Функциональные стили речи — основные виды и их характеристики


4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 765.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 765.

Раздел науки о языке, который называется стилистика, изучает функциональные стили речи. Что это такое и чем они различаются, расскажем в этой статье.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Какие бывают стили?

В зависимости от коммуникативной задачи, мы, создавая тексты, используем тот или иной стиль. Именно он определяет, какие лексические и синтаксические средства нам потребуются.

Поскольку выбор стиля зависит от функции, которую призван выполнить текст, стили называют функциональными. Обычно в современном русском языке выделяют следующие виды функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический и стиль художественной литературы (художественный).

Не все ученые полагают, что правомерно выделять художественный стиль, ведь в нем собраны черты всех стилей.

Определение и характеристика

Стили речи — это разновидности литературного языка, выделенные в соответствии с ролью (функцией), которую они выполняют в общении. Их используют в разных сферах общественной жизни — повседневных разговорах, научных работах, художественной литературе, публицистичных обращениях и так далее.

Каждый из функциональных стилей русского языка состоит как из нейтральных, так и из специфических выразительных средств. Их особенности зависят от таких факторов:

  • сфера общения — бытовая, политическая, профессиональная, общественная и другие;
  • цель — краткое и ёмкое донесение информации, пробуждение определённых эмоций, призыв к действию и мотивация, установление контакта и так далее;
  • способ — контактный, бесконтактный, массовый, личный.

Различия стилей проявляются на всех уровнях — от интонаций и постановки ударений до характера грамматических и синтаксических конструкций, орфоэпии, состава лексики. На практике они нередко смешиваются и взаимодействуют, особенно в устном общении. Неверное использование стилистических особенностей может создать двусмысленность или неверное толкование речи, из-за чего важно не допускать этого. Выделяются также подстили. Их применяют в специфических сферах текстов, в основном научных.

Стили применяются в разных жанрах. Под ними подразумеваются типы текстов — от художественного романа или поэмы до научного доклада, статьи, официального приказа, интервью. Каждый из них должен соответствовать определённым требованиям к средствам выражения и способу их организации.

Научный стиль

Научный стиль иногда называют “стилем энциклопедии”. Типичными жанрами для него являются:

  • научная статья;
  • монография;
  • диссертация;
  • научно-популярная статья;
  • лекция и т.д.

Этому стилю свойственно использование терминов, точность, следование определенной структуре рассуждения. Тексты в этом стиле содержат конкретные факты, цифры, цитаты, ссылки на другие научные труды.

Как и другие стили, научный имеет ряд подстилей, которым свойственны разные основные особенности. Так, научно-популярному тексту свойственна бОльшая свобода и занимательность, меньшее количество терминов. Адресаты текстов в научном стиле – ученые, студенты, школьники, люди, интересующиеся наукой. Цель – передача точных научных фактов, обучение.

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.

Официально-деловой стиль

Это “стиль документа”. Ему свойственна крайняя унифицированность языковых средств, большое количество языковых клише (стандартных формул), особая лексика – канцеляризмы.

В официально-деловом стиле канцеляризмы уместны как специфическая лексика (своего рода термины); но ни в одном другом стиле они не используются.

Адресат текста в этом стиле – официальное лицо, делопроизводитель. Цель – передача официальной фактической информации в сжатой форме. Жанры: заявление, докладная записка, рапорт и т.п.

Официальный, или деловой

Официальный стиль речи применяется в управленческой, административной, правовой и дипломатической сферах человеческой деятельности. Он используется в документах и договорах, законодательных постановлениях, деловых и некоторых специфических жанрах литературы, таких как автобиография. Выделяют 5 основных подстилей:

  • законодательный;
  • деловая переписка;
  • канцелярский;
  • дипломатический.

Стиль отличается от прочих тем, что его особенности и правила применения закреплены в официальных руководствах и ГОСТах с целью стандартизации и унификации. Потому он развивается медленно и мало подвержен изменениям вне зависимости от времени, местности, культурных и других особенностей населения. Отличительные черты стиля:

  • стандартизация;
  • формулировки, не оставляющие места для двусмысленности и неверного толкования;
  • лаконичность;
  • сочетание нейтральной, книжной и специальной лексики, использование профессиональной терминологии;
  • применение официальных речевых штампов;
  • присутствие архаизмов (устаревших слов), отсутствие сленга и неологизмов;
  • однозначность информации, подтверждаемая ссылками на её источники (статьи в кодексах, пункты договора и так далее);
  • изобилие отглагольных существительных (применение, подтверждение), используемых для сокращения объёма;
  • прямой порядок слов;
  • предложения со сложной грамматической конструкцией, использованием причастных и деепричастных оборотов;
  • большое количество перечислений, однородных членов предложения;
  • использование пассивных конструкций (принимается плата вместо принимает плату);
  • речь без какой-либо экспрессивности, эмоциональной или образной окраски;
  • повествовательный характер изложения;
  • обилие деталей и уточнений.

В разговорной речи деловой стиль применяется редко и при специфических обстоятельствах. Его можно встретить в судах, на дипломатических переговорах, в общении между предпринимателями и партнёрами по бизнесу. Правила официальной речи в устном общении менее строги, чем в письменных документах.

Разговорный стиль

В отличие от остальных стилей, тексты в разговорном стиле создаются в основном в устной форме, хотя возможны и в письменной (например, личные письма). Этот стиль предполагает свободу в выборе средств выражения (но это не значит, что разговорный стиль – это мат; речь идет о стиле литературного языка, а мат лежит за его пределами), упрощенный синтаксис, использование невербальных средств выразительности (жесты, интонация).

Адресат – собеседник. Важнейшая форма – диалог. Цель – эмоциональная передача информации обычно личного, а не всеобщего значения.

Функциональные стили речи. Общая характеристика

Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета которым древние греки писали на вощаных дощечках) – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка (функциональные стили речи), закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условии общения. Стилистика знакомит со стилистическойсистемой литературного языка на всех его уровнях и стилистической организацией правильной (с соблюдением норм литературного языка), точной, логичной и выразительной речи.

Стилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи.

В лингвистической стилистике существует два направления: стилистика языка и стилистика речи (функциональная стилистика). Стилистика языка исследует стилистическую структуру языка, описывает стилистические средства лексики, фразеологии и грамматики.

Функциональная стилистика изучает, прежде всего, различные виды речи, их обусловленность различными целями высказывания. М. Н. Кожина дает следующее определение: «Функциональная стилистика — это лингвистическая наука, изучающая особенности и закономерности функционирования языка в различных видах речи, соответствующих тем или иным сферам человеческой деятельности и общения, а также речевую структуру складывающихся при этом функциональных стилей и «нормы» отбора и сочетания в них языковых средств».

В своей основе стилистика должна быть последовательно функциональной. Она должна раскрывать связь разных видов речи с тематикой, целью высказывания, с условиями общения, адресатом речи, отношением автора к предмету речи. Важнейшей категорией стилистики являются функциональные стили — разновидности литературной речи (литературного языка), обслуживающие различные стороны общественной жизни. Стили — это разные способы использования языка при общении.

Каждый стиль речи характеризуется и своеобразием отбора языковых средств, и неповторимым сочетанием их друг с другом.

Таким образом, выделяется пять стилей русского литературного языка:

— разговорный;

— официально-деловой;

— научный;

— публицистический;

— художественный.

Разговорная речь служит для непосредственного обще­ния, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым во­просам. В ней часто используется разговорная и простореч­ная лексика. Для разговорного стиля характерны эмоцио­нальность, образность, конкретность, простота речи.

В разговорной речи эмоциональность высказывания, в отличие от художественной речи, не является результатом творческого труда, художественного мастерства. Она являет­ся живой реакцией на события, на поступки окружающих людей.

Непринуждённое общение обуславливает большую свобо­ду в выборе эмоциональных слов и выражений: шире упот­ребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, ахо­вый, недотёпа), жаргонные (предки — родители).

В разговорной речи часто используются слова с суффик­сами оценки, особенно уменьшительными: свечечка, свечка (нейтр. свеча), окошечко, окошко (нейтр. окно) и т.д.

Для разговорного стиля характерны простые предложе­ния, диалогическая форма речи, обращения. Содержание раз­говорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорному сти­лю присущи неполные предложения: в них находит выраже­ние лишь то, что дополняет реплики собеседника новой ин­формации, развивающей тему речи.

Пример разговорной речи: За месяц до отъезда из Моск­вы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной лов­ле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил всё своё хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки — нет рыбы.

Научный стиль — это стиль научных сообщений. Его жан­ры — научная статья, учебная литература.

Для научного стиля речи характерно употребление тер­минов и абстрактных слов; полностью исключена эмоцио­нальная лексика разговорного характера, фразеологизмы и т.д.; широкое использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий, преобладание родительного и именительного падежа имени, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.; употребление сложных предложе­ний, в том числе многокомпонентных, и др.

Главное назначение научного текста — описать явления, предметы, называть их и объяснять. Общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств (эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол и др.)? ши­рокое использование абстрактной лексики и терминов. На­пример: Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произ­растания (к климату, к почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хра­нения. (Г. Фетисов)

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законо­дательства, делопроизводства, административно-правовой дея­тельности). В рамках этого стиля оформляются различные документы: законы, приказы, постановления, характеристи­ки, протоколы, расписки, справки.

В официально-деловом стиле нет места проявлению ав­торской индивидуальности, поэтому главная его стилевая черта — официальность и точность. Для делового стиля ха­рактерна специальная лексика (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять реше­ние, считать недействительным, следует указать, следу­ет иметь в виду и т.д.).

Пример официально-делового стиля речи:

СИСТЕМНОЕ МЕНЮ

Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел].

Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt]. (В. Пасько)

Публицистический стиль — это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на об­щественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также вы­ступлений по радио, телевидению и т.д.

Основная задача — воздействие на слушателя или читате­ля с целью побудить его (их) к действию, размышлениям и т.д. Основная тематика — общественно-политические и мо­рально-этические проблемы.

В выступлениях на общественно-политические темы мно­го специфической лексики и фразеологизмов: общество, де­баты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, сто­ять на страже и т.д.

С целью воздействия на слушателя или читателя в публи­цистике широко используются слова и выражения, имею­щие положительно-оценочную (доблестный, замечательный и т.д.) и отрицательно-оценочную окрашенность (лживое че­ловеколюбие, молодчики, жёлтая пресса, и др.).

Публицистический стиль более свободен в выборе языко­вых средств, чем научный и деловой. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, худо­жественно-изобразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика; широко используются вопроси­тельные (часто риторические вопросы) и восклицательные предложения, обращения и другие приёмы.

Пример публицистического стиля речи:

Нужно ли говорить, что Россия богата природными ре­сурсами, запасами полезных ископаемых, — об этом знают все. Но настоящее её богатство — люди, их ум, знания и опыт. За пределами России давно поняли, в чём поистине неисчерпаемый источник наших богатств. По-прежнему многие молодые учёные стараются уехать на Запад. И при­чина этому — не всегда деньги. Часто нет нужного оборудо­вания в лабораториях, условий для работы. Как исправить положение? Прежде всего, надо научиться правильно оцени­вать знания — так, как это делают во всех развитых странах, (по В. А. Макарову)

Художественная речь — речь художественной литерату­ры (прозы и поэзии). Художественная речь, воздействуя на воображение и чувства читателей, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью.

Эмоциональность художественной речи значительно от­личается от эмоциональности разговорно-бытового и публи­цистического стилей прежде всего тем, что выполняет эсте­тическую функцию.

В художественную речь легко проникают элементы дру­гих стилей, если они необходимы для реализации опреде­лённых целей и задач, поэтому она отличается разнопланово­стью, стилистическим многоцветием. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местно­сти — диалектизмы и т.д.

Пример художественной речи:

«Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с зало­женными в карманы руками, дамы в шляпах. Вы здесь встре­тите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкно­венным и изумительным искусством под галстук, бакен­барды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной колле­гии…

Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, ника­кою кистью не изобразимые; усы, которым посвящена луч­шая половина жизнь, — предмет долгих бдений во время дня и ночи, усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы… Тысячи сортов шляпок, платьев, платков — пёстрых, лёгких, … — ослепят хоть кого на Невском про­спекте. (Н. Гоголь)

Публицистический стиль

Это “стиль газеты”. Он используется и в устной (ораторское выступление), и в письменной форме. Этому стилю свойственны тропы, игра слов, риторические фигуры, стремление к хлесткой, эффектной фразе. Адресат – любой человек; сообщение часто направлено на “целевую аудиторию” и подстроено под нее на лексическом и синтаксическом уровнях. Жанры: публицистическая статья, ораторская речь, выступление в ходе дискуссии и т.п. Цель – убедить в своей правоте.

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Художественный стиль

Это стиль художественной литературы. Скорее, это контаминация (соединение) стилей, так как для создания образа может потребоваться самый разный языковой материал. В художественном произведении могут быть и элементы, лежащие за пределами литературного языка: диалектизмы, жаргонизмы, ругательства и т.д.

Адресат – читатель. Жанры: роман, повесть, рассказ, драма, баллада и т.д. Цель – создание художественного образа. С этой целью обычно использованы тропы – изобразительные средства языка. Это метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.

Введение

Стилистическая организация речи — это система языковых элементов внутри литературного языка, характеризующаяся условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы разговариваем.

Существует пять стилей: четыре книжных стиля: научный, деловой, журналистский, художественный и разговорный. Каждый стиль характеризуется определенными языковыми средствами: Слова, их формы, сочетания слов, типы предложений, их принадлежность к разговорному или книжному стилю реализуются в сравнении с нейтральными средствами.

Языковые стили реализуются в определенных формах или типах текста, так называемых языковых жанрах. Языковые жанры — типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся определенным характером речевой деятельности и формой употребления речи. В принципе, каждый жанр языка принадлежит к определённому стилю языка, но существуют и пересекающиеся жанры, такие как: статья, эссе, сочинение.

Тест по теме

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Сколько функциональных стилей обычно выделяют в русском языке?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Marufjon Ganiev

    10/10

  • Никита Гаврилин

    8/10

  • Сергей Писаренко

    7/10

  • Андрей Романов

    7/10

Список литературы

  1. Греческий В.Ф. и другие. Справочник для уроков русского языка. Москва, Просвещение, 1968 — 201 с.
  2. Костомаров В.Г. Русский язык на странице газеты. Москва, 1971г. — 291 с.
  3. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. проф. В.И. Максимов. -Москва: Гардарикс, 2003. -413 с.
  4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / А.И. Дунаев, М.Я. Кожевников и др., ред. В.Д. Черняк. — М.: Выш. Шк.; С.-Пб.: Издательский дом Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2003 г. — 509 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]