- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Речь и её характеристики
С помощью речи люди общаются между собой, высказывают свои мысли, спрашивают совет, рассказывают о каких-то событиях, передают новости и задают вопросы.
Виды речи:
- устная речь — звучащая речь. Устную речь мы произносим и слышим.
- письменная речь — это речь записанная с помощью букв или других знаков. Письменную речь мы пишем и читаем.
Эти виды речи относятся к внешней речи. Внешняя речь — это речь, адресованная другим людям.
Есть еще внутренняя речь — речь, которую мы адресуем самому себе, когда думаем, мечтаем или размышляем о чем-то.
Внешняя речь (устная и письменная) может быть в форме монолога, диалога или полилога:
Монолог — это речь одного лица.
Диалог — речь двух лиц, где они поочередно слушают и говорят друг с другом.
Полилог — речь нескольких лиц.
В диалоге и полилоге начало каждой фразы на письме отображается с помощью тире. Очень часто используются обращения.
Например:
— Вероничка, ты уже сделала уроки?
— Нет, мама, я не могу придумать рассказ по картинке.
— Не расстраивайся, дорогая, давай подумаем вместе.
Любая записанная речь — это текст.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Общая характеристика речи
Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку (коду). Р. и язык (система языка; см. Система языковая) в совокупности образуют единый феномен человеческого языка. Р. есть воплощение, реализация языка (системы языка), который обнаруживает себя только в Р. и только через неё выполняет своё коммуникативное назначение. Если язык – это средство общения, то Р. есть производимый этим орудием вид общения, создаваемый приложением языка (кода), с одной стороны, к конкретной действительности, а с другой – ко всякий раз иной коммуникативной ситуации. Р. вводит язык в контекст употребления (см. Прагматика).
Р. материальна, она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами (слухом, зрением, осязанием), язык же (система языка, код) включает в себя абстрактные аналоги единиц Р., образуемые их различит. и общими (интегральными) признаками [ср.: звук речи (см. Звуки речи) и фонема]. Р. есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархич. отношения, он имеет уровневую организацию (см. Уровни языка); Р. стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность. Р. отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинностная оценка неприменима. Р. конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; она актуальна, язык же потенциален; Р. преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправленности языка; Р. контекстно и ситуативно обусловлена, язык независим от обстановки общения. Будучи событием, действием, Р. развёртывается во времени и пространстве, она активна и динамична, язык же дан в отвлечении от этих параметров мира, он в большей мере пассивен и статичен; Р. подвижна, язык стабилен; Р. бесконечна, система языка конечна; Р. вариативна, язык же в каждый период своего существования относительно инвариантен. Будучи психофизич. явлением, Р. субъективна и произвольна, она является видом свободной творч. деятельности индивидуума, язык же как явление социальное представляет собой достояние пользующегося им общества, он объективен и обязателен (императивен) по отношению к говорящим; Р. допускает элементы случайного и неупорядоченного, в отличие от языка, образуемого регулярными чертами своих единиц (см. Единицы языка) и отношений между ними; Р. отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива.
Р. обладает также параметрами, непротивопоставляемыми непосредственно отдельно взятым чертам языка. Эти параметры относятся к способу протекания речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в двух формах – монологической (см. Монолог) и диалогической (см. Диалог). Процесс Р. характеризуется определённым темпом, продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляц. чёткости, акцентом, тоном и т. п. Р. может быть охарактеризована через указание на психологич. состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к собеседнику; ср.: взволнованная, искренняя, обдуманная, почтительная, насмешливая и т. п. речь. Она может быть объектом эстетической (стилистич.) оценки; ср.: худож., поэтич., изящная, грубая и т. п. речь. Р. определяется признаками своего смыслового содержания; ср.: содержательная – пустая, связная – бессвязная, осмысленная – бессмысленная и т. п. речь. К ней применима нормативная (этич.) оценка; ср.: правильная, неправильная, исковерканная речь. Р. может быть определена по её соответствию условиям и целям общения.
Один из осн. признаков Р. – её индивидуальный характер: она всегда имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложения. Говорящий (или пишущий) относит языковые номинации к определённым объектам действительности, придавая им речевое значение, выбирает тот или иной стиль (манеру) общения и сообщения (фамильярный, официальный, почтительный, пренебрежительный и т. п.), использует высказывание с нужным для себя коммуникативным заданием.
Речевая импровизация допускает известное варьирование форм, закреплённых системой языка. В индивидуальных отклонениях Р. заложены истоки языковых изменений, осуществляющихся тогда, когда субъективные особенности говорения становятся достоянием языковой общности. Язык творит Р. и в то же время сам творится в Р. «Язык одновременно и орудие и продукт речи» (Ф. де Соссюр).
Поскольку Р. используется в разных социальных сферах, она приспосабливается к задачам и условиям своего функционирования. Явления Р. типизируются, образуя относительно самостоят. системы – функциональные стили и индивидуальные стили, которые характеризуются и модификациями самой системы языка (его лексики и в меньшей степени грамматики), и речевыми особенностями (напр., длина предложений, степень смысловой полноты, информативность, спонтанность или обработанность, степень клиширования, использование образных средств выражения, допустимость разных интерпретаций).
Возможности варьирования Р., однако, не беспредельны: Р. должна быть понята адресатом, причём ключом к её восприятию и интерпретации служит общий для собеседников язык (код). В процессе речевой коммуникации «язык выступает в качестве необходимого предела свободы» (Э. Косерю). В известном смысле «интересы понимания и говорения прямо противоположны» (Л. В. Щерба).
При помощи Р. происходит общение между людьми, следующее определённым социальным конвенциям. Общение создаёт коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты. В речевом общении может быть выделен ряд аспектов, соответствующих поставленной говорящими задаче: информативный, прескриптивный (воздействие на адресата), экспрессивный (выражение эмоций, оценок), межличностный (регулирование отношений между собеседниками) и др. Эти аспекты, часто соприсутствующие в Р., могут обособляться, создавая самостоят. формы общения – речевые жанры, различные не только по целям, но и по распределению ролей и коммуникативных интересов собеседников, речевой тактике, условиям успешности, предпочтительным синтаксич. структурам и др.
Р. как один из видов социальной активности человека переплетается с др. формами деятельности. Р. полифункциональна и с этой точки зрения исследуется прагматикой. Подход к Р. как форме деятельности (см. Речевая деятельность) характерен для социо- и психолингвистич. исследований, изучающих процессы и механизмы речеобразования, возникновение речевых ошибок и нарушений, отношение речевых действий к др. видам социальной активности человека (работы Н. И. Жинкина, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева и др.), роль Р. в формировании сознания и проявлениях подсознательного, внутреннюю речь, процессы развития детской речи и др. (см. Нейролингвистика, Социолингвистика, Психолингвистика).
Р. рассматривается как вид сознательной и целенаправленной деятельности также в концепции лингвистической философии, в рамках которой сформировалась теория речевых актов в её совр. версии (работы Дж. Остина, Дж. Сёрла и др.).
Продолжительность речи к курсовой
В методических рекомендациях сказано, что речь не должна превышать 7-10 минут. Чтобы она не оказалась слишком короткой или длинной, рекомендуем воспользоваться следующей пошаговой инструкцией:
- Выпишите себе на листок все пункты из структуры речи (см.выше). Это и будет готовый план вашей речи.
- Создайте презентацию по готовому плану.
- Засеките время выступления и откорректируйте в сторону увеличения или уменьшения.
Текст презентации разбейте на информационные блоки. На их основе у вас получатся карточки для выступления.
Следуйте правилу: 1 карточка – 1 слайд презентации.
На каждой карточке должна быть чуть более детальная информация по данным со слайда: важные даты и цифры, имена, результаты и выводы. Такие шпаргалки помогут не перегружать память техническими моментами и соблюдать строгую последовательность рассказа.
А вот основную часть выступления придется выучить наизусть. Впрочем, сделать это будет несложно, если студент самостоятельно проводил исследования и писал курсовую.
Защитная речь всегда идет по одной схеме: приветствие, основная часть, выводы и заключение. Давайте подробнее изучим каждый этап.
Как начать речь на защите курсовой работы
В приветствии студент представляет себя и свой проект перед аудиторией.
Вступительная речь для защиты курсовой работы должна содержать следующие данные:
- приветствие собравшихся,
- ФИО и курс учащегося,
- должность и ФИО научного руководителя курсовой,
- тема курсовой,
- актуальность выбранной проблемы,
- степень ее изученности,
- формулировка объекта и предмета исследования,
- перечисление целей и задач работы.
В зависимости от интересов комиссии, ее члены могут попросить остановиться более подробно на каком-то пункте или наоборот – ускориться и перейти к основной части.
Пример оборотов речи для защиты курсовой
Если не знаете, как сделать речь для защиты курсовой, вот несколько популярных оборотов, которые часто используют во время выступления. На основе этих фраз можно построить весь доклад.
- «Здравствуйте, уважаемые члены экзаменационной комиссии! Меня зовут (ФИО), я являюсь студентом _ курса. Моим научным руководителем стал (ФИО и должность преподавателя). Темой курсовой работы является (указать тему)».
- «Актуальность данной работы обусловлена…».
- «Для достижения цели были поставлены следующие задачи…».
- «В основу курсового проекта легло исследование прошлого года» – для студентов, которые ведут научные изыскания по заданной теме несколько лет подряд.
- «При изучении теоретической базы мы смогли сделать следующие выводы…(перечислить)».
- «Во время практической/исследовательской деятельности было установлено…(перечислено)»;
- «Результатом курсового проекта стали …(перечислить)»;
- «В соответствии с целью и задачами, поставленными в работе, можно сделать следующие выводы…»
- «Мы планируем использовать результаты данных исследований для дальнейшего развития темы» – после оглашения выводов о проделанной работе.
- «На этом мое выступление закончено. Благодарю за внимание!»
Что говорить в основной части на защите курсовой
Здесь студент перечисляет методы исследования, которые использовал для получения данных, а также описывает саму исследовательскую деятельность, сложности и проблемы, с которыми сталкивался.
Автор подробно описывает и теоретическую, и практическую часть работы: как проводились опросы, мониторинг рынка, разработка продукции, составление таблиц, схем, чертежей – все это в подробностях описывают слайды и раздаточный материал в процессе речи на защите.
На заметку!
Продумайте, какая информация из вашего доклада будет сложно восприниматься на слух. Все таблицы, чертежи, графики, диаграммы лучше представить членам комиссии в виде раздаточного материала. Проследите, чтобы копий было достаточно для всех.
Советы студентам перед защитой
- Обязательно отрепетируйте готовую речь перед зеркалом. Читайте вслух, изучите позу, в которой смотритесь максимально выигрышно.
- Используйте секундомер во время прочтения речи. Если при чтении спокойным темпом речь выходит дольше 7-10 минут, продумайте, как ее сократить. Слишком короткая речь может вызвать дополнительные вопросы. Если не хотите этого, подумайте, чем можно разбавить выступление.
- Никакой ложной скромности. Если в ходе исследования вы сделали большой вклад в исследование, обязательно расскажите об этом во время выступления.
- Изучите доклад. Вся представленная в нем информация должна быть лаконичной и последовательной. Для этого четко следуйте структуре речи.
- Уделите внимание внешнему виду. Чем более солидно вы будете выглядеть, тем более серьезно отнесутся к вам члены комиссии.
- Выспитесь перед защитой. Свежая отдохнувшая голова лучше ориентируется и быстрее реагирует.
- Хорошенько отрепетируйте доклад, чтобы в нем не было слов-паразитов. Они говорят слушателям о том, что речь спонтанная и плохо подготовленная.
Отнеситесь серьезно к подготовке речи для защиты курсовой. Иначе недели и даже месяцы упорного труда не получат должной оценки. А мы желаем вам удачи и надеемся, что наша информация поможет в подготовке.