Урок-викторина «Логопедическая мозаика»
Урок-викторина «Логопедическая мозаика»
Пояснительная записка.
С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, в нашей школе группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Эти дети не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений физического и психического развития, приводящих к социальной дезадаптации. Для них разработаны индивидуальные адаптированные программы.
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, де
тей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.
Поэтому, особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция происходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форма моей работы является ежемесячное проведение логопедических мероприятий. В течение года проводятся различные мероприятия для детей: конкурсы, викторины, развлекательные и логопедические праздники, тренинги, мастер – классы для родителей детей с ОВЗ, обучающихся на дому. Рассматривая различные источники информации, литературу, я пришла к выводу, что очень мало, где можно увидеть и услышать о проведении таких мероприятий и именно для детей с ОВЗ.
Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности. Помочь ребенку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки, можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной коррекционно — развивающей работы. В различных мероприятиях участвуют дети разного возраста с ОВЗ, посещающих занятия логопеда. Как правило, учащиеся, имеющие положительную динамику в развитии, имеют лучшие результаты. Это является высоким показателем логопедической коррекции. Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.
Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Данное мероприятие заключается в том, что викторина имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Материал в предлагаемом курсе имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, зрительного и слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, развитие лексико – грамматического строя речи, коррекция дисграфии и дислексии.
Логопедический праздник в форме викторины. За каждое выполненное задание или правильный ответ ребенок получает фишку. Участники, набравшие наибольшее количество фишек, будут награждены памятными подарками, остальные участники получат утешительные призы.
Викторина «Логопедическая мозаика»
.
Цель:
Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
Задачи:
- Коррекционно — образовательные:
- закрепить накопленный речевой материал на логопедических занятиях;
- уточнить, систематизировать и закрепить имеющиеся знания детей о слове, как о языковой единице, о его морфемном и звукобуквенном составе.
- повторить пространственно – временную последовательность действий и событий,
2. Коррекционно — развивающие:
- совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать способность к концентрации, распределению и переключению внимания, логического мышления;
- умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
- активизировать словарь и устную речь учащихся;
- коррекция дисграфии и дислексии.
3. Коррекционно — воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе и доброжелательное отношение друг к другу;
- соблюдать речевой этикет при общении, эмоционально устойчиво воспринимать победы и поражения, объективно оценивать свою работу и работу товарищей.
- прививать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование
:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- презентация к викторине
- фишки;
- индивидуальные карточки;
- призы
Ход занятия:
1.Организационный момент
Логопед:
Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг возьмемся за руки закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта, пусть она сопровождает нас все занятие.
Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все то, чему мы научились на логопедических занятиях . Для этого проведем викторину тема, которой будет «Логопедическая мозайка». Вас ждут интересные конкурсы и игры.
Слайд 1
1. Конкурс № 1«Хитрые вопросы». ( Таблица)
Описание
: Выбрать правильный ответ из предложенных. Каждому ученику предлагаются варианты ответов. После прослушивания вопроса ребята обводят правильный ответ. Затем называют его вслух.
Вопросы:
| Варианты ответов:
9. Июнь, январь, декабрь, сентябрь, май, февраль, август 10. 2, 3, 5 11 .Да, нет |
Оценка
. За каждый правильный ответ учащийся получает фишку.
Слайд 2
2.
Конкурс № 2 «Звуковая меморина»
Описание:
Каждый участник выходит по очереди к доске и находит слова, начинающиеся на одинаковый звук. Картинки со словами: забор, заяц, лампа, лук ,гранат, груша, морковь, мухомор , арка, арбуз, корона, кровать.
Можно использовать интерактивную игру из Мерсибо. Диск « Звуковой калейдоскоп».
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 3
3.Конкурс № 3«Буквы потерялись». ( Приложение 1)
Логопед:
Что случилось, что случилось, Не могу никак понять. Наши буквы потерялись Невозможно прочитать.
Описание:
Вставьте пропущенные гласные буквы в слова (рак, рыба, груша, краски, тигр, комар). Проводится работа по автоматизация звука «р» в словах.
Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают пропущенную гласную, если затрудняется прочитать слово можно воспользоваться подсказкой (открыть картинку).
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 4
4.
Конкурс № 4«Переставь букву»
Логопед:
Пока мы играли, к нам пришло письмо от Робота он просит нас помочь ему исправить ошибки
.
Описание:
Правильно ли робот написал слова? Переставь правильно буквы и прочитай слово. Слова со стечением согласных: затвра ( завтра), лекастрво ( лекарство), катрофель ( картофель), клунбика ( клубника), катра ( карта), виноргад ( виноград), ркыжовник( крыжовник),тирг ( тигр) .Ученики по очереди подходят к интерактивной доске.
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 5
5
. Конкурс № 5 «
Найдите слова.» ( Приложение 2 )
Описание:
Для более сильных учеников предлагаются карточки со словами.
(Смородина , хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, бабочка, буквари, платочки , камыши,
скрипка.)
Для остальных учеников вывешиваются на доске ( слайд) картинки со словами, на лексическую тему: «Школа». Каждому ученику предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова на заданную тему. Слова: ранец, мел, дока, урок ,книга .
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 6
6.
Конкурс № 6 «
Шифровальщики».(Приложение 3)
Описание:
Каждый участник получает слово на карточке и зашифровывает его цифрами по таблице.
Тема: «Школьные принадлежности». Слова: карандаш, ручка, линейка, тетрадь, учебник, пенал, дневник и т.д. в зависимости от количества участников.
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 7
7.
Конкурс №7
«Ребусы».
А теперь самое трудное задание отгадайте ребусы и вы узнаете, какие слова сегодня нам встречались в речи.( .Логопед предлагает ребусы, на карточках загаданы слова: :звук, буква, слова, мозайка.)
Описание
: На слайде появляются последовательно ребусы.
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Слайд 8
8.Конкурс№ 8 «Загадки лесовичка»
Описание
: Отгадать загадки, выбрать по картинке отгадку и произнести слово. Интерактивное пособие: « Ума палата»
- Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает.( барабан)
- Стальная голова, порубила все дрова.( топор)
- Висит на ветке колобок, висит его румяный бок! ( яблоко)
Участник первым отгадавшим загадку получает фишку.
Слайд 9
9.
Конкурс № 9 «
Закончи предложение»
Описание
: Задание выполняется с мячом. Каждый ученик ловит мяч и отвечает на вопрос, за правильный ответ получает фишку.
- Такой же пушистый, как…
- Такой же веселый, как…
- Такой же колючий, как…
- Такой же хитрый, как…
- Такой же смелый, как…
- Такой же добрый, как…
- Такой же шершавый, как…
- Такой же толстый, как…
- Такой же сильный, как…
- Такой же быстрый, как…
Слайд 10
10
.Конкурс № 10
«Исправь ошибки художника»
Описание
: Что не правильно нарисовал художник?
.(Приложение 4)
-Как должно быть правильно?
За каждый правильный ответ участник получает фишку.
Слайд 11
11.
Конкурс № 11
« Исправь ошибки в описание сказочных героев».
Описание:
Вспомнить сказки, показ сюжета из сказки.
- Колобок залез на дерево.
- Красная Шапочка сняла свою белую панамку.
- Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.
- Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.
- Карлсон надел пальто и полетел на крышу.
- Буратино достал из огня золотой ключик.
Каждый участник получает фишку за правильный ответ.
Подведение итогов.
Награждение участников.
Участники викторины подсчитывают фишки. Каждый получает приз.
Логопед
: Ребята, на этом наша викторина подошла к концу. Всего вам доброго! До свидания!
Приложение 1
Р | . | К |
Р | . | Б | . |
Г | Р | . | Ш | . |
К | Р | . | С | К | . |
Т | . | Г | Р |
К | . | М | . | Р |
Приложение 2
р | а | н | е | ц | п |
у | р | о | к | м | а |
ч | к | м | е | л | р |
к | н | и | г | а | т |
а | д | о | с | к | а |
Слова: ранец, книга, ручка,доска, мел, парт, урок.
Приложение 3
а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь | э | ю | я |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
- карандаш(12,1,18,1,15,5,26);
- ручка( 18,21,25,12,1);
- линейка (13,10,15,15,6,11,12,1);
- тетрадь (20,6,20,18,1,5,30)
- учебник (21,25,6,2,15,10,12);
- пенал (17,6,15,1,13);
- дневник (5,15,6,3,15,10,12)
Приложение 4
Загадки про женские профессии
Она делает прически, Подстригает челки. Фены, ножницы, расчески У нее на полке. (Ответ — Парикмахер)
***
У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивый. (Ответ — Парикмахер)
***
Приготовит мигом суп Малышам из разных групп, Ловко вылепит котлеты И нарежет винегреты. (Ответ — Повар)
***
Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Ответ — Повар)
***
Учит вежливости нас, Почитает вслух рассказ. Не учитель, не писатель. Это лучший … (Ответ — Воспитатель)
***
Слёзо-носо-вытиратель В группе вашей — … (Ответ — Воспитатель)
***
Всех учит буквы складывать, считать, Цветы растить и бабочек ловить, На всё смотреть и всё запоминать, За всё родное, родину любить. (Ответ — Воспитатель)
***
В детском садике обед, Повар пробу с блюд снимает. Но ведь мамы рядом нет, Кто ж на стол нам накрывает? (Ответ — Нянечка)
***
Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас от всех Болезней? (Ответ — Врач, доктор)
***
Сегодня, завтра и вчера Уколы ставит … (Ответ — Медсестра)
***
Мастерица на все руки Нам сошьет пиджак и брюки. Не закройщик, не ткачиха. Кто она, скажи? (Ответ — Портниха)
***
Знает всех состав лекарств, И подскажет, и продаст. (Ответ — Фармацевт)
***
У нее есть на прилавке Куклы, мячики, булавки, Обувь — справа, ткани — слева, Чашки — на витрине. Она словно королева В каждом магазине! (Ответ — Продавец)
***
Она товары продает, С ними чек всегда дает. (Ответ — Кассир)
***
Она в автобусе сидит И внимательно следит, Чтоб у всех билеты были, Чтоб купить их не забыли. (Ответ — Кондуктор)
***
Она в бескрайнем книжном море Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Помогает быстро нам! (Ответ — Библиотекарь)
***
Натянутый холст, Кисти, краски, треножник — Пишет с натуры картину … (Ответ — Художник)
***
Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет, Учит думать, размышлять, Как ее, ребята, звать? (Ответ — Учитель)
***
Мы учим детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать. (Ответ — Учитель)
***
Ее работа в самолете, Помогает нам в полете, Как воздушная принцесса, В форме лётной … (Ответ — Стюардесса)
***
Людей может понимать, И проблемы их решать. Успокоит и поддержит, Всем готова помогать. (Ответ — Психолог)
***
Для смешенья компонентов Она знает все проценты, Ловко делает лосьоны, Спрей, духи, одеколоны. (Ответ — Парфюмер)
***
Создает свои модели, Чтоб мы их потом надели, На любой создаст манер Платья, дама… (Ответ — Модельер)
***
Целый день сегодня шью. Я одела всю семью. Погоди немножко, кошка, — Будет и тебе одёжка. (Ответ — Швея, портниха)
***
Сделает вам макияж, Новый образ и визаж. (Ответ — Визажист)
***
Обновит лицо и тело, С помощью различных кремов. (Ответ — Косметолог)
***
Ее работа – дефиле, Показ одежды на себе. (Ответ — Манекенщица, модель)
***
Высока, стройна, как ель, В платье модном топ-… (Ответ — Модель)
***
Пачку, пуанты надела красиво, На сцену впорхнула легко … (Ответ — Балерина)
***
Рисую всегда всем мордашки, ресницы. Палитра моя – это разные лица Я им помогаю быстрей превратиться В злодея, в красавицу, в синюю птицу, Кем надо мгновенно, Предстанет актер, За сценой творит Над лицом так … (Ответ — Гример)
***
Она разводит розы, Тюльпаны и мимозы, Их сажает точно в ряд, Не работа — дивный сад! (Ответ — Цветовод)
***
Все бурёнки её знают, Всегда мычанием встречают И за её нелёгкий труд Всё молоко ей отдают. (Ответ — Доярка)
***
Это знают даже дети: Кто работает в газете? За пять минут испишет лист Эта дама .. (Ответ — Журналист)
***
Вот спортсменка на коньках Упражняется в прыжках. И сверкает лед искристо. Крутит сальхов … (Ответ — Фигуристка)
***
Она рассказывает внятно, Она экскурсии ведёт. Тут всем становится понятно, То, что она — … (Ответ — Экскурсовод)
***
В фирме прибыли считает, Всем зарплату начисляет. С калькулятором весь день И не знает слово «лень». (Ответ — Бухгалтер)