Носовое дыхание.
Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на здоровье человека. Йоги считают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Необходимо дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.
Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование.
Упражнения:
- широко открыть рот и спокойно подышать носом;
- закрыть одну ноздрю пальцем – плавный выдох вдох через свободную ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую;
- вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос;
- вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
- вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зуба — как греют руки);
- вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы;
- вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
Упражнения:
- вдох носом, выдох через нос толчками;
- вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки;
- рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака);
- вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать);
- вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
Упражнения:
- вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце;
- вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох;
- губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
- вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;
- вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
- губы в улыбке, вдох носом, удлиненный выдох через рот;
- губы в улыбке, вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5-6 минут.
Правильное речевое дыхание — как должно быть:
- Активный вдох производится исключительно через нос.
- Выдох должен происходить через рот, длительный, равномерный, без толчков и пауз.
Иногда дети выдыхают воздух через нос. Попробуйте просто закрыть носовые ходы пальцами, чтобы ребенок понял, что от него требуется. Объясните, что губы при выдохе не должны быть сжаты или напряжены. Их нужно вытянуть «трубочкой».
Для самоконтроля во время занятий попросите ребенка положить ладошку между ребрами и животом (диафрагмы). Во время вдоха передняя стенка живота и грудная клетка немного поднимаются, как бы «уходят» из-под ладони, на выдохе — опускаются, возвращаясь на прежнее место.
Отличие речевого дыхания от физиологического
Существует два вида дыхания:
- физиологическое (вдох-выдох: примерно одинаковые по времени). Главная задача такого дыхания — это осуществление газообмена.
- речевое (короткий вдох — пауза — длинный звуковой выдох). Здесь главная задача — звукообразование, обеспечение интонационной выразительности, плавности речи, соблюдение пауз между предложениями.
Все звуки образуются на выдохе, поэтому постановка речевого дыхания является одним из важных факторов становления речи.
При произнесении подавляющего большинства звуков русского языка необходима сильная, направленная воздушная струя. Процесс выдоха имеет колоссальное значение, т. к. именно в этот момент начинает звучать речь: звуки, слоги, слова, предложения.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Дыхание — одна из функций жизнеобеспечения человека. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи, т.к. источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.
Правильное речевое дыхание обеспечивает: нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет голосовой аппарат от переутомления, способствует сохранению плавности речи, способствует правильному использованию интонационных средств выразительности, способствует правильному соблюдение пауз.
Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.
Неправильное речевое дыхание нередко является: причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе), позднего или неправильного усвоения некоторых звуков, ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз, в некоторых случаях ускорения темпа речи, неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Требования к выполнению упражнений:
- перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
- одежда не должна стеснять движений
- не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приема пищи
- упражнения выполняются сидя, стоя или лежа
- необходим контроль педагога за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не «перебирали дыхание». «Перебор дыхания» влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть, слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)
- упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы), т.к. они быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение
- обязательно чередовать выполнение упражнений с другими упражнениями
- лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.
Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы.
Упражнения следует проводить:
- во время физкультурно-оздоровительной гимнастики
- во время занятий, включая их в организующий момент или в физминутку
- после дневного сна
- в свободной деятельности детей.
Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Параметрами правильного ротового выдоха являются:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос, если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Игровые упражнения для развития дыхания
Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.
Погреться на морозе. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Надуваем игрушку. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.
Листья шелестят. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».
Бабочки. Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» (цветы, листья дерьевьев) с разноцветными бабочками (и др. насекомыми), вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.
Задуй свечу. У детей свечи, вырезанные из бумаги. Пламя-из тонкой бумаги или атласной ленты. По сигналу «Ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы «пламя» свечи отклонялось.
Покатай карандаш. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
Костер. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
Остуди чай в чашке. У каждого ребенка вырезанная из цветного картона чашка. Из тонкой бумаги или атласной ленты крепятся полоски – «пар». Детям предлагается остудить в чашке чай.
Летят снежинки. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».
Вертушка. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.
Шарик. Педагог предлагает детям подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Перышко. Дети сдувают с ладони перышко, легкий ватный шарик со своих ладоней.
Занавеска. Из картона сделать домики с окошком, на окошке занавеска (полоски из тонкой бумаги или легкой ткани); набор мелких игрушек (игрушки из «Киндер – сюрприза», фотографии, сюрприз,) расположенных за «Занавеской». Педагог побуждает детей узнать, что находится за «занавеска» в каждом домике.
Ветерок. Педагог предлагает детям подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия стихотворным текстом:
Очень жаркий день — денечек. Дунь — подунь, наш ветерочек. Ветерочек, ветерок, Дунь — подунь, наш ветерок.
Кораблик. Педагог предлагает детям подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
Пузырьки. Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Педагог показывает детям, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).
Капелька. Взять соломинки для коктейля, акварельные краски, листы бумаги. Педагог капает краской на лист бумаги и предлагает детям подуть на нее через соломинку, капелька «бежит» и оставляет за собой след.
Литература
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М.: Изд-во ООО «Книголюб», 2005.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. — М.: Изд-во «Сфера», 2011.
- Епифанова О.В. Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. Выпуск 1. — Волгоград.: Изд-во «Учитель-АСТ», 2004.
- Леонова С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Изд-во «Гном», 2011.
Следующая > |
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
Существует множество игр на развитие речевого дыхания.
- Задувание свечи. Детям предлагается задуть свечу. Можно давать различные установки, например, покажи, как дует ветерок. Ветер подул тихонько, а сейчас сильно. (следите за безопасностью проводимой игры).
- Кто спрятался за травкой? Нарезается полосками цветная зелёная бумага (это трава). Под «траву» поочерёдно кладут карточки с изображением животных. Ребёнку предлагается подуть на «травку», чтобы узнать, кто там спрятался.
- Игры на музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, свистульки).
- Ветряная мельница. Предложите ребёнку подуть на вертушку.
- Пузыри. Для этой игры понадобится ёмкость с водой и коктейльная трубочка. В воду можно добавить пищевой краситель или раствор для мыльных пузырей, но вы должны быть уверенны, что Ваш ребёнок не глотнёт эту жидкость. Поэтому изначальна рекомендуется отрабатывать игру на чистой питьевой воде.
- Сортировка предметов. Для игры потребуются две тарелки, кусочки цветной бумаги соответствующих цветов, трубочка. Ребёнок должен с помощью трубочки (вдохнуть воздух) переместить бумагу на нужную тарелку.
- Сдувание ваты, пёрышка со стола.
- Кораблик плыви. Опустить бумажные кораблики в воду и предложить ребёнку подуть на них.
- Аэрбол. Принцип похож при игре на дудке. Дети дуют в трубочку, с целью поднять и удержать пенопластовый (лёгкий) шар над ней.
- Загони мяч в ворота. Цель загнать мяч в ворота с помощью дыхания.
- Мыльные пузыри. Одна из самых любимых игр у детей.
- Предлагайте ребёнку перед каждым приёмом пищи подуть на еду, остудить её.
- Попросите показать как дует ветер (уууууууууу), жужжит пчела (жжжжжжжжжж).
Игры и соревнования для развития речи
Когда ребенок научился правильно дышать, нужно связать медленный выдох с речью. На первых занятиях малыш может петь гласные звуки. Сначала он делает глубокий вдох, а на выдохе напевает: «А-а-а-а» или «У-у-у-у-у». Старайтесь, чтобы на всем протяжении пение шло в одном темпе и тональности. Если ребенок постоянно сбивается то громче, то тише; то выше, то ниже, запишите на диктофон и объясните его ошибки. Не превращайтесь в строгую учительницу, делайте замечания добродушно, с юмором: «Послушай, как ты начал весело и бодро, а закончил совсем тоскливо, похоже, в песенке что-то грустное произошло». Когда звук получится ровный, учите петь с повышением и понижением тона.
Совет
Детям постарше можно рассказать, что такое вокализ, и дать послушать записи. Предложите им тоже попробовать менять тональность, чтобы получился мелодичный напев.
Начните с небольших слов, повторяя их несколько раз. Показывайте ребенку картинки или игрушечных животных, а он должен на одном выдохе 2-3 раза изобразить, какие звуки они издают: «Гав-гав-гав», «Мяу-мяу-мяу», «Ко-ко-ко». Разыгрывайте сценки, которые малыш будет озвучивать. Идет медведь по лесу «Топ-топ-топ», увидел теремок, постучал «Тук-тук-тук». Напоминайте, что перед тем, как что-то сказать, малыш должен набрать полные легкие воздуха.
Хорошей тренировкой правильного речевого дыхания при разговоре станут короткие детские стишки, например «Игрушки» А. Барто. На каждый выдох нужно сказать одну строчку, потом вдох – и следующая строка. Игры для развития у ребенка правильного дыхания можно включить в утреннюю гимнастику. Добавьте в комплекс несколько упражнений, повторяя каждое 4-6 раз:
- «Часы с маятником». Исходное положение: ноги на ширине плеч, поднятые руки сцеплены пальцами над головой. Вдох, на выдохе наклон в сторону и протяжный звук «Бомм». Повторить в другую сторону.
- «Катаемся на машине». Исходное положение: стоим прямо, руки вытянуты вперед, кулаки сжаты. После вдоха на выдохе ребенок поворачивает воображаемый руль вправо и издает звук, имитирующий работу мотора. Повторите несколько раз в разные стороны.
- «Шарик лопнул». На вдохе ребенок раздвигает руки в стороны, на выдохе сводит их перед собой, будто бьет по воздушному шарику, и говорит «Хлоп».
- «Морской бой». Запустите в таз с водой бумажные кораблики. Поочередно дуя то на один, то на другой, малыш может играть и в пиратов, и в морское сражение.
- «Воздушный теннис». Для этой игры нужны 2 участника. Проведите посередине стола полоску и положите на нее шарик от настольного тенниса. По команде оба ребенка дуют на мячик, кто загонит его на сторону противника, тот и выиграл.
- «Мама-утка ищет утят». В тазик бросьте несколько плавающих уточек и скажите, что малыши заблудились, мама должна найти их. Потоком воздуха нужно направить самую большую игрушку на поиски и собрать все фигурки вместе.
Советы при выполнении дыхательных упражнений
- Временной лимит до 5 минут. Дыхательные упражнения имеют достаточно большую нагрузку для организма детей. Если переусердствовать, то может закружиться и заболеть голова.
- Регулярность. Дыхательные игры рекомендуется проводить каждый день.
- Комната, в которой занимается ребёнок должна быть проветрена.
- Обращайте внимание, как ребёнок выполняет упражнение: плечи не должны приподниматься во время вдоха, а щёки надуваться во время выдоха. Выдох должен быть спокойным, плавным, неторопливым.
- Если у ребёнка не получается выдыхать ртом, аккуратно зажимаем ему нос.
- Дыхательные упражнения должны быть разнообразными, чтобы заинтересовать малыша. Не повторяйте одно и то же задание из раза в раз.
- Учитывайте возраст ребёнка.
- Безопасность проводимых игр и упражнений. Если это игра «Задуй свечу», то отслеживать безопасное расстояние. Не отвлекаться на посторонние факторы, сконцентрироваться только на ребёнке.