Индивидуальная программа логопедической работы с ребёнком, имеющим синдром Дауна

Социализация очень важна для детей с синдромом Дауна, речь в этом процессе играет большую роль. Проблемы могут заключаться в длительности накопления словарного запаса, дети понимают слова намного быстрее, чем их произносят, речь может быть не очень разборчивая с искаженным произношением звуков, также могут быть проблемы с артикуляцией и фонетикой. С этим должны работать логопеды, а также родители, которые должны обучится логопедическим приемам. В развитии речи главное — набраться терпения и много разговаривать с детьми, поправляя их ошибки. Терпение и настойчивость должны привести у улучшению речи настолько, что ребенок сможет без проблем выражать свои мысли, свободно общаться со сверстниками. Правильная речь поможет заводить новые знакомства, откроет новые горизонты в обучении и профессиональном росте.

Задачи

Задачи логопедической работы:

  • должен сформироваться словарь, который будет включать основные понятия, которые часто употребляются при общении;
  • внимание и слуховое восприятие должны развиться до уровня, при котором общение станет непринужденным, ребенку не нужно будет долго задумываться над услышанным и тем, как он должен выразить свою мысль;
  • улучшение произношение, увеличение четкости разговора;
  • развитие артикуляционных мышц;
  • улучшение зрительного восприятия, зрительной памяти позволяет лучше описывать по памяти увиденный предмет или явление;
  • развитие памяти позволит лучше пополнять словарный запас, кратковременная память помогает в восприятии длинных предложений;
  • развитие мелкой моторики рук позволит расширить диапазон движений ребенка, что положительно сказывается на развитии речи;
  • чтобы увеличить четкость речи, можно корректировать структуру слогов в слове;
  • обучение звуковому анализу;
  • улучшения связной речи.

Чтобы внедрить эти задачи, нужно сначала осуществить диагностику речи, прослушать ребенка. На втором этапе нужно полученную информацию сопоставить с современными логопедическими методиками. Решение по тому, как ребенок будет обучаться, логопед может принимать самостоятельно, либо посоветоваться с другими врачами, если возможны варианты устранения проблемы. Следующий этап предусматривает внедрение поставленных задач, во время которого нужно фиксировать динамику развития речи.

Нужно помнить, что ребенок может улучшить любой навык благодаря многоразовому повторению и систематическим занятиям. Можно стремится, чтобы ребенок получил такой уровень развития, как и обычные дети, но более правильной тактикой будет такая работа, которая в перспективе поможет ребенку превзойти своих сверстников, у которых нет синдрома Дауна. Если стараться улучшить на отдельных детях среднестатистические показатели, то что-то может получаться хуже, а некоторые способности вполне могут развиться гораздо лучше, чем у обычных детей. Для выявления факторов, которые помогут ребенку достигать успехов, нужно на первом этапе стараться работать в разных направлениях — развитие устной, письменной речи, звукового восприятия, и других навыков.

Психическое развитие

Есть особенности и в психическом развитии: позже устанавливается контакт глаз, социальная улыбка менее частая и не такая интенсивная, как у сверстников, они медленнее реагируют на внешние раздражители.

При этом сложные модели поведения, такие как протест против разлуки, настороженное отношение к незнакомым людям, формируются так же, как у нормально развивающихся детей. Среди малышей до 3 лет, у которых диагностирован синдром Дауна, встречаются те, у которых развитие соответствует возрастным нормам по всем показателям, кроме уровня активной речи.

Звукопроизношение

Развитие звукового произношения и восприятия, этот этап включает развитие внимания, формирования четкого произношение, повышение внимательности. Благодаря использованию наглядных пособий улучшается зрительная память.

Сначала нужно работать над звуками, которые получаются лучше, потом нужно переходить к более проблемным участкам речи. Сначала нужно отрабатывать открытые слоги, потом работать со словами, которые будут составлять небольшие предложения до пяти слов. Логопедическое обучение своей этапностью похоже на обучение чтению первоклассника.

Нужно заниматься артикуляционной гимнастикой, на протяжении определенного отрезка времени повторяя (или стараясь повторить) сложные для произношения звуки. Конечно, такие занятия лучше проводить в форме стишков или скороговорок, в которых внимание концентрируется на каком-то одном звуке.

Также можно делать упражнения дыхательной гимнастики, но не столько для результативности обучения, сколько для расслабления, ведь органы дыхания и звукопроизношения подвергаются во время тренировки усиленной нагрузке. Дыхательную гимнастику можно проводить в форме игр, например дуть на крутящиеся лопасти, или устроить соревнования, кто быстрее доведет шарик или мячик с одного конца стола на другой на другой. Также можно надувать мыльные пузыри — у кого будет больше пузырей, или у кого пузырь получится больших размеров.

Также можно заниматься пальчиковой гимнастикой, ведь она сопровождается стишками и играми. Кроме артикуляции, пальчиковая гимнастика сопровождается также развитием мелкой моторики. Не нужно слишком много времени концентрироваться на пальчиковых упражнениях, ведь они вполне могут быть заменены более практичными занятиями — например, лепкой вареников, шитьем, вышиванием, пусть это будет простое занятие, но с практическим результатом. А наличие результата — это лучшая мотивация как для ребенка, так и для родителей.

Разговорные навыки

У ребят может быть слабая кратковременная память, и они не очень хорошо понимают длинные предложения, фразы. Но это поправимо, нужно работать над развитием понимания устной речи. Лучше это делать за счет заучивания коротких фраз, которые нужно постепенно превращать в короткие стихотворения. Память у детей с синдромом Дауна может развиваться довольно хорошо, и это нужно использовать для улучшения восприятия речи.

Словарный запас без навыков чтения можно расширять за счет описательных занятий, на которых ребенку нужно много рассказывать, подтверждая свои слова иллюстрациями, наглядными пособиями, либо просто предметами, о которых идет речь на занятии. Желательно часть занятий проводить на улице, можно рассказывать обо всем, что попадается на дороге, указывая на названные предметы. Домашнюю работу, например приготовление пищи, также можно комментировать.

Такие простые, казалось бы занятия в непринужденной обстановке дают очень большой эффект, ведь ребенку гораздо интересней общаться с родным человеком, чем, например, смотреть тематический мультфильм либо детскую передачу на экране телевизора либо компьютера. Малыш будет пробовать что-то спрашивать, и это развивает его мышление и язык. Словарный запас будет не только пополняться, но и сразу использоваться, усиленные занятия, проведенные в практической атмосфере (например, общение во время уборки в доме), не вызывают утомления и дают позитивный воспитательный эффект, который будет влиять на всю жизнь ребенка.

После обучения восприятия информации нужно научить ребенка ее воспроизводить — нужно детей учить рассказывать, что изображено на картинке. Сперва можно брать картинки с отдельными предметами, группами предметов, потом можно перейти описанию домашней обстановки по картинке либо просто описать, что находится в классе, комнате. Самое сложное — описание индустриальных пейзажей, например городской улицы, где много автомобилей, магазинов, людей, зданий. Описание обычных, природных пейзажей — более простое занятие, поэтому лучше, чтобы ребенок сам рисовал и описывал все элементы рисунка.

Следующий этап обучения — общение в виде диалога. Сперва можно просто общаться по принципу вопрос-ответ. Потом можно диалоговое общение воспроизводить в форме небольших сценок, представлений. Главное — чтобы это не было напоказ для взрослых. Зрители, конечно, могут быть, но детям должно быть интересно.

Пути улучшения разборчивости речи при синдроме Дауна

Обзор зарубежных публикаций

Вероятно, все, кто знаком с людьми с синдромом Дауна, с огорчением отмечают трудности в общении с ними. Более всего осложняет контакт непонимание того, что говорит собеседник. Неразборчивость речи для человека с синдромом Дауна зачастую становится барьером на пути социализации и включения в жизнь широкого мира. Нет сомнений, что занятия, направленные на развитие речи в раннем и дошкольном возрасте, играют важную роль в преодолении этих трудностей. Однако, как показывает опыт и исследования, проводившиеся за рубежом, логопедические занятия показаны людям с синдромом Дауна и в школьном возрасте, и позже. Естественно задаться вопросом, существуют ли в области улучшения разборчивости речи подростков и взрослых с синдромом Дауна конкретные наработки, которые могли бы стать основой вмешательства специалистов, готовых заниматься этой проблемой. Мы попытались проанализировать ряд зарубежных публикаций, посвященных этому вопросу.

Что известно о состоянии логопедической поддержки подростков и взрослых с синдромом Дауна за рубежом?

Специалисты, работающие с детьми с синдромом Дауна, знают о серьезных задержках в их речевом развитии и о том, что их активная (экспрессивная) речь значительно отстает от способности понимать высказывания окружающих. Основные трудности, с которыми сталкивается большинство из них, связаны с нарушениями артикуляции и неразборчивостью речи. Именно неразборчивость была выявлена как главное беспокойство в ходе анализа результатов опроса 937 родителей детей с синдромом Дауна [7]. Эти трудности продолжают сопровождать людей с синдромом Дауна и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни. Сьюзен Рвачью и Марла Фолден в преамбуле к своей статье пишут: «Имея адекватную поддержку, люди с синдромом Дауна могут добиться полного участия в жизни общества, однако опросы семей указывают на то, что, как правило, предоставление соответствующих услуг не адекватно потребностям в них» [10, P. 75—76]. Авторы замечают, что повзрослевшие дети часто считаются плохими кандидатами на получение услуг логопеда из-за их ограничений в когнитивной сфере, хотя исследования показывают, что при правильном воздействии среды на детей с синдромом Дауна, внятность их речи может улучшаться. В подростковом возрасте логопедические услуги нередко урезаются из-за представлений о критическом периоде для развития речи, однако исследователи, изучавшие этот вопрос, утверждают что развитие экспрессивной речи продолжается и позже, и они рекомендуют молодым людям не прекращать занятия.

Чем обусловлены речевые трудности при синдроме Дауна?

На особенности речи людей с синдромом Дауна влияют различные факторы. Известный специалист по развитию речи детей с синдромом Дауна Либби Кумин напоминает, что это и анатомические, и физиологические характеристики голосового тракта, в частности малые размеры средней и нижней частей лицевого отдела черепа при средних размерах языка, высокое, «готическое» нёбо, сниженный мышечный тонус губ и языка. Сочетание этих факторов может приводить к артикуляционным ошибкам и снижению разборчивости речи из-за трудностей в совершении точных движений активными органами речи [8]. Так, языку приходится двигаться в меньшей относительно его размеров полости рта, нередко он бывает высунут, и это при низком мышечном тонусе. Кроме того, у детей с синдромом Дауна выявлены высокая частота кондуктивной потери слуха и нарушения фонематического слуха, что затрудняет дифференцировку произношения схожих фонем.

Важно отметить также нарушения в системе контроля двигательного механизма речи и артикуляционных возможностей. Это проблемы с программированием, комбинированием, организацией и последовательностью движений, необходимых для реализации речи.

По мнению Либби Кумин, оценить серьезность проблемы разборчивости речи в целом – реальная задача, но эффективно корректировать ее, используя единый, универсальный подход, невозможно. Заключение специалиста «сниженная разборчивость речи» не дает нам информации, позволяющей определить, каким должно быть адекватное вмешательство, замечает она. К этому тезису мы вернемся позже.

Что говорят зарубежные исследования?

Обратимся к литературе по проблемам устной речи людей с синдромом Дауна, чтобы лучше понять, что известно на сегодняшний день по интересующей нас проблеме. В 2013 году в периодическом международном издании Journal of Speech, Language, and Hearing Research был опубликован обстоятельный обзор литературы по проблемам устной речи людей с синдромом Дауна [6]. Взяв за точку отсчета 1950-е годы, сотрудники Вейсмановского центра университета штата Висконсин (США) Кент и Ворперян выявили, что определенный рост количества научных публикаций на эту тему произошел начиная с 1970-х годов, а с 1990 года заметно увеличилось количество исследований именно в области разборчивости речи (рис. 1).

Рис. 1. Количество научных статей по вопросам продуцирования речи при синдроме Дауна

Авторы обзора резюмируют данные проанализированных работ по следующим аспектам устной речи: 1) голосообразование, 2) звукопроизношение, 3) плавность и просодика, а также 4) разборчивость. Приведем их общее заключение.

Голос. Несмотря на то что многие исследователи сообщают о нарушениях голоса при синдроме Дауна, остаются вопросы относительно природы и частоты расстройства голосообразования. Результаты акустических исследований и оценок восприятия, по мнению ученых, оказались смешанными, затрудняющими выведение каких-либо твердых заключений и даже идентификацию показателей, на которых можно было бы сфокусировать будущие исследования.

Звуки речи. Артикуляционные и фонологические исследования показывают, что паттерны речи при синдроме Дауна характеризуются комбинацией задержки развития и ошибок, которые не наблюдаются у людей с типичным развитием. В возрасте 3 лет нарушенные паттерны становятся очевидными, хотя аномалии, обусловленные синдромом Дауна, возможно, проявляются раньше, даже в младенческом лепете.

Плавность и просодика. Заикание и/или запинки в речи при синдроме Дауна отмечаются у 10—45 % людей, в отличие от 1 % в общей популяции. Исследования также указывают на значительные нарушения в просодике.

Разборчивость. Все публикации констатируют заметные ограничения в этой области, но дальше оценочных шкал научные работы пошли лишь недавно. Разборчивость можно считать совместным продуктом трех предыдущих категорий нарушений, и она является сердцевиной способности или неспособности к коммуникации.

Детская апраксия речи: обязательная ли это составляющая профиля речевого развития людей с синдромом Дауна?

Таким вопросом задаются некоторые исследователи, чьи работы также анализируются в обзоре Кента и Ворперян. Они упоминают работу Барбары Додд, которая в 1976 году постулировала, что артикуляционные нарушения при синдроме Дауна, по крайней мере отчасти, обусловлены трудностями программирования моторных механизмов речи. Это подразумевает, что они связаны не только с дизартрией (обычно определяемой как «нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата»), но, возможно, и с апраксией (определяемой как «нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений»). Позже Л. Кумин было выдвинуто предположение, что у детей с синдромом Дауна может быть апраксия речи[1] (Child Apraxia of Speech, или CAS) [8]. Это предположение базировалось на сходных проявлениях речевого поведения при синдроме Дауна и CAS. Поставить диагноз «апраксия речи» может быть трудно, особенно когда это нарушение проявляется в сочетании с другими аномалиями речевого развития, характерными для синдрома Дауна. Авторы рассматриваемого обзора отмечают: есть только три отличительные особенности апраксии, которые имеют широко признанную диагностическую валидность: 1) совершение непоследовательных ошибок как в гласных, так и в согласных звуках при повторном произнесении слогов и слов, 2) растянутые и нарушенные коартикуляционные[2] переходы между звуками и слогами, 3) неадекватная просодика. Диагноз «апраксия» обычно ставится в случае отсутствия аномалий в работе речевой мускулатуры, в черепно-лицевом строении или неврологических нарушений. Однако считать речевую апраксию одним из симптомов синдрома Дауна вряд ли можно, так как значимыми факторами этой хромосомной аномалии являются сенсорные и моторные нарушения звукопроизношения, а не собственно алгоритмические функции и функция программирования. Само по себе, отмечают авторы, это говорит не о том, что апраксия маловероятна, но скорее о том, что при постановке точного диагноза необходимо принимать во внимание комбинацию артикуляционных ошибок, аномального мышечного тонуса и нарушения плавности речи, которые часто присущи людям с синдромом Дауна. Согласно исследованию Кента и Ворперян, в литературе отмечены свидетельства общего дефицита способности к выполнению целенаправленных действий при синдроме Дауна. Уязвимость способности к выполнению целенаправленных действий очевидна на протяжении всей жизни. Так, наблюдения показывают, что нарушения в этой сфере у людей старшего возраста с синдромом Дауна становятся все заметнее.

Интерес к теме разборчивости речи людей с синдромом Дауна и определению этой проблемы с учетом существующей классификации речевых нарушений не угасает. В 2016 году, через 3 года после публикации обзора Кента и Ворперян, в International Journal of Speech-Language Pathology была напечатана статья американских ученых Вейни Рупела, Шелли Веллеман и Мэри Андрианопулос, рассказывающая о проведенном ими описательном исследовании речедвигательных навыков детей с синдромом Дауна [9]. Авторы пишут, что исторически дети с синдромом Дауна, у которых были определенные нарушения двигательного механизма речи, диагностировались как имеющие дизартрию. Между тем, симптомы речевой апраксии специалисты могли пропускать, основываясь на допущении, что дети не могут иметь обоих нарушений сразу. Данное исследование опровергает это мнение. Ученые провели оценку моторного компонента речи группы детей с синдромом Дауна, сравнивая ее с результатами оценки речи типично развивающихся детей. Они также проанализировали артикуляционную и общую моторику соответствующей мышечной группы у всех участников исследования, использовав проверочные таблицы характеристик апраксии, дизартрии и других нарушений неясной этиологии. Результаты поддержали первоначальную гипотезу, что дети с синдромом Дауна, у которых проявляются симптомы обоих нарушений (дизартрии и апраксии), в действительности могут иметь наслаивающиеся друг на друга симптомы и работать необходимо над всеми. Возражая против распространенного взгляда на речевые проблемы детей этой категории, одна из участниц обсуждаемого исследования, Шелли Веллеман, в сообщении, которое она дала новостному изданию Neuroscience News, говорит: «Обычно дети автоматически укладываются в одну из этих коробок, тогда как реальность свидетельствует о том, что у многих наблюдается сочетание характерных для этих нарушений симптомов, так что нам придется принимать во внимание все симптомы и заниматься с ребенком соответственно. В противном случае дело не пойдет так, как надо» [3].

Результаты вышеупомянутого исследования особенно значимы потому, что логопеды используют разные методы при работе с детьми, которым поставлен диагноз «апраксия», и детьми с диагнозом «дизартрия». Терапия при дизартрии чаще всего компенсаторная, потому что при этом дефекте нарушена и не может быть восстановлена связь между ЦНС и речевым аппаратом. Логопеды нацелены на приемы, способные повысить четкость речи. И наоборот, дети с апраксией чаще всего получают больше пользы от терапии, в центре внимания которой — отработка моторного планирования, а не компенсация. «Если вы взяли ребенка с апраксией, а работаете так, как будто у него дизартрия, стараясь, чтобы у него получился хороший сильный звук “с”, — продолжает Веллеман, — это неплохо, но он не сумеет проделать это тогда, когда нужно. Самое важное – определить симптомы. Если, например, вы выявили три симптома дизартрии, три — апраксии и три — чего-то еще, типа фонологического расстройства, не беспокойтесь об официальном диагнозе: вперед и работайте над всеми симптомами» [3]. Более точно определиться с диагнозом поможет новый тест, который авторы статьи разработали специально для проведенного исследования и назвали LanguageNeutral Assessment of Motor Speech for young children, сокращенно LAMS.

Какие подходы к улучшению разборчивости речи предлагают специалисты?

На сегодняшний день публикации, посвященные подходам к работе по улучшению разборчивости речи людей с синдромом Дауна и описанию конкретных методик, носят в основном только научно-исследовательский характер. «Предложений для практикующих логопедов, особенно эмпирически обоснованных и приносящих, как минимум, некоторую пользу людям с синдромом Дауна, сегодня чрезвычайно мало», — отмечает Мишель Ли Истер из университета Техаса в г. Остин [5]. Авторы различных исследований часто напоминают замечание Либби Кумин, которая пишет, что речевые нарушения при синдроме Дауна являются стойкими и относительно плохо поддаются вмешательству. Поэтому любые попытки применить и исследовать тот или иной новый метод, смягчающий влияние этих нарушений, вероятно, стоит отмечать. Истер приводит краткую характеристику тех немногочисленных перспективных подходов, эффективность которых в последние годы оценивалась учеными из разных стран, в том числе ею самой. Среди них она выделяет два:

  • вмешательство, направленное на развитие фонематического слуха;
  • метод повышения внятности и последовательности произношения одного и того же слова из активного словаря.

Приведем краткие сведения об этих подходах.

Метод развития фонематического слуха

Развитие фонематического слуха было составной частью проекта, в основе которого – комплексный подход к формированию навыков речи, чтения и понимания текстов [11]. Этот подход был предложен новозеландскими учеными А. К. ван Бистервельдт, Дж. Т. Гийон, С. Фостер-Коэн и в общих чертах представлен в нашем журнале [1]. Разработанное ими вмешательство направлено на достижение целого ряда целей. Комплексный подход в данном случае подразумевает занятия по улучшению произносительной стороны речи, усвоению букв и соотнесению их с соответствующими звуками, а также развитие умения выделять начальную фонему в слове. Напомним, что участниками описанного в статье эксперимента были дети дошкольного возраста (от 4 лет 4 месяцев до 5 лет 5 месяцев). Это заставляет нас в очередной раз обратить внимание на важность максимально эффективного вмешательства в период дошкольного детства, которое, по всей видимости, повлияет на более благоприятный исход занятий со школьниками и взрослыми. Авторы исследования упоминают тот факт, что, помимо общей задержки речевого развития, у детей с синдромом Дауна отмечаются фонетические нарушения, которые включают существенно больше атипичных паттернов речевых ошибок и большую нестабильность этих ошибок по сравнению с речью типично развивающихся ровесников. Бистервельдт и ее коллеги отмечают, что новым в представлениях специалистов стало то, что вмешательство, направленное на улучшение элементов фонематического слуха и умения соотносить звуки и буквы, может оказаться эффективным и в плане уменьшения речевых ошибок в отдельных словах.

В статье описан формат эксперимента. Весь курс был рассчитан на 18 недель и состоял из двух 6-недельных циклов, разделенных 6 неделями перерыва. Он предусматривал три типа занятий. Дети занимались с логопедом в центре ранней помощи два раза в неделю по 20 минут; один раз в неделю, помимо этого, в центре проводились занятия с использованием компьютерных программ, направленных на формирование как отдельных звуков, так и предложений. Дома 4 раза в неделю 10-минутными сессиями с детьми занимались родители во время совместного чтения книжек. Занятия со специалистами, а также уроки дома планировались в каждом случае индивидуально.

Авторы этого исследования, помимо отработки артикуляции, особое внимание уделяли развитию осознанного представления о звуковом составе слов. Занятия предполагали обучение умению выделять отдельные фонемы внутри слов, узнавать начальные фонемы и т. п. Активная роль в проведении эксперимента отводилась родителям.

Результаты эксперимента подтвердили гипотезу, что разработанная система занятий (с акцентом на звуковой анализ) действительно улучшает правильность произнесения слов. Главный вывод авторов заключается в том, что обучение, объединяющее несколько целей, сможет стать ценной альтернативой традиционным приемам, направленным на улучшение только одного аспекта речевого развития.

Повышение внятности и последовательности произношения одного и того же слова из активного словаря

Применение подхода к улучшению разборчивости слов активного словаря (Core Vocabulary approach, сокращенно CVA) описывалось и оценивалось в целом ряде работ последних лет [2, 4, 5, 10]. Имея дело с детьми и подростками с синдромом Дауна, специалисты останавливали свой выбор на этом методе, исходя из его эффективного содействия большей последовательности продуцирования речи при несформированности произношения одних и тех же слов, что характерно для людей с синдромом Дауна. Кроме того, авторы этих исследований принимают во внимание мнение, что в основе недостатков продуцирования речи людей с синдромом Дауна лежит нарушение планирования движений речевых органов, главным образом трудности в выстраивании последовательности звуков, которые образуют нужное слово, что и приводит к непредсказуемым различиям в произнесении одного и того же слова. Вмешательство, объектом которого является активный словарь, направлено на стабилизацию фонологической системы, что в итоге способствует устойчивому продуцированию речи в пределах слова. Этот метод не предполагает работу над характеристиками конкретных звуков. В центре внимания здесь продуцирование целых слов или коротких фраз, которые выявляются в каждом отдельном случае как функциональные и часто употребляемые. Общая цель применения этого подхода — достичь повышения разборчивости речи путем улучшения постоянства продуцирования слов.

Авторы исследований эффективности этого подхода в своих экспериментах опираются на схему, предложенную Барбарой Додд и ее коллегами [2, 4]. На ее основе Мишель Ли Истер, упоминавшаяся выше, разработала свою схему эксперимента [5]. Она предполагает проведение 30-минутных занятий два раза в неделю в течение 8 недель. Список для отработки 70 наиболее часто употребляемых и функциональных для клиента слов составляется педагогом совместно с клиентом и его родителями или замещающими их людьми. Первую цель вмешательства авторы определяют как «достижение положительного результата воздействия по каждому выбранному слову на основе фонологической системы и фонетического инвентаря учащегося». Поэтому во время первой сессии каждой недели из списка случайным образом выбираются 10 слов, они становятся объектами воздействия и ребенок упорно отрабатывает звук за звуком для получения максимально точного и последовательного произношения каждого слова. Обучение проводилось с использованием подсказок, таких как разбивание слов на слоги, зрительно представленные на карточках, жесты, указывающие на артикуляцию. Практиковалось также использование картинок и книжек с картинками.

Рисунок 2. Примеры слов, разбитых на слоги

Рисунок 3. Примеры жестов, указывающих на артикуляцию (вверху – звук «п», внизу – «т»)

Затем в течение оставшегося времени каждого первого занятия недели педагог вводит слова — объекты воздействия в различные виды деятельности, в ходе которых продолжается их отработка. Дома родители побуждают ребенка использовать активный словарь и участвуют в процессе отработки слов. Второе занятие недели посвящается проверке произношения 10 слов, взятых в работу на предыдущем уроке. После этого оценивается способность произнести каждое бывшее в работе слово три раза подряд. Слова, произнесенные одинаково трижды (независимо от точности произношения), считаются отработанными. Они удаляются из списка. А слова, которые произносятся три раза неодинаково, считаются неотработанными и остаются в списке. Еще одна цель курса обучения – добиться, чтобы учащийся постоянно использовал наилучшее установившееся у него произношение. Общая цель, как уже указывалось, — повышение разборчивости речи посредством улучшения регулярности продуцирования слов.

М. Л. Истер в ходе своего исследования сумела выявить потенциальные возможности для адаптации этого метода в работе с детьми и взрослыми с синдромом Дауна и оценить его результативность в случаях односложных и многосложных слов. Она также отметила сложности в проведении занятий, связанные с проблемами внимания и памяти.

Широко направленное вмешательство посредством придания высказыванию ребенка исправленной формы как метод улучшения понятности речи

Анализируя публикации последних лет, вероятно, имеет смысл обратить внимание на еще один вид терапии, который американские ученые Пол Йодер и его коллеги из университета Вандербильта предлагают для работы с детьми школьного возраста с синдромом Дауна [13]. Своему подходу они дали длинное (особенно в русском переводе) название «Широко направленное вмешательство посредством придания высказыванию ребенка исправленной формы» (Broad Target Speech Recast, сокращенно BTSR).

Авторы с самого начала настаивают на замене термина «разборчивость речи» термином «понятность». Они обосновывают это следующим обстоятельством. Если соответствующая характеристика речи оценивается в контексте лаборатории, где слушатель должен понять слова, которыми испытуемый называет картинки, отвечает на простые вопросы и т. п., то результат будет лучше, чем в разговорной ситуации, когда смысл высказывания слушателю заранее не известен. Они также утверждают, что для учащихся с синдромом Дауна понятность речи – экологически валидный[3] и функциональный результат логопедического воздействия.

Для придания высказыванию новой, исправленной формы ребенка сначала побуждают говорить, вовлекая в знакомые игры и задавая вопросы о его действиях. Затем, когда он, разговорившись, произносит какое-то слово, которое можно понять, но оно звучит нечетко, педагог представляет ему его же высказывание, но в исправленном виде. Высказывание взрослого дается сразу же после высказывания ребенка, и это точная или сокращенная имитация слова (или слов), которые пытался произнести ребенок, но уже в произношении взрослого. Таким образом, исправленная форма речевого высказывания дает модель точного произношения, высоты тона, ударения и интонации. Авторы называют ее «звуковым шаблоном». Например, если ребенок говорит: «Я чу со», то исправленной формой будет «Я хочу сок». «Широкая направленность» состоит в том, что педагог использует предъявление исправленных форм высказываний по отношению к любому слову, которое пытается произнести ребенок, но произносит неправильно, хотя в состоянии продуцировать звук, соответствующий уровню его развития.

Важно заметить, что одной из гипотез, которая в целом подтвердилась, было предположение, что данный метод будет в наибольшей степени полезен тем школьникам с синдромом Дауна, которые могут сохранить в памяти исправленное высказывание взрослого и их собственное высказывание («платформу», как его называют авторы) достаточно долго для того, чтобы сравнить их. Такие учащиеся должны также обладать хорошей способностью управлять движениями речевых органов, чтобы воспроизвести или, как минимум, приблизить свое высказывание к модели взрослого в последующих разговорах. Таким образом, ученые считают, что для получения реальной пользы от прохождения этого курса терапии кратковременная вербальная память и управление движениями речевых органов ребенка должны быть выше какого-то не выявленного ими пока порога. Авторы полагают, что отражать эти свойства может определенная степень способности к имитации слов. Именно эта способность оценивалась на этапе отбора участников эксперимента и была предметом внимания на дотерапевтической стадии исследования.

В эксперименте участвовал 51 школьник; продолжительность курса составляла 6 месяцев; занятия проводились 2 раза в неделю по 1 часу. Отличительной особенностью метода была также интенсивность воздействия: не менее 4 высказываний взрослого в минуту. Были сформированы две группы: в одной применялся описываемый метод, а в другой – стандартные, хорошо известные ключевые компоненты логопедической работы, направленной на повышение точности продукции речи (такие как подсказки, обучение артикуляционным позициям и комплексам, метод повтора звуков, слогов, слов и т. д.).

В заключение авторы этого исследования отмечают положительное воздействие предложенной ими терапии на понятность речи детей школьного возраста. Авторы считают, что исследование внесло важный научно-практический и методический вклад в копилку методов развития речи, особенно в отношении учащихся, которые на момент начала занятий уже обладают довольно хорошими навыками имитации слов.

Применение электропалатографии для улучшения артикуляционных паттернов и разборчивости речи у детей с синдромом Дауна

Последний в данном обзоре подход к улучшению разборчивости речи людей с синдромом Дауна опирается на достижения в области компьютерной техники. Это электропалатография (ЭПГ) – метод регистрации артикуляционных показателей, обеспечивающий биологическую обратную связь и визуализацию динамических процессов в полости рта — контактов языка с нёбом и зубами [12]. Метод предполагает использование искусственного нёба с большим количеством электронных датчиков, которое закрепляется на нёбе говорящего (рис. 4—6). Для каждого клиента такой «протез» изготавливают индивидуально средствами, близкими к тем, которые используются при зубном протезировании.

Рисунок 4. Искусственное нёбо

Рисунок 5. Стандартный артикуляционный паттерн для произнесения согласных звуков «к» и «г»

Рисунок 6. Учащийся во время занятия. Правильная артикуляция отрабатываемого звука отображена в правой части экрана. Слева демонстрируется успешная попытка мальчика подобрать свою артикуляцию к заданной.

Интерес к этому методу и применению его в практической деятельности логопедов проявился еще в 1960—1970-е годы. Однако компании, пытавшиеся поставить на поток такой инструмент, сделав его производство эффективным, до сих пор терпели неудачу из-за высокой стоимости продукта.

Представим вкратце отчет ученых из эдинбургского Университета королевы Маргарет об исследовании, посвященном различным аспектам применения метода ЭПГ для диагностики и улучшения речи людей с синдромом Дауна. Их аргументы в пользу этого метода таковы: во-первых, во время логопедического занятия внимание ребенка сосредоточено на связи между движениями его органов речи и их визуальным отображением на экране; во-вторых, когда ребенок учится продуцировать правильные артикуляционные паттерны, данный метод позволяет избежать сложных объяснений задания. Кроме того, детям с синдромом Дауна особенно хорошо подходит наличие визуальной обратной связи, так как они лучше реагируют на зрительные стимулы, чем на устные инструкции, и способность обрабатывать зрительную информацию считается их сильной стороной. Есть также свидетельства того, что детям с синдромом Дауна, как и любым детям, очень нравится взаимодействовать с изображениями, которые генерирует компьютер.

Следует добавить также, что специалисты университета разработали портативный прибор ЭПГ, который, по их мнению, может использоваться и дома, и на занятиях со специально обученным школьным персоналом, например ассистентом учителя. В таком случае может быть обеспечена возможность многократных повторений, что позволит смягчить присущие этим детям трудности сохранения в памяти новой информации.

Данное исследование должно было, во-первых, проверить возможности консультативной модели, которая как раз и предусматривает обучение ассистентов учителя и использование портативного прибора для занятий с детьми с синдромом Дауна в школе, а во-вторых, оценить собственно роль ЭПГ в улучшении разборчивости речи учащихся начальных классов в возрасте 6—10 лет. Автор представляемого отчета Сара Вуд отмечает положительные изменения в паттернах артикуляции, увеличение количества согласных, которые стали восприниматься правильно, и улучшение разборчивости речи участников исследования. Она также считает, что у метода использования ЭПГ для детей с синдромом Дауна есть преимущества перед обычными логопедическими приемами, в частности в плане поддержания результата после окончания курса терапии.

В заключение отметим, что изучение зарубежных публикаций на тему улучшения разборчивости речи людей с синдромом Дауна выявило, как минимум, два факта. Во-первых, то, что специалисты озабочены проблемой плохой разборчивости речи подростков и взрослых с синдромом Дауна, которая является для них главным препятствием на пути социализации. Об этой озабоченности свидетельствует рост числа соответствующих научных исследований. Второй факт заключается в том, что методик, эмпирически доказавших свою эффективность, пока нет, несмотря на осознание необходимости продолжать логопедическую работу с людьми с синдромом Дауна в период их учебы в школе и позже.

Эта ситуация, помимо прочего, свидетельствует о существовании широкого поля для исследований заинтересованных ученых и специалистов.

Литература

  1. Бистервельдт А. К. ван, Гийон Дж. Т., Фостер-Коэн С. Комплексный подход к развитию навыков, предшествующих чтению у детей синдромом Дауна // Синдром Дауна. XXI век. 2010. № 2 (5). С. 70—71. URL: https://downsideup.org/ru/catalog/article/kompleksnyy-podhod-k-razvitiyu-navykov-predshestvuyushchih-chteniyu-u-detey-s
  2. A core vocabulary approach for management of inconsistent speech disorder / B. Dood et al. // Advances in Speech-Language Pathology. 2006. Vol. 8, Iss. 3. P. 220 – 230.
  3. A More Effective Speech Therapy Approach for Children with Down Syndrome // Neuroscience News. 2016. Vol. 6. URL: https://neurosciencenews.com/speech-therapy-down-syndrome-3597/
  4. Dodd B. A comparison of the phonological systems of mental age matched, normal, severely subnormal and Down’s syndrome children // British Journal of Disorders of Communication. 1976. Vol. 11, Iss. 1. P. 27—42.
  5. Easter M. L. Improving the Speech Intelligibility of Adults with Down Syndrome (DS) using the Core Vocabulary Approach. 2016. URL: https://repositories.lib.utexas.edu/handle/2152/39416
  6. Kent R. D., Vorperian H. K. Speech Impairment in Down Syndrome: A Review // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2013. Vol. 56, Iss. 1. P. 178–210.
  7. Kumin L. Intelligibility of Speech in Children with Down syndrome in Natural Settings: Parents Perspective // Perceptual and Motor Skills. 1994. Vol. 78, Iss. 1. P. 307—313/
  8. Kumin L. Speech intelligibility and childhood verbal apraxia in children with Down syndrome // Down Syndrome Research and Practice. 2006. Vol. 10, Iss. 1. P. 10–22.
  9. Rupela V., Velleman Sh. L., Andrianopoulos M. V. Motor speech skills in children with Down syndrome: A descriptive study // International Journal of Speech-Language Pathology. 2016. Vol. 18, Iss. 5, Р. 483—492.
  10. Rvachew S., Folden M. Speech therapy in adolescents with Down syndrome: In pursuit of communication as a fundamental human right // International Journal of Speech-Language Pathology. 2022. Vol. 20, Iss. 1. P. 75—83. URL: https://doi.org/10.1080/17549507.2018.1392605
  11. Bysterveldt A. K. van, Gillon G., Foster-Cohen S. Integrated speech and phonological awareness intervention for pre-school children with Down syndrome // International Journal of Language and Communication Disorders. 2010. Vol. 45, Iss. 3. P. 320—335.
  12. Wood S. E. Improving the Speech and Communication Abilities of Children with Down’s Syndrome: A New Model of Service Delivery using Electropalatography // CASL Research Centre Working Paper. 2016. April. WP-22.
  13. Yoder P. J., Camarata S., Woynaroski T. Treating Speech Comprehensibility in Students With Down Syndrome // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2016. Vol. 59, Iss. 3. P. 446–459.

[1] Апраксия речи — это специфическое моторное нарушение произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики), обусловленное трудностями согласования фонем (на уровне слога, слова), без видимых парезов и параличей, выражающееся в различных ошибках произносительного характера и связанное с нарушениями фонематического восприятия (https://megapredmet.ru/1-19172.html).

[2] Коартикуля́ция (от лат. со(n) «с, вместе» + articulatio «членораздельно, ясно произношу») — наложение артикуляции , характерной для последующего звука , на предшествующий звук.

[3]Экологическая валидность — степень соответствия условий эксперимента исследуемой реальности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]