Конспект логопедического занятия по теме. Дифференциация звуков [В-Ф]
Тема: Дифференциация звуков [В-Ф]
Цель:
учить дифференцировать звуки [ В-Ф], определять их положение в слогах, словах;
Задачи:
- учить дифференцировать звуки [В-Ф] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
- развивать орфографическую зоркость;
- расширить словарный запас путем словообразования;
- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование:
демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [В – Ф].
Ход занятия
I. Организационный момент
— Здравствуйте, дети. Садитесь.
— Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
— Определите количество звуков в своей фамилии.
II. Основная часть
Введение в тему
— А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.
— По первым звукам слов-картин составить слова.
(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)
— Кто готов? Слушаем.
— Совершенно верно. Ваня, Фая.
— Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)
— Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)
— Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
— Запишите сегодняшнее число и тему занятия.
— А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.
— Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)
— При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.
— Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
— А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)
— Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?
— Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.
— А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).
(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)
2. Речевая разминка
— Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:
Ва-ва-ва — во дворе трава Фа-фа-фа – у невесты фата Во-во-во — бушуют волны Фо-фо-фо – горят фонари Вы-вы-вы – глазки у совы Фы-фы-фы – фыркают ежи
3. Игра «Хлоп и топ»
— Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.
( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)
4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
— Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
— Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Упражнение «Лишнее слово».
— В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.
Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.
.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.
6. Графическое изображение слова.
— Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.
Образец: вок ___ ,
вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.
— Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.
7. Разгадывание кроссворда.
— Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
В |
В |
В |
В |
Ф |
Ф |
Ф |
Ф |
- За водой идут – Песни звонкие поют. А назад идут – Слезы льют. (Ведра)
- Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой, улей, пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной)
- По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (Ветер)
- Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его. (Время)
- Знак, обозначающий число. (Цифра)
- Обувь. (Туфли)
- Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
- Водитель автомобиля. (Шофер)
8. Физминутка «Ветерок»
Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Деревцо все выше-выше, Ветерок все тише-тише…
9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: ворона, фазан)
— Узнали птиц? Назовите их.
— Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА
— Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.
В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:
рон, во нуш, во, ка, ро нё, ро, нок, во ний, ро, во е, ронь, во
Запись слов на доске:
Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята, вороний, воронье.
— Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.
— Как называется такая группа слов? (Однокоренные)
— Подчеркните букву В – двумя чертами.
— Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)
— А теперь я диктую, а вы записываете:
фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).
— Как называются эти слова? (однокоренные)
— Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.
— Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)
10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)
Ворона проворонила воронят.
— Прочитайте предложение.
— Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)
— Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
— Еще раз — с закрытыми глазами.
— Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них — одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.
— Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.
— Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.
— Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.
— Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.
III. Итог занятия
.
— Какие звуки мы сегодня учились различать? — Дайте характеристику этим звукам. — Спасибо всем за занятие.