Сценическая речь для детей. Упражнения по сценической речи для детей

  • 8 Сентября, 2018
  • Психология общения
  • Мария Иванова

Если ребенок мечтает в будущем стать актером либо профессиональным ведущим на радио и телешоу, то ему нужно долго и упорно тренироваться. Для достижения такой цели существует комплекс специальных упражнений по сценической речи. Методы будут включать в себя проведение различных тренировок, которые помогут улучшить состояние дикции и получить новые навыки. Специализированные занятия способствуют развитию актерского мастерства как у взрослого человека, так и у ребенка. В данной статье будут рассмотрены: методика сценической речь для детей, упражнения на дикцию.

Отличительные особенности сценической речи

Любой человек, который планирует посвятить свою жизнь актерскому мастерству, должен выполнять комплекс специальных упражнений. В процессе таких занятий ему будет нужно развить громкий голос, хорошую дикцию, научиться правильно расставлять акценты по тексту. Это поможет выразить основные эмоции и чувства, правильно обыграть поставленную задачу. Техника сценической речи не так легка, как может казаться на первый взгляд. Актер, стремящийся развить свои таланты, должен уметь передать настроение, показать внутренний мир, характер и другие отличительные черты своего персонажа. Если человек научится делать это правильно, то вскоре станет настоящей звездой в кино либо театре.

Сценическая речь считается обязательным дополнением актерского мастерства. Развивалась такая техника на протяжении длительного времени и по мере развития продолжала активно усовершенствоваться. Древнегреческие ораторы использовали ее в речи при движении, поскольку такой тип выступления вызывал наибольший интерес у публики. Уже в те времена люди понимали, что важен не только смысл произносимых слов, но также качество их подачи, используемая интонация и метод прочтения.

Демосфен, известный философ и оратор, от природы обладал очень тихим голосом, вся его речь была больше похожа на бормотания, поэтому многие слушатели просто не могли разобрать его слов. После того как мыслитель понял, в чем заключена его проблема, он начал упорно тренировать дикцию. Для этого Демосфен постоянно выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, пытаясь перекричать шум бушующих волн. Его современники уверяют, что он также часто уединялся в пещере и именно там репетировал свои монологи, чтобы у него был шанс выслушать самого себя.

В настоящее время использовать такие радикальные методы улучшения своего ораторского искусства не нужно. Для этого существуют специальные упражнения сценической речи для детей дошкольного возраста. Все они считаются довольно простыми, но вместе с этим эффективными. Репетиции для улучшения дикции можно выполнять в домашних условиях либо ходить на занятия с педагогом.

Занятия для продвинутых

Под словом «продвинутый» подразумевается человек, уже овладевший голосом и дикцией. Следующим этапом для него становится работа с текстовым материалом. Приоритетная задача здесь – сделать речь не только звучной и правильной, но и выразительной. Сюда входит:

  1. Логический анализ текста.
  2. Работа с интонацией.

Логический анализ текста

В жизни мы не задумываемся о логике речи, т. к. по умолчанию строим речь в соответствии с логикой. Иначе просто не может быть, ведь мы выражаем собственные мысли и вкладываем в предложения собственные эмоции. Мы интуитивно выделяем интонацией главные и усиливающие их второстепенные слова, выдерживаем логические паузы, держим нужный ритм и т. д. Это просто, т. к. это – наше. Но текст, который мы собираемся читать перед публикой, не рождается у нас в голове здесь и сейчас, однако именно такое впечатление в идеале должно возникнуть у слушателя. Выход – проанализировать текст, разложить его на логические составляющие и прорабатывать в соответствии с ними. Какими они бывают, эти логические составляющие:

  • Логический блок
    – самодостаточный отрезок текста, несущий собственную законченную мысль, в прозе обычно соответствует абзацу;
  • Логическая пауза
    – бывает нескольких видов, соответствует знакам препинания (паузы после запятой, после точки, после вопросительного знака, после логического блока – разные);
  • Ударение
    – имеется в виду сильное слово, которое акцентируется в тексте, ударения бывают первостепенными, второстепенными и третьестепенными;
  • Темпоритм
    – этот актерский термин означает сочетание скорости внутреннего действия (ритм) и внешнего выражения (темп). Говоря проще, это скорость чтения, оправданная внутренней мотивацией. Если ваша речь – философский монолог скучающего человека о бренности бытия, скорость будет одна. Если внутренняя речь пленника, убегающего от погони, – скорость совсем другая. Если поменять эти две скорости местами, оба монолога прозвучат фальшиво и неубедительно.

Упражнения на интонационную гибкость

Количество интонационных оттенков, которые вы можете использовать в речи, зависит от гибкости голоса и широты его диапазона. Интонационные упражнения и упражнения на расширение диапазона голоса можно совмещать.

  • Протяжно и непрерывно тяните каждый гласный звук из таблицы гласных (и, э, о, у, а, ы) от самой низкой ноты, которую можете взять, до самой высокой и обратно. К этому упражнению добавляйте простое действие, например, возмутиться, удивиться, испугаться, обрадоваться, огорчиться, умилиться и т. д. Каждому из этих глаголов соответствует своя интонация.
  • Выберите слово, словосочетание или небольшое предложение и переберите как можно больше интонаций, соответствующих различным действиям (глагол в неопределенной форме). Придумывайте себе неожиданные действия, находите наилучшие оттенки интонации, меняйте слова, комбинируйте разные действия между собой и т. д.

Быстрое улучшение техники речи

Если родитель хочет развить правильную, четкую и красивую речь у своего ребенка, то ему следует записать его на специальные уроки. Преподаватели помогут справиться с такой задачей.

Многим приходилось бывать на лекции либо другом занятии и выслушивать нудную и невнятную речь, от которой больше хочется спать, чем что-то делать. Профессиональный оратор применяет все доступные возможности своего речевого аппарата, что помогает регулярно сохранять внимание аудитории и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи хорошо подойдут как для артистов, так и бизнесменов, политиков, специалистов тех сфер, в которых требуется правильное и грамотное общение с людьми. В любом случае вашему ребенку пригодятся в жизни такого рода навыки, и чем раньше начнется обучение, тем лучше будут развиваться его способности в дальнейшем.

Чтобы в короткие сроки малыш научился правильно управлять своим голосом и улучшить дикцию, ему будет нужно регулярно выполнять простые упражнения сценической речи для детей 3-6 лет. Они не займут слишком много свободного времени, но при этом помогут достичь хорошего результата. Концентрация внимания у маленьких детей по времени более ограничена, чем у взрослых, поэтому специалисты разработали для них специальную систему обучения.

Для правильной и четкой речи важно внимательно следить за своим дыханием. На уроках сценической речи могут даваться следующие задания: проговаривание скороговорок, выразительное чтение с правильной интонацией, а также специальная дыхательная гимнастика

А если ребенок выговаривает все звуки?

Упражнения для раскрепощения артикуляционного аппарата необходимы, даже если у ребенка нет проблем с речью. Ведь красивая речь — это не только правильное произношение звуков. Это умение говорить выразительно, четко и ясно. Монотонная речь не вызывает аттракции, даже если все звуки произносятся правильно.

Польза работы над дикцией с раннего возраста очевидна:

  • ребенок учится говорить красиво и понятно, ему легче объяснить свои чувства и желания. Дети, которых понимают, меньше склонны к истерикам и капризам;
  • развивается фонематический слух;
  • увеличивается словарный запас;
  • улучшается речевое дыхание — ребенок может долго говорить, не сбиваясь и не задыхаясь. Этот навык поможет во время долгих выступлений у доски и на школьных конференциях;
  • развиваются коммуникативные навыки, дети чувствуют себя увереннее и легче заводят знакомства со сверстникам.

Также важно, чтобы ребенок умел формулировать свои мысли, ясно доносил их до собеседника, не боялся идти на контакт и проявлять себя. Поэтому одного только логопеда для детей в Москве и других городах бывает недостаточно. Хотите, чтобы ребенок не только улучшил дикцию и лучше социализировался в школе? Отдайте его на актёрское мастерство для детей.

Мы приглашаем ваших детей в Детский на курсы актёрского мастерства. Это комплексное развитие талантов ребенка, постановка речи, избавление от стеснения и психологических зажимов. На наших курсах дети раскрывают себя и обретают уверенность в своих силах!

Упражнения для улучшения дыхания

Упражнения по сценической речи для детей будут в обязательном порядке включать в себя правильное дыхание. Этот прием в ораторском искусстве имеет огромное значение. Тот, кто произносит важную речь перед аудиторией, не может позволить себе вдыхать воздух посредством рта. Это может привести к тому, что он собьется, из-за чего человек не сможет соблюдать интонацию и правильно расставлять акценты. Для работы над голосом ребенку нужно будет регулярно выполнять следует специальные упражнения:

  1. Дышать носом с открытым ртом на протяжении трех-пяти минут.
  2. Положить сразу две руки на солнечное сплетение. Сделать глубокий медленный вдох (задержаться в таком состоянии на 3-4 секунды). При этом руки почувствуют, как живот поднимается, наполняется воздухом, а после опустится назад. Такое колебание должно быть хорошо выраженным. Если ребенок ничего не ощущает, то во время вдоха ему следует наклонить свое тело немного вперед. Со временем манипуляцию по втягиванию воздуха нужно будет увеличивать по длительности.
  3. Упражнения для улучшения грудного дыхания. Для этого нужно сделать глубокий вдох, как словно вдыхая аромат цветов, после сделать медленный выдох с втягиванием живота. Это упражнение содействует свободной плавной речи. Короткий вдох и длительный выдох помогут улучшить грудное дыхание. После того как такое упражнение будет выполняться просто и быстро, на выдохе следует начать произносить длинные фразы.

Такие занятия довольно просты и прекрасно подойдут при развитии сценической речи для детей 7-9 лет. Проводить их следует каждый день, и вскоре появится возможность произносить длинные фразы без заминок и сбоя дыхания.

Упражнения по сценической речи: варианты тренингов и техник для работы над актерской дикцией

Многим людям жизненно важно знать, что их услышали и поняли. В публичных профессиях это одно из основных требований. Сценическая речь и упражнения на дикцию в таком случае становятся насущной необходимостью и красивое, образное, правильное произношение хорошо поставленным голосом составляет половину успеха. Но от природы подобное богатство не дается. Это результат длительных и упорных тренировок, которые требуют не меньше силы воли и напряжения, чем выдающиеся спортивные достижения. Если предстоит работа с аудиторией, планируется преподавательская деятельность, работа психолога-консультанта другие похожие по профессиональным требованиям направления, то стоит позаботиться о приобретении навыка красивого монолога заранее. Освоить навыки можно в любом возрасте.

Что такое сценическая речь

Одно из основных профессиональных средств выразительности актера неразрывно связано с такими понятиями, как дыхание, дикция, эмоции. Предусматривается переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству людей, к выразительному яркому звучанию голоса. Также важна правильная расстановка смысловых акцентов, умение держать паузу и другие тонкости, позволяющие удерживать внимание слушателей длительное время. Мастерство говорить раскрывает огромные возможности для убеждения, передачи самой сути. Наиболее опытные ораторы вполне обходятся без микрофона, легко посылая звучание до последних рядов зала.

В чем особенность сценической речи

Сравнивать профессиональное произношение с бытовым разговором, все равно, что поставить рядом домашний халат и бальное платье. Вроде бы оба предмета относятся к одежде, но отличия кардинальные. Основные признаки публичного вещания:

  • четкая логика;
  • кристально чистое произношение;
  • проговаривание всех букв, включая окончания слов и фраз;
  • правильно расставленные смысловые и эмоциональные акценты;
  • плавное дыхание, позволяющее выстраивать фразы любой продолжительности.

Приобрести основные навыки можно в любом возрасте. Естественно, что для детей курсы сценической речи в Брянске bryansk.videoforme.ru/actors_school/speech-art/speech2 строятся на игровой основе, для взрослых – на осознании логической стороны искусства. Важно помнить, что подобные навыки требуют ежедневного закрепления и совершенствования.

Как быстро усовершенствовать технику сценической речи

Часто талантливые люди страдают оттого, что не могут донести свои идеи до большого количество людей. Причиной становится нечеткое произношение или монотонное изложение материала, от которого уже через пару минут внимание рассеивается, а потом начинает клонить в сон. Этого избежать довольно просто, если уделить должное внимание освоению азов ораторского искусства. Существует целая система, которая была разработана еще в древности. Она постоянно совершенствуется, но азы остаются неизменными. В основе лежит активация и проработка всех групп мышц речевого аппарата, осознанное управление дыханием и выразительность изложения.

Уроки и упражнения по развитию сценической речи для театральной студии и для публичных выступлений строятся на единых принципах, так что можно при выборе метода улучшения дикции и других параметров искать специальные курсы, либо просто присоединиться к занятиям театралов.

За ориентир берется знание о том, что профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. А значит, придется уделить внимание каждой составляющей этого удивительного по силе воздействия искусства, чтобы использовать все ресурсы.

Техника речи: советы и упражнения

Система складывается из нескольких составляющих, они взаимосвязаны. Но стоит учесть, что работа ведется сначала отдельно по каждому элементу и только при достижении определенных результатов допускается их постепенное соединение. Так, проработка начинается с проговаривания отдельных звуков, затем звукосочетаний и только потом, когда качество удовлетворяет, начинается проговаривание слов и предложений. По этой аналогии проводится развитие дыхания, артикуляции и других компонентов.

Освоить базу можно самостоятельно, но лучше задуматься о посещении групповых занятий по сценической речи в театральном коллективе. Причина кроется в том, что для эффективной работы и оценки результатов необходим контроль со стороны. Голос, темп и тембр для говорящего звучат совершенно иначе, чем для слушающих, а значит, нужна независимая оценка эффективности занятий, коррекция дальнейших тренировок и отдельных пунктов программы подготовки.

Упражнения для постановки дыхания

Это универсальные знания и навыки. Они пригодятся не только при разговоре, но и при борьбе с волнением, неуверенностью, помогут в стрессовых ситуациях. Замечено, что сердцебиение можно замедлить или ускорить в соответствии с дыхательными ритмами, поэтому явная польза уже есть, к тому же именно дыхание становится базой для напевной речи и ее широких выразительных возможностей. Основа – глубокое диафрагмальное дыхание носом, без подхватывания потоков ртом. Для этого:

  • делают вдохи и выдохи, широко открыт рот, но перенаправляя воздух в нос;
  • чуть наклоняясь вперед, дышим на равные счеты, начиная с 4, постепенно увеличивая до 7–8, при этом нельзя замирать, одно действие сразу переходит в другое;
  • подключаем воображение и на вдохе нюхаем цветок, на выдохе выпускаем воздух тонкой струйкой со звуком «пф».

Комплексы тренингов и упражнений по сценической речи для студентов могут варьироваться, но дыхательный блок присутствует всегда, в том или ином виде.

Следующий этап мастерства – проговаривание длинной фразы на одном выдохе. При этом жертвовать окончаниями нельзя. Они должны быть полностью слышны. Подхват воздуха тоже не допускается. Сначала все выполняется в статичном положении на устойчивой позиции. Затем добавляется движение, что развивает концентрацию внимания в режиме многозадачности.

Степень усложнения определяет наставник индивидуально. Для ребенка подобные занятия всегда проводятся с элементами игры и добавлением внешних атрибутов, например, перышек или горящей свечи.

Упражнения сценической речи для артикуляции

От уровня развития мышц и степени управления ими зависит четкость произношения. Это одна из наиболее трудоемких сторон работы. Она начинается с проговаривания отдельных гласных, затем связок из 2–3 звуков с предельно понятным переходом между ними. Следом идут согласные, мягкие и твердые отдельно. Для этого есть специальные установки, с которыми знакомит наставник на собственном примере.

Обращать внимание нужно не только на внешнее проявление, но и ориентироваться на звук. Только после освоения основ можно переходить к скороговоркам. Четкая сцен речь для актера и дикционные упражнения для театралов немыслимы без этого элемента занятий. Принцип – по нарастающей. Сначала медленно и шепотом, затем с постепенным ускорением и добавлением громкости, с доведением до декламации. По мере освоения техники будет повышаться выносливость и объем легких, а также привычка плавной подачи воздуха и его экономный расход при достаточно сильном и богатом звучании голоса.

Работа над дикцией

Четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка важно в общении и для детей и для взрослых. Окончательное формирование умения происходит в разном возрасте, а в некоторых случаях самостоятельно до конца не формируется, требуя специальных занятий для достижения результата. При выражении эмоций нельзя позволить им превалировать над качеством звучания. В движении сценическая речь и актерское мастерство подвергаются дополнительному испытанию, поэтому отработка навыка говорить в любой ситуации, в покое или активном перемещении по сцене – следующая ступень и к ней нужно быть морально готовым.

Упражнений для данного раздела мастерства много. Наиболее известные – это снова скороговорки. Сборников много, можно выбирать как известные, так и мало востребованные. Критерием отбора служит достижение определенной цели, например, проработка трудного буквосочетания, определенной фразы или тренировка навыков, совмещенная с разделом сцен речи в упражнениях по посылу звука.

Урок должен давать результаты. После выполнения блока упражнений методом закрепления результата послужит прочтение сложного текста с максимальной выразительностью.

Тренинг «Язык без костей»

Отличный способ поднять настроение, вспомнить детство и принести реальную пользу своим мышцам. Для выполнения понадобится зеркало. Тренировка состоит из нескольких частей.

  1. Вращение кончиком языка по часовой стрелке и против нее по 10 раз. Рот слегка приоткрыт, контроль проводится визуально.
  2. Максимально высунуть язык, свернув трубочкой, и подуть в нее. А затем попытаться подвигать в таком состоянии в разные стороны.
  3. Провести языком по внешней стороне верхних и нижних зубов.
  4. Слегка покусывать эту мышцу до появления тепла.

Работа над сценической речью начинается с разминки и эта – одна из самых эффективных. Результатом становится повышенная четкость произнесения слов, ощущение легкости при озвучивании длинных фраз, сложнопроизносимых терминов.

Упражнение «Пробка»

Для занятия понадобится обычная пробка от шампанского. Это аналог разговора с камушком во рту, только в этом случае нельзя разжимать зубы, в которых держится аксессуар. Для проговаривания выбирается простая короткая скороговорка. Задача – при произнесении слов не выпустить пробку из зубов и при этом добиться максимально четкого звучания.

Использование этого метода поможет превратить занятие по сценической речи в театральном коллективе в веселое соревнование, проигравших не будет. Каждый получит свою долю опыта и хорошее настроение. Польза велика и для внешнего вида. Чередование напряжения и расслабления лицевых мышц повышает упругость кожи, подтягивает овал, разглаживает складки в области носогубного треугольника. После того как задание выполнено, ощущается легкость в разговоре, значительно повышается качество дикции.

Методы обучения сценической речи

Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи. Они берутся за основу, творчески перерабатываются и дополняются каждым специалистом, проводящим занятия для детей или взрослых с учетом возможностей участников тренинга. Наиболее популярные методики:

  • полное погружение, при котором блоки взаимодополняют друг друга, ставка делается на интенсивность, при этом занятия по сцен речи и уроки актерского мастерства проводятся часто, с обязательной фиксацией достигнутых результатов;
  • поэтапное освоение, при котором сначала ставится простая задача и усложняется по мере нарастания мастерства;
  • игровой вариант, подходящий в равной степени и взрослому и ребенку, поскольку задействовано воображение, нет однотипных тренировок, каждый раз задание варьируется, приводя к отличному результату;
  • партнерская программа доступна в большей мере взрослым, где со стороны наставника идет совет, но не жесткое требование.

При должном упорстве любая методика быстро дает видимые результаты.

Проверьте свои знания

Чтобы точно знать, что материал понятен, стоит подобрать и пройти несколько тестов на знание правил и принципов того, как формируется и тренируется актерская речь и упражнения, на какие виды должны быть в приоритете. При этом можно работать самостоятельно или отдать предпочтение занятиям с наставником. Это зависит только от личных предпочтений, поставленной задачи и наличия времени для тренировок.

Основные вопросы, на которые нужно ответить для себя:

  • для чего это нужно именно мне;
  • какие выгоды сулит полученное умение;
  • как много времени я готов потратить на занятия;
  • как комфортнее заниматься, в группе или индивидуально;
  • как планируется применять новый навык.

Учиться, тренироваться и самосовершенствоваться придется постоянно и тогда ораторские способности удивят всех окружающих, привлекут внимание и помогут добиться новых высот в выбранном направлении, будь то выступление перед публикой или построение личных отношений.

Улучшение артикуляции

Чтобы произношение отдельных звуков и букв было понятным и четким, важно регулярно тренировать органы, которые несут ответственность за артикуляцию.

При первом занятии следует начать проговаривать гласные, согласные звуки и простые связки. При такой тренировке важно следить за голосом, он должен звучать ярко и громко, не так как в повседневности.

Многие скороговорки помогут улучшить речевой аппарат и дикцию. Такие стихи важно произносить тихо либо полушепотом. Со временем скорость прочтения должна увеличиваться, а громкость повышаться. Следует рассмотреть следующие виды скороговорок при занятии сценической речью для детей дошкольного возраста:

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если ребенок уже длительное время занимается уроками сценической речи, то со временем может усложнять свою задачу, разучивая более длинные и сложные фразы. Если у него получилось запомнить и правильно рассказать самую длинную скороговорку «Лигурию», то он точно станет хорошим оратором.

Дикция и особенности звучания

Улучшить выраженность эмоций поможет правильно поставленное звучание голоса. Человек должен научиться свободно регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию и общую громкость. Чтобы улучшить звучание, следует выполнять следующие упражнения:

  1. Часто читать прозу либо стихи, регулярно изменять громкость речи. Первая строчка должна проговориться тихо, вторая более громко.
  2. Одну фразу следует произносить с одной интонацией, вторую постараться изменить с помощью простых слов, выразить свое эмоциональное состояние – счастье, удивление, страх, злость и так далее.
  3. Также важно хорошо развивать фантазию. Можно придумать, каким голосом говорили бы животные, если бы могли это делать. Следует рассказать стих от лица собаки, кошки либо зайца.

Хорошая дикция очень важна для сценической речи. Она помогает добиться значительного успеха в карьере, так как люди уже на своем подсознании больше прислушиваются к четкому произношению и приятным словам человека.

Упражнение 2. «Звуковое пение»

Выполняя это упражнение:

  • ваш голос зазвучит новыми красками;
  • речь станет разборчивее.

Нам нужно: Текст.

Что делаем?

Например, текст может быть таким. «А вы знаете, что «Упражнения на развитие речи помогают мне в жизни и в карьере! Меня слышат, меня слушают, меня понимают. Я нравлюсь коллегам, увлекаю друзей и строю свою жизнь!»?

Мантра? ДА! Но действовать она начинает, если при ее прочтении пользоваться определенной методикой. Итак, начинаем читать нашу мантру, убрав все согласные звуки, потом гласные. Это будет звучать как: «У-А-Е-И-Я А А-И-И-Е Е-И О-О-А-Ю Е И-И И А-Е-Е! и так далее», Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.

Вот именно такие мантры – действуют!

Действенные упражнения

Развить хорошие ораторские способности можно посредством следующих упражнений:

  1. Встать прямо, скрестить руки на груди, локти развести в стороны. Сделать глубокий вдох, выпуская лишний воздух из легких, медленно наклоняясь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением удлиненных гласных звуков.
  2. Каждый раз следует проговаривать сложные сочетания звуков – ВЗВА, ЛБАЛЬ, СТФРА. Сначала такое упражнение может показаться слишком трудным, но со временем все начнет получаться.
  3. Следует попытаться прочитать небольшой текст с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, даст хороший эффект. После выполнения определенного ряда упражнений следует закрепить результат, прочитав сложный текст как можно выразительнее. Если занятия проходят вместе с педагогом, то он может предложить в конце терапии пройти специальный тест.

Упражнение «Язык без костей»

Такое упражнение станет увлекательной игрой по сценической речи для детей. Техника поможет хорошо проработать артикуляционный аппарат несмотря на то, что со стороны она больше выглядит как обычные кривляния. Чтобы подготовиться к занятию по сценической речи, следует предварительно провести короткую разминку.

Артикуляционная гимнастика отличается большим количеством плюсов:

  • язык начнет работать четко и правильно;
  • полностью пропадет чувство, что разговор проходит с набитым ртом;
  • произношение звуков изменяется до более четкого.

Техника проведения

Для проведения упражнения «Язык без костей» следует воспользоваться простым зеркалом. Для этого нужно встать перед ним и начать простую разминку:

  1. Немного открыть рот. Концом языка начать выполнять круговые движения в разные стороны. Следует провести 10 вращений по часовой, а после против часовой стрелки.
  2. Далее широко открыть полость рта, полностью высунуть язык и осторожно приподнять его боковые стороны вверх. При этом должно образоваться подобие трубочки. Далее следует начать пытаться двигать сложенным языком, подуть в него.
  3. Языком очистить поверхность нижнего и верхнего зубного ряда. Попытаться повторить такое упражнение с закрытым и отрытым ртом.

Аккуратные покусывания языка помогут немного ослабить напряженность такой мышцы. Упражнения следует повторять перед выступлением, в этом случае речь будет четкой и хорошо понятной.

Упражнение «Пробка»

Такое упражнение считается самым легким для улучшения функционирования речевого аппарата. Оно принесет хороший эффект, если выполнять его постоянно. Техника «Пробка» довольно популярна как у детей, так и взрослых. Такое веселое занятие поможет:

  • укрепить мышцы губ, щек и верхнего неба;
  • подтянуть кожу на лице, скрыть небольшие морщинки и носогубные складки;
  • улучшить речь и дикцию.

Специалисты говорят, что такие уроки будут полезными не только для будущих артистов и выступающих на сцене, но и для тех, кто хочет сохранить состояние своей кожи и избежать возрастных изменений.

Занятие проводится по следующей технике: сначала следует подготовить небольшую пластиковую либо деревянную пробку от бутылки шампанского. Затем выучить и подготовить скороговорку. После зажать пробку в передних зубах. Не выпуская ее, следует начать произносить фразы, повторить их сразу несколько раз. Так можно точно выявить, какие звуки у человека получаются лучше, а какие хуже. Важно регулярно улучшать свое произношение, тренировать артикуляционный аппарат, а также ускорять чтение.

Человек, тренирующийся на скороговорках с пробкой шампанского, обычно выглядит очень странно. Такой веселый тренинг сценической речи может стать увлекательным занятием для всей семьи и выполняться в виде маленького соревнования. Каждый человек должен прочитать скороговорку любым необычным методом, а после определить, у кого это получилось лучше всего.

Разминка с пробкой

Попросите ребёнка зажать зубами чистую пробку от шампанского или карандаш и дайте ему прочитать любой отрывок из художественного произведения. Задача ребенка — постараться произносить слова четко и с выражением. Проводить разминку нужно не менее 5 минут ежедневно. Это упражнение часто выполняют на актерских курсах. Оно помогает укрепить мышцы щек, разработать артикуляционный аппарат и настроить его на правильное произношение слов. Считается, что похожие разминки были популярны у ораторов в Древней Греции, только вместо пробки они набирали в рот камни и с ними репетировали выступления.

Как научиться сценической речи?

Профессионалы этой области, которые помогают и детям, и взрослым подготовить речь и технику дикции, применяют при обучении различные методики. Выделяют следующие эффективные способы улучшения голоса. К самым распространенным относят:

  1. Беспрерывное развитие сценической речи. Специалист предлагает на выбор несколько комплексов упражнений, между которыми проходит логическая связь. Длительных перерывов при занятии делать не следует.
  2. Ступенчатое усложнение. Ученик начинает активно развивать уровень своей речи с простого материала, далее нагрузка увеличивается.
  3. Использование игр. Тренинг сценической речи с помощью увлекательных занятий считается самым приятным, так как на уроках ученик полагается на свое воображение. Веселые игровые уроки чаще всего дают хороший эффект.
  4. Партнерские отношения. На уроке педагог и ребенок должны общаться на равных. Учитель при этом лишь советует, но не приказывает повторять определенные упражнения.

Сценическая речь является полезной для каждого человека. Чтобы добиться хорошего результата, следует подготовить себя к тому, что придется регулярно тренироваться, совершенствовать себя и учить новые техники. Упорство и трудолюбие у ребенка помогут развить в нем ораторские способности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]