Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация)

Заметили, что ребенок странно реагирует на некотрые звуки, прикосновения, бытовые процедуры?

Например, агрессивен при приближении к нему, боится качаться на качелях, не позволяет стричь себе ногти, пугается даже негромких звуков, не принимает новую еду и одежду.

Такие явления встречаются в практике специалистов – педагогов и психологов. Эти “побочные эффекты” поведения связаны с тем, что у ребенка нарушена сенсорная интеграция – способность адекватно воспринимать окружающие явления и раздражители. Именно от этого свойства зависит правильная социальная адаптация человека и его способность гармонично взаимодействовать со всем окружающим — в том числе способность к обучению.

Как это работает?

В мозг от органов чувств поступает огромное количество информации. Если нервная система развивается нормально (хорошо работает система проведения информации в мозг, ее организации и отбора), то и сенсорная интеграция устроена правильно. А это значит, развитие двигательных навыков, речи и поведения ребенка не заставляет себя ждать.

При нарушении органов нервной системы и/или чувствительных органов процесс сенсорной интеграции дает сбои: внешняя информация перерабатывается недостаточно эффективно, возникают затруднения в овладении бытовыми навыками, медленно или недостаточно развиваются чувства и мысли, способность общаться и обучаться.

Вы научитесь:

  • Понимать специфику нарушений поведения и обучения у детей с точки зрения созревания нервной системы.
  • Дифференцировать нарушения сенсорной обработки при различных формах дизонтогенеза у детей РАС, ТНР, ЗПР и др).
  • Самостоятельно выявлять сенсорный профиль ребёнка и выстраивать последующий коррекционный процесс.

Преподаватель: Порошина Елена Александровна

После прохождения программы и написания аттестационной работы Вы получите: Удостоверение о повышении квалификации на 40 часов. Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования и дают право вести психологическую практику в актуальных областях психологии.

Признаки нарушений сенсорной интеграции

  • ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению
  • ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином
  • у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности
  • ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом
  • ребенок не различает правую и левую сторону
  • ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов
  • ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)
  • ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется
  • у ребенка задержка развития речи и двигательного развития

Комфортный контакт с миром

Сенсорная интеграция — это умение складывать воедино сигналы органов чувств. Благодаря этому процессу малыш гармонично встраивается в окружающий мир и познает его. У сенсорной интеграции есть три уровня, которые осваиваются ребенком последовательно:

  1. Телесное самоощущение: понимание положения собственного тела (проприоцепция), чувство равновесия и движения (вестибулярные ощущения) и чувство вибрации.
  2. Зрение, слух и тактильные ощущения, включая обоняние, вкус и осязание.
  3. Высшая нервная деятельность: речь, счет, самооценка, внимание, способность регулировать поведение, творческие способности.

Освоение первого уровня ребенок начинает еще до рождения: он ощущает шевеления тела матери, свои движения. Развитие сенсорной интеграции продолжается до младшего школьного возраста.

Правильно освоенный базовый уровень дает надежный фундамент для второго. Ребенок растет, становится способен воспринимать больше данных, которые передают органы чувств. Затем на базе сенсорной интеграции формируется социальное поведение.

Как помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции?

Прежде всего, постараться понять ребенка: чем именно обусловлено болезненное восприятие окружающего? Мы расскажем о трех взаимно дополняющих причинах и их проявлениях:

Он не справляется с “требованиями” и свойствами окружающей среды

  • чрезмерность внешних воздействий: “слишком быстро, ярко, громко, быстро”
  • он не понимает ситуацию и других людей: “что происходит?”, “что они имеют в виду?”
  • ему трудно принимать решения: “что мне делать?”, “как мне на это реагировать?”
  • У него ослабленная, хрупкая нервная система

  • слишком острая реакция на внешние воздействия
  • плохое восприятие информации
  • недостаточное для понимания происходящего взаимодействие областей мозга
  • проблемы с логическим мышлением
  • быстрая утомляемость
  • плохое пищеварение и ослабленная имунная система
  • Избыточные стрессы

  • повышенный уровень гормонов стресса
  • ощущение запутанности и разбитости
  • чувство разочарования, тревожность, паника
  • сниженный уровень процесса мышления и способности регулировать эмоции
  • Поняв причину нарушения сенсорной интеграции, постарайтесь уменьшить действие тех раздражителей, которые ребенок плохо переносит, и «подавайте» ему их дозированно через игру. Здесь действует принцип функциональной диеты – только не из продуктов, а из игр, процедур и занятий.

    Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция (СИ).

    Сенсорная интеграция: что за методика?

    Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?» Отвечаем и подробно рассказываем.

    Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» — ощущение, «integratio» — восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.

    Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

    Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

    Кто проводит такие занятия?

    Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

    Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

    Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

    Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

    Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

    Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

    Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

    Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

    Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

    При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

    Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

    Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

    Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

    Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин: — Генетическая предрасположенность — Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции — Родовые травмы — Патологии в новорожденном/грудничковом периодах — Средовые факторы (экология) — Нарушения нервно-психического развития — Черепно-мозговые травмы — Детский церебральный паралич (ДЦП) — Расстройства аутистического спектра (РАС) — Врожденный аутизм А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Важно, что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто — при СДВГ. При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша.

    Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

    Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

    Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

    Что включает в себя «сенсорная комната»?

    — Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.). — Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

    — «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.

    — Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

    — Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

    — Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

    — Утяжеленные одеяла и подушки.

    — Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

    — Развивающие коврики и столы.

    — Световое и звуковое оборудование и т.п.

    Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

    Как скорректировать

    Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.

  • игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром. Про пальчиковые игры читайте здесь.
  • ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях – тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью.
  • прыжки: на батуте, в высоту, в ширину
  • работа с предметами: сортировка по направлениям (лево — право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз. Читайте здесь про игры с пирамидкой
  • рисование: толстых и тонких линий, толстым и тонким предметов (карандаш, маркер, мел)
  • работа с глиной, тестом, песком. Например, набирать песок в разные по объему ведерки, чтобы почувстовать разный вес. Про игры с песком читайте здесь
  • качание на качелях, качание ногой
  • работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация животных
  • расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями
  • Общие рекомендации

  • Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.
  • Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.
  • Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.
  • Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.
  • За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону +7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]