В последнее время меня часто спрашивают, как научить ребенка произносить звук [л]? Думаю, настала пора поговорить об этом. Звук [л] – следующий по сложности произношения после звуков [р] и [р’], и чтобы научиться говорить его правильно, потребуется немало усилий. Многие считают, что исковерканное [л] – это наследственное и уже не подлежит корректировке. В этом есть доля правды.
Часто вижу, что многие в семье вместо [л] так и норовят сказать [в]. Признаюсь, что этот ламбдацизм, а именно так по-научному называется искажение или отсутствие звука [л], есть и в моей семье. Мой папа и его братья коверкали [л], потом я, и моя дочь, и двоюродный племянник по этой линии тоже «вэкали». Искажение одного или нескольких звуков членами одной семьи, говорит лишь о том, что ребенок неправильно этот звук слышал и видел своими глазками неверную артикуляцию. Вот и научился по подражанию. Когда стала работать логопедом, я исправила свое [в] на внятный [л] и также позанималась со своей доченькой. Теперь мы чисто говорим. Да, это сложно и не быстро, но возможно! При правильном подходе и систематических занятиях с логопедом и дома можно научиться четко и красиво говорить этот прекрасный [л], а если необходимо, то и его мягкий вариант.
Пропедевтика
Перед тем, как начать коррекцию звукопроизношения, нужно собрать необходимую информацию об интересующем звуке. Итак, что мы знаем о производстве звука [л]? [Л] – это сонорный звук, он произносится только при участии голоса, шум отсутствует.
Правильная артикуляция при звучании [л] – губы растянуты в улыбку и меняют свое положение в зависимости от последующего гласного. Если это [у] или [о] – значит губы немного вытягиваются вперед, если [ы] – еще больше растягиваются в улыбку. Кончик языка заостряется и поднимается за верхние зубы, средняя его часть при этом опущена, а задняя – поднята. Боковые края языка также опущены. Таким образом, мы этого не видим, но язык у нас во рту приобретает форму седла. Голосовые складки так же незаметно для нас сомкнуты и слегка вибрируют. Воздушная струя проходит по бокам, как раз в том месте, где боковые края язычка опущены, и через раздвинутые в улыбку губы воздух вместе со звуком прорывается наружу.
Произношение звука [л’] отличается тем, что губы еще больше растягиваются в стороны, кончик языка дотрагивается до передних зубов, а его средняя часть слегка приподнята, впрочем, как при произнесении любых мягких согласных. Недаром все мягкие согласные еще называют палатализованными (от латинского palatum — среднее нёбо), так как при их производстве средняя часть спинки языка поднимается к среднему нёбу. Я иногда еще смеюсь, объясняя детям и родителям, что язык в этом случае сбоку напоминает палатку.
Читайте также:
Причины и разновидности дислалии
Учимся читать правильно
Артикуляционная гимнастика
Следовательно, чтобы правильно воспроизвести звук [л], необходимо разрабатывать язычок и губы. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. [Л] – звук верхнего подъема языка, поэтому язычок я советую «разминать» с самого раннего детства, такими потешными упражнениями, как «лошадка». Простое поцокивание в игровой форме очень хорошо тренирует мышцы языка. К сожалению, многие дети, приходя ко мне в первом классе, не умеют делать «лошадку» вовсе. Поэтому у них нет большинства звуков верхнего подъема. Язык мертвым грузом лежит на дне ротовой полости и не может сам без помощи нижней челюсти дотронуться до нёба, издавая характерное поцокивание. Постепенно мы с ребятишками начинаем двигать язычком, как получится. Уже через месяц после таких ежедневных «подергиваний» – выходит полноценное цоканье и правильная «лошадка», то есть движения языка должны быть автономными, нижняя челюсть при этом неподвижна. Также я советую уже с года практиковать такое упражнение верхнего подъема как «вкусное варенье», облизывание кончиком языка верхней, а затем и нижней губы, параллельно разрабатывая круговую мышцу губ.
Итак, какие упражнения нам нужны для постановки звука [л]:
- «Улыбка»;
- «Улыбка-трубочка»;
- «Лопата»;
- «Вкусное варенье»;
- «Ежик»;
- «Качели»;
- «Часики»;
- «Почистим зубки языком»;
- «Маляр»;
- «Лошадка»;
- «Грибок»;
- «Индюк»;
- «Парус»;
- «Пароход».
Особо хочу остановиться на последних двух упражнениях, они как раз направлены на правильное произношение [л].
«Парус»
– это упражнение способствует укреплению мышц языка, тренируя его верхний подъем. Рот широко открыт, прямой язык (не нужно заворачивать в рулончик), поднимается наверх и, соприкасаясь острым кончиком с верхними альвеолами, стоит ровненько за верхними зубами, сначала на счет до 10, далее от раза к разу увеличивая «стойку» на десять пунктов, доводя до 40.
«Пароход»
– постановочное упражнение для звука [л]. Распластанный язык высунуть изо рта, прикусив зубами кончик, губы раздвинуть в улыбку, произносить долго: «ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы», который плавно перейдет в «ыыылллллллллллллллллл».
Читайте также:
Речевые нарушения у детей
Несколько способов развития речи
Можно ли заниматься постановкой звуков Р и Л без логопеда?
В отсутствие прочих нарушений речи родители вполне могут попытаться помочь своему ребенку справиться с трудными звуками Р и Л. В занятиях важно придерживаться правильных рекомендаций, последовательности и регулярности.
При должном старании — без перенапряжения и стресса! — результата вполне можно достичь и без помощи специалиста. Однако отметим, что если через полтора-два месяца регулярных занятий, ребенок так и не сумел «приручить» сложные звуки, вам все-таки придется посетить логопеда. Может быть причина в том, что вы неправильно выполняете нужные упражнения, а может быть, у ребенка имеются какие-то другие нарушения речи (например, дизартрия, ринолалия), которые родители не сумели выявить самостоятельно.
Виды ламбдацизма
Перед тем, как перейти к постановке звука, надо выяснить, каков вид нарушения данного звукопроизношения.
Губно-губное [л] | В этом случае при воспроизводстве звука участвуют губы и вместо [л] мы слышим [у]: «уампа», уапата, уошка» и т.п. |
Губно-зубное [л] | В производстве звука участвуют губы, которые соприкасаются с зубами и мы слышим [в], язык при этом не поднимается за верхние зубы, а остается лежать посередине ротовой полости. Мы слышим «вапа» – вместо «лапа», «вотка» – вместо «лодка», «шва», вместо «шла и т.д. |
Редуцированный [л] | Случай, когда [л] заменяется на короткий [й]. Кончик языка не достает до верхних зубов, а остается посередине ротовой полости, средняя его спинка поднимается кверху. В результате: «япша», «йижи», «юк». |
Межзубное произношение | Кончик языка вываливается между зубов, этот вид больше всего соответствует правильной артикуляции, [л] при этом немного смягчается. |
Смягченное произношение | Это когда вместо твердого [л], мы слышим мягкий [л]. В этом случае спинка языка поднимается к нёбу, это часто возникает в связи с тем, что язык находится в гипертонусе. Звук [л’] чаще всего заменяется на [й]. |
Коррекция при ламбдацизме
Первым этапом
коррекции обязательно будет артикуляционная гимнастика. Если делать вышеуказанные упражнения каждый день, то уже через неделю будет хороший результат.
Второй этап
постановочный. Зависит от вида нарушения, если произношение межзубное, редуцированное или смягченное, то необходим зондовый массаж языка. При межзубном [л] необходим стягивающий массаж, который поможет мышцам держать язычок за зубами. При смягченном и редуцированном произношении важно делать расслабляющий массаж, чтобы устранить гипертонус языка или, как я говорю деткам, «разбить комок в языке», который мешает язычку принимать форму седла при произнесении [л], напрягается и не зависимо от воли ребенка поднимается кверху.
После тщательного массажа и тренировочных упражнений устанавливаем уклад: губы растянуты в улыбку, кончик языка находится между зубками, (именно так мы начинаем, потом язычок сам «уйдет» в ротовую полость), давим зубами на высунутый язык так, чтобы передняя его часть задралась к верхним альвеолам, а средняя часть при этом автоматически провисла и произносим: «лллллллы, ллллллы». Если при этом слышим «уууууы», то помогаем пальцами, опуская нижнюю губу вниз. Если слышим «вввввы», то пальцами раздвигаем губы в сторону. Если слышится все-таки мягкий звук, то просим ребенка, чтобы он высунул язык еще больше вперед, прикусывая уже передне-среднюю его часть. При межзубном произношении просим ребенка высунуть кончик языка между зубами, дунуть на него и погудеть. Получается сигнал близкий к звуку [л]. Продолжаем эти произносительные упражнения до тех пор, пока не услышим чистый [л]. Осуществляем постоянный контроль за положением губ, они могут автоматически вытягиваться вперед или нижняя губа западает за верхние зубы; а также за языком: широкий язык выдвинут между зубов, прикусываем: «лллыыы», «ллллыы», «лллыы».
Часто постановка звука [л] идет от гласных звуков [а], [у] или [ы]. Предлагается потянуть гласный, ищем тот, от которого пойдет именно у вашего ребенка, при этом просим протолкнуть кончик языка между зубами и закусить посередине, губы раздвинуты в улыбку. Далее переводим язычок в зазубное положение и просим ребенка поднять узкий кончик языка к верхним альвеолам. Контроль – за губами!
Третий этап –
автоматизация звука, если мы услышали чистое звучание изолированного [л], то начинаем его отрабатывать сначала в закрытых слогах: «ал», «ол», «ыл», «ил», «ул» и т.п. Когда произносим [л] – прикусываем кончик языка и раздвигаем губы в улыбку, делаем медленно, методично. Затем переходим к автоматизации открытых слогов: «ла», «лы», «лэ». Слоги «ло» и «лу» немного сложноваты для автоматизации, поскольку следующие за [л] гласные [о] и [у] потребуют движения губ вперед, поэтому отрабатываем позвуково, сначала [л] – прикусывая язык, раздвигая губы, а затем [о] или [у].
Далее следует отработка звука в словах
, начинающихся на [л], затем со звуком [л] на конце слова, завершаем с [л] в середине слова. Затем переходим к фразам, предложениям и связной речи. Именно в такой последовательности. Если у ребенка идет стойкая замена звука [л] на какой-либо другой – [в], [я], [д], [з] или [р], то еще необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков на специально подобранном речевом материале, а также развитие фонематического слуха.
Звук [л’] ставится по подражанию, то есть ребенку достаточно показать, где находится язычок – стучит за верхними зубками и поет песенку «ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля» (губы раздвинуты в улыбку, обязательно)! Зрительно малыш может запомнить уклад, никакой механической помощи не требуется.
Этап коррекции звукопроизношения
[л] при систематических занятиях дома и с логопедом может занять от одного до трех месяцев, это зависит от анатомических особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка, его усидчивости, мотивации, желания научиться правильно говорить и, конечно, от родителей, которые будут умело мотивировать, поощрять малыша в случае успеха, терпеливо следить за правильной артикуляцией и чистым произношением. На автоматизацию звука [л’] обычно уходит меньше времени. При правильной методичной работе успех будет гарантирован. Желаю удачи!
Юлия Савельева
Целесообразность логопедических занятий
Некоторые родители не задумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л. Они не считают дефект чем-то серьезным, но во взрослой жизни он станет основой комплексов и переживаний.
Важно! Нарушения речи лучше исправлять в дошкольном возрасте, тогда на процесс уйдет немного времени.
Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей
Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту. Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение.
Сколько надо занятий на постановку звука [л]
Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, в другой ситуации потребуется больше 30-40 встреч.
Все зависит от особенностей ребенка, его мотивации и заинтересованности родителей. Научиться произносить звук [л] не так легко, так как дошкольник привыкает к определенному стереотипу. В силу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.
Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука [л]
Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой и выполнением заданий на речевой слух.
Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]
Логопед проводит индивидуальные занятия по автоматизации звука [л] только после вызова изолированного произношения. На таких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.
Для этого используют разные игры и тренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют в процессе и дома выполняют задания специалиста.
Важно! Длительность урока для дошкольного возраста — примерно 25 минут. Обязательно проводятся физические минутки для переключения деятельности.