспроизводит определенные звуки, их вариации (а-гы, бу-у-у, а-гу). На этом этапе важно поддерживать желание ребенка общаться. Для этого родителям следует повторять сказанное малышом;
- лепет. Этот этап длится до года. Является завершающей стадией подготовки младенца к полноценной речи. Дети начинают произносить повторяющиеся слоги (ма-ма, ва-ва, ба-ба, да-да, па-па). Сначала простые слова ребенок выговаривает неосознанно. Но уже к 10-12 месяцам дети начинают осмысленно употреблять «ма-ма», «ба-ба» и т.п.
Преддошкольный этап закачивается, когда груднички начинают осознанно произносить первые слова. Он длится с 12 месяцев до 3 лет. Первые детские слова носят обобщающий характер. Например, «дай» может означать просьбу, желание или предмет. Поэтому малыша пока понимают только члены семьи.
С полуторагодовалого возраста дети начинают выговаривать слова полностью, а не в усеченной форме. Продолжает пополняться лексикон. Малыши пытаются складывать простые слова в предложения без предлогов. Например, «Маша ам-ам» означает, что Маша хочет есть. К трем годам в речи формулируются вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?».
Малыши до трех лет активно пользуются жестами
Ребенок учится использовать предлоги, согласовывать слова в падеже, числе, роде. Четырехлетние дети уже общаются при помощи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Дошкольный этап формирования речи длится с 3 до 7 лет. Это время активного пополнения лексикона.
К концу дошкольного периода малыши правильно выговаривают все звуки и имеют широкий кругозор.
Способы обучения детей грамотной речи воспитателем
Большую роль в развитии речи детей дошкольного возраста играют воспитатели. В связи с этим к культуре речи педагогов предъявляются особые требования. Общение между воспитателями и детьми происходит как на бытовом уровне, так и в плане учебной программы. Потенциал речевой среды дошкольников зависит напрямую от качества речи педагога.
Цели и задачи формирования речи дошкольников
Целью речевого развития в дошкольном возрасте является формирование правильной и грамотной речи с учетом возрастных особенностей. В теории педагогики существуют три аспекта задач развития речи:
- структурный — основан на формировании фонетического, грамматического и лексического языкового уровня;
- коммуникативный — развитие навыков владения языком, коммуникативных функций, умения связывать предложения в целостный рассказ, познание форм общения;
- познавательный или когнитивный — этот аспект формирует способности к осознанию явлений речи и языка.
Важно! Основная работа по развитию речи должна вестись в направлении формирования навыков устного речевого общения. Уровень речевого воспитания тесно связан с развитием мышления, формированием основ нравственности и эстетики.
Логопедические занятия в саду
Создание условий формирования у детей навыков правильного звукопроизношения
Родители и воспитатели должны осознавать ответственность за воспитание чистоты речи у детей с ранних дней жизни. Все возрастные отклонения в произношении уходят у детей к возрасту пяти лет. Но процесс не может проходить самостоятельно. Связная и грамотная речь формируется на примере взрослых.
Педагоги и родители обязаны создать такие условия, в которых ребенок будет слышать только грамотную речь. Очень важна и окружающая среда. Нельзя с малышом сюсюкаться в семье. Такой способ общения приведет к тому, что будет развиваться неправильное звукопроизношение.
Важно! Часто родители делают большую ошибку. С целью обучения ребенка они заставляют его заучивать сложные и длинные стихи. Это приводит к перегрузке. Такое средство может только усугубить проблемы с произношением. Любое занятие должно соответствовать возрасту ребенка, и быть ему интересным.
Постановка гласных звуков у детей
Воспитатели детского сада должны контролировать процесс формирования у детей грамотного произношения с раннего возраста. По проекту обучения, как на занятиях, так и на прогулках, должны проводиться наблюдения. В общей системе работы важное место занимают игры, чтение сказок, стихов, проведение бесед.
Создание естественной среды в саду
Принципы выявления нарушений и их коррекции
В процессе наблюдения за детьми, анализа их произношений, педагоги используют диагностический способ для выявления нарушений.
В состав основных принципов коррекции речевых нарушений входят следующие:
- системность — при проведении диагностики необходимо воздействовать на все компоненты речи, включая структуру;
- принцип развития — важно определить основное нарушение и направлять на него всю работу;
- комплексность — работа по логопедической направленности должна вестись в комплексе с медицинским и психологическим воздействием;
- принцип взаимосвязи речи и психологии — логопед должен проводить корректировку и тех отклонений в развитии, которые мешают правильному функционированию речевой деятельности.
В работе по коррекции звукового произношения используются практические и словесные методы.
Анализ произношения детей
Речевые упражнения
Для развития речи рекомендуется выполнять специальные упражнения. Проводить занятия можно в форме игры, чтобы заинтересовать ребенка.
Эффективные речевые упражнения:
- поиск предмета. Перед малышом ставят минимум три игрушки. Просят его отвернуться и в этот момент прячут одну из вещей. Затем взрослый предлагает назвать, описать, какого предмета не хватает;
- сравнение картинок. Показать малышу рисунок с изображенными животными. Попросить его провести анализ. Например, жираф большой, а собачка маленькая;
- имитация голосов птиц и животных;
- запоминание скороговорок, чистоговорок;
- название предметов в единственном и множественном числе;
- описание сказки по картинке;
- поиск слов на предложенную букву;
- рифмование слов.